В целях формирования единого пространства дополнительного профессионального образования педагогических работников и управленческих кадров в сфере образования Республики Тыва, обеспечения права работников образования на непрерывное повышение квалификации в течение всего периода трудовой деятельности, построения индивидуальных траекторий профессионального роста по результатам диагностики профессиональных компетенций, повышения уровня владения профессиональными компетенциями на основе использования дополнительных профессиональных программ и в рамках реализации региональных механизмов управления качеством образования по направлениям "Система мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций" и "Система обеспечения профессионального развития педагогических работников", приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
- положение о формировании регионального реестра дополнительных профессиональных программ педагогического образования;
- положение о порядке разработки дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и программ профессиональных переподготовок.
2. Назначить Государственное автономное образовательной учреждение дополнительного профессионального образования "Тувинский институт развития образования и повышения квалификации" (далее - ГАОУ ДПО "ТИРОиПК") (Уважа Ж.Б.) региональным координатором реестра дополнительных профессиональных программ педагогического образования.
3. Региональному координатору реестра дополнительных профессиональных программ педагогического образования:
3.1. в срок до 20 апреля 2022 года создать на официальных сайтах Министерства образования Республики Тыва и ГАОУ ДПО "ТИРОиПК" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" вкладку "Региональный реестр дополнительных профессиональных программ педагогического образования".
3.2. В срок до 29 апреля 2022 года обеспечить размещение на официальных сайтах Министерства образования Республики Тыва, ГАОУ ДПО "ТИРОиПК" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет":
3.2.1. Положения о порядке разработки дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и программ профессиональных переподготовок;
3.2.2. Положения о формировании регионального реестра дополнительных профессиональных программ педагогического образования;
3.2.3. Материалов экспертизы (с заключениями) дополнительных профессиональных программ педагогического образования;
3.2.4. Перечня рекомендованных дополнительных профессиональных программ педагогического образования и иных материалов.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра образования Республики Тыва Сарагашеву И.В.
Министр |
А.В. Храмцов |
УТВЕРЖДЕНО
приказом Минобр РТ
от 14 апреля 2022 г. N 351-д
Положение
о формировании регионального реестра дополнительных профессиональных программ педагогического образования
1. Общие положения
Настоящее Положение определяет порядок формирования регионального реестра дополнительных профессиональных программ педагогического образования (далее - региональный реестр) в рамках создания единой региональной системы научнометодического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. N 3273-р "Об утверждении основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников, включая национальную систему учительского роста", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам", распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 16 декабря 2020 г. N Р-174 "Об утверждении Концепции создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров", распоряжением Министерства просвещения Российской федерации от 4 февраля 2021 г. N Р-33 "Об утверждении методических рекомендаций по реализации мероприятий по формированию и обеспечению функционирования единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров", паспортом федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", утвержденного протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24 декабря 2018 г. N 16.
1.2. В настоящем Положении применяются определения, термины и понятия, определенные правовыми актами, изложенными в пункте 1.2 настоящего Положения, а также следующие:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пункт 1.1 настоящего Положения"
региональный координатор - организация, осуществляющая координацию формирования Регионального реестра и сертификации дополнительных профессиональных программ (далее - ДПП);
сертификация ДПП - комплекс организационно-технических процедур, проводимых с целью включения ДПП в Региональный реестр;
организация, реализующая ДПП - организация, имеющая лицензию на осуществление образовательной деятельности по программам повышения квалификации и/или профессиональной переподготовки;
автор - работник организации, реализующей ДПП, представляющий ДПП для их сертификации;
профессионально-общественная экспертиза - процедура, проводимая региональными экспертами в отношении ДПП в рамках ее сертификации, обеспечивающая независимую оценку её качества;
региональный эксперт - работник (представитель) образовательной организации и/или организации, осуществляющей оценку качества образования, и/или профессионального общественного объединения в сфере образования, и/или являющийся представителем системы высшего или дополнительного профессионального образования,выполняющий профессионально-общественную экспертизу программ повышения квалификации;
экспертное заключение - документ, оформляемый региональным экспертом, профильной комиссией или экспертной группой по результатам профессионально-общественной экспертизы.
