г. Краснодар |
|
25 июня 2015 г. |
Дело N А63-10599/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 июня 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Кухаря В.Ф. и Савенко Л.И., в отсутствие истца - государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" (ИНН 2635040105, ОГРН 1022601934630) и ответчика - федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Санаторий для детей с родителями "Смена" Федерального медико-биологического агентства" (ИНН 2628016197, ОГРН 1022601321830), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Санаторий для детей с родителями "Смена" Федерального медико-биологического агентства" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 02.12.2014 (судья Мисникова О.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2015 (судьи Сулейманов З.М., Луговая Ю.Б., Марченко О.В.) по делу N А63-10599/2014, установил следующее.
ГУП Ставропольского края "Ставрополькрайводоканал" (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с иском к ФГБУЗ "Санаторий для детей с родителями "Смена" Федерального медико-биологического агентства" (далее - учреждение) о взыскании 645 261 рубля 45 копеек задолженности за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ со сточными водами с 23.04.2013 по 18.12.2013 по договору на отпуск воды и прием сточных вод от 26.03.2013 N 432, а также 51 658 рублей 83 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами с 27.06.2013 по 31.08.2014.
Решением от 02.12.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 31.03.2015, иск удовлетворен. Суды исходили из того, что материалами дела подтверждено превышение учреждением разрешенных норм предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и отказать в иске. Заявитель ссылается на то, что постановление администрации города-курорта Кисловодска Ставропольского края от 15.12.2010 года N 1593 "Об утверждении нормативов допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, производящих сброс сточных вод в систему канализации города-курорта Кисловодска и на очистные сооружения канализации, расчета предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ" (далее - постановление N 1593) в договоре сторонами не упоминалось. Указанный акт не был опубликован в установленном порядке, в связи с чем он не подлежит применению. В нарушение положений договора истец не выдавал ответчику рекомендаций по сокращению выбросов загрязняющих веществ.
Отзыв на жалобу в суд не поступил.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что в удовлетворении жалобы надлежит отказать.
Из материалов дела видно, что предприятие и учреждение (абонент) заключили договор от 26.03.2013 N 432, по условиям которого предприятие подает абоненту к границе эксплуатационной ответственности через присоединенную сеть питьевую воду и принимает сточные воды от абонента, а абонент своевременно и в полном объеме оплачивает полученную питьевую воду и сброшенные сточные воды, соблюдает предусмотренные договором режим и условия получения питьевой воды и (или) приема (сброса) сточных вод в канализацию, а также соблюдает установленные ему условия и режим сброса сточных вод и загрязняющих веществ. В пункте 1.3 договора стороны предусмотрели, что при исполнении договора будут руководствоваться Правилами пользования системами коммунального водоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), постановлением Правительства Ставропольского края от 21.04.2010 N 126-п "Об утверждении "Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Ставропольского края, в том числе за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ"" (далее - постановление N 126-п), а также иными нормативными актами по водоснабжению и водоотведению. Пунктом 2.1.7 установлено, что предприятие обязуется обеспечивать абоненту режим приема (сброса) сточных вод круглосуточно. Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту в соответствии с постановлением N 1593. Согласно пункту 2.2.7 договора абонент обязался не производить сброс в систему канализации предприятия запрещенных к сбросу сточных вод и загрязняющих веществ, нарушающих нормальное функционирование этой системы и ведущих к загрязнению окружающей среды, не превышать концентрацию загрязняющих веществ, поступающих со сточными водами в систему канализации предприятия, установленную в соответствии с действующими нормативами водоотведения. В пункте 3.11 договора определено, что отбор и анализ проб сточных вод производится предприятием в контрольном канализационном колодце, находящемся на границе эксплуатационной ответственности. Абонент несет ответственность перед предприятием за нарушение состава сбрасываемых сточных вод в систему канализации (пункт 5.3.2 договора). В силу пункта 2.2.8 договора за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ со сточными водами абонент производит оплату на условиях договора, в соответствии с действующим законодательством. Пунктом 4.4 договора установлено, что абонент в течение 5 (пяти) дней с момента получения счета обязан производить оплату за сброс загрязняющих веществ на расчетный счет предприятия по реквизитам, указанным в счете.
При проведении контроля сточных вод, сбрасываемых ответчиком в апреле - декабре 2013 года, предприятие выявило факты превышения установленных предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, регламентированных постановлением N 1593. Предприятие рассчитало плату за сброс сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в соответствии с постановлением N 126-п и выставило счета на оплату на 645 261 рубль 45 копеек.
Неуплата учреждением предъявленной суммы послужила основанием для обращения предприятия в арбитражный суд с иском.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Правилами N 167, согласно которым в системы коммунальной канализации запрещаются сброс и прием сточных вод, содержащих вещества, превышающие ПДК.
В соответствии с пунктом 70 Правил N 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в систему канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, определяют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом условий, предусмотренных пунктом 61 Правил N 167.
В спорный период нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонентов, производящих сброс сточных вод в систему канализации города-курорта Кисловодска и на очистные сооружения канализации, были установлены постановлением N 1593.
Пунктом 64 Правил N 167 установлено, что абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод. В соответствии с пунктом 65 Правил N 167 контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах. Абонент может участвовать в отборе контрольных проб сточных вод, проводимом организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Отбор проб сточных вод удостоверяется актом, который подписывают представители организации водопроводно-канализационного хозяйства и абонента (пункт 66). Пунктом 67 Правил предусмотрено, что анализы контрольных проб сточных вод производятся лабораторией организации водопроводно-канализационного хозяйства или по усмотрению указанной организации в аттестованной и (или) аккредитованной для производства таких работ другой организации (лаборатории). Согласно пункту 68 Правил при отборе представителем организации водопроводно-канализационного хозяйства контрольной пробы абонент может одновременно в присутствии представителя организации водопроводно-канализационного хозяйства отобрать параллельную пробу и провести ее анализ в аттестованной и (или) аккредитованной организации (лаборатории) за счет собственных средств.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные предприятием в материалы дела доказательства (акты отбора проб, протоколы их исследования, расчет платы), суды сочли доказанным сброс учреждением в системы канализации города-курорта Кисловодска и на очистные сооружения канализации сточных вод с загрязняющими веществами, превышающими допустимые концентрации, и в связи с этим правомерно удовлетворили требования предприятия.
Наличие у ответчика перед истцом неисполненного денежного обязательства по договору подтверждено материалами дела, поэтому требование предприятия о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации также правомерно удовлетворено судебными инстанциями.
Доводы заявителя о том, что постановление N 1593 в договоре N 432 сторонами не упоминалось, не соответствуют условиям договора (пункт 2.17).
Ссылка на то, что указанный нормативный акт не был опубликован в установленном порядке, противоречит материалам дела. Постановление опубликовано в городском общественно-политическом еженедельнике "Кисловодская газета" от 22.12.2010 N 1(01) и вступило в силу со дня его опубликования (т. 2, л. д. 35, 36). Факт его публикации установлен в рамках дел N А63-7406/2014 и А63-3940/2013, в которых постановление N 1593 признано соответствующим действующим в спорный период нормативным актам в области водоснабжения и водоотведения.
Довод учреждения о том, что предприятие не указало, какие мероприятия необходимо осуществить для снижения концентрации вредных веществ в стоках, не влияет на обязанность оплатить стоимость фактических превышений.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 02.12.2014 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2015 по делу N А63-10599/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Санаторий для детей с родителями "Смена" Федерального медико-биологического агентства" в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины по жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Рыжков |
Судьи |
В.Ф. Кухарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.