г. Краснодар |
|
18 июня 2015 г. |
Дело N А32-36322/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Прокофьевой Т.В. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Марсель" (ИНН 2311114974, ОГРН 1092311000473) - Михайличенко С.В. (доверенность от 10.05.2014), от заинтересованного лица - Департамента транспорта Краснодарского края (ИНН 2308077190, ОГРН 1022301219940) - Прудникова Д.В. (доверенность от 11.03.2015), рассмотрев кассационную жалобу Департамента транспорта Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.02.2015 (судья Маркина Т.Г.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2015 (судьи Сулименко О.А., Гуденица Т.Г., Илюшин Р.Р.) по делу N А32-36322/2014, установил следующее.
ООО "Марсель" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту транспорта Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным приказа от 27.06.2014 N 312 об отказе в выдаче разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковым автомобилем на территории Краснодарского края на автомобиль "ВАЗ 21074", государственный номер О 446 ХТ 93, и обязании департамента выдать обществу разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым автомобилем на территории Краснодарского края на автомобиль "ВАЗ 21074", государственный номер О 446 ХТ 93.
Решением суда от 09.02.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 13.04.2015, требования общества удовлетворены.
Судебные акты мотивированы тем, что автомобиль "ВАЗ 21074", государственный номер О 446 ХТ 93, имеет сливочно-белый цвет, что не противоречит положениям Закона Краснодарского края от 27.03.2007 N 1217-КЗ "Об организации транспортного обслуживания населения легковыми такси в Краснодарском крае" (далее - Закон N 1217-КЗ).
В кассационной жалобе департамент просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что цвет транспортного средства "сливочно-белый" является комбинированным, не является белым или желтым, в связи с чем в выдаче разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковым автомобилем отказано правомерно. Департамент при выдаче таких разрешений руководствуется цветом, указанным в паспорте транспортного средства. Суд не принял во внимание изменения, внесенные Законом Краснодарского края от 03.10.2014 N 3023-КЗ "О внесении изменений в статьи 1 и 8 Закона Краснодарского края "Об организации транспортного обслуживания населения легковыми такси в Краснодарском крае"" (далее - Закон N 3023-КЗ). Не исследовался вопрос о наличии у общества по состоянию на 03.02.2015 правовых оснований для получения соответствующего разрешения. В письме департамента от 16.08.2012 N 60-4508/12-0307 содержится неофициальное толкование положений Закона N 1217-КЗ, в связи с чем оно не обладает признаками нормативно-правового акта и не подлежит применению.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что общество предоставило в департамент документы для получения разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Краснодарского края на автомобиль "ВАЗ 21074" (государственный номер О 446 ХТ 93).
Письмом от 27.06.2014 N 60-3916/14-03-16 департамент сообщил, что согласно представленным документам указанный автомобиль имеет сливочно-белый цвет на основании свидетельства о регистрации транспортного средства.
Указанное обстоятельство послужило основанием для издания приказа департамента от 27.06.2014 N 312 об отказе в выдаче разрешения по мотиву несоответствия автомобиля цвету, указанному в пункте 2.9.2 Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача, переоформление разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Краснодарского края".
Общество обжаловало приказ департамента в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси выдается на срок не менее пяти лет на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданного в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе.
Требование о соответствии легкового такси единой цветовой гамме кузова в случае установления такого требования законами субъектов Российской Федерации впервые предусмотрено подпунктом "в" пункта 1 части 16 статьи 9 Закона N 69-ФЗ в целях обеспечения безопасности пассажиров легкового такси и идентификации легковых такси по отношению к иным транспортным средствам. Данная норма вступила в силу с 01.01.2012, однако ее действие приостановлено до 31.12.2012 включительно.
Требование об определенной цветовой гамме такси (белого цвета) впервые установлено абзацем 3 подпункта "а" пункта 1 статьи 8 Закона N 1217-КЗ в редакции Закона Краснодарского края от 19.07.2011 N 2292-КЗ "Об организации транспортного обслуживания населения легковыми такси в Краснодарском крае", однако его вступление в силу также отложено до 01.07.2012, а в дальнейшем его действие приостановлено Законом Краснодарского края от 04.06.2012 N 2511-КЗ до 31.12.2012 включительно.
