Постановление Администрации муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области от 20 апреля 2023 г. N 361
"Об утверждении порядка возмещения части затрат, связанных с осуществлением деятельности социально ориентированных объектов розничной торговли лекарственными средствами (социальная аптека)"
В соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 N 1492 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Уставом муниципального образования "Макаровский городской округ", муниципальной программой "Развитие торговли в муниципальном образовании "Макаровский городской округ", утвержденной постановлением администрации муниципального образования "Макаровский городской округ" от 02.12.2016 N 956, администрация муниципального образования "Макаровский городской округ"
постановляет:
1. Утвердить Порядок возмещения части затрат, связанных с осуществлением деятельности социально ориентированных объектов розничной торговли лекарственными средствами (социальная аптека) (прилагается).
2. Признать утратившим силу постановления администрации муниципального образования "Макаровский городской округ" от 10.10.2018 N 786, от 18.02.2020 N 117.
3. Настоящее постановление опубликовать в газете "Новая газета" и разместить на официальном сайте муниципального образования "Макаровский городской округ".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.
Мэр муниципального образования |
С.А. Фертиков |
Утвержден
постановлением администрации
муниципального образования
"Макаровский городской округ"
от 20.04.2023 N 361
Порядок
возмещения части затрат, связанных с осуществлением деятельности социально ориентированных объектов розничной торговли лекарственными средствами (социальная аптека)
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в целях реализации муниципальной программы "Развитие торговли в муниципальном образовании "Макаровский городской округ", утвержденной постановлением администрации муниципального образования "Макаровский городской округ" от 02.12.2016 N 956, и регулирует предоставление субсидий на возмещение затрат, связанных с осуществлением деятельности социально ориентированных объектов розничной торговли лекарственными средствами (социальная аптека) (далее - Субсидии), за счет средств бюджета муниципального образования "Макаровский городской округ" на соответствующий финансовый год.
1.2. Понятия, используемые для целей настоящего порядка:
1) субъекты торговой деятельности - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";
2) торговая деятельность (далее также - торговля) - вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров;
3) розничная торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
4) приоритетная группа получателей субсидии - юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю лекарственными средствами с минимальной торговой наценкой - 30% при наличии свидетельства о присвоении объекту розничной торговли, расположенному на территории муниципального образования "Макаровский городской округ" статуса "Социальная аптека";
5) отчетный год - год получения субсидии;
6) уполномоченный орган - отдел экономики администрации муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области.
1.3. Цель предоставления субсидии - возмещение части затрат, связанных с осуществлением деятельности социально ориентированных объектов розничной торговли лекарственными средствами (социальная аптека) (далее - Субсидии) на основании документально подтвержденных затрат субъекта:
- аренда нежилого помещения, используемого Субъектом для целей ведения предпринимательской деятельности;
- оплата электрической энергии, потребленной в нежилом помещении, используемом собственником нежилого помещения для целей ведения предпринимательской деятельности;
- оплата за отопление нежилого помещения, используемого собственником нежилого помещения для целей ведения предпринимательской деятельности.
1.4. Администрация муниципального образования "Макаровский городской округ"
Сахалинской области является главным распорядителем средств бюджета муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области, осуществляющим предоставление субсидии в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке на предоставление субсидий.
1.5. Категорию получателей субсидии составляют субъекты, соответствующие одновременно следующим критериям:
- имеющим статус социальной аптеки;
- зарегистрированные в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Сахалинской области, осуществляющие деятельность на территории муниципального образования "Макаровский городской округ";
- хозяйствующие субъекты, осуществляющие свою деятельность не по месту своей государственной регистрации, вправе подать заявки на получение субсидии в уполномоченный орган местного самоуправления Сахалинской области по месту осуществления своей деятельности при условии, что данные хозяйствующие субъекты встали на учет в межрайонной инспекции федеральной налоговой службы по Сахалинской области по месту осуществления своей деятельности, что подтверждается уведомлением о постановке на учет в налоговом органе;
- осуществляющие деятельность согласно "Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности", утвержденному приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, по коду вида экономической деятельности 47 "Торговля розничная, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами", включая подклассы, группы и подгруппы, при этом данный код должен быть основным;
- выплачивающие заработную плату работникам не ниже размера, установленного законодательством Российской Федерации (для заявителей, имеющих наемных работников);
- не являющиеся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;
- не являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
- не осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
- не являющиеся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
- не осуществляющие производство и (или) реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
- в отношении которых отсутствует постановление по делу об административном правонарушении, предусматривающее административное приостановление деятельности в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствуют ограничения на осуществление хозяйственной деятельности;
- с момента признания субъекта малого и среднего предпринимательства допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло более чем три года;
- открывшим расчетный счет в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях.
1.6. Субсидия предоставляется хозяйствующим субъектам на возмещение части затрат, связанных с осуществлением деятельности социально ориентированных объектов розничной торговли лекарственными средствами (социальная аптека).
1.7. Порядок проведения отбора субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты, получатели субсидии) осуществляется на конкурсной основе.
1.8. Сведения о субсидии размещаются на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" при формировании проекта решения о бюджете (проекта решения о внесении изменений в решение о бюджете).