1.3. Региональный реестр является открытым и общедоступным информационным ресурсом, создаваемым для обеспечения широкого доступа к качественным Д11, отвечающим современным задачам системы образования.
1.4. Региональный реестр формируется из ДПП, прошедших сертификацию в порядке, установленном разделом 3 настоящего Положения.
1.5. Региональный реестр размещается на официальных сайтах Министерства образования Республики Тыва https://monrt.rtyva.ru и ГАОУ ДПО "Тувинский институт развития образования и повышения квалификации" https://www.ipktuva.ru.
2. Участники формирования регионального реестра
Участниками формирования регионального реестра являются: региональный координатор; региональные эксперты; авторы.
2.1. Региональный координатор.
2.1.1. Региональный координатор Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Тувинский институт развития образования и повышения квалификации" обеспечивает координацию деятельности по формированию Регионального реестра.
2.1.2. Региональный координатор обязан:
- определять по согласованию с Министерством образования Республики Тыва ведущие тематики ДПП в соответствии с приоритетами государственной политики в области образования;
- формировать региональный реестр путем включения или исключения из него ДПП в рамках установленных настоящим Положением прав;
- формировать по согласованию с Министерством образования Республики Тыва и публиковать на официальном сайте списки региональных экспертов;
- осуществлять контроль за соблюдением требований при отборе региональных экспертов и проведении профессионально-общественной экспертизы;
- осуществлять замену регионального эксперта в случае невозможности проведения профессионально-общественной экспертизы в установленный срок, если это вызвано уважительными причинами;
- обеспечивать методическое и техническое сопровождение профессионально-общественной экспертизы;
- проводить повышение квалификации для региональных экспертов;
- обеспечивать организационно-методическое и программно-техническое администрирование официального сайта, в том числе по вопросам функционирования регионального реестра.
2.1.3. Региональный координатор имеет право:
- принимать решение о включении либо отказе во включении в Региональный реестр ДПП по результатам ее сертификации;
- исключать ДПП из Регионального реестра в случае, если срок ее размещения в нем превышает 3 года;
- исключать ДПП из регионального реестра в случае, если срок ее размещения в нем не превышает 3 лет, но ее содержание признано противоречащим требованиям законодательства Российской Федерации, связанным с его изменениями, произошедшими после включения ДПП в Региональный реестр;
- исключать региональных экспертов из списка региональных экспертов по основаниям, предусмотренным пунктом 2.3.1 настоящего Положения.
2.2. Региональные эксперты.
2.2.1. Региональные эксперты выполняют профессионально-общественную экспертизу программ повышения квалификации при формировании регионального реестра.
2.2.2. Банк кандидатов для включения в список региональных экспертов формируется на основании предложений, поступающих от Министерства образования Республики Тыва, муниципальных органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования, и регионального координатора.
2.2.3. Список региональных экспертов формируется на основании оценки соответствия кандидатов требованиям, предъявляемым к региональным экспертам, проводимой региональным координатором.
2.2.4. Требования к региональным экспертам:
- наличие статуса действующего работника (представителя) образовательной организации и/или организации, осуществляющей оценку качества образования, и/или профессионального общественного объединения, осуществляющих деятельность в системе высшего, среднего профессионального или дополнительного профессионального образования;
- стаж научно-педагогической деятельности в системе дополнительного профессионального образования педагогических работников не менее 5 лет;
- опыт экспертной деятельности в сфере образования.
2.2.5. Список региональных экспертов (в том числе составы профильных комиссий региональных экспертов) утверждается региональным координатором по согласованию с Министерством образования Республики Тыва не реже одного раза в год.
2.2.6. Основаниями для исключения региональных экспертов из списка региональных экспертов являются:
а) в отношении региональных экспертов, кандидатуры которых представлены региональным или муниципальным органом, осуществляющим управление в сфере образования:
- отсутствует информация о региональном эксперте в предложениях, поступивших от регионального или муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, в рамках ежегодной актуализации списка региональных экспертов;
- отдельная заявка об исключении региональных экспертов из списка региональных экспертов, представляемая муниципальным органом осуществляющим управление в сфере образования;
- наступление обстоятельств, при которых региональный эксперт более не соответствует требованиям, установленным пунктом 2.3.1 настоящего Положения;
- выявление региональным координатором более двух случаев нарушения срока проведения региональным экспертом профессионально-общественной экспертизы, если это не вызвано уважительными причинами; выявление региональным координатором более двух случаев нарушения порядка оформления экспертных заключений (отсутствие подписи, даты, печати, аргументации заключений по программе повышения квалификации, не рекомендующих ее к реализации).
