Во исполнение подпункта "а" пункта 11 перечня поручений Президента Российской Федерации от 29 января 2023 г. N Пр-173ГС Минобрнауки России направляет для ознакомления проект концепции учебно-методического комплекса модуля "Основы российской государственности" (далее - Модуль) в объеме 72 часов (в т.ч. 54 часа аудиторных).
Модуль предназначен для студентов обучающихся по образовательным программам бакалавриата и специалитета очной, очно-заочной и заочной форм обучения и направлен на формирование у обучающихся развитого чувства гражданственности и патриотизма.
Программа Модуля обеспечивает формирование универсальной компетенции в соответствии с требованием федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования УК-5.
Модуль реализуется на первом курсе в первом семестре и рекомендуется к обязательному включению в образовательные программы с 1 сентября 2023 года.
Кроме того, направляем список опорных вузов, проводящих обучение профессорско-преподавательского состава по всем федеральным округам Российской Федерации в рамках включения в образовательные программы высшего образования Модуля, с контактными данными ответственных лиц.
Приложение: 1. Проект концепции учебно-методического комплекса модуля "Основы российской государственности" - на 45 л. в 1 экз.
2. Список опорных вузов по проведению обучения профессорско-преподавательского состава в рамках включения в образовательные программы высшего образования модуля "Основы российской государственности" - на 3 л. в 1 экз.
|
П.А. Кучеренко |
Основы российской государственности
проект концепции УМК
Актуальность учебно-методического комплекса
В условиях ускорения технологической революции и формирования новых социально-экономических моделей, основанных на особой ценности знания, приоритетом развития образовательных систем является расширение мировоззренческой и гуманитарно-просветительской составляющей академической подготовки, в том числе высшего образования и программ подготовки кадров высшей квалификации. Безусловной основой такого расширения в российских условиях должен являться фундаментальный научный подход, позволяющий системно и цельно интегрировать в цикл образовательной подготовки передовые исследовательские достижения в области культурной и символической политики, ценностных разработок и изучения общественно-политического процесса. За последние десятилетия по этому пути пошли ведущие мировые университеты - независимо от страны, региона и континента их расположения; фактически общемировой практикой стали ревитализация ценностной составляющей образования, подчеркнутое внимание академического сообщества к историко-политическому фундаменту образовательной подготовки и активное развитие интерактивных образовательных технологий. Происходит объективное усиление запроса на расширенную социально-гуманитарную подготовку обучающихся всех специальностей и направлений.
Существующие учебные планы и рабочие программы дисциплин, преподаваемых в российских высших учебных заведениях, в силу целого комплекса причин не могут откликнуться на подобные задачи, вследствие чего становится необходимым обновление преподавания социально-гуманитарных дисциплин, читаемых, среди прочего, на непрофильных направлениях подготовки (к примеру, инженерно-технических или естественно-научных). Возрастает риск неприемлемой дивергенции между современными теоретическими основами современного преподавания общественных наук, реалиями российской высшей школы и психолого-поведенческими особенностями молодого поколения; последствия такой дивергенции могут привести к политической дестабилизации, эскалации социальной напряженности, разрастанию существующих (к примеру, поколенческих) и появлению новых общественных расколов. Более того, расхождение в ключевых политических представлениях и моделях может привести к росту конфликтов внутри самой образовательной среды, подвергнув опасной эрозии традиционно сложившиеся представления об академической этике, исследовательской свободе и взаимном уважении в рамках научной дискуссии.
Учебно-методический комплекс "Основы российской государственности" призван поспособствовать обозначению системного и своевременного ответа на актуальные вызовы образовательной и социальной политике российского государства через формирование необходимых условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе общепринятых ценностей и норм поведения, а также через формирование у обучающихся развитого чувства гражданственности и патриотизма.
Цель и задачи учебно-методического комплекса
Основной целью преподавания дисциплины "Основы российской государственности" является формирование у обучающихся системы знаний, навыков и компетенций, а также ценностей, правил и норм поведения, связанных с осознанием принадлежности к российскому обществу, развитием чувства патриотизма и гражданственности, формированием духовно-нравственного и культурного фундамента развитой и цельной личности, осознающей особенности исторического пути российского государства, самобытность его политической организации и сопряжение индивидуального достоинства и успеха с общественным прогрессом и политической стабильностью своей Родины.