2. Порядок проведения отбора получателей субсидий для предоставления субсидий
2.1. Отбор осуществляется на конкурсной основе исходя из наилучших условий достижения целей (результатов) предоставления субсидий.
2.2. До проведения конкурсного отбора для предоставления субсидии публикуется в газете "Новая газета" и размещается на едином портале и официальном сайте администрации муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://makarov.sakhalin.gov.ru) информация о начале приема администрацией муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области конкурсных заявок от субъектов (далее - информационное сообщение). Указанное информационное сообщение должно быть опубликовано не позднее, чем за 30 дней до даты проведения конкурсного отбора и не ранее чем за 6 дней до даты начала приема конкурсных заявок. Информационное сообщение должно содержать сведения:
- сроки проведения отбора (даты и времени начала (окончания) подачи (приема) предложений (заявок) участников отбора), которые не могут быть меньше 30 календарных дней, следующих за днем размещения объявления о проведении отбора, а также информацию о возможности проведения нескольких этапов отбора с указанием сроков (порядка) их проведения (при необходимости);
- наименования, места нахождения, почтового адреса, адреса электронной почты главного распорядителя как получателя бюджетных средств или иной организации, проводящей в соответствии с правовым актом отбор (в случае, если это предусмотрено правовым актом);
- результаты предоставления субсидии;
- доменного имени, и (или) сетевого адреса, и (или) указателей страниц сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором обеспечивается проведение отбора;
- требования к субъектам и перечня документов, представляемых субъектами для подтверждения их соответствия указанным требованиям;
- порядок подачи конкурсных заявок субъектами и требования, предъявляемые к форме и содержанию конкурсных заявок, подаваемых субъектами;
- порядок отзыва конкурсных заявок субъектов, порядок возврата конкурсных заявок субъектов, определяющий, в том числе основания для возврата конкурсных заявок субъектов, порядок внесения изменений в конкурсные заявки субъектов;
- правила рассмотрения и оценки конкурсных заявок субъектов;
- порядок предоставления субъектам разъяснений положений объявления о проведении отбора, дате начала и окончания срока такого предоставления;
- срок, в течение которого победитель (победители) отбора должен подписать соглашение (договор) о предоставлении субсидии (далее - соглашение) (в случае предоставления субсидий на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, а также в случае, если правовым актом, регулирующим предоставление субсидий на возмещение недополученных доходов и (или) возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, предусмотрено заключение соглашения);
- условия признания победителя (победителей) отбора уклонившимся от заключения соглашения;
- дату размещения результатов отбора на пунктом 26(2) Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2017 г. N 1496 "О мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета", в случае предоставления субсидий из федерального бюджета, а также из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), если источником финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) по предоставлению указанных субсидий являются межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации.
2.3. На дату подачи конкурсной заявки:
1) субъекты - юридические лица не должны находиться в процессе реорганизации (за исключением реорганизации в форме присоединения к юридическому лицу, являющемуся участником отбора, другого юридического лица), ликвидации, в отношении их не введена процедура банкротства, деятельность не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а субъекты - индивидуальные предприниматели не должны прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;
2) субъекты не должны иметь неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
3) у субъекты должна отсутствовать просроченная задолженность по возврату в бюджет муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед бюджетом муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области;
4) в реестре дисквалифицированных лиц должны отсутствовать сведения о дисквалифицированных руководителе, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа, или главном бухгалтере участника отбора, являющегося юридическим лицом, об индивидуальном предпринимателе и о физическом лице - производителе товаров, работ, услуг, являющихся участниками отбора.
5) субъекты не должны являться иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;
6) субъекты не должны получать средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом, на основании иных нормативных правовых актов или муниципальных правовых актов на цели, указанные в пункте 1.3 настоящего порядка.
2.4. Конкурсная заявка подается по форме согласно приложению N 1, приложению N 2, к настоящему порядку, которая включает, в том числе согласие на публикацию (размещение) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации о субъекте, о подаваемой субъектом конкурсной заявке, иной информации о субъекте, связанной с соответствующим отбором, а также согласие на обработку персональных данных (для физического лица).
2.5. Каждый субъект имеет право представить на отбор не более одной конкурсной заявки, а также получить субсидию не более одного раза.
Каждая конкурсная заявка, поступившая в срок, указанный в информационном сообщении, регистрируется специалистом уполномоченного органа в журнале регистрации заявок на участие в конкурсах.
2.5.1. В случае необходимости внесения изменений в конкурсную заявку, до момента окончания срока приема конкурсных заявок, субъект имеет право отозвать ранее направленную конкурсную заявку и направить новую конкурсную заявку на участие в отборе до окончания срока приема.
2.5.2. Также получатель субсидии имеет право отозвать свою конкурсную заявку до момента окончания срока приема конкурсных заявок.
2.5.3. Возврат конкурсной заявки осуществляется уполномоченным органом на основании письменного обращения субъекта, направленного в адрес руководителя уполномоченного органа. При этом возврату подлежат, представленные субъектом в уполномоченный орган только те документы, которые были отозваны до заседания комиссии. Датой отзыва заявки является дата регистрации соответствующего письменного обращения субъекта.
2.5.4. При отсутствии конкурсных заявок на участие в отборе, уполномоченный орган не позднее, чем в день окончания подачи заявок вправе принять решение о продлении срока приема заявок на тот же срок, либо о признании конкурса несостоявшимся.
