В целях регулирования социально-трудовых отношений и установления общих принципов регулирования, связанных с ними экономических отношений в муниципальном образовании "город Саянск" на 2023 - 2026 годы Администрация городского округа муниципального образования "город Саянск" (далее - Администрация города), Координационный совет профсоюзов (далее - Профсоюзы), Союз работодателей города (далее - Работодатели), далее совместно именуемые Стороны, заключили настоящее территориальное трехстороннее соглашение по регулированию социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в муниципальном образовании "город Саянск" на 2023 - 2026 годы (далее - Соглашение).
Соглашение является составной частью коллективно-договорного процесса в системе социального партнерства и служит основой для разработки и заключения отраслевых и территориальных соглашений, коллективных договоров в организациях города Саянска всех форм собственности.
1. Общие положения
1.1. Настоящее Соглашение заключено на основании Трудового кодекса Российской Федерации, Закона Иркутской области от 16 мая 2008 года N 15-оз "О территориальных трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений в Иркутской области.
1.2. Стороны ставят в числе приоритетных направлений Соглашения в предстоящий период обеспечение согласованных интересов работников, работодателей и органов местного самоуправления муниципального образования "город Саянск" по регулированию социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в вопросах социально-экономической политики, заработной платы и уровня жизни населения, развития рынка труда и содействия занятости населения, охраны труда работников организаций муниципального образования "город Саянск", экологической безопасности населения муниципального образования "город Саянск", развития социального партнерства и координации действий Сторон.
1.3. Стороны Соглашения взаимно обеспечивают возможность представителям Сторон принимать участие в рассмотрении вопросов, затрагивающих социально-трудовые интересы населения города и выработке по ним решений.
1.4. Стороны Соглашения при необходимости готовят предложения по проектам муниципальных правовых актов, администрация городского округа в пределах своей компетенции принимает их в установленном порядке, либо вносит на рассмотрение Думы городского округа.
2. Социально-экономическая политика
2.1. Стороны считают приоритетным направлением проведение социально-экономической политики в муниципальном образовании "город Саянск", направленной на повышение качества жизни населения, обеспечение социальных потребностей и комфортных условий проживания населения, роста благосостояния жителей города, развития предпринимательства.
2.2. Стороны:
2.2.1. Способствуют дальнейшему развитию всех отраслей экономики города Саянска за счет создания благоприятных условий для:
а) стабильного роста объема производимых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг организациями, осуществляемыми деятельность на территории района;
б) увеличения числа субъектов малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей;
в) повышения конкурентоспособности района в производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг;
2.2.2. Обеспечивают устойчивое функционирование инфраструктуры и систем жизнеобеспечения муниципального района.
2.2.3. Обеспечивают эффективное функционирование организаций бюджетной сферы, повышение качества предоставляемых муниципальных услуг.
2.2.4. Способствуют снижению численности населения района с денежными доходами ниже прожиточного минимума, приросту реальной заработной платы работников.
2.2.5. Способствуют дальнейшему развитию социально ориентированного бизнеса в районе.
2.3. Администрация:
2.3.1. Обеспечивает условия для участия городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в обсуждении выполнения программ, связанных с формированием устойчивого развития экономики и повышения качества и условий жизни населения города.
2.3.2. Содействует созданию благоприятного климата для привлечения инвестиций в город.
2.3.3. Формирует информационную базу инвестиционных проектов организаций города и содействует организациям в продвижении этих проектов.
2.3.4. Осуществляет меры по развитию предпринимательства, разрабатывает механизм реализации принятых муниципальных правовых актов для создания условий и дальнейшего развития малого и среднего бизнеса.
2.4. Администрация и работодатели:
2.4.1. Вносят предложения о заключении соглашений о социально-экономическом сотрудничестве между администрацией городского округа и организациями, осуществляющими свою деятельность на территории муниципального образования.
2.5. Работодатели и профсоюзы:
Один раз в год информируют работников о выполнении коллективных договоров.
2.5.1 Работодатели:
- Принимают меры по выпуску конкурентоспособной высокотехнологичной продукции, повышению спроса на нее на рынке.
- Разрабатывают и реализуют инвестиционные и инновационные проекты, программы развития организаций.
- Принимают меры по обеспечению устойчивого экономического роста организаций.
- Направляют соответствующим профсоюзам проекты локальных нормативных актов в сфере труда.
2.6. Профсоюзы:
- Изучают производственную и социально-экономическую ситуацию в организациях, анализируют и обобщают поступающие от членов профсоюза предложения по улучшению работы организаций и направляют их в органы управления организаций.
- Содействуют стабилизации работы организаций путем обсуждения вопросов производственной деятельности на профсоюзных собраниях и в профсоюзных органах.
- В установленном законодательством порядке представляют интересы работников при рассмотрении дел о банкротстве организаций в арбитражных судах.
