г. Краснодар |
|
16 июня 2015 г. |
Дело N А53-21493/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июня 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Айбатулина К.К. и Кухаря В.Ф., в отсутствие истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) и ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Курганнефтепродукт" (ИНН 6164296862, ОГРН 1106164001756), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Курганнефтепродукт" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.12.2014 (судья Корх С.Э.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2015 (судьи Баранова Ю.И., Еремина О.А., Пономарева И.В.) по делу N А53-21493/2014, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Курганнефтепродукт" (далее - общество) о взыскании 5 721 890 рублей 45 копеек платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования на промежуточных станциях.
Решением от 09.12.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.03.2015, иск удовлетворен. Судебные акты мотивированы доказанностью задержки вагонов на промежуточных станциях по причинам, зависящим от общества.
В кассационной жалобе обществопросит отменить судебные акты. Заявитель ссылается на то, что в спорный период ответчик соблюдал технологический срок оборота вагонов, что подтверждается памятками приемосдатчика. Занятость складских емкостей и, как следствие, фронта выгрузки истцом документально не подтверждена. Причиной остановки в пути следования 14 вагонов по железнодорожной накладной N ЭИ289459 (поезд 5800-063-5115) является неисправность вагона 50711191, который в дальнейшем был отцеплен. Остальные вагоны по непонятной причине были переведены в статус брошенных из-за неприема станцией назначения. В период задержки вагонов на промежуточных станциях фронт выгрузки общества позволял железной дороге принимать вагоны на станцию назначения и подавать на места выгрузки. В железнодорожных накладных по спорным отправкам в графе "отметки перевозчика" отсутствуют пояснения и примечания о брошенных вагонах в пути следования по вине грузополучателя. Оснований для задержки вагонов в пути следования и начисления по ведомостям подачи и уборки вагонов платы за пользование вагонами не было. В актах общей формы вина грузополучателя не установлена. Заявитель просил рассмотреть жалобу в его отсутствие.
В отзыве железная дорога отклонила доводы жалобы.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Как видно из материалов дела, 13.04.2009 железная дорога (перевозчик) и ОАО "Таганрогский судоремонтный завод" (владелец) заключили договор N 99/1 на эксплуатацию пути необщего пользования при станции Таганрог Северо-Кавказской железной дороги (далее - договор N 99/1).
15 декабря 2011 года железная дорога, общество и ОАО "Таганрогский судоремонтный завод" (далее - завод) заключили трехстороннее соглашение о порядке расчета за услуги, оказываемые обществом по подаче вагонов на железнодорожный путь необщего пользования завода при станции Таганрог Северо-Кавказской железной дороги.
По условиям соглашения ответчик осуществляет грузовые операции на путях необщего пользования завода с самостоятельным расчетом с перевозчиком за оказанные услуги. Перевозчик осуществляет подачу и уборку вагонов на подъездной путь владельца для ответчика на условиях договора N 99/1. Пунктом 5.4 соглашения установлено, что за время задержки вагонов, не принадлежащих перевозчику, в пути следования, в том числе на промежуточных станциях из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от контрагента, контрагент вносит перевозчику плату за время нахождения таких вагонов на путях общего пользования в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблице N 9 Тарифного руководства N 2.
Подпунктом "б" пункта 13 договора N 99/1 определены следующие технологические сроки оборота вагонов: для вагонов с мазутом - 5 часов, при необходимости разогрева в холодный период года - не более 8 часов.
В период с марта по апрель 2014 года в адрес ответчика на станцию назначения Таганрог следовали поезда с грузом (мазутом). Шестнадцать поездов были брошены в пути следования в связи с непринятием их станцией Таганрог по зависящей от грузополучателя (общества) причине - занятость фронтов выгрузки ранее прибывшими вагонами.