В 2013 году данная норма дополнена указанием на возможность использования такси желтой цветовой гаммы.
Подпунктом "в" пункта 1 части 16 статьи 9 Закона N 69-ФЗ и абзацем 3 подпункта "а" пункта 1 статьи 8 Закона N 1217-КЗ возложена обязанность соблюдения установленной цветовой гаммы всеми лицами, осуществляющими после 01.01.2013 деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, независимо от даты выдачи разрешения на осуществление такой деятельности.
Как следует из оспариваемого приказа департамента, основанием для отказа в выдаче обществу разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым автомобилем на территории Краснодарского края на автомобиль "ВАЗ 21074" (государственный номер О 446 ХТ 93) явился цвет транспортного средства, указанный в его паспорте ("сливочно-белый"), что, по мнению департамента, не является белым цветом в смысле, указанном в Законе N 1217-КЗ.
Удовлетворяя требования общества, судебные инстанции сослались на отсутствие на момент вынесения оспариваемого приказа определенного законом понятия цветовой гаммы, а также письмом департамента от 16.08.2012 N 60-4508/12-0307, которым сообщено о том, что белый цвет, оттенки белого цвета (кремовый, слоновая кость, магнолия, цвет морской раковины, цветовые переходы, которые имеют общие качества и сочетания (например, бело-желтый, бело-серый, сливочно-белый), представляют собой белую цветовую гамму.
Совокупность этих обстоятельств суд расценил как свидетельствующую о наличии у общества права осуществлять перевозочную деятельность на автомобиле бело-сливочного цвета.
Однако при этом судебные инстанции не учли следующее.
Письмо департамента от 16.08.2012 N 60-4508/12-0307 признакам, отвечающим нормативному акту, носящему обязательные для исполнения предписания, не обладает, в нем содержится лишь оценочное мнение о толковании положений Закона N 1217-КЗ. Осуществление правовой экспертизы арбитражно-процессуальным законодательством не предусмотрено, рассмотрение вопросов применения норм права к установленным судом обстоятельствам относится к полномочиям арбитражного суда, рассматривающего конкретное дело. Толкование указанного письма департамента как улучшающего положение общества не основано на нормах права в силу отсутствия в нем каких-либо выводов о привлечении общества к ответственности.
Суд указал, что введение понятие цветовой гаммы как цвета, нанесенного на наружные поверхности кузова (кабины) транспортного средства (за исключением комбинированных или многоцветных), указанного в свидетельстве о регистрации транспортного средства, введено Законом N 3023-КЗ после отказа обществу в выдаче разрешения.
Однако положения пункта 1 статьи 8 Закона N 1217-КЗ в редакции Закона Краснодарского края от 11.02.2013 N 2656-КЗ в числе требований, предъявляемых к легковым такси, цветом автомобиля, используемого в качестве легкового такси, однозначно и недвусмысленно указывали белую и желтую цветовую гамму. Ссылка на возможность применения при этом каких-либо оттенков в норме права отсутствует.
Возможность применения окраски транспортного средства в один из оттенков белого цвета, которым, по мнению судебных инстанций, является сливочный, законом не предусмотрена.
Кассационная инстанция также учитывает лексические значения слова "белый", содержащиеся в авторитетных толковых словарях.
Так, белый - бесцветный, чистый, незамаранный, незапятнанный (Толковый словарь русского языка, В.И. Даль, современная версия, Москва, ЭКСМО-Экспресс, 2002); белый - цвета снега или мела, светлый, в противоположность чему-либо более темному (Толковый словарь русского языка, Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю., Москва, 2003, Российская Академия наук, Институт русского языка им. В.В. Виноградова). Цветом является различное число колебаний световых волн данного источника света воспринимается нашим глазом в виде определенных ощущений, называемых цветовыми (Энциклопедический словарь, Брокгауз Ф.А. и Ефрон И.А., современная версия, Москва, ЭКСМО-2005). Следовательно, белый цвет характеризуется отсутствием при его восприятии ощущений какого-либо цвета (одного из семи основных) или других, более или менее сложных, он характеризуется отсутствием какого-либо цвета, производит впечатление, ничем не напоминающее впечатления от какого-либо собственно цветного тела (например, гипс, некоторые сорта бумаги и белила цинковые и свинцовые) (Интернет, ЭСБЕ/Белый цвет, Викитека, ссылка на Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона). Человек видит поверхность белой, если она полностью отражает (то есть поглощает и тут же испускает с той же интенсивностью) падающий на нее поток света, состоящего равномерно из излучения всех длин волн видимого спектра. Белый цвет имеет наивысшую яркость, оттенок - 0, обладает особенностью зрительно увеличивать пространство (Интернет, Белый цвет - Википедия).
