Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 10 марта 2023 г. N 3а-177/2023
Именем Российской Федерации
город Казань
Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Верховного Суда Республики Татарстан Сафиной М.М. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ушаковым К.Н. с участием прокурора прокуратуры Республики Татарстан Кириллова Э.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства к Совету Пестречинского муниципального района Республики Татарстан о признании Генерального плана Шалинского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, утвержденного решением Совета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от 7 июля 2022 года N 164, не действующим в части включения в границы населенного пункта участков, расположенных на землях лесного фонда,
установил:
решением Совета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от 7 июля 2022 года N 164 утвержден Генеральный план Шалинского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан (далее - Генеральный план). Данное решение и Генеральный план обнародованы на официальном портале муниципальных образований Республики Татарстан http://pestreci.tatarstan.ru, Генеральный план также размещен в федеральной государственной информационной системе территориального планирования.
Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением о признании Генерального плана не действующим в части включения в границы населенного пункта села Шали участков, расположенных на землях лесного фонда: в квартале 93 выдел 34; в квартале 94 выделы 35, 42 Пестречинского участкового лесничества Лаишевского лесничества Республики Татарстан, принадлежащих Российской Федерации на праве собственности.
В обоснование своих требований административный истец указывает, что в нарушение требований статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проект Генерального плана, предусматривающий включение в границы населенного пункта села Шали земельных участков из земель лестного фонда, не был предварительно согласован с Федеральным агентством лесного хозяйства как федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
В судебном заседании представитель Совета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан Павлова С.М. не возражала относительно удовлетворения административного иска, пояснила, что согласование проекта Генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства в установленном порядке не осуществлялось.
Федеральное агентство лесного хозяйства, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, публично-правовая компания "Роскадастр", Межтерриториальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан и Ульяновской области, Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание представителей не направили, в ранее направленных в адрес суда заявлениях просили рассмотреть дело без участия их представителей.
От представителя Межтерриториального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан и Ульяновской области Антоновой Н.И. поступил письменный отзыв с просьбой удовлетворить требования Федерального агентства лесного хозяйства.
Представитель Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан Барсукова Т.А. также выразила свою позицию в письменной форме, указав на обоснованность требований административного истца.
На основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 названного Кодекса суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся представителей административного истца и заинтересованных лиц.
Выслушав представителя административного ответчика, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, оценив нормативный правовой акт на его соответствие федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.
Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) определены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, гарантии его осуществления.
Вопросы местного значения поселений определены в статье 14 Федерального закона, при этом, как следует из положений части 3 и 4 названной статьи, утверждение генерального плана сельского поселения является вопросом местного значения муниципальных районов и решается органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Нормы аналогичного содержания закреплены в части 5 статьи 15 Закона Республики Татарстан от 28 июля 2004 года N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан" (далее - Закон Республики Татарстан).
В пункте 13 части 2 статьи 6 Устава Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, утвержденного решением Пестречинского районного Совета от 21 мая 2015 года N 14/235 (далее - Устав), утверждение генеральных планов сельских поселений значится в числе вопросов местного значения муниципального района, не отнесенных к вопросам местного значения сельских поселений.
Согласно статье 7 Федерального закона по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (части 1 и 4).
Законом Республики Татарстан от 31 января 2005 года N 33-ЗРТ "Об установлении границ территорий и статусе муниципального образования "Пестречинский муниципальный район" и муниципальных образований в его составе" муниципальное образование "Пестречинский муниципальный район" наделено статусом муниципального района (статья 1), а входящее в его состав Шалинское сельское поселение, включающее село Шали в качестве административного центра, село Люткино, деревню им. ТатЦИКа, наделено статусом сельского поселения.
В соответствии с положениями статьи 34 Федерального закона, статьи 21 Закона Республики Татарстан в структуру органов местного самоуправления входит представительный орган муниципального образования, которым в Пестречинском муниципальном районе Республики Татарстан в силу статьи 15 его Устава является Совет района.
Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят Советом Пестречинского муниципального района в пределах полномочий, предоставленных федеральным и региональным законодательством, а также уставом муниципального образования.
Обращаясь к доводам административного истца о несоблюдении порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 3, пунктами 1, 2, 8.1 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы содержат положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы). На картах (схемах), содержащихся в генеральных планах, отображаются границы поселения, границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, границы лесничеств.
Частью 8 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 названного Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда, за исключением случаев, предусмотренных частью 19 статьи 24 названного Кодекса.
Согласно части 19 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке в составе проекта генерального плана поселения карты границ населенных пунктов в границы населенного пункта подлежит включению земельный участок из земель лесного фонда в случае, если все его границы являются смежными с земельными участками, расположенными в границах населенного пункта (с учетом сохранения в отношении такого земельного участка ограничений в соответствии с частью 6.1 статьи 36 Кодекса).
Как следует из положений части 7 Градостроительного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, статьи 7 Федерального закона от 14 марта 2022 года N 58-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", срок согласования проекта генерального плана не должен превышать один месяц со дня поступления в указанные органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана, проекту документа о внесении изменений в генеральный план и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования.
Уполномоченный орган местного самоуправления обязан обеспечить доступ к проектам генеральных планов поселений, проектам генеральных планов городских округов и материалам по их обоснованию в информационной системе территориального планирования с использованием официального сайта уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определенного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля за соблюдением порядка ведения информационной системы территориального планирования, не менее чем за один месяц до их утверждения.