Если на конкурс поступила только одна конкурсная заявка на участие в отборе, соответствующая требованиям Порядка, конкурсный отбор считается состоявшимся.
Каждая конкурсная заявка, поступившая в срок, указанный в информационном сообщении, регистрируется специалистом уполномоченного органа в журнале регистрации конкурсных заявок на участие в конкурсах.
2.5.5. Конкурсные заявки, поданные ранее или позже срока, указанного в информационном сообщении, отклоняются комиссией и возвращаются субъекту с указанием причин отклонения.
2.6. Правила рассмотрения и оценки конкурсных заявок субъектов:
2.6.1. Рассмотрение и оценку конкурсных заявок, подготовку заключений с рекомендациями о предоставлении (отказе в предоставлении) субсидии, о включении субъекта в резервный список участников - получателей субсидии в текущем финансовом году осуществляет конкурсная Комиссия.
2.6.2. До заседания комиссии уполномоченный орган в течение 2 рабочих дней, с даты окончания приёма конкурсных заявок, самостоятельно, в рамках межведомственного взаимодействия в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон), формирует запрос на предоставление документов (информации, сведений) по состоянию на дату подачи конкурсной заявки:
1) документы, указанные в пункте 3.2.1 Порядка;
2) документ из комитета по управлению муниципальной собственностью администрации муниципального образования "Макаровский городской округ", содержащий сведения об отсутствии задолженности по платежам в местный бюджет;
3) сведения из органов исполнительной власти Сахалинской области (их подведомственных учреждений) (или) органов местного самоуправления Сахалинской области об оказании субъекту аналогичной поддержки (поддержки, условия оказания которой совпадают, включая форму, вид поддержки и цели ее оказания), сроки оказания которой не истекли.
Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней после формирования запроса на предоставление документов (информации, сведений) готовит документы и конкурсные заявки субъектов, для рассмотрения и оценки комиссии.
2.6.3. Заседание комиссии проводится в течение 15 рабочих дней после формирования запроса на предоставление документов (информации, сведений), на котором рассматривает поступившие конкурсные заявки, допускает либо отказывает в допуске к отбору, присваивает баллы каждому субъекту в соответствии с критериями оценки конкурсных заявок.
2.6.3.1. В случае принятия комиссией решения об отказе в допуске субъекта к участию в отборе, уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней после такого решения, уведомляет субъекта об отказе в допуске к участию в отборе с указанием причин отказа.
2.6.3.2. В случае принятия комиссией решения о допуске субъекта к участию в отборе, комиссия присваивает баллы каждому субъекту в соответствии с критериями оценки конкурсных заявок.
Критерии оценки конкурсных заявок субъектов
Наименование критерия |
Индикатор оценки критерия |
Оценка в баллах |
1 |
2 |
3 |
Среднесписочная численность работников у Субъекта |
Свыше 15 человек |
50 |
От 10 до 14 человек |
40 |
|
От 6 до 9 человек |
30 |
|
От 3 до 5 человек |
20 |
|
От 1 до 2 человек |
10 |
|
Отсутствует |
0 |
|
Размер минимальной заработной платы, выплачиваемой работникам, выше размера, установленного Соглашением о минимальной заработной плате в Сахалинской области на текущий финансовый год |
На уровне |
0 |
На 5% |
10 |
|
На 10% |
20 |
|
На 20% и больше |
30 |
|
Место осуществления деятельности Субъекта |
пгт. Смирных |
20 |
Сельская местность |
50 |
|
Участники региональных проектов |
является участником |
20 |
|
не является участником |
0 |
Вид субъекта |
относится ли к приоритетной целевой группе получателей субсидии |
30 |
2.6.4. По результатам оценки конкурсных заявок присваиваются порядковые номера заявкам субъектов. Конкурсной заявке, которая набрала наибольшее количество баллов, присваивается первый порядковой номер. При наличии нескольких конкурсных заявок с одинаковым количеством баллов порядковые номера присваиваются по дате и времени поступления заявок.
2.7. Состав комиссии утверждается распоряжением администрации муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области.
Руководит работой комиссии председатель, а в его отсутствие - заместитель председателя.
Председатель комиссии ведет заседания комиссии.
Секретарь комиссии:
- ведет протокол заседаний комиссии;
- готовит проекты уведомлений каждому субъекту, подавшему конкурсную заявку, о принятом комиссией решении, а также проект соглашения о предоставлении субсидии.
Комиссия правомочна принимать решение, если на заседании присутствует более 50 процентов от утвержденного числа ее членов.
Процедура рассмотрения поступивших конкурсных заявок включает:
- проверку соответствия каждого субъекта требованиям (в том числе категории и критериям отбора получателей субсидии), установленным пунктами 1.5 и 2.3 настоящего порядка;
- проверку документов, составляющих конкурсную заявку, на соответствие требованиям, предъявляемым настоящим порядком, включая их комплектность;
- проверку правильности выполненного расчета размера субсидии. В случае, если субъектом расчет размера субсидии выполнен не в соответствии с пунктом 3.5 настоящего порядка, то комиссия осуществляет его корректировку.
