Рассмотрев годовой отчет Банка России за 2022 год, в соответствии со статьями 5 и 25 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:
1. Принять к сведению годовой отчет Банка России за 2022 год.
2. Рекомендовать Банку России:
1) проводить денежно-кредитную политику, направленную на обеспечение ценовой стабильности и возвращение российской экономики к сбалансированному и устойчивому экономическому росту, с учетом процесса адаптации российской экономики к сохраняющемуся санкционному давлению и необходимости ограничения рисков для финансовой стабильности;
2) при разработке основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации, иных стратегических документов Банка России, совершенствовании регулирования в сфере финансового рынка, развитии национальной платежной системы учитывать потребности структурной трансформации российской экономики в условиях длительного периода действия санкций, в том числе потребность в инвестициях в производственные мощности и импортозамещение, сбалансированный рост кредитования как физических лиц, так и юридических лиц, обеспечение эффективного функционирования финансового рынка и его участников;
3) принимать меры по обеспечению стабильности финансового рынка Российской Федерации, а также его устойчивого развития, недопущению накопления структурных дисбалансов на финансовом рынке, в том числе на ипотечном рынке и рынке потребительского кредитования;
4) в рамках мер по развитию конкурентной среды раскрывать в ежегодных отчетах показатели ее развития, в частности включать анализ конкурентной ситуации на страховом рынке по видам страхования, особенно в пострадавших от кризиса 2022 года сегментах указанного рынка;
5) раскрывать результаты реализации мероприятий в рамках Основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на 2023 год и период 2024 и 2025 годов как основного инструмента реализации Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации до 2030 года;
6) продолжать работу по повышению доступности финансовых услуг для субъектов малого и среднего предпринимательства и способствовать дальнейшему эффективному использованию всех инструментов поддержки сектора малого и среднего предпринимательства, росту инвестиционной активности в указанном секторе;
7) активизировать работу по внедрению в практику принципов стимулирующего риск-чувствительного банковского регулирования для проектов по обеспечению технологического суверенитета и структурной адаптации экономики на основе разработанных Правительством Российской Федерации критериев таких проектов;
8) продолжать работу по мониторингу устойчивости финансовых организаций с учетом готовности участников рынка принимать решения об отмене регуляторных послаблений, введенных в условиях действия санкционных ограничений;
9) продолжать повышать степень доступности банковских и иных финансовых услуг для населения и бизнеса в субъектах Российской Федерации;
10) способствовать развитию новых методов расчетов во внешнеторговой деятельности для обеспечения защиты от действия санкционных ограничений и обеспечения экономического суверенитета Российской Федерации, активизировать деятельность, связанную с трансформацией системы международных расчетов, расширением использования национальных валют;
11) продолжать развитие системы безналичных платежей, в том числе с применением платежных карт "Мир" и сервисов системы быстрых платежей, продвигать использование системы передачи финансовых сообщений Банка России (СПФС) в банках ключевых стран экспорта Российской Федерации, проводить работу по развитию сотрудничества с центральными (национальными) банками дружественных стран в целях взаимодействия национальных платежных систем;
12) в годовом отчете Банка России за 2023 год раскрыть результаты реализации мероприятий в рамках проекта цифрового рубля, разрабатывать меры, направленные на использование цифрового рубля для трансграничных операций;
13) продолжить внедрение практик устойчивого развития и способствовать созданию инфраструктуры устойчивого развития, в том числе в части расширения инструментария финансирования устойчивого развития;
14) продолжать активную работу по защите прав потребителей и предотвращению продаж гражданам одного финансового продукта под видом другого (мисселинга), в том числе путем внедрения новых методов контроля и надзора, развития поведенческого надзора, осуществления дистанционного контроля в постоянном режиме, развивать работу по выявлению и предотвращению мошеннических схем, особенно при обнаружении признаков участия недружественных стран, использовать для этого прогрессивные и высокотехнологичные методы надзора;
15) совершенствовать методы надзора, в том числе в областях высокого риска, продолжать внедрять методы контроля рисков информационной безопасности и операционной надежности, обеспечения технологического суверенитета;
16) продолжать работу по повышению финансовой грамотности населения, прежде всего лиц с невысокими доходами и лиц средней и старшей возрастной группы, в том числе по разъяснению правил финансовой безопасности и защиты от мошеннических схем, а также рисков, связанных с чрезмерным ростом долговой нагрузки;
17) противодействовать мошенническим практикам и инсайдерской торговле на финансовых рынках, активно проводить мероприятия по защите прав инвесторов и вкладчиков;
18) противодействовать организации финансовых пирамид посредством установления ограничений на возможность привлечения средств от неопределенного круга граждан.