Реализация курса предполагает последовательное освоение студентами знаний, представлений, научных концепций, а также исторических, культурологических, социологических и иных данных, связанных с проблематикой развития российской цивилизации и её государственности в исторической ретроспективе и в условиях актуальных вызовов политической, экономической, техногенной и иной природы. Исходя из поставленной цели, для её достижения в рамках дисциплины можно выделить следующие задачи:
- представить историю России в её непрерывном цивилизационном измерении, отразить её наиболее значимые особенности, принципы и актуальные ориентиры;
- раскрыть ценностно-поведенческое содержание чувства гражданственности и патриотизма, неотделимого от развитого критического мышления, свободного развития личности и способности независимого суждения об актуальном политико-культурном контексте;
- рассмотреть фундаментальные достижения, изобретения, открытия и свершения, связанные с развитием русской земли и российской цивилизации, представить их в актуальной и значимой перспективе, воспитывающей в гражданине гордость и сопричастность своей культуре и своему народу;
- представить ключевые смыслы, этические и мировоззренческие доктрины, сложившиеся внутри российской цивилизации и отражающие её многонациональный, многоконфессиональный и солидарный (общинный) характер;
- рассмотреть особенности современной политической организации российского общества, каузальную природу и специфику его актуальной трансформации, ценностное обеспечение традиционных институциональных решений и особую поливариантность взаимоотношений российского государства и общества в федеративном измерении;
- исследовать наиболее вероятные внешние и внутренние вызовы, стоящие перед лицом российской цивилизации и её государственностью в настоящий момент, обозначить ключевые сценарии её перспективного развития;
- обозначить фундаментальные ценностные принципы (константы) российской цивилизации (единство многообразия, суверенитет (сила и доверие), согласие и сотрудничество, любовь и ответственность, созидание и развитие), а также связанные между собой ценностные ориентиры российского цивилизационного развития (такие как стабильность, миссия, ответственность и справедливость).
Планируемые результаты обучения по дисциплине
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
- осознавать современную российскую государственность и актуальное политическое устройство страны в широком культурно-ценностном и историческом контексте, воспринимать непрерывный характер отечественной истории и многонациональный, цивилизационный вектор её развития;
- воспринимать и разделять зрелое чувство гражданственности и патриотизма, чувствовать свою принадлежность к российской цивилизации и российскому обществу, воспринимать свое личностное развитие сквозь призму общественного блага и релевантных для человека морально-нравственных ориентиров;
- участвовать в формировании и совершенствовании политического уклада своей Родины, принимать и разделять ответственность за происходящее в стране, осознавать значимость своего гражданского участия и перспективы своей самореализации в общественно-политической жизни;
- развить в себе навык критического мышления и независимого суждения, позволяющего совершенствовать свои академические и исследовательские компетенции даже в соотнесении с резонансными и суггестивными проблемами и вызовами;
- сформировать у себя способность к внимательному, объективному и цельному анализу поступающей общественно-политической информации, умение проверять различные мнения, позиции и высказывания на достоверность, непротиворечивость и конвенциональность;
- усовершенствовать свои навыки личной и массовой коммуникации, развить в себе способность к компромиссу и диалогу, уважительному принятию национальных, религиозных, культурных и мировоззренческих особенностей различных народов и сообществ;
- уверенно владеть ключевой информацией о политическом устройстве своей страны, своего региона и своей местности, сформировать компетенции осознанного исторического восприятия и политического анализа;
- сформировать у себя способность к агрегированию и артикуляции активной гражданской и политической позиции, выработать ценностно значимый навык вовлеченности в общественную жизнь и неравнодушной сопричастности (эмпатии) ключевым проблемам своего сообщества и своей Родины.
Распределение трудоемкости по темам
|
Наименование раздела |
Аудиторная нагрузка |
Лекции |
Семинары |
Внеаудиторная нагрузка |
Всего |
1 |
Что такое Россия |
8 часов |
2 |
6 |
18 часов |
72 часа |
2 |
Российское государство-цивилизация |
8 часов |
4 |
4 |
||
3 |
Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации |
14 часов |
4 |
10 |
||
4 |
Политическое устройство России |
10 часов |
4 |
6 |
||
5 |
Вызовы будущего и развитие страны |
14 часов |
4 |
10 |
||
|
Общая трудоемкость |
54 часа |
18 |
36 |
Место дисциплины в структуре подготовки и входные требования для её освоения
Дисциплина "Основы российской государственности" включена в учебный план ООП по направлению подготовки ... (бакалавриат, специалитет) в качестве дисциплины базовой части ООП (1 курс, 1 семестр). Концептуальное внедрение дисциплины в учебный план продиктовано необходимостью продолжения фундаментальной социально-гуманитарной подготовки, инициированной программами среднего образования в части курсов истории и обществознания, а успешное освоение курса в рамках направления подготовки ... (бакалавриат, специалитет) базируется, в первую очередь, на параллельной работе обучающихся в рамках содержательно смежных историко-политических и философских дисциплин.
