Ратификация Конвенции об уголовной ответственности
за коррупцию потребует существенных корректив норм УК РФ
Мировое сообщество довольно давно пришло к выводу, что коррупции как распространенному социально-правовому негативному явлению можно успешно противодействовать только общими усилиями государств, их объединений, а также международных организаций. В этом состоит одно из важнейших положений уголовной политики в борьбе с коррупцией и составляющими ее коррупционными преступлениями. Причем данная политика разрабатывается и реализуется на национальном, региональном и глобальном уровнях.
Результатом подобной деятельности является то, что к настоящему времени разработан и принят ряд международно-правовых документов, образующих в совокупности серьезную договорную основу совместной борьбы с коррупцией. На мировом уровне - это Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности 2000 года (подписана Россией 12 декабря 2000 г., находится в стадии ратификации). Следует отметить, что коррупции и мерам борьбы с ней посвящены ст.8 и 9 Конвенции. В настоящее время рабочей группой, состоящей из представителей ряда государств, в развитие этих положений разрабатывается проект Конвенции ООН против коррупции.
На региональном уровне наибольший интерес для нас представляют европейские конвенции - об уголовной ответственности за коррупцию (подписана Россией 27 января 1999 г., находится в стадии ратификации) и о гражданско-правовой ответственности за коррупцию 1999 года (Россией не подписана). Модельное и научное значение для нашей страны и других стран Европы и Азии имеет Межамериканская конвенция против коррупции 1996 года, в которой достаточно подробно регламентированы многие вопросы борьбы с этим явлением. В рамках наиболее близкого для России Содружества Независимых Государств Межпарламентской Ассамблеей подготовлен и принят модельный закон "О борьбе с коррупцией" от 3 апреля 1999 г.
На национальном уровне также имеется ряд законов, посвященных борьбе с коррупцией (США, Великобритания, Италия, Франция, Украина и другие). В этих законах предусматривается широкий спектр правового, организационного, экономического и иного воздействия на коррупционные преступления и в целом на коррупцию. Напомню, что закон о борьбе с коррупцией в России до сих пор так и не принят.
Поскольку согласно ч.4 ст.15 Конституции РФ международные договоры признаются частью нашей правовой системы, в ожидании ее ратификации обратимся к содержанию подписанной Россией Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию и вытекающим из нее международным обязательствам. Следует отметить, что в Конвенции предусматривается четкая дифференциация мер, принимаемых на национальном уровне (разд.2, ст.2-23), и мероприятий по осуществлению международного сотрудничества государств в борьбе с коррупцией (разд.4, ст.25-36).
Так, на национальном уровне каждая Сторона - участница Конвенции обязуется принимать такие законодательные и иные меры, которые могут потребоваться для того, чтобы квалифицировать в качестве уголовных правонарушений в соответствии с ее внутренним правом следующие деяния: активный и пассивный подкуп национальных государственных должностных лиц, подкуп членов национальных государственных собраний, подкуп иностранных государственных должностных лиц, подкуп членов иностранных государственных собраний, активный и пассивный подкуп в частном секторе, подкуп должностных лиц международных организаций, подкуп членов международных парламентских собраний, подкуп судей и должностных лиц международных судов, использование служебного положения в корыстных целях, отмывание доходов от преступлений, связанных с коррупцией, действия или бездействие, касающиеся операций со счетами.
Помимо этого, в целях наиболее эффективной борьбы с перечисленными деяниями Стороны - участницы Конвенции обязуются внести соответствующие изменения в нормы внутреннего права, регламентирующие: соучастие в коррупции, уголовную юрисдикцию по таким делам, ответственность юридических лиц, санкции и иные меры воздействия, защиту сотрудничающих с правосудием лиц и свидетелей, меры по содействию сбору доказательств и конфискации доходов, специализацию органов и должностных лиц по борьбе с коррупцией, обеспечение сотрудничества правоохранительных органов внутри страны. Контроль за выполнением положений настоящей Конвенции возложен на Группу государств против коррупции (ГРЕКО).
На основании сравнения перечня названных мер, которые обязуются принять государства - участники Конвенции, и состояния действующего российского законодательства, предусматривающего некоторые меры борьбы с коррупцией, можно сделать вывод о том, что России после ратификации Конвенции предстоит значительная работа по внесению необходимых изменений и дополнений в уголовное и иное законодательство. При этом следует иметь в виду, что подобные меры, принятые во исполнение Федерального закона "О ратификации Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности" от 28 мая 2001 г. и связанные, в частности, с изменением редакции ст.174 и дополнением УК РФ ст.174, по оценке многих специалистов, оказались явно недостаточными и малорезультативными. Ситуация в этой сфере может быть оценена известным афоризмом: "А воз и ныне там".
Нынешнее положение в сфере борьбы с коррупцией в России характеризует и то, что до сих пор не принят федеральный закон, посвященный государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников, оказывающих содействие правосудию. Законодательно не дано определение коррупции, не установлен круг коррупционных преступлений и не предусмотрены конкретные правовые и организационные меры борьбы с ними. Поскольку в определенной степени эти вопросы содержатся в ранее разработанном законопроекте "О борьбе с коррупцией", было бы весьма целесообразно уже сейчас внести в данный документ коррективы, учитывающие положения Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию. В дальнейшем это поможет ускорить принятие подобного законопроекта и обеспечить своевременное внесение соответствующих изменений и дополнений в уголовное законодательство и законодательство иных отраслей права.
Относительно мероприятий, обеспечивающих международное сотрудничество государств в борьбе с коррупцией, Конвенция устанавливает общие меры и принципы в данной области, предусматривает взаимную помощь и выдачу (экстрадицию) по уголовным делам о коррупции, обмен информацией по инициативе Сторон, создание центрального органа для осуществления сотрудничества, порядок осуществления прямых контактов, получение информации о принимаемых по запросу мерах, а также о соотношении рассматриваемой Конвенции с другими конвенциями и соглашениями. Оговаривается и право любого государства в момент подписания или сдачи на хранение ратификационной грамоты или иного документа на заявление.
Достаточно подробное содержание Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию позволяет рассматривать ее как серьезную договорно-правовую основу для борьбы с коррупцией на национальном и международном региональном уровнях. Думается, что ее ратификация Россией послужит своеобразным катализатором, ускоряющим приведение законодательства в соответствие с целями и задачами борьбы с коррупцией. Уже сейчас можно сказать, что для реализации положений Конвенции благоприятные предпосылки создает часть пятая УПК РФ, содержащая нормы о международном сотрудничестве в сфере уголовного судопроизводства. Нормы же действующего УК РФ потребуют, на мой взгляд, основательной "инвентаризации" на предмет их достаточности и результативности в борьбе с коррупцией. Вместе с тем ошибочным было бы рассчитывать на решение проблемы коррупции одними уголовно-правовыми средствами. Нынешнее качественное состояние этого явления для успешной борьбы с ним требует комплекса мер политического, экономического, идеологического, правового и организационного характера как на национальном уровне, так и в международном сотрудничестве. Ратификация Россией посвященных коррупции конвенций и соответствующие изменения во внутреннем законодательстве являются частью данного комплекса.
В. Цепелев,
начальник кафедры Академии управления МВД России,
доктор юридических наук
"Российская юстиция", N 1, январь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ратификация Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию потребует существенных корректив норм УК РФ
Автор
В. Цепелев - начальник кафедры Академии управления МВД России, доктор юридических наук
"Российская юстиция", 2003, N 1, стр.43