- В установленном порядке принимают участие в подготовке предложений к проектам муниципальных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
- Принимают участие в разработке соглашений о социально-экономическом сотрудничестве между администрацией городского округа и организациями, участвуют в мониторинге их реализации.
3. Заработная плата и уровень жизни населения
3.1. Стороны:
3.1.1. Обеспечивают соблюдение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Иркутской области, муниципальных правовых актов по оплате и нормированию труда.
3.1.2. Принимают меры по легализации заработной платы работников.
3.1.3. Принимают меры по недопущению случаев неформальной занятости, подмены трудовых отношений гражданско-правовыми.
3.2. Администрация:
3.2.1. При подготовке муниципальных правовых актов об оплате труда работников муниципальных учреждений, находящихся в ведении муниципального образования, обеспечивает учет рекомендаций Российской и областной трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.
3.2.2. В пределах компетенции проводит работу с работодателями, допускающими задолженность по выплате заработной платы работникам, в соответствии с действующим законодательством.
3.3. Работодатели:
3.3.1. Организации всех форм собственности обеспечивают выплату месячной заработной платы работникам, полностью отработавшим норму рабочего времени и выполнившим нормы труда (трудовые обязанности), в размере не ниже минимального размера оплаты труда, увеличенного на районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате за работу в южных районах Иркутской области, начисляемые в размерах, определенных федеральным и областным законодательством.
3.3.2. Принимают меры по недопущению задержки выплаты заработной платы и (или) других выплат работникам, по погашению имеющейся задолженности.
В случае задержки выплаты заработной платы и (или) других выплат обеспечивают начисление и выплату денежной компенсации в соответствии с действующим законодательством.
3.3.3. Обеспечивают повышения уровня реального содержания заработной платы, включая индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
3.3.4. Обеспечивают выплату заработной платы не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором, не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
3.3.5. Сохраняют уровень заработной платы не ниже уровня, достигнутого за прошедший период при условии сохранения объемов производства.
3.4. Профсоюзы:
3.4.1. Рассматривают вопросы оплаты труда, своевременности ее выплаты и индексации, проводят проверки соблюдения работодателями законодательства об оплате труда.
3.4.2. Рассматривают обращения членов профсоюза по вопросам оплаты труда и принимают по ним соответствующие меры реагирования. Обращаются к работодателю, в органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, оказывают членам профсоюза необходимую правовую помощь, обеспечивают защиту трудовых прав членов профсоюза, в том числе в судебном порядке, добиваются выполнения коллективных договоров и соглашений по вопросам заработной платы.
3.5. Работодатели и профсоюзы:
3.5.1. Предусматривают в коллективных договорах предоставление неосвобожденным членам профсоюзных органов всех уровней времени для выполнения ими общественных обязанностей с сохранением среднего заработка.
3.5.2. В организациях, где минимальная заработная плата временно не достигает величины прожиточного минимума трудоспособного населения области, принимают совместные меры для ее повышения.
4. Содействие занятости населения и развитие рынка труда
4.1. Стороны:
4.1.1. Содействуют реализации государственной политики в сфере занятости населения посредством рассмотрения актуальных вопросов районной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в муниципальном районе (далее - комиссия).
4.1.2. Осуществляют взаимодействие с областным государственным казенным учреждением Центром занятости населения города Саянска по вопросам потребности работодателей в рабочей силе и трудоустройства выпускников образовательных учреждений.
4.1.3. Содействуют проведению мероприятий, направленных на развитие профессионального мастерства, распространение современных технологий профессионального развития.
4.1.4. Обеспечивают соблюдение запрета на ограничение трудовых прав и свобод граждан в зависимости от возраста.
4.2. Администрация и работодатели:
4.2.1. Принимают участие в организации общественных работ для незанятого населения, временных рабочих мест для безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
4.2.2. Содействуют обеспечению рабочими местами проживающих в г. Саянске выпускников ВУЗов, училищ и школ.
4.2.3. Осуществляют прогнозирование кадровых потребностей экономики и социальной сферы города.
4.3. Администрация:
4.3.1. Проводит мониторинг уровня регистрируемой безработицы в муниципальном образовании "город Саянск".
4.4. Работодатели и профсоюзы:
4.4.1. Включают в коллективные договоры и обеспечивают реализацию мероприятий по развитию персонала и обеспечению эффективной занятости населения (подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала; обеспечение условий работы для молодых специалистов; сохранение рабочих мест).
4.5. Работодатели:
4.5.1. Организуют работу для профессиональной подготовки, повышения квалификации и дополнительного образования работников.
4.5.2. Обеспечивают прохождение производственной практики для обучающихся и студентов, развивают институт наставничества.