2.8. Основаниями для отклонения конкурсной заявки субъекта на стадии рассмотрения и оценки конкурсных заявок являются:
а) несоответствие субъекта требованиям пункта 1.5 и 2.3 настоящего порядка;
б) несоответствие представленных субъектом конкурсных заявок и документов требованиям к конкурсным заявкам субъектов, установленным настоящим порядком;
в) недостоверность представленной субъектом информации, в том числе информации о месте нахождения и адресе юридического лица;
г) подача субъектом конкурсной заявки после даты и (или) времени, определенных для подачи заявок.
д) ранее в отношении субъекта было принято решение об оказании аналогичной поддержки (поддержки, условия оказания которой совпадают, включая форму, вид поддержки и цели ее оказания) и сроки ее оказания не истекли.
3. Условия и порядок предоставления субсидии
3.1. На дату подачи конкурсной заявки субъект должен соответствовать требованиям, указанным в пункте 2.3 настоящего порядка. Проверка на соответствие субъекта таким требованиям осуществляется комиссией при процедуре рассмотрения поступивших конкурсных заявок.
Субсидия предоставляется при наличии согласия субъекта на осуществление главным распорядителем бюджетных средств муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий.
Порядок проведения проверки субъекта на соответствие указанным требованиям включает в себя:
- проверку соответствия каждого субъекта требованиям, в том числе критериям отбора получателей субсидий, имеющим право на получение субсидий, установленным настоящим порядком;
- проверку документов, составляющих конкурсную заявку, на их соответствие требованиям, предъявляемым настоящим порядком, включая их комплектность;
- проверку правильности выполненного расчета размера субсидии. В случае если субъектом расчет размера субсидии выполнен не в соответствии с пунктом 3.5 настоящего порядка, то конкурсная комиссия осуществляет его корректировку.
3.2. Для участия в конкурсном отборе субъекты должны предоставить в уполномоченный орган конкурсную заявку, включающую следующие документы:
1) расчет размера субсидии, выполненный по прилагаемому к настоящему порядку Приложению N 2.
2) Копию договора аренды нежилого помещения, используемого хозяйствующим субъектом для цели, связанной с осуществлением деятельности социально ориентированных объектов розничной торговли лекарственными средствами (социальная аптека), а также копии счетов и платежных поручений (кассовых документов), подтверждающих произведенные затраты за аренду нежилого помещения, заверенные субъектом, с предъявлением оригиналов или нотариально заверенных копий.
3) Копии договоров, счетов и платежных документов (кассовых документов), подтверждающих произведенные затраты на оплату электрической энергии, потребленной в нежилом помещении, и оплату за отопление нежилого помещения, используемого собственником нежилого помещения для цели, связанной с осуществлением деятельности социально ориентированных объектов розничной торговли лекарственными средствами (социальная аптека), заверенные субъектом, с предъявлением оригинала или заверенных копий.
4) Субъекты, имеющие статус социальной аптеки, предоставляют документ, подтверждающий увеличение количества позиций утвержденного перечня лекарственных средств и изделий медицинского назначения (приказ, ассортиментный перечень, прейскурант цен и т.д.), заверенный главным бухгалтером (при наличии) и руководителем предприятия (далее - Перечень). Данный документ представляется в случае увеличения количества позиций Перечня.
5) Вновь созданные юридические лица и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", заявляют о соответствии условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным указанным Федеральным законом, по форме, утвержденной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.03.2016 N 113 "Об утверждении формы заявления о соответствии вновь созданного юридического лица и вновь зарегистрированного индивидуального предпринимателя условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
3.2.1. Копии документов должны быть заверены подписью заявителя (руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя) или законного представителя заявителя с расшифровкой должности, фамилией и инициалами, а также скреплены печатью (при наличии).
Субъект несет полную ответственность за полноту и достоверность представляемой информации.
Документы, представленные субъектом в Уполномоченный орган, возврату не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 2.6.2 Порядка.
3.2.1.1. В составе конкурсной заявки субъект вправе представить по собственной инициативе:
1) копии документов, содержащих сведения о среднесписочной численности работников (по форме КНД 1151111) за отчетные периоды, с отметкой налогового органа, для субъектов, осуществляющих деятельность менее одного года, составляется справка в произвольной форме от имени субъекта, содержащая следующие сведения о среднесписочной численности работников за отчетный период.
2) выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, содержащую сведения о видах экономической деятельности хозяйствующего субъекта и сведения об учредителях (участниках) юридического лица, выданную налоговым органом не ранее чем за месяц до даты подачи документов;
3) сведения из налогового органа о наличии (отсутствии) неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, выданные не ранее чем за 30 календарных дней до дня подачи заявки;
4) сведения из Фонда социального страхования РФ содержащий сведения о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам плательщика страховых взносов, выданные не ранее чем за 30 календарных дней до дня подачи заявки;
5) Свидетельство о присвоении статуса "социальная аптека".
6) Документ (или копия, заверенная субъектом), содержащий сведения о постановке субъекта на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности на территории муниципального образования "Макаровский городской округ", выданный налоговым органом.
7) Договор безвозмездного пользования, подтверждающий наличие земельного участка на территории Сахалинской области в рамках проекта "О Дальневосточном гектаре", в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2016 N 119-ФЗ (при наличии).