Таким образом, характерными свойствами белого цвета являются способности полного отражения потока света, наивысшая степень яркости, зрительного увеличения пространства, позволяющих наиболее четко воспринимать из всех существующих цветов.
Названные особенности его зрительного восприятия человеком и послужили основанием для установления законодателем требования об окраске такси белым цветом и отсутствия при этом в норме права каких-либо его вариаций, с целью максимального восприятия человеческим зрением, зрительного увеличения движущегося автомобиля для повышения безопасности дорожного движения.
Кроме того, вступление в силу изменений, внесенных Законом N 69-ФЗ, откладывалось. При установлении новой обязанности по приведению цветовой гаммы такси в соответствие с предъявляемыми требованиями подпунктом "в" пункта 1 части 16 статьи 9 Закона N 69-ФЗ в целях обеспечения безопасности пассажиров легкового такси и идентификации легковых такси по отношению к иным транспортным средствам с 01.01.2012, ее исполнение приостанавливалось до 31.12.2012 включительно.
Требование об определенной цветовой гамме такси (белого цвета) впервые установлено абзацем 3 подпункта "а" пункта 1 статьи 8 Закона N 1217-КЗ в редакции Закона Краснодарского края от 19.07.2011 N 2292-КЗ "Об организации транспортного обслуживания населения легковыми такси в Краснодарском крае", однако его вступление в силу также отложено до 01.07.2012, а в дальнейшем его действие приостановлено Законом Краснодарского края от 04.06.2012 N 2511-КЗ до 31.12.2012 включительно.
Из имеющейся в материалах дела копии паспорта транспортного средства усматривается, что годом его выпуска является 2000 год, в связи с чем периодом, с которого обществу должно было стать известным о наличии у него новой обязанности по окраске транспортного средства в белый или желтый цвета или внесению соответствующих изменений в паспорт транспортного средства, составил не менее двух лет.
Кроме того, ссылаясь на пояснения представителя департамента о представлении обществом в департамент всех документов, установленных требованиям регионального законодательства (за исключением цвета автотранспортного средства), суд не учел, что, возлагая обязанность принять решение о выдаче обществу разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым автомобилем на территории Краснодарского края на автомобиль "ВАЗ 21074" (государственный номер О 446 ХТ 93) обязательному исследованию и оценке подлежали доказательства, свидетельствующие о наличии (отсутствии) у общества права на получение такого разрешения.
Мнение представителя в рассматриваемом случае носит предположительный характер, не исключает ошибку, является оценочным, в то время как проверка подлежащих обязательному представлению при получении разрешения (лицензии) документов осуществляется в том числе с целью соблюдения правил, направленных на соблюдение дорожной безопасности, и носить в связи со значительной общественной значимостью предположительный характер не может.
В материалах дела отсутствует в том числе подлежащий обязательному представлению при получении разрешения документ, подтверждающий право владения (пользования) автотранспортным средством. Не имеется в нем и доказательств уплаты сбора за выдачу разрешения.
Возлагая обязанность по выдаче испрашиваемого обществом разрешения, суд не выяснил, исполним ли такой судебный акт - находится ли на момент вынесения решения суда спорное транспортное средство в пользовании общества, сохраняет ли свое действие договор аренды, заключенный им с лицом, указанным в паспорте транспортного средства в качестве собственника автомобиля (Тыщенко И.Н.).
Кроме того, обязывая департамент выдать разрешение, суд фактически осуществил полномочия департамента, в компетенцию которого входит рассмотрение вопроса о выдаче спорного разрешения.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат отмене как основанные на неправильном применении норм права, а заявленное обществом требование - отклонению.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.02.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2015 по делу N А32-36322/2014 отменить.
В удовлетворении требования ООО "Марсель" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Т.В. Прокофьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.