г. Краснодар |
|
18 июня 2015 г. |
Дело N А53-13314/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Гранит-С" (ИНН 2312190826, ОГРН 1122312003725) - Черноморченко С.В. (доверенность от 23.04.2015), от заинтересованного лица - Министерства природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113) - Зубко М.С. (доверенность от 26.01.2015), рассмотрев кассационную жалобу Министерства природных ресурсов Краснодарского края на решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.12.2014 (судья Колесник И.В.) по делу N А53-13314/2014, установил следующее.
ООО "Гранит-С" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту по недропользованию по Южному федеральному округу (далее - департамент) о признании решения Комиссии по вопросам согласования технических проектов разработки месторождений твердых полезных ископаемых (далее - комиссия) об отмене согласования технического проекта разработки и рекультивации северного участка Кошехабльского месторождения песчано-гравийной смеси в Курганинском районе Краснодарского края, выраженного в протоколе от 26.12.2013 N 45/1 (далее - решение об отмене согласования), незаконным, не соответствующим требованиям статьи 23.2 Федерального закона от 21.02.1992 N 2395-ФЗ "О недрах" (далее - Закон о недрах), пунктам 20, 22 постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118 (далее - постановление N 118) (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 09.12.2014 требования общества удовлетворены.
Судебный акт мотивирован тем, что действия комиссии, выраженные в отмене согласования проектной документации, не соответствуют Закону о недрах и пунктам 21, 22 постановления N 118.
В кассационной жалобе Министерство природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) просит обжалуемый судебный акт отменить и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции
Податель жалобы ссылается на то, что заявителем избран неверный способ защиты своего нарушенного права, неверно определен ответчик по делу, поскольку надлежащим ответчиком по делу на момент его рассмотрения является министерство. Непривлечение министерства к участию в деле лишило его возможности предоставить возражения по заявленному требованию, в то время как в силу его полномочий оно вынуждено будет исполнять судебный акт.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель общества, считая судебный акт законным и обоснованным, просил оставить его без изменения.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 09.06.2015 до 17 часов 17.06.2015.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей министерства и общества, считает, что решение суда надлежит отменить по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что общество, обращаясь в суд с заявлением о признании решения об отмене согласования незаконным, указало в качестве заинтересованного лица департамент.
Суд установил, что по состоянию до 01.01.2014 согласование проектной документации на разработку недр местного значения осуществлялось комиссиями, созданным Федеральным агентством по недропользованию и его территориальными органами. В Краснодарском крае комиссия создана приказом Управления по недропользованию Краснодарского края (Краснодарнедра) от 23.06.2010 N 70. В связи с реорганизацией Управления по недропользованию Краснодарского края (Краснодарнедра) в форме присоединения к департаменту на основании приказа Федерального агентства по недропользованию от 19.11.2013 N 950 эта комиссия сложила свои полномочия с 01.04.2014.
Вместе с тем согласно статье 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 23.07.2013 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах"" (далее Закон N 228-ФЗ), технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения пользователями недр подлежали согласованию с комиссий, которая создавалась федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включались представители органов государственного горного надзора и органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Законом N 228-ФЗ внесены изменения в статьи 4, пункт 8.1 и 23.2 (абзац 2) Закона о недрах, согласно которым технические проекты и вносимые в них изменения в отношении участков недр местного значения подлежат согласованию с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. Названный закон вступил в силу с 01.01.2014.
Таким образом, с 01.01.2014 вопросы, связанные с согласованием технических проектов в отношении участков недр местного значения стали относиться к компетенции субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 17 Указа Президента Российской Федерации от 18.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" правопреемство означает переход от одного государственного органа к другому государственному органу обязательств, возникших в связи с передачей (перераспределением) соответствующих функций и полномочий.
Согласно пункту 3.10 Положения о министерстве природных ресурсов Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 19.10.2012 N 1250 "О министерстве природных ресурсов Краснодарского края" (в редакции постановления главы администрации от 20.02.2014 N 81), к функциям министерства относится регулирование отношений в области недропользования на территории Краснодарского края, в том числе осуществление согласования технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения (абзац 13).
Таким образом, права и обязанности Краснодарнедра с 20.02.2014 перешли к министерству в результате перераспределения функций.
Следовательно, на момент обращения (06.06.2014) с заявлением в суд по настоящему делу, общество, являясь профессиональным участником отношений в области недропользования, не могло не знать, к компетенции какого государственного органа Краснодарского края относится решение вопросов о согласовании технических проектов разработки месторождений, однако не заявило о привлечении министерства к участию в деле при решении вопросов, касающихся его полномочий, не пояснило суду указанные обстоятельства, в результате чего министерство было лишено возможности предоставлять свои возражения по вопросу, затрагивающему права министерства.
При указанных обстоятельствах решение суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть названные в настоящем постановлении обстоятельства, полно и всесторонне исследовать обстоятельства по делу, оценить все представленные доказательства и принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.12.2014 по делу N А53-13314/2014 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.