3.2.2. Уполномоченный орган не вправе требовать от субъекта:
- представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено Порядком;
- предоставления документов и информации, указанных в пункте 3.2.1.1 Порядка, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации находятся в распоряжении государственных органов власти, органов местного самоуправления.
3.3. Конкурсная комиссия в течение 15 рабочих дней со дня окончания срока приема конкурсных заявок осуществляет рассмотрение документов и принимает решение о предоставлении (отказе в предоставлении) субсидии, а также о включении субъекта в резервный список субъектов - получателей субсидии в текущем финансовом году путем подготовки решения с рекомендациями по форме N 3 к настоящему порядку.
С учетом рекомендаций комиссии издается распоряжение администрации муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области, содержащее решение:
- о предоставлении субсидии;
- об утверждении резервного списка субъектов - получателей субсидии в текущем финансовом году;
- об отказе в предоставлении субсидии.
О принятом комиссией решении субъект должен быть проинформирован уполномоченным органом в срок, не превышающий 5 дней со дня издания распоряжения администрации муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области, содержащего в отношении него одно либо несколько решений, указанных в настоящем пункте. Информирование субъекта осуществляется путем направления (выдачи) уведомления о принятом решении. Направление уведомления осуществляется на почтовый и (или) электронный адрес субъекта, указанный им в конкурсной заявке на участие в конкурсном отборе, либо вручается лично.
В случае, если комиссией в отношении субъекта принято решение с рекомендацией предоставить субсидию, уполномоченный орган направляет субъекту два экземпляра проекта Соглашения о предоставлении субсидии в соответствии с типовой формой, установленной финансовым органом администрации муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области. Проект Соглашения о предоставлении субсидии направляется на почтовый и (или) электронный адрес субъекта, указанный в заявке на участие в конкурсном отборе, либо вручается лично.
Срок подготовки проекта Соглашения о предоставлении субсидии и направления его субъекту не должен превышать 5 рабочих со дня издания распоряжения администрации муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области.
Субъект в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня направления ему соглашения о предоставлении субсидии, представляет в уполномоченный орган два экземпляра подписанного Соглашения о предоставлении субсидии для его дальнейшего подписания со стороны администрации муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области.
В срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня получения от субъекта двух экземпляров подписанного с его стороны Соглашения о предоставлении субсидии, уполномоченный орган подготавливает проект распоряжения администрации муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области, содержащего решение о перечислении субъекту субсидии, и вносит его на рассмотрение главе муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области.
3.4. Основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются:
- несоответствие представленных субъектом документов требованиям, определенным настоящим порядком;
- непредставление (предоставление не в полном объеме) субъектом документов, предусмотренных настоящим порядком, в том числе непредставление получателем субсидии подписанных с его стороны 2 экземпляров Соглашения о предоставлении субсидии в срок, указанный в пункте 3.3 настоящего порядка;
- недостоверность представленной субъектом в составе его конкурсной заявки информации (сведений) и документов;
- субъект не отвечает требованиям (в том числе категории и критериям отбора получателей субсидий), установленным настоящим порядком;
- не выполнены условия оказания поддержки;
- ранее в отношении субъекта было принято решение об оказании аналогичной поддержки (поддержки, условия оказания которой совпадают, включая форму, вид поддержки и цели ее оказания) и сроки ее оказания не истекли;
- с момента признания субъекта допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло менее чем три года.
При наличии оснований для отказа в предоставлении субсидии принимается решение об отказе в предоставлении субсидии.
Решение об отказе в предоставлении субсидии субъекту, в отношении которого комиссией принято решение с рекомендацией предоставить субсидию, принимается в случае, если субъект не представил в срок, указанный в пункте 3.3 настоящего порядка, два экземпляра подписанного им Соглашения о предоставлении субсидии, либо отказался от заключения указанного Соглашения. Срок подготовки уполномоченным органом проекта распоряжения администрации муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области, содержащего решение об отказе в предоставлении субъекту субсидии, не должен превышать 5 рабочих дней со дня окончания срока, установленного для представления субъектом подписанных с его стороны экземпляров Соглашения о предоставлении субсидии.
3.5. Размер предоставляемой субсидии составляет 60 процентов без учета НДС от фактических и документально подтвержденных затрат субъекта, понесенных в текущем финансовом году и (или) предшествующем текущему финансовому году.
Не подлежат возмещению расходы на возмещение затрат по сделкам между лицами, признаваемыми в соответствии с пунктом 2 статьи 105.1 Налогового кодекса Российской Федерации взаимозависимыми.
В случае неиспользования бюджетных ассигнований, выделенных на предоставление Субсидии, Уполномоченный орган объявляет о проведении дополнительного приема документов.
3.6. Решение о предоставлении субсидии принимается с учетом средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области на текущий финансовый год на реализацию мероприятия "возмещение части затрат, связанных с осуществлением деятельности социально ориентированных объектов розничной торговли лекарственными средствами (социальная аптека) муниципальной программы "Развитие торговли в муниципальном образовании "Макаровский городской округ" Сахалинской области".