Материалами дела подтверждается и судами установлено, что поезда N 3502 (индекс 5800-063-5115), N 3502 (индекс 5800-074-5115), N 2670 (индекс 5800-041-5116), N 3501 (индекс 5800-039-5116), N 3504 (индекс 5800-043-5116), N 2668 (индекс 5800-040-5116), N 3501 (индекс 6361-302-5116), N 3519 (индекс 5800-042-5116), N 2668 (индекс 6528-931-5116), N 3505 (индекс 5878-001-5116), N 3512 (индекс 5800-044-5116), N 3501 (индекс 5800-0076-5115), N 3501 (индекс 5800-075-5115), N 3513 (индекс 5114-630-5115), N 3581 (индекс 5800-080-5115), N 3519 (индекс 5800-049-5116) с грузом (мазутом) задержаны на промежуточных станциях.
Остановка поездов на промежуточных станциях осуществлялась на основании телеграфных распоряжений о бросании поездов на промежуточных станциях. Ответчику направлялись извещения, задержка вагонов на промежуточных станциях оформлена актами общей формы, расчет платы за время задержки вагонов на промежуточных станциях произведен в ведомостях подачи и уборки вагонов.
В соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее - Устав), пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила), пунктом 5.4 соглашения за время нахождения вагонов в шестнадцати брошенных поездах на промежуточных станциях истцом начислена плата 5 721 890 рублей 45 копеек.
Неоплата обществом указанной суммы послужила основанием для обращения железной дороги в арбитражный суд с иском.
Согласно статье 785 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом). Аналогичные правила изложены в статье 25 Устава.
В соответствии со статьей 39 Устава за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами (статья 119 Устава).
В пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"" разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4.7 Правил и в соответствии со статьей 39 Устава за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов. Основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции. Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
Как установили судебные инстанции, ответчиком допущены задержки вагонов на путях общего пользования, что подтверждается представленными в материалы дела копиями дорожных ведомостей.
Согласно абзацу 2 пункта 4.7 Правил основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
В этой связи судебными инстанциями в качестве документов, удостоверяющих факт и продолжительность простоя вагонов на промежуточных станциях, приняты акты общей формы, составленные перевозчиком. Представленные акты общей формы подтверждают задержку вагонов на промежуточных станциях в связи невыполнением ответчиком технологических норм выгрузки. В данных актах перечислены номера вагонов, задержанных на промежуточных станциях, номера приказов на бросание и поднятие поезда, наименование груза, причина задержки, отражено время начала и окончания задержки, а также имеется запись о том, что ответчик от их подписания отказался, что подтверждено подписями двух представителей перевозчика.
Право перевозчика задерживать вагоны в пути следования предусмотрено пунктом 4.7 Правил, из которого следует, что задержка вагонов в пути следования, на промежуточных станциях осуществляется на основании распоряжения перевозчика о задержке вагонов, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, дата, время и причина задержки.
Суды обоснованно пришли к выводу о том, что начисление железной дорогой платы за время нахождения вагонов на промежуточных станциях является законным и обоснованным.
Доводы ответчика об отсутствии доказательств невыполнения обществом технологических норм выгрузки отклонены судами со ссылкой на подпункт "б" пункта 13 договора N 99/1. Истец представил в материалы дела памятки приемосдатчика, в которых отражены номера вагонов и время нахождения вагонов под грузовой операцией, в данное время включается период с момента передачи вагонов на выставочный путь и до момента получения перевозчиком уведомления о завершении грузовой операции. Дата уведомления о завершении грузовой операции подтверждается предоставленными в материалы дела уведомлениями, направляемыми ответчиком в момент завершения грузовой операции. Памятками приемосдатчика подтверждается, что в спорный период вагоны находились под грузовой операцией более предусмотренных договором 8 часов. Памятки приемосдатчика подписаны ответчиком, чем выражено согласие с временем нахождения вагонов под грузовой операцией, т.е. фактически ответчик подтвердил невыполнение им технологических норм.
Ссылка заявителя на иную причину остановки в пути следования вагонов по железнодорожной накладной N ЭИ289459 (поезд 5800-063-5115) получила надлежащую оценку и обоснованно отклонена судом апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы и направлены на переоценку доказательств, всесторонне и полно исследованных и оцененных судами. Переоценка доказательств не допускается в суде кассационной инстанции в силу норм главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.12.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2015 по делу N А53-21493/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Рыжков |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.