б) в отношении региональных экспертов, кандидатуры которых представлены региональным координатором:
- решение регионального координатора об исключении региональных экспертов из списка региональных экспертов;
- наступление обстоятельств, при которых региональный эксперт более не соответствует требованиям, установленным пунктом 2.3.1 настоящего Положения;
- выявление региональным координатором более двух случаев нарушения срока проведения региональным экспертом профессионально-общественной экспертизы, если это не вызвано уважительными причинами; выявление региональным координатором более двух случаев нарушения порядка оформления экспертных заключений (отсутствие подписи, даты, печати, отсутствие аргументации заключений по программе повышения квалификации, не рекомендующих ее к реализации).
2.2.7. Региональный эксперт обязан:
- осуществлять профессионально-общественную экспертизу поступающих к нему программ повышения квалификации в сроки, установленные пунктом 3.4 настоящего Положения;
- проходить обучение у регионального координатора по ДПП для подготовки региональных экспертов на безвозмездной основе не реже одного раза в три года;
- информировать регионального координатора о невозможности проведения профессионально-общественной экспертизы в сроки, установленные пунктом 3.4 настоящего Положения, если это вызвано уважительными причинами.
2.3.3. Региональный эксперт имеет право:
- отказаться, уведомив об этом регионального координатора, от проведения профессионально-общественной экспертизы программы повышения квалификации в пределах срока ее проведения, если это вызвано уважительными причинами;
- своевременно получать информацию об изменениях в порядке проведения сертификации ДПП.
2.3. Авторы.
2.3.1. Авторы обеспечивают представление ДПП в электронном виде для их сертификации.
2.3.2. Автор обязан при разработке ДПП учитывать требования, регламентированные методическими рекомендациями по проектированию дополнительных профессиональных программ педагогического образования, утвержденными региональным координатором по согласованию с Минобразования Республики Тыва и размещаемыми на официальном сайте регионального оператора.
2.3.3. Автор имеет право:
- представлять ДПП региональному координатору для их сертификации;
- участвовать в обучающих мероприятиях по разработке ДПП;
- осуществлять доработку ДПП в случаях и порядке, утвержденных пунктами 3.4 и 3.5 настоящего Положения.
3. Порядок сертификации ДПП
3.1. Сертификация ДПП включает следующие процедуры:
- представление ДПП;
- профессионально-общественную экспертизу;
- принятие решения региональным координатором о включении ДПП в региональный реестр.
3.2. Сроки представления ДПП определяются их авторами.
После завершения представления ДНИ региональный координатор обеспечивает направление ДПП на профессионально-общественную экспертизу.
3.3. Профессионально-общественная экспертиза проводится:
а) для программ повышения квалификации;
б) для программ профессиональной переподготовки.
3.4. Профессионально-общественная экспертиза программ повышения квалификации.
3.4.1. Профессионально-общественная экспертиза программ повышения квалификации осуществляется одним региональным экспертом:
выбор экспертов осуществляется с учетом исключения конфликта интересов, заключающегося в том, что региональный эксперт и автор не могут в период проведения профессионально-общественной экспертизы являться работниками одной и той же организации.
3.4.2. Профессионально-общественная экспертиза программ повышения квалификации проводится в соответствии с технологическими картами содержательной экспертизы (Приложение N 1).
Срок проведения профессионально-общественной экспертизы программы повышения квалификации составляет не более 10 календарных дней с даты её поступления региональному координатору.
3.4.3. Результаты проведения профессионально-общественной экспертизы каждой программы повышения квалификации отражаются региональным экспертом в экспертном заключении (Приложение N 2).
Региональный эксперт рекомендует программу повышения квалификации к реализации, если по всем критериям технологической карты содержательной экспертизы принято положительное решение (оценка "да").
3.4.4. Экспертные заключения, на следующий день после их поступления к региональному координатору, представляются авторам.
3.4.5. При наличии экспертного заключения, не рекомендующего программу повышения квалификации к реализации, автор имеет право осуществить ее доработку и направление на повторную профессионально-общественную экспертизу.