Решение о предоставлении субъекту субсидии принимается с учетом результатов оценки его конкурсной заявки. В первую очередь решение принимается в отношении субъекта, конкурсная заявка которого набрала наибольшее количество баллов. При наличии нескольких конкурсных заявок с одинаковым количеством баллов решение о предоставлении субсидии принимается в отношении субъекта, подавшего конкурсную заявку ранее остальных. В случае подачи одной заявки на отбор комиссия принимает решение о предоставлении субсидии единственному претенденту при условии его соответствия требованиям настоящего Порядка.
При недостаточности средств для выплаты субъекту всей суммы субсидии, рассчитанной в соответствии с пунктом 3.5 настоящего порядка, либо ее части принимается решение о включении субъекта в резервный список субъектов - получателей субсидии в текущем финансовом году.
Первыми в резервный список субъектов - получателей субсидии в текущем финансовом году включаются субъекты, конкурсные заявки которых набрали наибольшее количество баллов. При наличии субъектов с равным количеством баллов первым в список включается субъект, подавший конкурсную заявку ранее остальных.
Резервный список субъектов - получателей субсидии в текущем финансовом году должен содержать следующую информацию в отношении каждого субъекта, включаемого в него:
- наименование субъекта, его идентификационный номер налогоплательщика;
- оценку конкурсной заявки;
- размер субсидии, на выплату которой недостаточно финансовых средств.
При увеличении объемов финансирования мероприятия "возмещение части затрат, связанных с осуществлением деятельности социально ориентированных объектов розничной торговли лекарственными товарами (социальная аптека) муниципальной программы "Развитие торговли в муниципальном образовании "Макаровский городской округ" Сахалинской области" в текущем финансовом году решение о предоставлении субсидий принимается в отношении субъектов, включенных в резервный список субъектов - получателей субсидии в текущем финансовом году, в порядке их очередности, указанной в списке.
3.7. Соглашение о предоставлении субсидии оформляется по форме, утвержденной финансовым органом муниципального образования "Макаровский городской округ".
3.8. В случае уменьшения главному распорядителю как получателю бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящих к невозможности предоставления субсидии в размере, определенном в Соглашении, условия о согласовании новых условий Соглашения оформляется в виде дополнительного Соглашения, являющегося неотъемлемой частью Соглашения и вступающего в действие после его подписания. При не достижении согласия по новым условиям Соглашение расторгается в одностороннем порядке.
3.9. Результатами предоставления субсидии являются:
1) сохранение (увеличение) среднесписочной численности работников субъекта. При оценке показателя осуществляется сравнение среднесписочной численности работников по состоянию на 01 января отчетного года и года, следующего за отчетным годом;
2) сохранение (увеличение) средней заработной платы в расчете на одного работника субъекта. При оценке показателя осуществляется сравнение средней заработной платы в расчете на одного работника субъекта за отчетный год и год, предшествующий отчетному;
3) сохранение (увеличение) объема уплаченных субъектом: налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации (без учета налога на добавленную стоимость и акцизов); страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование. При оценке показателя осуществляется сравнение указанных платежей за отчетный год и за год, предшествующий отчетному году.
3.10. Субъект обязан обеспечить выполнение следующих условий:
- достижение значений показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, установленных в Соглашении;
- по итогам отчетного года сохранить либо обеспечить рост показателей результативности предоставления субсидии;
- осуществлять предпринимательскую деятельность в течение двух лет, со дня заключения Соглашения о предоставлении субсидии;
- в отчетном году выплачивать своим работникам заработную плату в размере, не ниже минимальной заработной платы, установленной Соглашением о минимальной заработной плате в Сахалинской области;
- в течение двух лет начиная с года, следующего за отчетным годом, предоставлять отчетность, предусмотренную разделом 4 настоящего порядка.
Не достижение субъектом субсидии показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, а также прекращение предпринимательской деятельности в течение двух календарных лет, следующих за годом предоставления субсидии, является нарушением условий предоставления субсидии и служит основанием для возврата перечисленной субсидии.
3.11. Порядок и сроки перечисления субсидии.
Субсидия перечисляется Главным распорядителем на основании заключенного Соглашения на расчетные или корреспондентские счета, открытые получателем субсидии в учреждениях Центрального банка Российской Федерации или кредитных организациях, не позднее десятого рабочего дня после заключения Соглашения.
3.12. Запрещается приобретение получателями субсидии - юридическими лицами, а также иными юридическими лицами, получающими средства на основании договоров, заключенных с получателями субсидий, за счет полученных из бюджета муниципального образования "Макаровский городской округ" средств иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий.
4. Требования к отчетности
4.1. Субъект, получивший субсидию в течение двух лет начиная с года, следующего за отчетным годом, представляет в администрацию муниципального образования "Макаровский городской округ" в срок до 15 февраля отчет по форме согласно приложению, к Соглашению о предоставлении субсидии с пояснительной запиской в произвольной форме. К отчету о реализации Соглашения о предоставлении субсидии субъект вправе приложить формы соответствующей статистической, бухгалтерской и налоговой отчетности, подтверждающей значение достигнутых показателей за ближайший отчетный год.
5. Требования об осуществлении контроля за соблюдением условий, целей и порядка предоставления субсидий и ответственности за их нарушение
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4.1. Главный распорядитель бюджетных средств и орган муниципального финансового контроля осуществляет обязательные проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий субъекту.