Планируемые результаты обучения по дисциплине (соотнесенные с формируемыми компетенциями, целями и задачами дисциплины)
В результате освоения дисциплины студент должен:
Иметь представление:
- о цивилизационном характере российской государственности, её основных особенностях, ценностных принципах и ориентирах;
- о ключевых смыслах, этических и мировоззренческих доктринах, сложившихся внутри российской цивилизации и отражающих её многонациональный, многоконфессиональный и солидарный (общинный) характер;
- о наиболее вероятных внешних и внутренних вызовах, стоящих перед лицом российской цивилизации и её государственностью в настоящий момент, ключевых сценариях перспективного развития России;
Знать:
- фундаментальные достижения, изобретения, открытия и свершения, связанные с развитием русской земли и российской цивилизации, представлять их в актуальной и значимой перспективе;
- особенности современной политической организации российского общества, каузальную природу и специфику его актуальной трансформации, ценностное обеспечение традиционных институциональных решений и особую поливариантность взаимоотношений российского государства и общества в федеративном измерении;
- фундаментальные ценностные принципы российской цивилизации (такие как многообразие, суверенность, согласие, доверие и созидание), а также перспективные ценностные ориентиры российского цивилизационного развития (такие как стабильность, миссия, ответственность и справедливость
Уметь:
- адекватно воспринимать актуальные социальные и культурные различия, уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям;
- находить и использовать необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими людьми информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп;
- проявлять в своём поведении уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории и культурных традиций мира;
Владеть:
- навыками осознанного выбора ценностных ориентиров и гражданской позиции;
- навыками аргументированного обсуждения и решения проблем мировоззренческого, общественного и личностного характера;
- развитым чувством гражданственности и патриотизма, навыками самостоятельного критического мышления.
Категория (группа) универсальных компетенций |
Код и наименование универсальной компетенции |
Код и наименование индикатора достижения универсальной компетенции |
Межкультурное взаимодействие |
УК-5. Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах |
УК-5.1. Демонстрирует толерантное восприятие социальных и культурных различий, уважительное и бережное отношению к историческому наследию и культурным традициям. УК-5.2. Находит и использует необходимую для саморазвития и взаимодействия с другими людьми информацию о культурных особенностях и традициях различных социальных групп. УК-5.3. Проявляет в своём поведении уважительное отношение к историческому наследию и социокультурным традициям различных социальных групп, опирающееся на знание этапов исторического развития России в контексте мировой истории и культурных традиций мира. УК-5.4. Сознательно выбирает ценностные ориентиры и гражданскую позицию; аргументированно обсуждает и решает проблемы мировоззренческого, общественного и личностного характера |
Содержание и структура дисциплины
|
Наименование раздела |
Тематическое содержание |
Смысловые ориентиры |
Используемые образовательные технологии |
1 |
Что такое Россия |
Страна в её пространственном, человеческом, ресурсном, идейно-символическом и нормативно-политическом измерении |
Объективные и характерные данные о России, её географии, ресурсах, экономике. Население, культура, религии и языки. Современное положение российских регионов. Выдающиеся персоналии ("герои"). Ключевые испытания и победы России, отразившиеся в её современной истории. |
Интеллектуальные игры и конкурсы (1) Презентационные проекты (2) Обращение к мультимедийным образовательным порталам (3) Просмотр актуальных обучающих и художественных видеоматериалов (4) |
2 |
Российское государство - цивилизация |
Исторические, географические, институциональные основания формирования российской цивилизации. Концептуализация понятия "цивилизация" (вне идей стадиального детерминизма) |
Что такое цивилизация? Какими они были и бывают? Плюсы и минусы цивилизационного подхода. Особенности цивилизационного развития России: история многонационального (наднационального) характера общества, перехода от имперской организации к федеративной, межцивилизационного диалога за пределами России (и внутри неё). Роль и миссия России в работах различных отечественных и зарубежных философов, историков, политиков, деятелей культуры. |
Иммерсивные представления, спектакли, игры и перформансы (1) Открытые дискуссии и студенческие дебаты (2) Обращение к мультимедийным образовательным порталам (3) Просмотр актуальных обучающих и художественных видеоматериалов (4) |
3 |
Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации |
Мировоззрение и его значение для человека, общества, государства |