4.5.3. В соответствии с законодательством своевременно информируют профсоюзные и иные органы о предстоящем высвобождении работников.
4.5.4. Привлечение иностранной рабочей силы осуществляют с учетом принципа приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест.
4.5.5. Своевременно информируют уполномоченные органы о наличии вакантных рабочих мест (должностей).
4.5.6. Информируют отраслевой профсоюз о реорганизации юридического лица не позднее чем за 3 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.
4.6. Профсоюзы:
4.6.1. В установленном порядке участвуют в работе комиссий, создаваемых в организациях в связи с их банкротством, ликвидацией, реорганизацией.
4.6.2. Осуществляют защиту трудовых прав работников и оказывают юридическую помощь членам профсоюза.
5. Охрана труда и экологическая безопасность
5.1. Стороны:
5.1.1. Содействуют реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда в пределах установленной компетенции.
5.1.2. Проводят анализ и оценку состояния условий и охраны труда, причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях, осуществляющих деятельность на территории города Саянска, выступают с инициативой по разработке, принятию и выполнению мероприятий, направленных на предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также на сокращение количества рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда.
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
5.1.1. Принимают меры по обеспечению привлечения средств Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в организациях, осуществляющих деятельность на территории района.
5.1.2. Принимают, с соблюдением требований трудового законодательства Российской Федерации, меры по введению дистанционной (удаленной) работы для работников в период режима функционирования повышенной готовности для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, согласно Указам, издаваемым Губернатором Иркутской области.
5.1.3. Принимают меры, направленные на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
5.2. Администрация:
5.2.1. Реализует государственную политику в области охраны труда, осуществляет управление охраной труда в пределах переданных государственных полномочий.
5.2.2. Осуществляет контроль за соблюдением законодательных и нормативных актов по охране труда, экологии.
5.2.3. Обеспечивает систематическую информацию для населения по охране труда, об экологической обстановке и мерах по их улучшению.
5.3. Работодатели и профсоюзы:
5.3.1. Обеспечивают включение в коллективные договоры норм о проведении мероприятий по улучшению условий и охраны труда.
5.3.2. Развивают институт уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда в организациях города. Предусматривают в коллективных договорах предоставление оплачиваемого рабочего времени уполномоченным профсоюзных комитетов по охране труда и членам совместных комитетов (комиссий) по охране труда для выполнения возложенных на них обязанностей по контролю за состоянием условий труда, определяют для них меры морального и материального поощрения.
5.4. Работодатели:
5.4.1. Осуществляют финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в порядке и в размерах, не ниже закрепленных действующим законодательством, отраслевыми соглашениями и коллективными договорами.
5.4.2. Проводят в установленном порядке специальную оценку условий труда.
5.4.3. Внедряют оборудование и технологические процессы, исключающие воздействие на работника неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса. Принимают меры по выводу из эксплуатации морально устаревшего и физически изношенного оборудования, угрожающего жизни и здоровью работающих.
5.4.4. Проводят за счет средств работодателя обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры и внеочередные медицинские обследования работников в соответствии с медицинскими рекомендациями, с сохранением за ними места работы и среднего заработка на время прохождения осмотров.
5.4.5. Организуют производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением профилактических мероприятий в целях обеспечения безопасных условий труда.
5.4.6. Выделяют средства на проведение профилактических прививок работников в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
5.4.7. За счет собственных средств создают (или арендуют) специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением работниками трудовых обязанностей.
5.4.8. Согласно действующему законодательству частично оплачивают профилактическое лечение работников, в том числе стоимость путевок на профилактическое санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами.
5.4.9. Обеспечивают страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, соблюдение гарантий и льгот работникам и членам их семей, установленных действующим законодательством, коллективными договорами, а также используют дополнительные виды страхования.
5.4.10. Проводят целенаправленную работу по созданию и укреплению действующих служб (отделов) по охране труда.
5.4.11. Обеспечивают прохождение обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
5.5. Администрация и работодатели:
5.5.1. Обеспечивают выполнение требований экологической безопасности, утилизацию и обезвреживание промышленных и бытовых отходов.
5.5.2. Обеспечивают организацию проведения общественных мероприятий по очистке, озеленению и восстановлению зеленых насаждений в пределах границ городского округа.
5.6. Профсоюзы:
5.6.1. Осуществляют общественный контроль за соблюдением работодателями прав и законных интересов работников в области охраны труда, вносят работодателям предложения об устранении выявленных нарушений, информируют об этом соответствующие государственные органы.
5.6.2. Добиваются включения в коллективные договоры мероприятий по охране труда.
5.6.3. Участвуют в создании совместных комитетов (комиссий) по охране труда в организациях города.
5.6.4. Принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве, защищают (в том числе в судебных органах) интересы работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональное заболевание.