После истечения этого срока подготовка заключений на данный проект не осуществляется, он считается согласованным соответствующим органами (часть 8 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 21 июля 2016 года N 460 утвержден Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состав и порядок работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования (далее - Порядок).
Пунктом 1.4 Порядка (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) предусмотрена обязанность органа, уполномоченного на подготовку проекта документа территориального планирования, разместить этот проект и материалы по его обоснованию в федеральной государственной информационной системе территориального планирования, направить в федеральные органы исполнительной власти, указанные в пунктах 2.1 и 2.2 Порядка уведомление об обеспечении доступа к такому проекту и материалам по его обоснованию в данной информационной системе в электронной форме и (или) посредством почтового отправления, разместить уведомление в информационной системе в трехдневный срок со дня обеспечения такого доступа.
В силу пункта 2.1 Порядка в случаях, предусмотренных в части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, соответствующее уведомление направляется в Министерство экономического развития Российской Федерации.
Срок согласования проекта документа территориального планирования, исчисляемый со дня поступления уведомления в федеральные органы исполнительной власти, установлен пунктом 1.5 Порядка со ссылкой на статью 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации и в 2022-м году, с учетом положений статьи 7 Федерального закона от 14 марта 2022 года N 58-ФЗ, не должен был превышать один месяц.
Пунктом 1.6 Порядка установлено, что результаты согласования проекта документа территориального планирования оформляются в виде заключения.
Указанные заключения на проект документа территориального планирования направляются почтовым отправлением и в электронной форме в орган, уполномоченный на подготовку документа территориального планирования, и размещаются в федеральной государственной информационной системе территориального планирования в трехдневный срок. Заключение может содержать положения о согласии с представленным проектом документа территориального планирования или несогласии с таким проектом с обоснованием принятых решений. В случае непоступления в орган, уполномоченный на подготовку проекта документа территориального планирования, заключения федеральных органов исполнительной власти, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 Порядка, в установленный срок, проект документа территориального планирования считается согласованным с согласующими органами, подготовка заключений на указанный проект не осуществляется (пункт 1.7).
Как следует из положений пункта 2.6 Порядка, в трехдневный срок с момента получения уведомления Министерство экономического развития Российской Федерации уведомляет отраслевые федеральные органы, государственные корпорации об обеспечении доступа к проекту документа территориального планирования в федеральной государственной информационной системе территориального планирования в электронной форме и (или) посредством почтового отправления и размещает уведомление в данной информационной системе в соответствии с пунктом 1.4 Порядка.
Согласно пункту 2.7 Порядка проверку проектов документов территориального планирования в части своей компетенции осуществляют отраслевые федеральные органы, в том числе на предмет включения в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений, является Федеральное агентство лесного хозяйства.
Пунктом 2.7 Порядка также установлен двадцатидневный срок подготовки отраслевыми федеральными органами заключения о согласии или о несогласии с проектом генерального плана с обоснованием принятого решения и выводами о соответствии проекта документа территориального планирования законодательству в соответствующей сфере.
В случае непоступления в Министерство экономического развития Российской Федерации заключений отраслевых федеральных органов с использованием федеральной государственной информационной системы территориального планирования со дня следующего за днем окончания установленного срока согласования проекта документа территориального планирования такой проект считается согласованным с такими отраслевыми федеральными органами, Госкорпорациями, подготовка заключений на указанный проект не осуществляется (пункта 2.8).
Как следует из материалов дела, по результатам выполненного федеральным государственным бюджетным учреждением "Рослесинфорг" графического совмещения границ Шалинского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан с границами Лаишевского лесничества Республики Татарстан составлено заключение о пересечении (наложении) земельного участка с иной категорией земель на земли лесного фонда, в частности, в квартале 93 выдел 34; в квартале 94 выделы 35, 42 Пестречинского участкового лесничества Лаишевского лесничества Республики Татарстан. Административный ответчик этих обстоятельств не отрицает.
Исходя из вышеприведенных норм законодательства, лесные участки, находящиеся в составе земель лесного фонда, могли быть включены в границы Шалинского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан лишь при условии согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства. Однако, как указал административный истец и подтвердил представитель административного ответчика, проект Генерального плана Советом Пестречинского муниципального района Республики Татарстан для согласования в уполномоченный орган не направлялся.
Вопреки требованиям части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возлагающим бремя доказывания законности оспариваемого нормативного правового акта на административного ответчика, доказательств соблюдения процедуры согласования проекта Генерального плана с органом, уполномоченным в сфере лесных отношений, суду не представлено.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый нормативный акт до вынесения решения суда применялся и на его основании были реализованы права граждан и организаций, суд полагает необходимым признать его недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление Федерального агентства лесного хозяйства удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Генеральный план Шалинского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, утвержденный решением Совета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от 22 июля 2022 года N 164, в части включения в границы населенного пункта села Шали Шалинского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан участков, расположенных на землях лесного фонда: в квартале 93 выдел 34; в квартале 94 выделы 35, 42 Пестречинского участкового лесничества Лаишевского лесничества Республики Татарстан.
Настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежат опубликованию на официальном портале муниципальных образований Республики Татарстан http://pestreci.tatarstan.ru.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Татарстан.
Судья |
Сафина М.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного Суда Республики Татарстан от 10 марта 2023 г. N 3а-177/2023
Текст решения опубликован не был