Что такое мировоззрение? Теория вопроса и смежные научные концепты. Мировоззрение как функциональная система. Мировоззренческая система российской цивилизации. Представление ключевых мировоззренческих позиций и понятий, связанных с российской идентичностью, в историческом измерении и в контексте российского федерализма. Рассмотрение этих мировоззренческих позиций с точки зрения ключевых элементов общественно-политической жизни (мифы, ценности и убеждения, потребности и стратегии). Значение коммуникационных практик и государственных решений в области мировоззрения (политика памяти, символическая политика и пр.) Самостоятельная картина мира и история особого мировоззрения российской цивилизации. Ценностные принципы (константы) российской цивилизации: единство многообразия (1), суверенитет (сила и доверие) (2), согласие и сотрудничество (3), любовь и ответственность (4), созидание и развитие (5). Их отражение в актуальных социологических данных и политических исследованиях. "Системная модель мировоззрения" ("человек - семья - общество - государство - страна") и её репрезентации ("символы - идеи и язык - нормы - ритуалы - институты"). |
Деловые игры и техники сценарного моделирования (1) Открытые дискуссии и студенческие дебаты (2) Обращение к мультимедийным образовательным порталам (3) Просмотр актуальных обучающих и художественных видеоматериалов (4) |
4 |
Политическое устройство России |
Объективное представление российских государственных и общественных институтов, их истории и ключевых причинно-следственных связей последних лет социальной трансформации |
Основы конституционного строя России. Принцип разделения властей и демократия. Особенности современного российского политического класса. Генеалогия ведущих политических институтов, их история причины и следствия их трансформации. Уровни организации власти в РФ. Государственные проекты и их значение (ключевые отрасли, кадры, социальная сфера) |
Презентационные деловые игры (1) Интеллектуальные игры и конкурсы (2) Открытые лекции и дискуссии (3) Обращение к мультимедийным образовательным порталам (4) Просмотр актуальных обучающих и художественных видеоматериалов (5) |
5 |
Вызовы будущего и развитие страны |
Сценарии перспективного развития страны и роль гражданина в этих сценариях |
Глобальные тренды и особенности мирового развития. Техногенные риски, экологические вызовы и экономические шоки. Суверенитет страны и его место в сценариях перспективного развития мира и российской цивилизации. Стабильность, миссия, ответственность и справедливость как ценностные ориентиры для развития и процветания России Солидарность, единство и стабильность российского общества в цивилизационном измерении. Стремление к компромиссу, альтруизм и взаимопомощь как значимые принципы российской политики. Ответственность и миссия как ориентиры личностного и общественного развития. Справедливость и меритократия в российском обществе. Представление о коммунитарном характере российской гражданственности, неразрывности личного успеха и благосостояния Родины |
Тематические мастерские (воркшопы) (1) Деловые игры и техники сценарного моделирования (2) Открытые лекции и дискуссии (3) Студенческие дебаты (4) |
Общий план лекций и семинаров
|
Темы лекций |
Темы семинаров |
Раздел 1 Что такое Россия |
Лекция Современная Россия: цифры и факты, достижения и герои |
Семинар 1 Многообразие российских регионов Семинар 2 Испытания и победы России Семинар 3 Герои страны, герои народа |
Раздел 2 Российское государство - цивилизация |
Лекция 1 Цивилизационный подход: возможности и ограничения Лекция 2 Философское осмысление России как цивилизации |
Семинар 1 Применимость и альтернативы цивилизационного подхода Семинар 2 Российская цивилизация в академическом дискурсе |
Раздел 3 Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации |
Лекция 1 Мировоззрение и идентичность Лекция 2 Мировоззренческие принципы (константы) российской цивилизации |
Семинар 1 Ценностные вызовы современной политики Семинар 2 Концепт мировоззрения в социальных науках Семинар 3 Системная модель мировоззрения Семинар 4 Ценности российской цивилизации Семинар 5 Мировоззрение и государство |
Раздел 4 Политическое устройство России |
Лекция 1 Конституционные принципы и разделение властей Лекция 2 Стратегическое планирование: национальные проекты и государственные программы |
Семинар 1 Власть и легитимность в конституционном преломлении Семинар 2 Уровни и ветви власти Семинар 3 Планирование будущего: государственные стратегии и гражданское участие |
Раздел 5 Вызовы будущего и развитие страны |
Лекция 1 Актуальные вызовы и проблемы развития России Лекция 2 Сценарии развития российской цивилизации |
Семинар 1 Россия и глобальные вызовы Семинар 2 Внутренние вызовы общественного развития Семинар 3 Образы будущего России Семинар 4 Ориентиры стратегического развития Семинар 5 Сценарии развития российской цивилизации |
Содержание лекций и семинаров
Раздел 1 - Что такое Россия
Основным содержанием первого раздела дисциплины является комплексное и системное представление России как страны и государства, призванное, во многом, познакомить студентов с собственным отечеством как через различные познавательные нарративы, так и через яркие образы, призванные заинтересовать аудиторию и отразить воспитательный и просветительский аспекты преподаваемой дисциплины.