5.6.5. В пределах установленной компетенции осуществляют профсоюзный контроль за состоянием охраны труда и окружающей природной среды.
5.6.6. Инициировать организацию обучения представителей профсоюзной организации и уполномоченных лиц по охране труда.
6. Развитие социального партнерства и координация действий Сторон
6.1. Стороны:
6.1.1. Организуют работу по дальнейшему развитию социального партнерства и совершенствованию его нормативно-правовой базы;
6.1.2. Содействуют заключению в установленном порядке отраслевых соглашений на территории района, коллективных договоров между работниками и работодателями, оказывают необходимую организационную и методическую помощь при подготовке проектов отраслевых соглашений, коллективных договоров.
6.1.3. Способствуют участию в рассмотрении на всех уровнях вопросов, включенных в настоящее Соглашение, включению по письменному требованию любой из Сторон настоящего Соглашения ее представителя в состав различных рабочих групп.
6.1.4. Принимают меры по предотвращению коллективных трудовых споров и участвуют в их разрешении в пределах установленной компетенции.
6.1.5. Размещают на официальных сайтах, официальных страницах социальных сетей материалы о практике социального партнерства.
6.2. Администрация:
6.2.1. В установленном порядке обеспечивает направление проектов нормативных правовых и иных актов органов местного самоуправления в сфере труда, а также документов и материалов, необходимых для их обсуждения, на рассмотрение сторонам социального партнерства городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
6.2.2. Обеспечивает в установленном порядке участие представителей профсоюзов и работодателей в работе коллегий, комиссий, рабочих групп при рассмотрении социально-трудовых вопросов.
6.2.3. При осуществлении регистрации коллективных договоров выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, а также в соответствующую государственную инспекцию труда.
6.3. Работодатели:
6.3.1. Обеспечивают соблюдение установленных прав и гарантий деятельности профсоюзных организаций, их выборных органов и профсоюзных работников в соответствии с действующим законодательством.
6.3.2. Направляют коллективный договор, соглашение в течение семи дней со дня подписания на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду.
6.3.3. Обеспечивают соблюдение законодательно установленных прав и гарантий профсоюзной деятельности, не препятствуют созданию и функционированию профсоюзов в организациях независимо от их организационно-правовых форм собственности, соблюдая следующее:
- невмешательство в их финансовую деятельность;
- соблюдение прав профсоюзов на уплату членских взносов в безналичной форме;
- перечисление добровольных платежей и членских взносов одновременно с выплатой заработной платы в организациях.
6.4. Профсоюзы:
6.4.1. Оказывают бесплатную юридическую помощь членам профсоюза по вопросам социального партнерства, урегулирования индивидуальных трудовых споров.
6.4.2. Информируют Стороны о готовящихся акциях протеста профсоюзов не позднее трех дней после принятия данного решения.
7. Заключительные положения
7.1. Стороны обязуются соблюдать достигнутые настоящим Соглашением договоренности, а также нести предусмотренную законодательством ответственность за невыполнение его положений.
7.2. В случае реорганизации Сторон настоящее Соглашение сохраняет действие на весь период, на который оно было заключено, ответственность за его выполнение возлагается на правопреемников в соответствии с действующим законодательством.
7.3. Контроль за исполнением настоящего Соглашения осуществляется в соответствии с законодательством Сторонами и комиссией.
7.4. Стороны представляют по взаимному запросу материалы, необходимые для исполнения настоящего Соглашения.
7.5. Стороны договорились о регулярном (не реже 1 раза в год) рассмотрении хода выполнения настоящего Соглашения на заседаниях комиссии.
7.6. Внесение изменений и дополнений в настоящее Соглашение возможно по соглашению Сторон.
7.7. Изменения в Соглашение вносятся в следующем порядке:
7.7.1. Сторона, проявившая инициативу по внесению изменений в Соглашение, направляет в территориальную трехстороннюю комиссию муниципального образования "город Саянск" по регулированию социально-трудовых отношений в письменной форме предложение о начале переговоров с перечнем конкретных изменений.
7.7.2. После получения соответствующего предложения коллективные переговоры Сторон должны быть начаты в течение одного месяца.
7.7.3. Изменение условий настоящего Соглашения осуществляется в форме дополнительного соглашения.
7.8. Соглашение составлено в трех экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.
7.9. Соглашение вступает в силу с 12 марта 2023 года и действует по 11 марта 2026 года.
От Администрации города: |
А.В. Ермаков |
От Работодателей: |
Т.В. Товпинец |
От профсоюзов: |
Л.В. Кузнецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Территориальное трехстороннее соглашение по регулированию социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в муниципальном образовании "город Саянск" на 2023 - 2026 годы от 10 марта 2023 г.
Вступает в силу с 12 марта 2023 г. и действует по 11 марта 2026 г.
Опубликование:
-