г. Краснодар |
|
24 июня 2015 г. |
Дело N А53-20059/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Кухаря В.Ф., судей Рогальского С.В. и Рыжкова Ю.В., в отсутствие истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295), ответчика - открытого акционерного общества "Энергопром - Новочеркасский электродный завод" (ИНН 6150003065, ОГРН 1026102216623), извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Энергопром - Новочеркасский электродный завод" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.10.2014 (судья Маштакова Е.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015 (судьи Фахретдинов Т.Р., Ильина М.В., Тимченко О.Х.) по делу N А53-20059/2014, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "Энергопром - Новочеркасский электродный завод" (далее - завод) о взыскании 637 800 рублей штрафа за задержку вагонов, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой в местах необщего пользования.
Решением от 29.10.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.03.2015, иск удовлетворен на сумму 318 900 рублей, в остальной части в иске отказано. Суды исходили из того, что ОАО "РЖД" вправе требовать штраф за задержку под погрузкой, выгрузкой в местах необщего пользования вагонов, принадлежащих Эстонской Республике, поскольку такие вагоны используются ОАО "РЖД" возмездно на основании международных соглашений и действующим законодательством не отнесены к вагонам, не принадлежащим перевозчику. Штраф уменьшен на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе завод просит отменить судебные акты и отказать в иске. По мнению заявителя, суд неправомерно применил ряд международных соглашений о совместном использовании вагонов к отношениям истца и ответчика, поскольку права и обязанности по этим соглашениям возникают у железнодорожных администраций стран - участниц Содружества независимых государств (СНГ), а не у ОАО "РЖД". Выводы о том, что у истца имеются вещные права на спорные вагоны, принадлежащие Эстонской Республике, не обоснованы. Выводы суда о возмездном использовании данных вагонов сделаны на основе неправильного толкования норм права. Делая вывод о том, что спорные вагоны принадлежат перевозчику, суд применил не подлежащий применению абзац 3 пункта 12 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии от 19.06.2002 N 35/12, а также Регламент взаимодействия между министерством транспорта Российской Федерации, Федеральным агентством железнодорожного транспорта и ОАО "РЖД" по вопросам участия в работе Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (утвержден распоряжением ОАО "РЖД" от 26.11.20078 N 2504р), не являющийся нормативным актом. Суды нарушили единообразие в толковании и применении норм права, так как не учли позицию Высшего арбитражного Суда Российской Федерации, согласно которой плата за пользование вагонами взыскивается ОАО "РЖД", если эти вагоны принадлежат ему на праве собственности или ином вещном праве, а за пользование вагонами, не принадлежащими ОАО "РЖД", - при наличии соглашения сторон о размере платы. Плата за пользование вагонами носит компенсационный характер (компенсирует затраты на амортизацию, хозяйственные расходы, уплату налогов, затраты, вызванные отвлечением вагонов из перевозочного процесса сверх времени, учтенного в действующих тарифах), однако ОАО "РЖД" не несет расходов на содержание и эксплуатацию вагонов стран СНГ.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РЖД" просит оставить судебные акты без изменения, считая выводы судов соответствующими нормам международного и российского права.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
Между ОАО "РЖД" (перевозчик) и заводом (владелец) заключен договор от 23.04.2013 N 291/1 об эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования при станции Локомотивстрой Северо-Кавказской железной дороги. В соответствии с пунктом 7 договора сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на выставочные пути станции. Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца с расстановкой по местам выгрузки, погрузки. Договором установлены технологические сроки оборота вагона: в летний период 9,8 часа; в зимний - 11,6 часа, а также плата, вносимая владельцем перевозчику, в том числе за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику.
Суд установил и стороны не оспаривают, что поданные на путь необщего пользования вагоны были задержаны под грузовыми операциями сверх технологического срока оборота вагонов. На основании ведомостей подачи и уборки вагонов ответчику за задержку вагонов под грузовой операцией на путях необщего пользования в апреле - мае 2014 года начислен штраф в общем размере 637 800 рублей. Поскольку начисленный штраф не оплачен заводом в добровольном порядке, ОАО "РЖД" обратилось в суд с иском.
Согласно статье 62 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) (далее - Устав) за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 Устава.