С методической и содержательной точки зрения это предусматривает ознакомление студентов не только с общими природно-географическими или социально-политическими характеристиками современной России, но и вовлечение их в обсуждение наиболее интересных и характерных её особенностей, таких, как:
1) беспрецедентная территориальная протяженность: 17 млн квадратных километров, 11 часовых зон, от 4 климатических поясов до 16 климатических зон (по Кёппену);
2) исключительное природное богатство: 1-е место по запасам алмазов, асбеста, природного газа, 1-е место по добыче палладия, экспорту пшеницы и минеральных удобрений, крупнейшее по объему воды пресноводное озеро и т.д.;
3) федеративное и этнонациональное разнообразие, определяющее конституционную новеллу многонационального российского народа, - согласно официальным данным, в России проживает более 190 народов, использующих порядка 300 языков и диалектов, в состав страны входит 89 регионов;
4) широкая номенклатура развитого предпринимательства - российские компании являются мировыми лидерами в области телекоммуникационных технологий (Яндекс, Касперский), энергетики (Газпром, Лукойл), металлургии (Норникель, Русал), финансового дела (Сбербанк), железнодорожного (РЖД) и авиатранспорта (Аэрофлот), производства вооружений (Алмаз-Антей);
5) выдающиеся сооружения и объекты инфраструктуры: Саяно-Шушенская ГЭС, Лахта-центр, Семь Сестер (сталинские высотки), метрополитен (Москва, Санкт-Петербург), восстановленный Грозный, мосты Владивостока и пр.
Обращение к этим особенностям позволит сформировать у обучающихся представление о России не только через обращение к собственной "малой родине" (родному населенному пункту или региону), но и через знакомство с другими частями страны.
Следующим содержательным элементом первого раздела является погружение студентов в многонациональную российскую культуру. Обращаясь к молодежной аудитории, это важно делать не только через обращение к исторически обусловленному разнообразию субъектов федерации, языков и религий (о котором уже шла речь ранее), но и к современному искусству: литературе, кинематографу, музыке. В этом отношении вполне реалистично представлять различные знаки и символы - к примеру, гербы важнейших городов страны (Владимира, Великого Новгорода, Санкт-Петербурга, Пскова, Рязани, Ярославля), - в актуальном игровом формате, связывая эти символы с той ролью, которую они сыграли в истории страны. Затем можно перейти к представлению того, как формировалась единая российская культура, по мере расширения страны вбиравшая в себя новые народы, их культуру и религиозные традиции, - от Старой Ладоги и Новгорода, Владимира и Ростова к Казани и Перми, от Тобольска и Тюмени к Якутску и Улан-Удэ, от Таганрога к Дербенту и Владикавказу.
Далее в представлении раздела можно перейти к современному социально-экономическому развитию страны и, в частности, хозяйственной специализации российских регионов. Важно рассказать (с сопроводительным мультимедийным материалом) как богатые добывающие регионы Сибири (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа) или русское Черноземье (Белгород, Воронеж), так и северные порты (Мурманск, Архангельск), промышленные центры Урала (Екатеринбург, Челябинск) или туристический черноморский Юг.# Важно не только рассказать о роли этих экономических кластеров, но и представить эту роль в общероссийском контексте, обозначив, как связаны между собой различные отрасли, различные города и регионы.
Вторым крупным содержательным блоком просветительского характера, включенным в этот раздел дисциплины, является представление выдающихся героев российской истории, причем связанных не только с общегосударственным развитием, но и с региональным срезом (в зависимости от вуза, на базе которого читается курс), а также спецификой направления подготовки (в рамках учебного плана которого читается курс). При этом представление героев производится в рамках четырех различных сегментов: выдающиеся политические и государственные деятели (а), выдающиеся ученые (б), выдающиеся деятели культуры (в) и выдающиеся образцы служения и самопожертвования во имя Родины (г). К примеру, в Дагестане по этим сегментам в список героев могут быть добавлены: род Тарковских (а), Амир Амаев (б), Расул Гамзатов (в), Магомед Нурбагандов (г), а в Приморском крае - Юрий Скоков (а), Игорь Тамм (б), семья Лагутенко (в), Владимир Баньковский (г). Для вовлечения аудитории в конструктивный диалог с преподавателем необходимо внимание к актуальным и современным героям - при безусловном подчеркивании значимости подвигов и свершений прошлого.
