г. Краснодар |
|
09 июня 2015 г. |
Дело N А53-23405/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 июня 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованного лица - Управления ветеринарии Ростовской области (ИНН 6163055737, ОГРН 1026103175780) - Петченко И.В. (доверенность от 20.05.2015), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Ростовский колбасный завод - Тавр" (ИНН 6165079035, ОГРН 1026103730344), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ростовский колбасный завод - Тавр" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.12.2014 (судья Паутова Л.Н.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 (судьи Сурмалян Г.А., Смотрова Н.Н., Филимонова С.С.) по делу N А53-23405/2014, установил следующее.
ООО "Ростовский колбасный завод - Тавр" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительными постановлений Управления ветеринарии Ростовской области (далее - управление) от 20.06.2014 N 1 "О запрещении использования продукции по назначению, о ее утилизации или уничтожении" и 23.06.2014 N 2 "О запрещении использования продукции по назначению, о ее утилизации или уничтожении".
Решением от 03.12.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.02.2015, суд отказал в удовлетворении заявленных требований. Судебные инстанции указали, что часть шпика - шпик польского происхождения, запрещенного в обороте в связи с наличием вируса африканской чумы, контактировала с продукцией иных производителей, в том числе при их хранении на складе, что подтверждено документально и не оспаривается обществом, поэтому и остальная продукция может быть заражена данным вирусом (с учетом специфики способов и скорости распространения африканской чумы) и подлежит уничтожению. Общество не представило доказательства раздельного хранения продукции, страной происхождения которой является Польша, от имевшейся у него иной продукции.
В кассационной жалобе общество просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, управление не доказало, что шпик хребтовый свиной замороженный, соответствовавший групповой маркировке (паллетному листу) и товаросопроводительным документам и не имевший маркировку на брикетах "PL 30094203 WE" (Польша), являлся некачественным и опасным, а потому его уничтожение без проведения экспертизы неправомерно.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя управления, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в соответствии с договором поставки от 28.02.2014 N РКЗ-89/1402-м, заключенным обществом и ООО ПК ЭКО. СЕНЕЖ, обществу поставлен шпик свиной хребтовый замороженный в количестве 50 354,5 кг на сумму 12 639 667 рублей. В подтверждение оплаты товара общество представило платежные поручения от 05.06.2014 N 3102, от 28.05.2014 N 2958.
Поставленный шпик свиной замороженный расфасован в брикеты (блоки) весом 17 - 20 кг. Каждый брикет упакован в полиэтиленовую пленку, брикеты уложены на поддон (паллет) и обтянуты полиэтиленовой пленкой. На каждой паллете имелась групповая маркировка (паллетный лист) с указанием наименования отправителя - "Strelnikova, Grodhandels GmbH&Co KG" Австрия, наименование изготовителя - Сербия, 643 SZTR DURDEVIC, наименование товара - замороженный свиной хребтовой шпик, даты изготовления, срока годности, ветеринарного контрольного номера, температуры, веса брутто и нетто, страны происхождения - Сербия.
19 июня 2014 при освобождении товара от упаковочных материалов выявлена пересортица товара - внутри паллет обнаружены брикеты шпика бокового вместо заявленного шпика хребтового. ООО ПК ЭКО.СЕНЕЖ уведомлено о несоответствии товара и приглашены представители для установления качества поставленного шпика бокового.
20 июня 2014 года работниками общества совместно с представителями ООО ПК ЭКО.СЕНЕЖ при визуальном осмотре установили, что каждый паллет сопровождался паллетной маркировкой: шпик свиной хребтовый замороженный, изготовитель - Сербия, 643 SZTR DURDEVIC. Однако, при вскрытии паллетной упаковки (пленки) выявлены брикеты шпика бокового с маркировкой "PL 30094203WE" без даты выработки, не соответствующей сопроводительным документам на поставленные партии товара и позволяющей идентифицировать по маркировке иную страну происхождения этой части товара - Польша.
Письмом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзора Российской Федерации от 27.02.2014 N ФС-НВ-8/2972 введены временные ограничения на ввоз в Российскую Федерацию из Польши свиней, их генетического материала, свиноводческой продукции в связи с выявлением на территории Польши африканской чумы свиней. На официальном сайте Россельхознадзора www.fsvps.ru размещена информация о временных ограничениях на ввоз в Российскую Федерацию из Польши мяса и мясопродуктов, начиная с 27.02.2014.
О факте обнаружения шпика с маркировкой "PL 30094203WE" сообщено управлению.
20 июня 2014 года комиссия в составе сотрудников управления и общества составила акт о том, что 16.05.2014 и 26.05.2014 на 3-й хладокомбинат, расположенный по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Малиновского, 9/15, поступила партия шпика свиного хребтового замороженного в количестве 50 549 кг. Поставщик ООО ПК ЭКО.СЕНЕЖ, Московская область, Солнечногорский район, производства Сербия, маркировка RS выработки 12.2013-03.2014, по ветеринарным свидетельствам от 14.05.2014 Ф N 2 250 N 37162397 и от 22.05.2014 Ф N 2 250 N 39852254. При дефростации данного шпика свиного выявлены блоки товара производства Польша с маркировкой "PL 30094203WE", без даты выработки, в отношении которого управлением Россельхознадзора от 27.02.2014 N ФС-НВ-8/2972 введены временные ограничения на ввоз в Российскую Федерацию в связи с выявлением на территории Польши африканской чумы свиней.