4.2. В случае если после перечисления субъекту субсидии станет известно, что информация (сведения) в представленных в составе его конкурсной заявки документах недостоверна и (или) субъект не выполнил обязательства, указанные в пункте 3.13 настоящего порядка, в том числе выявленные по фактам проверок, проведенных главным распорядителем бюджетных средств и (или) органом муниципального финансового контроля, то такой субъект признается нарушившим порядок и (или) условия оказания поддержки. В дальнейшем субъект лишается права на получение поддержки в рамках реализации муниципальных программ (подпрограмм), направленных на содействие развитию малого и среднего предпринимательства, в течение трех лет.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пункте 3.13" имеется в виду "пункте 3.10"
Субъект, который признан нарушившим порядок и (или) условия оказания поддержки, обязан осуществить возврат всей суммы субсидии либо, при не достижении одного или нескольких показателей результативности предоставления субсидии, части субсидии в течение 15 рабочих дней со дня направления администрацией муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области письменного требования о возврате субсидии, подготовленного рабочим органом.
В случае если субъектом не достигнуты показатели результативности предоставления субсидии, то сумма субсидии, которую субъект обязан вернуть в бюджет муниципального образования "Макаровский городской округ", рассчитывается по формуле:
V возврата=V субсидии х m / n, где:
V возврата - сумма субсидии, которую субъект обязан вернуть в бюджет муниципального образования городской округ "Смирныховский";
V субсидии - размер перечисленной субъекту субсидии;
m - количество не достигнутых субъектом показателей результативности предоставления субсидии;
n = 3 и соответствует количеству показателей результативности предоставления субсидии.
В случае если Субъект в составе его конкурсной заявки представил недостоверные сведения и документы, сумма субсидии возвращается в полном объеме.
Возврат субсидии, части субсидии (в случае не достижения одного либо нескольких показателей результативности предоставления субсидии) осуществляется на лицевой счет администрации муниципального образования "Макаровский городской округ".
В течение 10 рабочих дней со дня поступления от субъекта указанных средств администрация муниципального образования "Макаровский городской округ" осуществляет их возврат в бюджет муниципального образования "Макаровский городской округ".
Письменное требование о возврате субсидии направляется администрацией муниципального образования "Макаровский городской округ" в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня установления факта предоставления субъектом недостоверной информации (сведений) в документах, составляющих его конкурсную заявку, и (или) не достижения показателей, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидии.
При отказе от добровольного исполнения указанным субъектом предъявленных требований либо невозврате администрации муниципального образования "Макаровский городской округ" субсидии в определенный выше срок подлежащая возврату сумма субсидии взыскивается в судебном порядке.
Приложение N 1
к Порядку возмещения
части затрат, связанных с
осуществлением деятельности
социально ориентированных
объектов розничной торговли
лекарственными средствами
(социальная аптека)
от 20.04.2023 N 361
Дата поступления заявки______________
Время поступления заявки_____________
_____________/_______________________
(подпись лица, принявшего заявку) (расшифровка подписи)
Конкурсная заявка
на получение субсидии на возмещение части затрат,
связанных с осуществлением деятельности
социально ориентированных объектов розничной торговли
лекарственными средствами (социальная аптека)
(для субъектов, имеющих статус социальной аптеки)
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
(полное наименование субъекта - юридического лица с указанием
организационно-правовой формы, индивидуального предпринимателя с
указанием фамилии, имени, отчества - при наличии, адреса места
жительства)
просит предоставить финансовую поддержку путем предоставления субсидии на
возмещение затрат, связанных с осуществлением деятельности социально
ориентированных объектов розничной торговли лекарственными средствами
(социальная аптека) на территории муниципального образования "Макаровский
городской округ"
Общая расчетная сумма субсидии составляет _______________________ рублей.
