г. Краснодар |
|
09 июня 2015 г. |
Дело N А53-20808/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 3 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 9 июня 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калашниковой М.Г., судей Гиданкиной А.В. и Илюшникова С.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шевляковой И.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Дудникова А.С. (доверенность от 18.09.2014), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (ИНН 6163030500, ОГРН 1026103173172) - Опруженкова А.В. (доверенность от 03.02.2015), в отсутствие третьего лица - закрытого акционерного общества "Эмпилс", извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.12.2014 (судья Паутова Л.Н.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2015 (судьи Сулименко О.А., Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю.) по делу N А53-20808/2014, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлениями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - управление) о признании недействительным решения от 18.06.2014 и признании незаконным и отмене постановления о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 100 тыс. рублей штрафа.
Дела объединены в одно производство с присвоением номера N А53-20808/2014.
Решением от 17.12.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.02.2015, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты и отказать обществу в удовлетворении требований, полагая, что суды не в полном объеме установили все обстоятельства по делу; принятые решение и постановление нарушают единообразие судебной практики. По мнению подателя жалобы, неточная формулировка антимонопольным органом вменяемого обществу нарушения не могла являться основанием для признания решения управления недействительным.
Отзыв не поступил.
В судебном заседании представитель управления повторил доводы, изложенные в жалобе, представитель общества просил в удовлетворении жалобы отказать.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, общество и ЗАО "Эмпилс" заключили договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 20.09.2013 N 290/1.
23 сентября 2013 года ЗАО "Эмпилс", руководствуясь пунктом 10 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов в универсальных контейнерах, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 30, направило в адрес общества обращение, в котором просило рассмотреть возможность временного открытия станции Ростов-Западный по приему и отправлению крупнотоннажных универсальных контейнеров на подъездных путях ЗАО "Эмпилс" по параграфам 8Н, 10Н Тарифного руководства N 4 (книга 2 часть 1), утвержденного Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества.
15 ноября 2013 года комиссией в составе представителей ЗАО "Эмпилс" и общества проведено обследование железнодорожной инфраструктуры, контейнерной площадки и грузоподъемных механизмов ЗАО "Эмпилс", о чем составлен акт, который начальник Ростовского производственного участка Северо-Кавказской дирекции по управлению терминально-складским комплексом СПЦМ (филиала общества) не подписал.
ЗАО "Эмпилс" направило письмо от 23.01.2014, в котором просило рассмотреть возможность открыть станцию Ростов-Западный на постоянной основе для работы по параграфам 8Н, 10Н Тарифного руководства N 4 по приему и отправлению крупнотоннажных универсальных контейнеров на подъездных путях ЗАО "Эмпилс".
Общество направило ЗАО "Эмпилс" письмо от 03.02.2014, в котором указало на необходимость предоставления дополнительных документов. 7 февраля 2014 года ЗАО "Эмпилс" направило обществу 23 дополнительных документа.
10 февраля 2014 года ЗАО "Эмпилс" направило обществу письмо, в котором указало, что открытие станции на постоянной основе займет значительное время и просило дать распоряжение еще раз рассмотреть вопрос о временном согласовании проведения грузовых операций с универсальными контейнерами по параграфам 8Н и 10Н на собственных путях ЗАО "Эмпилс".
ЗАО "Эмпилс", ссылаясь на то, что общество неправомерно не рассмотрело в течение 30 дней его заявление, обратилось с жалобой в антимонопольный орган
Решением от 18.06.2014 управление признало общество нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции), указав на несоблюдение срока обращения к старшему вице-президенту общества, установленного распоряжением общества от 01.04.2008 N 655р "Порядок взаимодействия ОАО "РЖД" с Федеральным агентством железнодорожного транспорта по вопросам открытия и закрытия железнодорожных станций по Тарифному руководству N 4" (далее - Порядок), и прекратило рассмотрение дела в связи с добровольным устранением нарушения.
Управление составило протокол об административном правонарушении от 24.07.2014 и приняло постановление от 20.08.2014 о привлечении общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 100 тыс. рублей штрафа.
Не согласившись с решением и постановлением управления, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 14.06.2005 N 121 общество включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35%. Доля общества на рынке оказания услуг железнодорожных перевозок и услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования составляет более 65%.
В силу части 6 статьи 15 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" открытие железнодорожных станций для выполнения всех или некоторых операций, связанных с приемом и отправлением поездов, приемом, выдачей, погрузкой, выгрузкой, сортировкой, хранением грузов (в том числе в контейнерах), багажа и грузобагажа, осуществляется по решению федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта на основании предложений владельцев инфраструктур, которым принадлежат эти железнодорожные станции.
В соответствии с пунктом 5.3.4 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 397 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта" решение об открытии железнодорожных станций для выполнения всех или некоторых операций, на основании предложений владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, принимается Федеральным агентством железнодорожного транспорта.
Управление вменило обществу нарушение 30-дневного срока направления вице-президенту общества предложения об открытии станции, установленного пунктом 4.1 Порядка, указав, что общество, получив заявление от 23.01.2014, обязано направить заявление вице-президенту в срок до 22.02.2014, а направило 24.04.2014.
В данном случае квалификация управлением действий общества применительно к части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции дана безотносительно прямо упомянутых в ней действий (бездействия), без указания на тот или иной пункт части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поэтому антимонопольный орган обязан доказать, что поведение общества обусловлено именно злоупотреблением хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, результатом которого являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, и требует принятия мер антимонопольного контроля.
Суды обоснованно указали, что утвержденный обществом Порядок является локальным актом общества, действующим в его структурных подразделениях. Суды пришли к правильному выводу о том, что вменяя обществу нарушение срока, установленного локальным актом, управление не установило обстоятельства, свидетельствующие о злоупотреблении обществом доминирующим положением. Апелляционный суд правомерно отклонил довод управления о том, что злоупотребление доминирующим положением выразилось в бездействии общества и уклонении его от выполнения обязанностей, поскольку в оспариваемом решении соответствующее нарушение управлением не устанавливалось и обществу не вменялось. Кроме того, управление, указав на то, что заявление вице-президенту общества должно быть направлено в срок до 22.02.2014, не приняло во внимание последующую переписку общества и ЗАО "Эмпилс", из которой следует, что в письме от 23.01.2014 ЗАО "Эмпилс" просило открыть станцию на постоянной основе, затем 10.02.2014 просило дать распоряжение еще раз рассмотреть вопрос о временном согласовании проведения грузовых операций. Управление также не выясняло причины, по которым предложение об открытии станции направлено вице-президенту общества 24.04.2014, и не установило, что у общества имелась объективная возможность в более короткий срок рассмотреть заявление об открытии станции и направить предложение в соответствии с Порядком.
При таких обстоятельствах суды пришил к правильному выводу, что управление не доказало нарушение обществом части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Основания для изменения или отмены решения и постановления по доводам, изложенным в кассационной жалобе, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.12.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2015 по делу N А53-20808/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Калашникова |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.