Срок доработки программы повышения квалификации составляет не более 10 календарных дней с даты поступления экспертного заключения, не рекомендующего её к реализации, к автору.
Повторная профессионально-общественная экспертиза программы повышения квалификации проводится региональным экспертом, отклонившим её, для обеспечения контроля внесенных исправлений согласно его предложениям и замечаниям.
Срок проведения повторной профессионально-общественной экспертизы программы повышения квалификации составляет не более 10 календарных дней с даты её поступления региональному эксперту.
3.4.6. При наличии экспертного заключения, не рекомендующего программу повышения квалификации к реализации, или отказе автора от ее доработки в соответствии с пунктом 3.4.5 настоящего Положения программа повышения квалификации признается не прошедшей профессионально-общественную экспертизу.
3.4.7. Процедура апелляции на экспертные заключения региональных экспертов не предусмотрена.
3.4.8. Экспертное заключение регионального эксперта может быть признано региональным координатором недействительным, в случаях:
- если выявлен конфликт интересов, определенный пунктом 3.4.1 настоящего Положения;
- если экспертное заключение представлено региональным экспертом с нарушением требований к оформлению экспертных заключений (отсутствие подписи, даты, печати, аргументации заключений по программе повышения квалификации, не рекомендующих ее к реализации).
В иных случаях экспертное заключение регионального эксперта признается действительным.
3.4.9. В случае признания экспертного заключения регионального эксперта недействительным программа повышения квалификации направляется на дополнительную профессионально-общественную экспертизу новому региональному эксперту в соответствии с требованиями пункта 3.4.1 настоящего Положения.
Срок проведения дополнительной профессионально-общественной экспертизы программы повышения квалификации составляет не более 10 календарных дней с даты её поступления региональному эксперту.
3.5. Профессионально-общественная экспертиза программ профессиональной переподготовки.
3.5.1. Профессионально-общественная экспертиза программ профессиональной переподготовки осуществляется одним региональным экспертом. Выбор экспертов осуществляется с учетом исключения конфликта интересов, заключающегося в том, что автор не может являться работником структурного подразделения организации - регионального координатора.
3.5.2. Профессионально-общественная экспертиза программ профессиональной переподготовки проводится по следующим критериям оценки:
- содержание структурных компонентов программы;
- направленность на формирование заявленных профессиональных компетенций; планируемые результаты обучения.
Срок проведения профессионально-общественной экспертизы программы профессиональной переподготовки составляет не более 20 календарных дней с даты её поступления региональному координатору.
3.5.3. Результаты проведения профессионально-общественной экспертизы каждой программы профессиональной переподготовки отражаются экспертами в экспертном заключении (Приложение N 3).
Региональный координатор рекомендует программу профессиональной переподготовки к реализации, если по всем критериям ее оценки, принято положительное решение (оценка "да").
3.5.4. Экспертное заключение, после его представления региональному координатору, не позднее следующего дня доводится до сведения авторов.
3.5.5. При наличии экспертного заключения, не рекомендующего программу профессиональной переподготовки к реализации, полученном после первого проведения профессионально-общественной экспертизы, автор имеет право осуществить ее доработку и направление на повторную профессионально-общественную экспертизу.
Срок доработки программы профессиональной переподготовки составляет не более 15 календарных дней с даты поступления экспертного заключения, не рекомендующего её к реализации автору.
Повторная профессионально-общественная экспертиза программы профессиональной переподготовки проводится экспертом, отклонившем её, для обеспечения контроля внесенных исправлений согласно его предложениям и замечаниям.
Срок проведения повторной профессионально-общественной экспертизы программы профессиональной переподготовки составляет не более 20 календарных дней с даты её поступления региональному координатору.
3.5.6. При наличии повторного экспертного заключения, не рекомендующего программу профессиональной переподготовки к реализации, или отказе автора от ее доработки в соответствии с пунктом 3.5.5 настоящего Положения программа профессиональной переподготовки признается не прошедшей профессионально-общественную экспертизу.
3.5.7. Процедура апелляции на экспертные заключения не предусмотрена.