3. Рекомендовать Банку России совместно с Правительством Российской Федерации:
1) продолжить мониторинг влияния санкционных ограничений на российскую экономику и при необходимости осуществлять оперативную разработку мер поддержки участников финансового рынка;
2) продолжить совершенствовать систему расчетов по внешнеторговым операциям, в том числе содействовать увеличению доли расчетов в национальных валютах стран - партнеров Российской Федерации;
3) продолжить работу по системной защите граждан от мошенничества и нелегальной деятельности в финансовой сфере, оперативной блокировке мошеннических ресурсов, в том числе в социальных сетях, и информированию населения о мошеннических схемах;
4) в целях повышения финансовой доступности в сельской местности, а также на отдаленных и малонаселенных территориях Российской Федерации проработать возможность внесения в Налоговый кодекс Российской Федерации изменений, предусматривающих применение патентной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями - банковскими платежными агентами, осуществляющими деятельность по принятию от физического лица наличных денежных средств и (или) выдаче физическому лицу наличных денежных средств в сельских населенных пунктах и городских поселениях;
5) содействовать повышению технологического суверенитета российского финансового рынка, анализировать потребности финансового сектора в отечественных ИТ-продуктах и технологиях, координировать работу по его переходу на отечественные решения;
6) продолжить работу по разработке предложений, направленных на регулирование особых банковских продуктов, обеспечивающих гарантированный доход по счетам и вкладам в банках малообеспеченным гражданам.
4. Рекомендовать Банку России совместно с Государственной Думой и Правительством Российской Федерации продолжить работу над проектами федеральных законов, предусматривающих:
1) внедрение цифрового рубля в гражданский оборот;
2) создание постоянно действующего механизма "кредитных каникул";
3) обеспечение беспрепятственного перемещения гражданами денежных средств между своими счетами (вкладами), открытыми в различных банках, на сумму до 1,4 миллиона рублей в месяц, повышение защищенности вкладчиков - физических лиц в части обеспечения для указанных лиц равных условий при заключении договоров банковского вклада, а также установление обязанности банков заблаговременно информировать граждан об истечении срока вклада;
4) совершенствование механизма противодействия хищению денежных средств граждан с использованием методов социальной инженерии;
5) установление ограничений на применение переменной процентной ставки по кредитам, предоставленным гражданам и микропредприятиям;
6) уточнение порядка расчета полной стоимости потребительского кредита (займа);
7) установление контроля за деятельностью платежных агентов;
8) установление ответственности за незаконный оборот цифровых финансовых активов, утилитарных цифровых прав и цифровой валюты;
9) совершенствование системы гарантирования нрав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению;
10) развитие системы жилищных сбережений, а также совершенствование мер поддержки кредитования граждан в целях покупки или строительства жилья;
11) оптимизацию регуляторной нагрузки на участников финансового рынка;
12) проведение эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания условий для осуществления деятельности по партнерскому финансированию;
13) внедрение механизма гарантирования страхования жизни;
14) совершенствование механизма рассмотрения Банком России и участниками финансового рынка обращений заявителей;
15) совершенствование регулирования вопросов совершения финансовых сделок с использованием финансовой платформы.
5. Направить настоящее Постановление в Правительство Российской Федерации, Банк России.
6. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Государственной Думы |
В.В. Володин |
Москва
20 апреля 2023 г.
N 3740-8 ГД
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 20 апреля 2023 г. N 3740-8 ГД "О годовом отчете Банка России за 2022 год"
Вступает в силу с 20 апреля 2023 г.
Опубликование:
Собрание законодательства Российской Федерации, 1 мая 2023 г. N 18 ст. 3256