г. Краснодар |
|
10 июня 2015 г. |
Дело N А53-14865/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 июня 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Савенко Л.И., судей Бабаевой О.В. и Чесняк Н.В., при участии в судебном заседании от ответчика - муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Городская больница N 1" (ИНН 6150015871, ОГРН 1026102215700) - Гарькуша Е.И. (доверенность от 01.06.2015), в отсутствие истца - Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ростовской области (ИНН 6164025975, ОГРН 1026103161028), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.01.2015 (судья Кривоносова О.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015 (судьи Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю., Сулименко О.А.) по делу N А53-14865/2014, установил следующее.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ростовской области (далее - фонд) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к муниципальному бюджетному учреждению здравоохранения "Городская больница N 1" (далее - учреждение) о взыскании 219 635 рублей 89 копеек задолженности, 21 963 рублей 59 копеек штрафа, 11 930 рублей 62 копеек пеней.
Решением суда от 12.01.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 19.03.2015, в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Судебные акты мотивированы тем, что учреждением не допущено нецелевого использования выделенных средств фонда.
В кассационной жалобе фонд просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда. В обоснование жалобы фонд указывает, что на 2012 год определен источник финансирования расходов по коммунальным услугам - средства местного бюджета. Оплата коммунальных услуг за счет средств, выделенных фондом, возможна только с 2013 года. Задолженность по договору энергоснабжения, действовавшему в течение 2012 года, должна быть погашена за счет средств местных бюджетов.
В судебном заседании представитель учреждения обосновал возражения по доводам жалобы.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Кодексом.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя учреждения, считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 14.03.2014 фондом по результатам плановой проверки целевого и рационального использования средств фонда обязательного медицинского страхования в отношении учреждения составлен акт. В акте указано следующее: в результате проверки выявлено нецелевое использование учреждением средств обязательного медицинского страхования, что выразилось в использовании средств фонда на оплату задолженности больницы за услуги по передаче электроэнергии, водоснабжения и канализации за 2012 год на основании решений Арбитражного суда Ростовской области от 07.06.2013 по делу N А53-36886/2012 и от 11.09.2013 по делу N А53-3130/2013, однако средства фонда на оплату электроэнергии, водоснабжения и канализации в 2012 году в состав тарифа не входили.
В связи с выявленными нарушениями фонд направил медицинскому учреждению требование от 26.03.2014 об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования в срок до 09.04.2014 путем перечисления на расчетный счет денежных средств, использованных не по назначению, в сумме 219 635 рублей 89 копеек за 2013 и 2014 годы, а также предъявил требования по уплате штрафов по строке "оплата задолженности за услуги по передаче электроэнергии за 2012 год" в 2013 году в сумме 12 999 рублей 51 копейки, по строке "оплата задолженности за услуги по передаче электроэнергии за 2012 год" в 2014 году в сумме 8964 рублей 08 копеек.
Неисполнение учреждением требований в добровольном порядке послужило основанием для обращения фонда с исковым заявлением.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29.11.2011 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ).
Согласно статье 3 Закона N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
В силу статьи 12 Закона N 326-ФЗ фонд является страховщиком по обязательному медицинскому страхованию в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования.
Территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования.
Территориальные фонды обязательного медицинского страхования созданы субъектами Российской Федерации для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территориях субъектов Российской Федерации.
В порядке статьи 11 указанного Закона территориальные фонды являются участниками обязательного медицинского страхования.
Территориальные фонды осуществляют полномочия страховщика в части установленных территориальными программами обязательного медицинского страхования дополнительных объемов страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также дополнительных оснований, перечней страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования (статья 13 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии со статьей 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет отдельные полномочия страховщика, в том числе осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями, проводит проверки и ревизии.
Согласно части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Согласно статье 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации в состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования относится к бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
В силу статьи 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
В порядке статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. По правилам статьи 65 названного Кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Суды изучили представленные доказательства и с учетом расходования денежных средств, выделенных на оплату коммунальных услуг, для их оплаты пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ввиду отсутствия нецелевого использования выделенных средств. Нецелевое использование бюджетных средств - это направление и использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. Денежные средства использованы по прямому назначению (оплата коммунальных платежей), поэтому суды правильно отказали в удовлетворении исковых требований.
Доводы заявителя жалобы о том, что на 2012 год определен конкретный источник финансирования расходов по коммунальным услугам - средства местного бюджета, и задолженность по договорам энергоснабжения и водоснабжения за 2012 год не может быть оплачена средствами, выделенные фондом, несостоятельны.
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отклонили ссылку фонда на то, что средства, полученные в 2013 году, могли быть использованы исключительно на исполнение текущих обязательств по оплате коммунальных услуг. То обстоятельство, что в 2012 году финансирование расходов на оплату коммунальных платежей осуществлялось из местного бюджета, не свидетельствует о нецелевом расходовании средств, поскольку средства фонда израсходованы на статью "Оплата коммунальных услуг", предусмотренную программой ОМС, на основании судебных актов, вступивших в законную силу в 2013 году. Суды также установили, что финансовая отчетность за 2013 и 2014 годы закрыта, превышения расходов на оплату коммунальных услуг не допущено, т. е. расходы произведены в пределах предоставленных фондом лимитов финансирования. Кроме того, по вышеуказанным делам суды взыскали задолженность с учреждения как со стороны договора энергоснабжения, а не с органов местного самоуправления. При таких обстоятельствах основания для отмены судебных актов отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, которая в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 12.01.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015 по делу N А53-14865/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.И. Савенко |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.