Заключительной частью первого раздела УМК является презентация ключевых испытаний, пережитых Россией, и побед, одержанных российским народом в ходе этих испытаний и отразившихся в актуальной повседневности страны. Эти испытания и победы могут иметь как исторические, так и географические (природные катастрофы и стихийные бедствия) причины, а также региональное и даже местное измерение в дополнение к общероссийскому перечню. Более того, эти испытания могут иметь как дискретный характер (вторжение Наполеона, Крымская война), так и объективно-перманентный (климатические трудности, демографические шоки). Для достижения самой цели внедрения учебного курса "Основы российской государственности" важно, с одной стороны, познакомить обучающихся с непростыми обстоятельствами развития страны, а с другой, через представление успешного разрешения стоявших проблем и неизменного адаптивного преодоления таковых со стороны различных форм организации российского государства сохранить у обучающихся оптимистичное и проактивное отношение к актуальным и перспективным вызовам.
Лекция 1
В рамках лекции необходимо не только начать содержательную работу по соответствующему разделу учебно-методического комплекса, но и в целом познакомить студентов со структурной дисциплины,# её целью и задачами. При этом представление дисциплины должно заключаться в подчеркивании как её академического характера, так и объективно наличествующих воспитательной и просветительской составляющих; преподавателям не следует избегать открытого и честного разговора со студентами по поводу таких составляющих. Напротив, необходимо подчеркнуть внимание университета и академического сообщества к системной общегуманитарной подготовке обучающихся, развитию чувств гражданственности, стимулированию различных форм мобильности (академической, трудовой, рекреационной).
В содержательной части важно начать с последовательного (конкретная структура остается на усмотрение преподавательского состава) рассказа о ключевых особенностях России, сопровождая это повествование дополнительным мультимедийным материалом (от инфографики до видеороликов). Представление особенностей должно подводить аудиторное обсуждение к подчеркиванию системного характера деятельности по сохранению и воспроизводству российской государственности, многоукладного характера её культуры и неизбывного разнообразия общественных отношений, проистекающих из размеров и значения страны. Важно, что обманчиво уязвимые нарративы, к примеру, о разнообразии российских природных богатств, станут куда более объемными и воспринимаемыми аудиторией, если будут связаны с конкретными человеческими судьбами, с одной стороны, и с бытовым, повседневным значением обладания такими богатствами. Недостаточно просто рассказать о том, что Байкал - глубочайшее пресное озеро на планете, хранящее почти пятую долю мировых запасов озерной питьевой воды; важно сравнить преимущества, которые дает обладание Байкалом, с объективным дефицитом пресной воды во многих странах мира, а также представить научные экспедиции, связанные с озером, существующие в районе Байкала природные заповедники и жизнь людей, связанных с озером.
Таким образом, и природные, и исторические, и любые другие характерные обстоятельства необходимо представлять в актуальной общественной перспективе. Беспрецедентную территориальную протяженность, к примеру, важно представить в динамичном режиме, формируя у обучающихся понимание того, как и в связи с чем менялись границы российского государства, с чем было связано освоение географических и пространственных рубежей. Это можно сделать через ведущие товарные группы российского экспорта (от пушнины и пеньки до пшеницы и нефти), можно через историю столкновения (пересечения) естественного ареала российского цивилизационного развития с другими культурами евразийского континента - шведами, поляками, монголами, турками и т.д.
В развитие таких тем лекция может ввести студентов в широкий дискурс достижений, открытий и свершений, сделанных российским народом и его выдающимися представителями. При этом важно подчеркнуть факт происхождения таких представителей из самых разных слоев российского общества, разных частей страны, разных культур, народов и религий, - равно как и общемировое значение отечественной культуры, науки и искусства. В значительной степени, презентацию указанных достижений важно не только связать с глобальными трендами и особенностями различных исторических периодов (Средневековья, Ренессанса, Нового времени), но и с существованием передовых сообществ (исследовательских школ, архитектурных стилей, музыкальных направлений, течений мысли) внутри самой России.
Повествование о конкретных персоналиях ("подвигах и героях") в следующем сегменте лекции должно опираться на четырехзвенную структуру, предлагающую возможность серьезно обновить представления современников о характере российских побед и расширяя их палитру за счет выдающихся мирных "столпов", а не только военных деятелей, солдат и полководцев. В рамках первого из таких звеньев должны быть представлены герои-"благодетели" - выдающиеся деятели в области политики и государственного управления, способствовавшие социальному прогрессу и развитию России: великие реформаторы, общественные деятели и т.д. Критически важно, чтобы в рамках этого звена плеяду героев составляли не только и не столько монархи, правители и иные руководители государства (о которых более чем достаточно рассказывается и в более традиционных учебных курсах), но и недооцениваемые фигуры наподобие министров, дипломатов, организаторов образования и пр.