3.5.9. Экспертное заключение может быть признано региональным координатором недействительным, в случаях:
- если выявлен конфликт интересов, определенный пунктом 3.5.1 настоящего Положения;
- если экспертное заключение представлено с нарушением требований к оформлению экспертных заключений (отсутствие всех подписей, даты, печати, аргументации заключения по программе профессиональной переподготовки, не рекомендующего ее к реализации).
В иных случаях заключение эксперта признается действительным.
3.5.9. В случае признания экспертного заключения экспертной группы недействительным, программа профессиональной переподготовки направляется на дополнительную профессионально-общественную экспертизу новым экспертам в соответствии с требованиями пункта 3.5.1 настоящего Положения.
Срок проведения дополнительной профессионально-общественной экспертизы программы профессиональной переподготовки составляет не более 20 календарных дней с даты её поступления региональному координатору.
3.6. Принятие решения региональным координатором о включении ДПП в региональный реестр осуществляется на основании результатов проведения профессионально-общественной экспертизы.
ДПП считается прошедшей профессионально-общественную экспертизу при выполнении следующих условий:
- наличие требуемого экспертного заключения с рекомендацией ДПП к реализации;
- признание региональным координатором экспертного заключения действительным.
В иных случаях ДПП считается не прошедшей профессионально-общественной экспертизу.
В случае прохождения ДПП профессионально-общественной экспертизы она признается региональным координатором прошедшей сертификацию и включается в региональный реестр.
Приложение N 1
к Положению о формировании регионального
реестра дополнительных профессиональных
программ педагогического образования
Технологические карты содержательной экспертизы дополнительной профессиональной программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки
1. Технологическая карта содержательной экспертизы дополнительной профессиональной программы повышения квалификации
N п/п |
Критерий экспертизы программы повышения квалификации |
Оценка "да" |
Оценка "нет" |
1.1. Требования к характеристике программы | |||
1.1.1 |
Тема программы соответствует ведущим тематикам программ ДПО |
|
|
1.1.2 |
Цель и тема программы соответствуют друг другу |
|
|
1.1.3 |
Планируемые результаты обучения соответствуют трудовым действиям (согласно профессиональному стандарту при наличии), должностным обязанностям (согласно единому квалификационному справочнику должностей) |
|
|
1.1.4 |
Категория слушателей указана верно |
|
|
1.2. Требования к содержанию программы | |||
1.2.1 |
Содержание программы соответствует теме программы |
|
|
1.2.2 |
Рабочая программа соответствует учебному (тематическому) плану |
|
|
1.2.3 |
Содержание программы позволяет достигнуть планируемых результатов обучения |
|
|
1.2.4. |
Формы и виды учебной деятельности слушателей позволяют обеспечить достижение планируемых результатов обучения |
|
|
1.3. Требования к формам аттестации и оценочным материалам программы | |||
1.3.1 |
Оценочные материалы по программе позволяют диагностировать достижение планируемых знаний, умений |
|
|
1.4. Требования к организационно-педагогическим условиям реализации программы | |||
1.4.1 |
Новизна содержания основной литературы (50%списка литературы издано не более 5 лет назад) |
|
|
1.4.2 |
Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение программы согласуется с ее содержанием |
|
|
1.4.3 |
Указан перечень необходимых технических средств обучения,используемых в учебном процессе |
|
|
Приложение N 2
к Положению о формировании регионального
реестра дополнительных профессиональных
программ педагогического образования
Экспертное заключение
на дополнительную профессиональную программу повышения квалификации
(образец)
Краткая информация о наличии компонентов программы (цель,
планируемые результаты обучения, категория обучающихся, форма
обучения, срок обучения, учебный (тематический) план, учебная
программа, формы аттестации и оценочные материалы,
организационно-педагогические условия).
Анализ и аргументированная оценка программы на основании
критериев, отраженных в технологической карте содержательной
экспертизы программы повышения квалификации.
Итоговое заключение: дополнительная профессиональная программа
повышения квалификации на основании экспертизы оценена:
положительно по критериям:
отрицательно по критериям:
Вывод: программа рекомендована / не рекомендована к реализации.
Дата проведения экспертизы:
Эксперт:
(подпись) (Ф.И.О.)
М.П.
