г. Краснодар |
|
26 июня 2015 г. |
Дело N А53-24627/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 июня 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Савенко Л.И., судей Бабаевой О.В. и Рыжкова Ю.В., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Хомяковой В.В. (доверенность от 25.05.2015), в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Курганнефтепродукт" (ИНН 6154075286, ОГРН 1026101231980), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Курганнефтепродукт" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.12.2014 (судья Тютюник П.Н.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015 (судьи Фахретдинов Т.Р., Ильина М.В., Тимченко О.Х.) по делу N А53-24627/2014, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к ООО "Курганнефтепродукт" (далее - общество) о взыскании 9 965 794 рублей 08 копеек платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования станции Таганрог.
Решением суда от 29.12.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 19.03.2015, исковые требования удовлетворены в полном объеме. Судебные акты мотивированы тем, что в октябре 2013 года, а также в марте-апреле, июне-июле 2014 года в адрес общества на станцию назначения Таганрог прибывали вагоны с грузом мазут. В указанные периоды ответчик допустил задержку вагонов на путях общего пользования станции Таганрог в ожидании подачи на пути необщего пользования с необеспечением выгрузки вагонов в связи с занятостью подъездного пути ранее поданными вагонами.
В кассационной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда. В жалобе приведены следующие доводы:
- в материалах дела отсутствуют доказательства, на основании которых истцом применена статья 43 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав);
- отсутствуют доказательства несвоевременного вывоза грузов с железнодорожной станции грузополучателем;
- отсутствуют доказательства возникновения на станции технологических затруднений, возникших у железной дороги по вине общества;
- заявленная к взысканию сумма явно несоразмерна последствиям нарушенного обязательства и подлежит уменьшению на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В судебном заседании представитель железной дороги обосновал возражения по доводам жалобы.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Кодексом.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя железной дороги, считает, что судебные акты надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 13.04.2009 железная дорога (перевозчик) и ОАО "Таганрогский судоремонтный завод" (владелец) заключили договор N 99/1 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Таганрогский судоремонтный завод" при станции Таганрог Северо-Кавказской железной дороги. В соответствии с данным договором осуществляется эксплуатация принадлежащего владельцу железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего стрелочным переводом N 127 к пути необщего пользования N 8 ОАО "Таганрогский морской торговый завод", в свою очередь примыкающему к станции Таганрог.
15 декабря 2011 года железная дорога, общество и ОАО "Таганрогский судоремонтный завод" заключили соглашение, по условиям которого общество осуществляет грузовые операции на путях необщего пользования ОАО "Таганрогский судоремонтный завод" с самостоятельным расчетом с перевозчиком за оказанные услуги.
Согласно пункту 1 соглашения перевозчик осуществляет подачу и уборку вагонов на подъездной путь владельца для общества на условиях договора от 13.04.2009 N 99/1. Срок действия данного соглашения дополнительным соглашением от 29.12.2012 продлен до 30.04.2014.
28 апреля 2014 года железная дорога (перевозчик) и общество (владелец) заключили договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования общества при станции Таганрог Северо-Кавказской железной дороги (далее - договор N 99/1). Указанный железнодорожный путь необщего пользования принадлежит владельцу по договору аренды железнодорожного пути от 17.03.2014 N 010/Е-14, договору аренды от 01.03.2014 N 5, договору субаренды железнодорожных путей от 01.12.2013 N 39.
Пунктом 5 договора N 99/1 установлено, что подача вагонов на железнодорожном пути необщего пользования производится по уведомлению.
Пунктом 20.4 договора N 99/1 предусмотрено, что за время ожидания подачи или приема вагонов, принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от владельца, владелец вносит перевозчику плату за пользование вагонами в соответствии со статьей 39 Устава, Тарифным руководством N 2. За время ожидания подачи или приема вагонов, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от владельца, владелец вносит перевозчику плату за время нахождения таких вагонов на путях общего пользования в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблице N 9 Тарифного руководства N 2 с учетом коэффициентов индексации.