В силу статьи 99 Устава за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.
В соответствии со статьей 100 Устава за задержку вагонов в случаях, предусмотренных статьями 47 и 99, с грузоотправителя, грузополучателя перевозчиком за каждый час простоя каждого вагона взыскивается штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда.
Истец начислил штраф в соответствии с указанными нормами.
Завод ссылается на неправомерность их применения за простой спорных вагонов, так как они не принадлежат перевозчику.
Суд установил и стороны не оспаривают, что спорные вагоны не принадлежат ОАО "РЖД" на праве собственности; страной собственника данных вагонов является Эстонская Республика.
Российская Федерация и Эстонская Республика являются участницами Соглашения о разделении инвентарных парков грузовых вагонов и контейнеров бывшего МПС СССР между государствами - участниками Содружества, Азербайджанской Республикой, Республикой Грузия, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Эстонской Республикой и их дальнейшем совместном использовании (заключено в г. Минске 22.01.1993). В силу статьи 3 этого соглашения перевозки грузов железнодорожным транспортом осуществлять на основе совместного использования грузовых вагонов и контейнеров, являющихся собственностью государств - участников Соглашения с материальной ответственностью пользователя за сохранность вагонов и взаиморасчетов за их использование.
Пункт 12 Тарифного руководства N 2 устанавливает порядок взимания платы за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами. В том же пункте определено, что под вагонами, контейнерами, не принадлежащими перевозчику, понимаются вагоны, контейнеры, принадлежащие на праве собственности иным юридическим или физическим лицам, кроме перевозчика, а также арендованные такими юридическими или физическими лицами у перевозчика, за исключением вагонов (контейнеров), находящихся в аренде у перевозчика, и вагонов, контейнеров, принадлежащих железнодорожным администрациям государств - участников СНГ, Литовской Республики, Латвийской Республики, Эстонской Республики и третьих стран, допущенных к перевозке по российским железным дорогам.
В пункте 21 Тарифного руководства N 2 также прямо указано, что оно применяется и к вагонам, контейнерам, принадлежащим железнодорожным администрациям государств - участников СНГ, Литовской Республики, Латвийской Республики, Эстонской Республики и третьих стран, допущенным к перевозке по российским железным дорогам.
Суд, исходя из норм международных соглашений и указанного Тарифного руководства N 2, обоснованно пришел к выводу, что вагоны, принадлежащие железнодорожной администрации Эстонской Республики, следует отнести к вагонам, принадлежащим перевозчику ОАО "РЖД" применительно к вопросу о взимании платы за простой указанных вагонов на путях необщего пользования.
Соглашением о принципах совместного использования грузовых вагонов в межгосударственном сообщении (заключено в г. Минске 20.10.1992) установлено, что в период пользования иностранными вагонами на своей территории железнодорожная администрация государства - пользователя осуществляет техническое обслуживание и текущий ремонт вагонов (пункт 3.5), оплачивает пользование вагонами исходя из права собственности государств - участников Соглашения (пункт 4.1).
Платность пользования иностранными вагонами установлена также Правилами эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств (подписаны 24.05.1996; далее - Правила эксплуатации).
Так, согласно пункту 4.1 Правил эксплуатации железнодорожная администрация - пользовательница оплачивает железнодорожной администрации - собственнице вагонов за пользование грузовыми вагонами ее инвентарного парка. Оплата за пользование вагоном предусматривается за время его нахождения на железнодорожной администрации - пользовательнице с момента приема до момента его передачи на другую железнодорожную администрацию (пункт 4.2).
Ссылка заявителя на необоснованность выводов суда о том, что спорные вагоны находятся в возмездном пользовании истца, не принимается.
То обстоятельство, что согласно пункту 4.1 Правил взаиморасчетов за пользование грузовыми вагонами в межгосударственном сообщении (утверждены 04.06.1993 на 8-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ) железнодорожные администрации государств - участников Соглашения пользуются вагонами без оплаты, если количество используемых ими вагонов не превышает установленной для них квоты, не отменяет установленный Соглашением о принципах совместного использования грузовых вагонов в межгосударственном сообщении принцип платности использования иностранных вагонов.