Второе звено в представлении героев должны составлять выдающиеся исследователи и первооткрыватели из мира науки, причем, как и в прочих случаях, важно знакомить студентов не только с героями общероссийского прошлого, но и с выдающимися деятелями их локального настоящего. Наряду с Иваном Павловым или Львом Ландау можно знакомить обучающихся с Иваном Сытиным (недооцененное прошлое, особо значимое, к примеру, для Костромы) или Николаем Кузнецовым (актуальное настоящее - выдающийся современный ученый).
Третье звено составляют выдающиеся деятели культуры и искусства: на них распространяются те же пожелания, что в отношении научных гениев. К вкладу Толстого и Достоевского приковано, подчас, чересчур много внимания, хотя и Тургенев, и Чехов, и Довлатов интересны и важны для понимания российской цивилизации. Наряду с Чайковским и Глинкой важно ориентироваться и в современной отечественной музыке, наряду с Васнецовым и Репиным важно раскрыть и иные фигуры - от Ивана Крамского до Дмитрия Маркова.
Наконец, последнее и одновременное наиболее "каноничное" звено героического пантеона составляют деятели-"мученики", положившие (не обязательно в буквальном смысле) жизнь во славу и честь отечества. Опять-таки здесь важно рассматривать не только героев далекого прошлого (таких, как Иван Сусанин), но и важных деятелей современности (Нурбагандов).
Последний блок лекции может составить игровое обращение к презентации ключевых символов России - как официальных, так и неофициальных. Преподаватели могут представить яркую справку о том, как выбирались и формировались эти символы, на что они похожи и чем отличаются от смежных знаков. Символическая презентация может касаться также и регионального, и местного уровня государственности, где встречаются крайне интересные и поучительные сюжеты (герб Иркутска, к примеру). Важно продемонстрировать и то, как связаны между собой векторы позитивной внутренней репрезентации традиционных исторических символов России и негативных внешних инициатив (условной "русофобии") в отношении тех же символов.
Семинар 1 Многообразие России
Интеллектуальная игра-викторина на знание ключевых (или наиболее знаменательных) фактов о России и особенностях разрастания её исторической территории, тесты и дискуссии об исторических символах России, презентации обучающихся об особенностях своего родного города и региона, ответы на вопросы обучающихся, свободные дискуссии.
Семинар 2 Испытания и победы России
Презентации, посвященные различным вызовам, сопровождавшим историческое развитие России, открытиям и достижениям российского общества, отечественной культуры и науки; деловые игры и дебаты, свободные дискуссии, групповые проекты.
Семинар 3 Герои страны, герои народа
Презентации студентов о своих выдающихся земляках и родственниках-героях, ответы на вопросы обучающихся, "печа-куча", групповые проекты, работа с кейсами (кейс-стади).
Раздел 2
Российское государство-цивилизация
Содержание данного раздела представляет собой два смежных повествовательных вектора: с одной стороны, обучающимся необходимо представить цивилизационный подход (как дискуссионное, но, вместе с тем, обоснованное, фундированное и перспективное направление мысли), с другой, связать российскую историю (в т.ч. новейший её период) с этим подходом.
Представление самого подхода в теоретико-методологической перспективе означает знакомство не только с общим писанием проблем и вопросов, разрабатываемых цивилизационистами, но с конкретными российскими авторами и мыслителями, их академическим и государственным служением, а также идейным и культурным наследием. Безусловной актуальностью обладает и раскрытие исследовательских подходов, полемизировавших или полемизирующих с цивилизационным: это позволит отразить в преподавании ту часть связанных с дисциплиной задач, которые направлены на формирование у студентов навыков самостоятельного критического мышления.
В этой связи работа в рамках лекционной аудиторной нагрузки должна включать в себя следующие элементы:
- определение цивилизационного подхода и его базовых категорий (цивилизация, прогресс, стадии развития, цикличность, "столкновение цивилизаций", многополярность, детерминизм, релятивизм, глобализация, "евразийство");
- обращение к ключевым фигурам мирового и российского цивилизационизма без обращения к идее стадиального детерминизма (А.С. Хомяков, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, В.И. Ламанский, П.Н. Савицкий, Л.Н. Гумилев, А.С. Панарин, В.Л. Цымбурский, А.В. Коротаев, Ф. Гизо, А. Тойнби, О. Шпенглер, Ф. Конечный, C. Хантингтон, У. Макнил и др.);
- представление конкурирующих научных парадигм - формационного подхода, национализма, социального конструкционизма;
обсуждение возможного соотношения "национального государства", "государства-нации" и "государства-цивилизации" (предполагаемые характерные черты последнего - обращенность вовне, естественность возникновения и развития, ценностная устойчивость, политическое влияние, длительная история, возможность динамической адаптации к разным условиям международных отношений и мировой политики).