Приложение N 3
к Положению о формировании регионального
реестра дополнительных профессиональных
программ педагогического образования
Экспертное заключение
на дополнительную профессиональную программу профессиональной переподготовки
(образец)
Краткая информация о наличии компонентов программы (общая
характеристика новой квалификации, цель программы, категория
обучающихся, форма обучения, срок обучения, планируемые результаты
обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочие
программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),
организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные
материалы, иные компоненты).
Анализ и аргументированная оценка содержания структурных компонентов
программы, ее направленности на формирование заявленных
профессиональных компетенций, планируемых результатов обучения.
Итоговое заключение: дополнительная профессиональная программа
профессиональной переподготовки рекомендована / не рекомендована к
реализации.
Дата проведения экспертизы:
Эксперт:
(подпись) (Ф.И.О.)
Руководитель организации -
регионального координатора:
(подпись) (Ф.И.О.)
М.П.
УТВЕРЖДЕНО
приказом Минобр РТ
от 14 апреля 2022 г. N 351-д
Положение
о порядке разработки дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и программ профессиональных переподготовок
1. Общие положения
1.1. Настоящие Положение определяет требования к структуре, порядку разработки и утверждения дополнительных профессиональных программ (далее ДПП) для включения в региональный реестр программ дополнительного профессионального образования.
1.2. Настоящее Положение разработано на основе следующих нормативных актов:
- Конституции Российской Федерации;
- Гражданского кодекса Российской Федерации;
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Приказа Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам";
- Письма Минобрнауки России от 22 января 2015 г. N ДЛ-1/05вн "Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов";
- Письма Минобрнауки России от 22 апреля 2015 г. N ВК-1032/06 "О направлении методических рекомендаций (Методические рекомендации-разъяснения по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов)".
2. Порядок разработки и утверждения дополнительных профессиональных программ
2.1. Программы дополнительного образования могут разрабатываться и реализовываться как самостоятельно, так и для включения в региональный реестр дополнительных профессиональных программ педагогического образования в форме сетевого взаимодействия образовательных, научно-образовательных и научных организаций Республики Тыва на основе новейших достижений науки и техники, с применением современных образовательных технологий и учетом потребностей заказчика.
2.2. Разработку ДПП осуществляет автор - работник организации, реализующей ДПП, представляющий ДПП для их сертификации.
2.3. Автор ДПП несет ответственность за соответствие содержания, формы и методов реализации программы государственным требованиям (при наличии) или нормативным требованиям системы дополнительного профессионального образования.
2.4. Автор представляет ДПП региональному координатору для ее сертификации.
3. Требования к структуре и содержанию ДПП
3.1. ДПП направлены на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие педагога, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
3.2. Содержание ДПП учитывает:
- профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей;
- ориентацию на современные образовательные технологии и средства обучения;
- возможность реализации программы с применением дистанционных образовательных технологий;
- модульно-компетентностный подход к разработке программы;
- совместимость дополнительных профессиональных программ по видам и срокам;
- соответствие учебной нагрузки слушателей нормативам;
- соответствие принятым правилам оформления программ;
- соответствие содержания программ задачам дополнительного профессионального образования.
3.3. При разработке дополнительных профессиональных программ используются следующие определения:
Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
Вид профессиональной деятельности - совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда.
Обобщенная трудовая функция - совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившихся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес-) процессе.
Трудовая функция - система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции.
Трудовое действие - процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача.
Компетенция - динамическая комбинация знаний и умений, способность их применения для успешной профессиональной деятельности.
3.4. Минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, программ профессиональной переподготовки не менее 250 часов. Трудоемкость указывается в часах за весь период обучения, которая включает все виды аудиторной и самостоятельной работы слушателя, практики и время, отводимое на контроль качества освоения слушателем программы.
3.5. Структура ДПП в соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пункта 9 приказа Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" включает:
- цель;
- планируемые результаты обучения;
- определение категории слушателей, формы обучения, сроков освоения программы;
- содержание программы (учебный план) (определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебных предметов, курсов, дисциплин/модулей, иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации);
- календарный учебный график;
- рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей);
- организационно-педагогические условия;
- формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты по желанию разработчиков программы.
3.6. В структуре программы повышения квалификации (ПК) должно быть представлено описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.
3.7. В структуре программы профессиональной переподготовки (ПП) должны быть представлены:
- характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации;
- характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию, и/или перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы.