Кроме того, Правила эксплуатации предоставляют железнодорожной администрации страны - пользовательницы ряд прав по технической и коммерческой эксплуатации иностранных вагонов: разрешают железнодорожной администрации погрузку вагонов, не являющихся собственностью железнодорожной администрации, при соблюдении определенных условий (пункты 1.2, 1.4, 1.5), переадресовку вагонов в пределах железнодорожной администрации (пункт 1.3.2), изменение установленного порядка направления груженых и порожних вагонов внутри железнодорожной администрации по своему указанию (пункт 1.9). В тех случаях, когда у железнодорожной администрации не хватает собственных вагонов для обеспечения отгрузки предъявляемых грузов, в установленном порядке может быть обеспечена подсылка исправных порожних вагонов, принадлежащих железнодорожной администрации другой страны, для обеспечения погрузки (пункт 1.7).
То, что железнодорожная администрация страны собственника вагонов вправе требовать их срочного возврата, что после выгрузки вагон подлежит возвращению в администрацию-собственницу, что администрация-собственница осуществляет плановый ремонт вагонов и их модернизацию, принимает решение об исключении вагонов из инвентарного парка (пункты 1.11, 1.2, 3.2, 3.7 Правил эксплуатации), свидетельствует о сохранении полномочий и обязанностей собственника в отношении своего имущества, однако не означает отсутствие у железнодорожной администрации - пользовательницы прав пользования вагонами в установленных международными соглашениями пределах.
Довод о том, что приведенные международные документы регулируют права железнодорожных администраций стран - участниц соглашений, а не ОАО "РЖД", правомерно отклонен судами.
В рамках спорных правоотношений между сторонами истец не осуществляет права Российской Федерации в международных отношениях, а реализует в отношениях с ответчиком полномочия пользователя спорных вагонов, которые предоставлены железнодорожной администрации Российской Федерации названными международными соглашениями.
При реализации обязательств в установленной сфере деятельности, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию как компетентный орган в области железнодорожного хозяйства, в том числе как "железнодорожная администрация", осуществляет Министерство транспорта Российской Федерации (Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 395).
Полномочия железнодорожной администрации Российской Федерации по выполнению обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации, в части выполнения функций по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом осуществляет Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Положение о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 397).
ОАО "РЖД" создано путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта (то есть имущественных комплексов государственных унитарных предприятий и имущества государственных учреждений, находящихся в ведении федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта) и внесения его в уставный капитал акционерного общества (пункт 2 статьи 3 Федерального закона "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта").
Суд обоснованно сослался на Регламент взаимодействия между Министерством транспорта Российской Федерации, Федеральным агентством железнодорожного транспорта и открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" по вопросам участия в работе Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества (утвержден распоряжением ОАО "РЖД" от 26.11.2008 N 2504р), подписанный Министерством транспорта Российской Федерации, Федеральным агентством железнодорожного транспорта и ОАО "РЖД".
К компетенции ОАО "РЖД" по вопросам, рассматриваемым на заседаниях Совета и его комиссий, относятся вопросы обеспечения работы железнодорожного транспорта, в том числе в области функционирования инфраструктуры железнодорожного транспорта и осуществления перевозочного процесса, хозяйственных взаимоотношений с железнодорожными администрациями и организациями железнодорожного транспорта других государств.
Лицом, полномочным представлять железнодорожную администрацию Российской Федерации на заседаниях Совета с правом голосования по вопросам повестки дня и подписи протокола заседания Совета и иных необходимых документов, назначен президент ОАО "РЖД".
Довод о том, что обжалуемые судебные акты нарушают единообразие судебной практики, не обоснован. Заявитель ссылается на пункт 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"", согласно которому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими другим перевозчикам, устанавливается в договорах с этими перевозчиками.
Однако спорные отношения сложились в связи с простоем вагонов, которые по смыслу изложенных норм принадлежат перевозчику ОАО "РЖД".
Довод о том, что спорный штраф за простой вагонов не носит компенсационный характер, не обоснован в связи с тем, что вагоны стран - участниц международных соглашений используются железнодорожными администрациями, как указывалось выше, с соблюдением принципа платности.
Нормы материального права при разрешении спора применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.10.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015 по делу N А53-20059/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ф. Кухарь |
Судьи |
С.В. Рогальский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.