О себе сообщаю (ем) следующие сведения:
1. Дата государственной регистрации юридического лица
(индивидуального предпринимателя), основной государственный
регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика
_________________________________________________________________________
2. Почтовый адрес юридического лица (индивидуального
предпринимателя), электронный адрес, контактный телефон
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
3. Основной вид деятельности (в соответствии с выпиской из Единого
государственного реестра юридических лиц или выпиской из Единого
государственного реестра индивидуальных предпринимателей)
_________________________________________________________________________
(указать код и его значение)
4. Система налогообложения__________________________________________
1. Отношусь к приоритетной группе получателей субсидии:
- нет;
- да, в том числе:
являюсь субъектом социального предпринимательства;
имею земельный участок на территории Сахалинской области,
предоставленный в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2016 N
119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков,
находящихся в государственной или муниципальной собственности и
расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в
состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации", кадастровый
номер _______________________
(нужное отметить V)
II. Показатели деятельности заявителя
N пп |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Значение показателя |
1. |
Среднесписочная численность работающих по состоянию на 01 января: |
||
1.1. |
Текущего года |
человек |
|
1.2. |
Предыдущего года |
человек |
|
1.3. |
За год, предшествующий прошедшему году |
человек |
|
1.4. |
Изменение показателя (1.4=1.1-1.2)/(1.2-1.3) |
человек |
|
2. |
Сумма уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов в соответствии законодательством о налогах и сборах |
||
2.1. |
За прошедший год |
тыс. рублей |
|
2.2. |
За год, предшествующий прошедшему году |
тыс. рублей |
|
2.3. |
Изменение показателя (2.3=2.1 : 2.2 х 100%) |
процентов |
|
3. |
Оборот валовой |
||
3.1. |
За прошедший год |
тыс. рублей |
|
3.2. |
За год, предшествующий прошедшему году |
тыс. рублей |
|
3.3. |
Изменение показателя (3.3=31 : 3.2 х 100%) |
процентов |
|
4. |
Средняя начисленная заработная плата |
||
4.1 |
Текущего года |
тыс. рублей |
|
4.2 |
За прошедший год |
тыс. рублей |
|
4.3 |
За год, предшествующий прошедшему году |
тыс. рублей |
|
4.4 |
Изменение показателя (4.4=4.2:4.3*100%) |
процентов |
|
Настоящим подтверждаю, что:
1) ознакомлен с порядком Порядку предоставления субсидии на
возмещение части затрат, связанных с осуществлением деятельности
социально ориентированных объектов розничной торговли лекарственными
средствами (социальная аптека) на территории муниципального образования
"Макаровский городской округ", утвержденным постановлением администрации
муниципального образования "Макаровский городской округ" от _________
N __________, и согласен с его условиями;
2) в отношении _________________________________________ отсутствует
(сокращенное наименование субъекта)
постановление по делу об административном правонарушении,
предусматривающее административное приостановление деятельности в
порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об
административных правонарушениях, отсутствуют ограничения на
осуществление хозяйственной деятельности;
3) в отношении _____________________________________ не было принято
(сокращенное наименование субъекта)
решение об оказании аналогичной поддержки (поддержки, условия оказания
которой совпадают, включая форму, вид поддержки и цели ее оказания)
и сроки ее оказания не истекли;
4) __________________________________________________ не был признан
(сокращенное наименование субъекта)
допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе
не обеспечившим целевого использования средств поддержки, либо с момента
признания _______________________________________________________________
(сокращенное наименование субъекта)
допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе
не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло года;
5) информация, указанная в настоящей заявке и документах,
приложенных к ней, является достоверной и _________________________ несет
(сокращенное наименование субъекта)
ответственность в установленном порядке в случае установления ее
недостоверности;
Настоящим сообщаю, что _____________________________________________
(сокращенное наименование субъекта, являющегося юридическим лицом)
ознакомлен с требованием, установленным пунктом 5.1 статьи 78 Бюджетного
кодекса Российской Федерации.
Даю согласие на обработку, распространение и использование моих
персональных данных, а также иных данных, которые необходимы для
предоставления настоящей субсидии, администрацией муниципального
образования "Макаровский городской округ".
К настоящей конкурсной заявке приложены следующие документы,
составляющие конкурсную заявку, на ____ листах, в том числе (необходимо
перечислить все документы, включая настоящую заявку):
Наименование документа |
Количество листов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Руководитель субъекта (индивидуальный предприниматель)
_____________/______________________
подпись (фамилия, инициалы)
"___"_________________ 20___ г.
место печати
(при ее наличии)
Приложение N 2
к Порядку возмещения
части затрат, связанных с
осуществлением деятельности
социально ориентированных
объектов розничной торговли
лекарственными средствами
(социальная аптека)
от 20.04.2023 N 361
Расчет
размера субсидии
_________________________________________________________________________
(полное наименование субъекта)
N пп |
Наименование фактических расходов, которые планируется возместить за счет средств субсидии |
Сумма расходов, рублей |
1. |
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего |
|
|
Сумма субсидии (60 процентов от суммы, указанной по строке "Всего" |
|
Руководитель субъекта
(индивидуальный предприниматель)
__________/________________________
подпись (фамилия, инициалы)
"___"__________________ 20___ г.
место печати
(при ее наличии)
Приложение N 2
к Порядку возмещения
части затрат, связанных с
осуществлением деятельности
социально ориентированных
объектов розничной торговли
лекарственными средствами
(социальная аптека)
от 20.04.2023 N 361
Рекомендации конкурсной комиссии на предоставление субсидии на возмещение затрат, связанных с осуществлением деятельности социально ориентированных объектов розничной лекарственными средствами (социальная аптека) на территории муниципального образования "Макаровский городской округ"
N п/п |
Наименование субъекта |
ИНН |
Дата и время поступления конкурсной заявки |
Размер субсидии, указанный в конкурсной заявке, рублей |
Размер субсидии, рассчитанный с учетом требований порядка предоставления субсидии на возмещение затрат, связанных с осуществлением деятельности социально ориентированных объектов розничной лекарственными средствами (социальная аптека), рублей |
Рекомендации конкурсной комиссии |
Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Указанные рекомендации подписывается всеми членами конкурсной комиссии, присутствовавшими на заседании.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации муниципального образования "Макаровский городской округ" от 20 апреля 2023 г. N 361 "Об утверждении порядка возмещения части затрат, связанных с осуществлением деятельности социально ориентированных объектов розничной торговли лекарственными средствами (социальная аптека)"
Вступает в силу с 25 апреля 2023 г.
Опубликование:
официальный сайт муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области (makarov.sakhalin.gov.ru) 24 апреля 2023 г.
Новая газета, 20 июля 2023 г. N 28