г. Краснодар |
|
11 июня 2015 г. |
Дело N А61-3231/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июня 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Епифанова В.Е. и Сидоровой И.В. в отсутствие в судебном заседании представителей заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Елканова Феликса Руслановича (ИНН 151400286752, ОГРНИП 314151416800033), органа, осуществляющего публичные полномочия, - администрации местного самоуправления Ардонского района Республики Северная Осетия-Алания (ИНН 1506003030, ОГРН 1021500858697), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Елканова Феликса Руслановича на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 18.12.2014 (судья Джиоев З.П.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2015 (судьи Марченко О.В., Егорченко И.Н., Казакова Г.В.) по делу N А61-3231/2014, установил следующее.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Елканов Феликс Русланович (далее - глава хозяйства) обратился в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением к администрации местного самоуправления Ардонского района Республики Северная Осетия-Алания (далее - администрация) о признании незаконными бездействия, выразившегося в непринятии в четырнадцатидневный срок решения о предоставлении шести земельных участков в аренду на 49 лет, а также о понуждении администрации к принятию и выдаче (направлению) заявителю решения о предоставлении земельных участков в аренду на 49 лет.
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 18.12.2014, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2015, в удовлетворении заявления отказано по мотивам рассмотрения администрацией заявления главы хозяйства по существу и принятия ею решения об отказе в предоставлении земельных участков в аренду ввиду отсутствия обоснования их площади и доказательств относимости земельных участков к фонду перераспределения земель.
Глава хозяйства обжаловал судебные акты в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), настаивая на том, что фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином, им соблюден порядок подачи заявления, законодательством не предусмотрено предоставление заинтересованным лицом информации о наличии в его распоряжении соответствующих основному виду деятельности фермерского хозяйства сельскохозяйственной техники и инвентаря, а недоказанность нахождения земельных участков в фонде перераспределения земель не препятствует распоряжению ими.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела видно и судами установлено, что предприниматель обратился в администрацию с заявлениями от 05.07.2014 о предоставлении в аренду на сорок девять лет для производства сельскохозяйственной продукции земельных участков площадью 3704350+/-16841 кв. м с кадастровым номером 15:06:0020102:143, площадью 1919036+/-12122 кв. м с кадастровым номером 15:06:0020102:149, площадью 1622750+/-11147 кв. м с кадастровым номером 15:06:0020102:150, площадью 6070886+/-21560 кв. м с кадастровым номером 15:06:0020102:141, площадью 6700415+/-22649 кв. м с кадастровым номером 15:06:0020102:145, площадью 7487463+/-23943 кв. м с кадастровым номером 15:06:0020201:101, расположение которых определено относительного находящегося в их границах ориентира с адресными данными: Республика Северная Осетия-Алания, район Ардонский, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием для производства сельскохозяйственной продукции (далее - земельные участки). Указав в заявлении на свое единоличное членство в крестьянском (фермерском) хозяйстве, глава хозяйства приложил к заявлению копию свидетельства о государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства и кадастровые паспорта N 15/201/2014-73125, 15/201/2014-73132, 15/201/2014-73128, 15/201/2014-73126, 15/201/2014-73031, 15/201/2014-73127, из которых следует, что кадастровый учет земельных участков осуществлен 26.11.2010. Заявление с приложенными к нему документами поступили в администрацию 06.08.2014.
Полагая, что администраций незаконно бездействует в принятии решения о предоставлении земельных участков в аренду главе хозяйства, последний обратился в арбитражный суд.
Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Подпунктом 3 пункта 4 статьи 170 Кодекса допускается включение в мотивировочную часть судебного акта ссылок на постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившие силу постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики, а также на постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившие силу постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (статья 71 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Кодекса и данного в отношении них в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснения, для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо установление их несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие) (статья 65 и часть 5 статьи 200 Кодекса).
Частью 1 статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) определено, что гражданам, изъявившим желание осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в этих целях предоставляются в соответствии с Земельным кодексом и Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ).
В целях получения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, расширения такой деятельности главы фермерских хозяйств или зарегистрированные в качестве юридических лиц фермерские хозяйства подают в уполномоченный орган заявления, в которых должны быть указаны цель использования земельных участков (осуществление фермерским хозяйством его деятельности, расширение такой деятельности), испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду), условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно), срок аренды земельных участков, обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства), предполагаемое местоположение земельных участков (часть 1 статьи 12 Закона N 74-ФЗ). Критерии оценки размера испрашиваемого для осуществления деятельности фермерского хозяйства земельного участка (число членов хозяйства, виды его деятельности) предполагают наличие соответствующего обоснования (мотивирования, убедительного аргументирования).
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Кодекса представленные в дело доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о несоответствии поданного главой хозяйства заявления требованиям статьи 12 Закона N 74-ФЗ и отсутствии у администрации не только обязанности, но и законных оснований для принятия решения о передаче земельных участков в аренду заявителю. Суды сочли наличие у заявителя достаточных для обработки испрашиваемой площади сельскохозяйственных угодий денежных средств, опыта и навыков, трудовых и технических ресурсов недоказанным, планируемые виды экономической деятельности с учетом ведения хозяйства в индивидуальном порядке - необоснованными, а передачу в долгосрочную аренду земельных участков значительной площади только начинающему свою деятельность в индивидуальном порядке фермеру (глава хозяйства зарегистрирован в таком качестве 17.06.2014) для выращивания зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур - нецелесообразной. Названные выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Доводы кассационной жалобы о возможности создания фермерского хозяйства одним гражданином, соответствии заявления от 05.07.2014 положениям Закона N 74-ФЗ, в том числе в части обоснования размера испрашиваемых земельных участков, по существу, направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденные доказательствами. У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для такой переоценки доказательств, иное привело бы к нарушению единообразия в толковании и применении арбитражным судом процессуальных норм (постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.07.2012 N 17382/11).
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 18.12.2014 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2015 по делу N А61-3231/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Кодекса представленные в дело доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о несоответствии поданного главой хозяйства заявления требованиям статьи 12 Закона N 74-ФЗ и отсутствии у администрации не только обязанности, но и законных оснований для принятия решения о передаче земельных участков в аренду заявителю. Суды сочли наличие у заявителя достаточных для обработки испрашиваемой площади сельскохозяйственных угодий денежных средств, опыта и навыков, трудовых и технических ресурсов недоказанным, планируемые виды экономической деятельности с учетом ведения хозяйства в индивидуальном порядке - необоснованными, а передачу в долгосрочную аренду земельных участков значительной площади только начинающему свою деятельность в индивидуальном порядке фермеру (глава хозяйства зарегистрирован в таком качестве 17.06.2014) для выращивания зерновых, технических и прочих сельскохозяйственных культур - нецелесообразной. Названные выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Доводы кассационной жалобы о возможности создания фермерского хозяйства одним гражданином, соответствии заявления от 05.07.2014 положениям Закона N 74-ФЗ, в том числе в части обоснования размера испрашиваемых земельных участков, по существу, направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденные доказательствами. У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для такой переоценки доказательств, иное привело бы к нарушению единообразия в толковании и применении арбитражным судом процессуальных норм (постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 24.07.2012 N 17382/11)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 июня 2015 г. N Ф08-3312/15 по делу N А61-3231/2014