3.8. Программа ПК направлена на совершенствование компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и/или повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации, реализуется от 16 часов.
3.9. Программа ПП направлена на получение новых компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации, не означающее второго высшего образования, реализуется от 250 часов.
3.10. Структура дополнительной профессиональной программы повышения квалификации (Приложение 1) должна включать:
I. Характеристика программы:
- цель реализации образовательной программы;
- планируемые результаты обучения, включая описание перечня профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате реализации образовательной программы;
II. Содержание программы:
включает учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).
III. Формы аттестации и оценочные материалы:
- включает описание заданий промежуточного контроля (по разделам) (форма контроля, требования к выполнению, критерии оценивания, пример задания);
- описание итоговой аттестации;
IV. Организационно-педагогические условия реализации программы:
- нормативные документы;
- литература;
- электронные обучающие материалы (интернет-ресурсы)
V. Материально-технические условия реализации программы.
- технические средства обучения.
4. Основные требования к оформлению ДПП
4.1. Разработанные ДПП оформляются в соответствии с макетами, приведенными в Приложении 1, 2, 3 и утверждаются в установленном порядке.
Макет программы повышения квалификации приведен в Приложении Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
4.2. Стиль оформления основного текста ДПП должен содержать следующие установки:
формат бумаги - А4;
поля: сверху - 20 мм, снизу - 20 мм, слева - 30 мм, справа - 15 мм;
шрифт - кегль 14 пт для титульного листа, 12 пт для всех последующих страниц, гарнитура "TimesNewRoman";
выравнивание - по ширине страницы;
межстрочный интервал - одинарный;
первая строка абзаца начинается на расстоянии 1,25 см от левой границы текстового поля.
Приложение
Макет программы повышения квалификации
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ТУВИНСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ
КВАЛИФИКАЦИИ"
Утверждаю:
Ректор ____________(_____________)
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
"Подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации
по (предмет)"
Разработчик(и) программы: __________________
____________________________________________
Кызыл - 202___ г.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
1.1. Цель реализации программы.
1.2. Планируемые результаты:
Трудовая функция |
Трудовое действие |
Знать |
Уметь |
Согласно профстандарта |
Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с |
|
|
Слушатель должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду(ам) деятельности.
Слушатель должен обладать общепрофессиональными компетенциями (ОПК) и (или) общими (общекультурными) компетенциями (ОК) или универсальными компетенциям (УК).
В результате освоения программы у слушателей должен сформироваться следующий комплекс знаний, умений и навыков в области ________________________________ :
Пример:
По завершении курсов повышения квалификации, обучающиеся должны обладать следующими компетенциями.
- компетенция общественного служения. Стремление работать для общества (ОК- 1);
- компетенция этического поведения. Знание требований профессиональной этики и готовность поступать в соответствии с этими требованиями. Нетерпимость к отступлениям от правил этического поведения, в том числе в отношении других лиц. Гражданская ответственность и требовательность к соблюдению правил этического поведения (ОК-2);
- ...
или
в результате освоения программы обучающиеся должны приобрести следующие знания и умения, необходимые для качественного изменения компетенций:
знать:
- основные тенденции развития муниципального управления; технологии и методы организации исполнения полномочий органов местного самоуправления; механизмы взаимодействия органов местного самоуправления с государственными органами, организациями, гражданами;
- ....
уметь:
- определять общественно значимые цели экономического и социального развития муниципального образования, организовать работу для их достижения; обосновывать и анализировать исполнение социальных и экономических программ, с использованием методов проектного анализа;
- ...
владеть:
- навыками организации взаимодействия с внешней средой (государственными органами, организациями, гражданами).
1.3. Категории слушателей ___________________________ при необходимости указываются требования к образованию, квалификации, опыту работы, возрасту и т.п.
Пример:
К освоению программ повышения квалификации допускаются лица, имеющие или получающие среднее и/или высшее профессиональное образование.
Указываются требования к поступающему на обучение: уровень имеющегося профессионального образования, область профессиональной деятельности, занимаемая должность, и т.д.
1.4. Форма обучения и форма организации образовательной деятельности.
К формам обучения относятся: с отрывом от работы, с частичным отрывом от работы, без отрыва от работы.
Необходимо указать режим занятий, который определяет занятость слушателей в период освоения ими программы.
