город Ростов-на-Дону |
|
13 апреля 2015 г. |
дело N А32-36322/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 апреля 2015 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко О.А.,
судей Гуденица Т.Г., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковалевой В.Ю.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещенным образом,
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 11.03.2015 - Прудников Д.В., удостоверение,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента транспорта Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.02.2015 по делу N А32-36322/2014,
принятое судьей Маркиной Т.Г.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Марсель"
к заинтересованному лицу Департаменту транспорта Краснодарского края
о признании незаконным приказа от 27.06.2014 N 312
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Марсель" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту транспорта Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным приказа от 27.06.2014 N 312 об отказе в выдаче разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковым автомобилем на территории Краснодарского края на автомобиль ВАЗ 21074, государственный номер О 446 ХТ 93 и обязании департамента выдать обществу с ограниченной ответственностью "Марсель" разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым автомобилем на территории Краснодарского края на автомобиль ВАЗ 21074, государственный номер О 446 ХТ 93.
Заявленные требования мотивированы тем, что цвет автомобиля ВАЗ 21074, государственный номер О 446 ХТ 93 (сливочно-белый) соответствует требованиям краевого законодательства.
Решением Арбитражного суда (Краснодарского края, Ростовской области, Республики Адыгея) от 09.02.2015 заявленные требования удовлетворены. Суд указал, что согласно паспорту транспортного средства автомобиль ВАЗ 21074, государственный номер О 446 ХТ 93, имеет сливочно-белый цвет, что не противоречит положениям Закона N 1217-КЗ.
Департамент транспорта Краснодарского края обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы указывает на следующее. Цвет транспортного средства "сливочно-белый" является комбинированным, не является белым или желтым, в связи с чем в выдаче разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковым автомобилем отказано правомерно. В настоящий момент решение неисполнимо в связи с изменившимся законодательством Краснодарского края, детализировавшим требования к цвету автотранспортных средств.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просило оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В судебном заседании представитель департамента ссылался на доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить.
Общество в судебное заседание представителей не направило, о месте и времени заседания извещено надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "Марсель".
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя департамента, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество предоставило документы в департамент для получения разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Краснодарского края на автомобиль ВАЗ 21074, государственный номер О 446 ХТ 93.
Письмом о рассмотрении заявления от 27.06.2014 N 60-3916/14-03-16 департамент сообщил, что согласно представленным заявителем документам легковой автомобиль ВАЗ 21074, государственный номер О 446 ХТ 93, 2000 года выпуска, идентификационный номер (VIN) XTA 21074011390024, имеет сливочно-белый цвет на основании свидетельства о регистрации транспортного средства.
Приказом от 27.06.2014 N 312 департамент отказал в выдаче разрешения на указанный автомобиль, поскольку он не соответствовал требованиям пункта 2.9.2 Административного регламента предоставления государственной услуги "Выдача, переоформление разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Краснодарского края".
Считая данный приказ незаконным, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
С 06.05.2011 действует Федеральный закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулирующий, в том числе, вопросы деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 9 Закона N 69-ФЗ деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган). Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (далее - разрешение) выдается на срок не менее пяти лет на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданного в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе.
В силу подпункта 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
В соответствии с преамбулой Закона N 1217-КЗ "Об организации транспортного обслуживания населения легковыми такси в Краснодарском крае" данный закон упорядочивает отношения, связанные с организацией обслуживания населения легковыми такси в Краснодарском крае, и призван обеспечить здоровую конкуренцию среди перевозчиков на рынке транспортных услуг, оказываемых населению, повысить качество и безопасность перевозок пассажиров и багажа легковыми такси.
В силу пункта 9 части 1 статьи 2 Закона N 1217-КЗ уполномоченный орган в области организации транспортного обслуживания населения легковыми такси в пределах своей компетенции выдает разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси, приостанавливает либо аннулирует такое разрешение в случаях и порядке, установленных федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 2 Закона N 1217-КЗ уполномоченный орган в области организации транспортного обслуживания населения легковыми такси в пределах своей компетенции принимает меры по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и осуществляет контроль за выполнением требований, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 1217-КЗ (в действовавшей на момент вынесения оспариваемого приказа редакции) автомобиль, используемый в качестве таксомотора индивидуального пользования, должен быть белой или желтой цветовых гамм.
При отсутствии законодательного понятия "цветовая гамма" суд первой инстанции обоснованно руководствовался письмом от 16.08.2012 N 60-4508/12-0307 о рассмотрении обращения, согласно которому руководитель департамента Пугачев Д.Е. сообщил, что белый цвет, оттенки белого цвета (кремовый, слоновая кость, магнолия, цвет морской раковины, цветовые переходы, которые имеют общие качества и сочетания (например, бело-желтый, бело-серый, сливочно-белый) представляют собой белую цветовую гамму.
Согласно паспорту транспортного средства автомобиль ВАЗ 21074, государственный номер О 446 ХТ 93 имеет сливочно-белый цвет, что не противоречит положениям Закона N 1217-КЗ.
Таким образом, суд правомерно признал незаконным отказ департамента в выдаче разрешения.
Исходя из содержания статей 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд проверяет оспариваемый ненормативный акт на соответствие действующему на момент его принятия законодательству. Вносимые изменения в текст законодательства, в том числе, изменение требований к легковым такси, допускаемым к перевозке пассажиров, не влияют на оценку ненормативного акта.
Департамент ссылается на ныне действующую редакцию Закона N 1217-КЗ, согласно которой в Закон введено понятие цветовой гаммы: "цветовая гамма - цвет, нанесенный на наружные поверхности кузова (кабины) транспортного средства (за исключением комбинированных или многоцветных), указанный в свидетельстве о регистрации транспортного средства.
Указанный довод был заявлен суду первой инстанции и правомерно им отклонен.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На этом основании суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя. При этом с учетом требований пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд обоснованно возложил на уполномоченный орган обязанность принять решение о выдаче обществу с ограниченной ответственностью "Марсель" разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым автомобилем на территории Краснодарского края на автомобиль ВАЗ 21074 государственный номер О 446 ХТ 93.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель департамента подтвердил подачу предпринимателем полного пакета документов, соответствующего требованиям регионального законодательства, за исключением цвета автотранспортного средства.
Апелляционный суд также учитывает сложившуюся практику рассмотрения заявлений департамента об аннулировании разрешений на перевозку пассажиров и багажа легковым автомобилем, которая исходит из отсутствия оснований для применения правила обратной силы правовых норм, ухудшающих положение субъекта предпринимательской деятельности (дела N N А32-4620/2014, А32-43418/2013 и др.).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.02.2015 по делу N А32-36322/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-36322/2014
Истец: ООО "МАРСЕЛЬ"
Ответчик: Департамент транспорта Краснодарского края
Третье лицо: Департамент транспорта КК