Подпунктом "б" пункта 13 договора N 99/1 определены следующие технологические сроки оборота вагонов: для вагонов с мазутом в летнее время (с 15.04 по 15.10) - 5 часов 20 минут, в зимнее время (с 16.10 по 14.04) - 7 часов 50 минут.
В октябре 2013 года, а также в периоды март - апрель, июнь - июль 2014 года в адрес ответчика на станцию назначения Таганрог прибывали вагоны с грузом мазут.
Общество допустило задержку вагонов на путях общего пользования станции Таганрог в ожидании подачи на пути необщего пользования в связи с необеспечением выгрузки вагонов по причине отсутствия складских емкостей, занятостью подъездного пути ранее поданными вагонами.
Указанные обстоятельства отражены в актах общей формы, на основании которых составлены ведомости подачи и уборки вагонов для расчета платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования станции Таганрог. Ответчик отказался от подписи актов общей формы, поэтому перевозчик составил акты общей формы об отказе представителя ответчика от подписи актов общей формы.
В соответствии со статьей 39 Устава, пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила), пунктом 20.4 договора N 99/1 за время нахождения вагонов на путях общего пользования станции Таганрог истцом начислена плата в сумме 9 965 794 рубля 08 копеек. Неоплата данной суммы обществом послужила основанием для обращения железной дороги в суд с иском.
Согласно статье 785 Кодекса по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом). Аналогичные правила изложены в статье 25 Устава.
В соответствии со статьей 39 Устава за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
В пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"" разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4.7 Правил и в соответствии со статьей 39 Устава за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов. Основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции. Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
В соответствии со статьей 43 Устава в связи с несвоевременным приемом вагонов, несвоевременной выгрузкой грузов на железнодорожных станциях, железнодорожных путях необщего пользования, несвоевременным вывозом грузов с железнодорожных станций грузополучателями и возникновением по данным причинам технологических затруднений на железнодорожных станциях перевозчик в отношении грузополучателей и обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования, по вине которых возникли указанные затруднения, имеет право увеличить плату за пользование вагонами, контейнерами, задержанными на железнодорожных путях необщего пользования более чем двадцать четыре часа после окончания технологического времени, установленного договором с перевозчиком, а также на железнодорожных станциях - до двукратного размера указанной платы.
Об увеличении размеров указанной платы грузополучатели и (или) обслуживающие грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования уведомляются в письменной форме.
Как установили судебные инстанции, ответчиком допущены задержки вагонов на путях общего пользования станции Таганрог, что подтверждается представленными в материалы дела копиями ведомостей подачи и уборки вагонов, а также актами общей формы.
Согласно абзацу 2 пункта 4.7 Правил основанием для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
В этой связи судебными инстанциями в качестве документов, удостоверяющих факт и продолжительность простоя вагонов, прибывших в адрес общества, приняты акты общей формы, составленные перевозчиком. Представленные акты общей формы подтверждают задержку вагонов в связи невыполнением ответчиком технологических норм выгрузки. В данных актах перечислены номера вагонов, задержанных на станции, наименование груза, причина задержки, отражено время начала и окончания задержки, а также имеется запись о том, что ответчик от их подписания отказался, что подтверждено подписями двух представителей перевозчика.
Таким образом, суды сделали правильный вывод о том, что предусмотренная договором плата за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях общего пользования при задержке их приема или в ожидании подачи на железнодорожный путь необщего пользования по причинам, зависящим от общества, не противоречит закону.
Материалами дела подтверждается, что простой вагонов на путях общего пользования имел место именно по причинам, зависящим от ответчика.