1.5. Срок освоения программы.
Трудоемкость указывается в часах за весь период обучения, который включает все виды аудиторной и самостоятельной работы слушателей, практики и время, отводимое на контроль качества освоения слушателем программы.
Срок освоения программы ПК должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов, заявленных в программе. При этом срок освоения программы ПК не может быть менее 16 часов.
Максимальный объем учебной нагрузки слушателя составляет 36 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной нагрузки.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Учебный план
N п.п. |
Наименование разделов и дисциплин (модулей) |
Всего часов трудоемкости |
Всего, ауд. часов |
в том числе |
Дистанционные занятия, час. |
Самост. работа |
Форма контроля |
|
Лекции |
практ. занятия |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Практики (стажировки) |
|
|
|
|
|
|
|
|
Итоговая аттестация |
|
|
|
|
|
|
|
|
ИТОГО |
|
|
|
|
|
|
|
2.2. Календарный учебный график
Календарный учебный график программы повышения квалификации может оформляться в виде календарно-тематического плана, если иное не определено организационно-техническими условиями (техническим заданием) ее реализации.
2.3 Рабочие программы учебных дисциплин (модулей), практик и стажировок
Дисциплина (Модуль) 1. Наименование дисциплины (модуля).
N п/п |
Наименование тем |
Содержание обучения по темам, наименование и тематика практических занятий, самостоятельной работы слушателя |
1.1. |
Наименование тем |
Отражаются дидактическое содержание тем (разделов) |
1.2. |
|
|
Практические занятия |
Приводится примерный перечень практических, лабораторных и/или семинарских занятий по дисциплине (модулю). Указывается вид учебного занятия (практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, деловые игры, ролевые игры, тренинги, выездные занятия, консультации) и его тематика. Например: "Лабораторная(ые) работа(ы) "_____________________________". |
|
Самостоятельная работа слушателя |
Приводится характеристика всех видов и форм самостоятельной работы слушателей, включая творческую/исследовательскую деятельность слушателей, курсовые проекты и работы |
3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Формы аттестации.
Комплект оценочных средств.
Должны быть приведены полностью или в виде примеров оценочные средства аттестации качества освоения дисциплины.
ТИПОВОЕ ЗАДАНИЕ.
В типовое задание рекомендуется включать:
Примерные вопросы для итогового контроля.
Тесты для текущего и/или итогового контроля знаний по дисциплине.
Варианты контрольных заданий или кейсов.
Варианты задач.
Деловые и/или ролевые игры.
Компьютерные деловые игры.
Примерные темы рефератов, докладов, сообщений.
Темы круглых столов, дискуссий, дебатов.
Варианты расчетно-графических работ.
Примерные темы творческих заданий.
Коллоквиум.
Собеседование.
Описание тренажеров.
Эссе, портфолио.
ПОДГОТОВКА И ЗАЩИТА ПРОЕКТА.
Примерная тематика:
1.
2.
3.
n.
Требования к структуре и оформлению проекта.
4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
4.1. Организационно-методическое и информационное обеспечение программы
Нормативные документы (законы).
Основная литература (это издания, имеющие грифы федеральных органов исполнительной власти РФ, или УМО вузов).
Дополнительная литература (это методические указания, практикумы, описания к лабораторным работам, справочники, энциклопедии, словари, периодические издания и т.п., действительно необходимые для изучения курса).
Электронные и Internet-ресурсы (это адреса сайтов и методические материалы, имеющиеся в электронном формате и доступные слушателям в сети Internet).
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий каждый слушатель в течение всего периода обучения, должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде (в сети Интернет), содержащей все электронные образовательные ресурсы, перечисленные в рабочих программах дисциплин (модулей), практик, стажировок.
Оформление перечней источников в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления" (утв. и введен в действие приказом Ростехрегулирования от 28.04.2008 г. N 95-ст).
5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Перечень кабинетов, лабораторий и их оборудование:
- ___________________________________
- ___________________________________
Технические средства обучения:
- ___________________________________
- ___________________________________
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования Республики Тыва от 14 апреля 2022 г. N 351-д "О формировании регионального реестра дополнительных профессиональных программ педагогического образования"
Вступает в силу со дня официального опубликования
Опубликование:
-