Вышеуказанная партия шпика свиного замороженного запрещенная к использованию в производстве поставлена на ответственное хранение с 20.06.2014 до принятия решения государственной ветеринарной службой.
Управление постановлением от 20.06.2014 N 1 признало часть шпика (4351 кг) некачественным и опасным и предписало направить его на утилизацию на основании статьи 3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов". В соответствии с указанным постановлением шпик в количестве 4351 кг был передан на утилизацию и утилизирован в этот же день - 20.06.2014, что подтверждается актами выполненных работ ООО "Фарина".
21 июня 2014 года управление опломбировало камеру N 35, где хранилась оставшаяся часть партии шпика, поставленного ООО ПК ЭКО.СЕНЕЖ в количестве 34 591 кг. В отношении данной части шпика 23.06.2014 управление вынесло постановление N 2, которым шпик в количестве 34 591 кг также признан некачественным и опасным, предписано направить шпик на утилизацию в соответствии со статьей 3 Закона N 29-ФЗ. В соответствии с указанным постановлением шпик в количестве 34 951 кг направлен на утилизацию 14.07.2014 и утилизирован, что подтверждается актами выполненных работ от 24.06.2014 ООО "Фарина".
Не согласившись с постановлениями управления, общество обратилось с заявлением в Арбитражный суд.
Суды установили, что в спорном периоде действовали временные ограничения на ввоз в Российскую Федерацию из Польши свиней, свиноводческой продукции в связи с возникновением на территории Польши африканской чумы свиней.
Отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека регулирует Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ). В целях указанного Федерального закона используются, в том числе, такие понятия как продовольственное сырье, пищевые добавки.
Согласно части 2 статьи 3 Закона N 29-ФЗ не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые: не соответствуют требованиям нормативных документов; имеют явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов при проверке таких продуктов, материалов и изделий; не соответствуют представленной информации и в отношении которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации; не имеют установленных сроков годности (для пищевых продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков годности является обязательным) или сроки годности которых истекли; не имеют маркировки, содержащей сведения, предусмотренные законом или нормативными документами, либо в отношении которых не имеется такой информации. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
В целях охраны здоровья населения от некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, предотвращения их оборота на потребительском рынке Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 29.09.1997 N 1263 утвердило Положение о проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья и пищевых продуктов, их использовании или уничтожении (далее - Положение).
Согласно пункту 4 Положения пищевая продукция, в отношении которой владелец не может подтвердить ее происхождение, а также имеющая явные признаки недоброкачественности и представляющая в связи с этим непосредственную угрозу жизни и здоровью человека, подлежит утилизации или уничтожению без проведения экспертизы.
До утилизации или уничтожения такая продукция в присутствии представителя органа государственного надзора денатурируется ее владельцем любым технически доступным и надежным способом, исключающим возможность ее использования в пищу.
Установив, что в партии шпика свиного хребтового замороженного поставленного обществу ООО ПК ЭКО.СЕНЕЖ по договору от 28.02.2014N РКЗ-89/1402-м выявлены брикеты шпика бокового с маркировкой "PL 30094203WE" без даты выработки, не соответствующей сопроводительным документам на поставленные партии товара и позволяющей идентифицировать по маркировке иную страну происхождения этой части товара (Польша), в отношении которого временно введены ограничения на ввоз в Российскую Федерацию, в связи с возникновением на территории Польши африканской чумы свиней, суды сделали правильный вывод о правомерности принятых управлением постановлений о запрещении использования по назначению и утилизации всей партии продукции поставленной во исполнение указанного договора без проведения экспертизы.
На основании исследования представленных в материалы дела доказательств, суды обоснованно исходили из того, что часть товара (страна производитель Польша), запрещенного в обороте в связи с наличием вируса африканской чумы, контактировала с продукцией других производителей, в частности, при хранении на складе, которая может быть заражена данным вирусом, в связи с чем также подлежит уничтожению. Документально данный вывод общество не опровергло.
Суды обоснованно отклонили довод общества об отсутствии, в данном случае, у управления оснований для вынесения оспариваемых постановлений о запрещении использования по назначению и утилизации всей партии продукции без проведения экспертизы, указав, что общество не представило доказательства раздельного хранения продукции польского происхождения и иной продукции; акт подписан представителем общества без возражений и замечаний; общество приняло незамедлительные меры для уничтожений всей партии продукции.
Таким образом, вывод судов об отсутствии оснований для признания незаконными оспариваемых постановлений управления, является правильным.
Положенные в основу кассационной жалобы доводы являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, им дана надлежащая правовая оценка. Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, исследованных судебными инстанциями с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с положениями статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценка доказательств не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права при рассмотрении дела применены судебными инстанциями правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену решения и постановления апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 03.12.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2015 по делу N А53-23405/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.