В кассационной жалобе общество оспаривает правомерность применения статьи 43 Устава к договорной плате и ссылается на недоказанность наступления обстоятельств, предусмотренных в данной норме.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 27 постановления от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации"" разъяснил, что при возникновении споров, связанных с увеличением перевозчиком в соответствии со статьей 43 Устава в одностороннем порядке сбора за хранение выгруженных грузов и контейнеров, а также платы за пользование вагонами, контейнерами, задержанными на железнодорожных путях необщего пользования более чем на двадцать четыре часа после окончания технологического времени, установленного договором с перевозчиком, а также на железнодорожных станциях, следует иметь в виду, что такие сборы и плату перевозчик может установить только в отношении грузополучателей и владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей (грузоотправителей) своими локомотивами, по вине которых возникли на железнодорожной станции технологические затруднения. Об увеличении сбора и платы указанные грузополучатели и владельцы железнодорожных путей необщего пользования должны быть уведомлены перевозчиком в письменной форме. Если грузополучатель отрицает получение письменного уведомления, перевозчик должен представить доказательства такого уведомления.
В том случае, когда грузополучатель или обслуживающий грузополучателей (грузоотправителей) владелец железнодорожного пути необщего пользования считают, что их вины в возникших на железнодорожной станции технологических затруднениях не было, перевозчик должен представить доказательства не только возникших на станции технологических затруднений, но также и того, что они имели место из-за несвоевременного вывоза грузов с железнодорожной станции данным грузополучателем и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающего грузополучателей (грузоотправителей) своими локомотивами, несвоевременным приемом им вагонов, несвоевременной выгрузкой грузов на железнодорожной станции, железнодорожном пути необщего пользования.
При разрешении спора суды установили, что о введении увеличенного размера платы в порядке статьи 43 Устава перевозчик сообщил обществу уведомлениями от 18.06.2014 N 1612, от 28.06.2014 N 1698, от 08.07.2014 N 1750, от 18.07.2014 N 1832, 12.03.2014 N 820, от 15.04.2014 N 1334, направленными по факсу, получение которых ответчик не оспаривал. Проанализировав технико-распорядительный акт (ТРА) станции Таганрог, суды указали, что на станции отсутствуют пути, предназначенные для отстоя подвижного состава. Так, из 38 путей парков "А", "Б", "В", "Г", "Е", "Ж" станции 5 путей парка "А" относятся к пассажирскому парку, 13 путей парка "Б" и 3 пути парка "Ж" являются приемо-отправочными. Остальные пути (сортировочные, ходовые и вытяжные) сортировочных парков "Б", "В" и "Е" предназначены для перемещения по ним маневровых локомотивов и вагонов для формирования групп и составов поездов. Спорные вагоны длительный период времени, отраженный в актах общей формы, находились на приемо-отправочных, сортировочных, погрузо-выгрузочных, вытяжных и ходовых путях станции, препятствуя нормальному выполнению технологических операций, для которых эти пути предназначены. Тем самым были вызваны технологические затруднения в использовании перевозчиком путей станции Таганрог по их назначению, обозначенному в технико-распорядительном акте. Доводы заявителя жалобы о недоказанности наличия технологических затруднений, возникших на станции Таганрог в связи с несвовременной разгрузкой обществом поступающих вагонов, подлежат отклонению, поскольку противоречат фактическим обстоятельства дела и представленным доказательствам.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на нарушение судом в части неприменения положений статьи 333 Кодекса подлежит отклонению.
Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава. Из буквального толкования статьи 39 Устава не следует, что названная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими железной дороге, за время в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования. Однако плата за время нахождения вагонов, не принадлежащих железной дороге, на путях общего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя, может взиматься при достижении сторонами соответствующего соглашения. На основании статьи 421 Кодекса граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Как установили судебные инстанции, стороны согласовали плату за время ожидания подачи или приема вагонов, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от владельца, владелец вносит перевозчику плату за время нахождения таких вагонов на путях общего пользования в размере 50% от плат, приведенных в таблице N 9 Тарифного руководства N 2 с учетом коэффициентов индексации.
При таких обстоятельствах суды обоснованно исходили из наличия у железной дороги права на взимание с общества соответствующей платы. При этом Тарифное руководство использовалось железной дорогой в целях определения размера платы как договорное условие. Следовательно, ссылка заявителя жалобы на возможность применения статьи 333 Кодекса связана с ошибочным толкованием норм материального права.
Нарушения, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены. Основания для отмены или изменения судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Арбитражного суда Ростовской области от 29.12.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015 по делу N А53-24627/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.И. Савенко |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.