При этом каждый из этих элементов может и должен получить актуальное политическое звучание - как в плане "каузального заземления", т.е. выявления причинно-следственных связей, объясняющих генезис, становление и популярность того или иного подхода или автора, так и в плане влияния на практику политических и государственных решений. Фактически, можно представить идеологическую компоненту различных концепций, их потенциальное влияние на самоопределение граждан и, в целом, их мировоззрение. Причем сделать это можно не только в пределах рассказа о российской цивилизации как таковой, но и в рамках обсуждения других цивилизационных сообществ.
Репрезентация российской цивилизации и её современного состояния должна вбирать в себя два магистральных вектора:
1) представление ценностных принципов (констант) российской цивилизации и российского общества - единство многообразия, суверенитет (сила и доверие), согласие и сотрудничество, любовь и ответственность, созидание и развитие;
2) представление историко-политических оснований российской цивилизаций в виде таких течений мысли, как консерватизм, коммунитаризм, солидаризм и космизм; безусловно важным является и обращение к русской религиозной философии.
Заключительная часть, связанная с этими векторами, будет логичным переходом к следующему разделу дисциплины.
Лекция 1
В рамках первой лекции данного раздела критически важно обратить внимание на то, что цивилизационный подход, безусловно обладающий как недостатками, так и преимуществами, в целом представляет весьма интересную оптику для социально-политических исследований и небезынтересную альтернативу более распространенной теории национализма (Э. Геллнер, Б. Андерсон, В. Тишков, А. Миллер) или социальному конструкционизму (П. Бергер, Т. Лукман, Э. Паин), а также сохраняющему популярность в постсоциалистических странах формационному подходу.
Возможно, стоит начать не только с общей теории цивилизационизма или ключевых определений, а с персоналий, - отталкиваясь от конкретных биографий и концепций, представление цивилизационного подхода можно сделать более интересным для современных обучающихся. Кроме того, перечисление авторов и ознакомление с ними создаст корректное с академической точки зрения представление о том, что цивилизационизм не является "тупиковой ветвью" общественно-политической мысли и разрабатывался как в развитых странах Старого Света, так и в других государствах. Важно определить ключевые принципы цивилизации (длительное историческое развитие, преемственная целостность политической и моральной философии, значительное культурное и социально-экономическое влияние, отдельные системы мировоззрений), основания цивилизационного размежевания (военные, географические, религиозные и пр.), различные исторические формы существования цивилизаций (от рабовладельческих империй до современных федераций).
Немаловажно познакомить обучающихся и с взглядами цивилизационного подхода на такие злободневные (обладающие как теоретической, так и прикладной актуальностью) сюжеты, как стадии развития человеческих сообществ, потенциальная цикличность такого развития, а также проблемное отношение цивилизационизма к категориям детерминизма и прогресса. Возможно представить и специфическое деление цивилизационистов, представив не только изначальные авторские концепции Данилевского или Тойнби, но и более поздние разработки Савицкого и Гумилева ("евразийство"), Цымбурского ("остров Россия"), У. Макнила ("восхождение Запада") и С. Хантингтона ("столкновение цивилизаций"). Важно не избегать и потенциального обсуждения соотношения "национального государства", "государства-нации" и "государства-цивилизации" (предполагаемые характерные черты последнего - обращенность вовне, естественность возникновения и развития, ценностная устойчивость, политическое влияние, длительная история, возможность динамической адаптации к разным условиям международных отношений и мировой политики).
Лекция 2
Вторая лекция раздела должна развивать теоретические и исторические допущения, сделанные в рамках предыдущих занятий, в сугубо прикладной плоскости, представляя собой знакомство студентов, в первую очередь, с российской цивилизацией, но, в дополнение к этому, и с другими цивилизационными проектами современности (китайским, индийским, персидско-иранским, тюркским, ибероамериканским и пр.).
Такое знакомство, безусловно, должно быть богато фундировано актуальным политическим материалом, представляя собой введение в практику цивилизационистики по целому ряду направлений, к примеру, таким как:
- цивилизационный генезис, соответствующие интеграционные проекты и аккультурационные практики (гражданская идентичность, государственный патриотизм, формирование институтов социализации и соответствующей политики памяти);
- политико-философское сопровождение цивилизационного развития (яркие мыслители наднациональной направленности, формирование новых конфигураций общественной морали и пр.);
- треки взаимодействия, партнерства и соперничества цивилизаций;
- эффект глобализации на цивилизационные проекты.
Переходя к представлению российской цивилизации, важно актуализировать воспитательную и просветительскую составляющую курса. В контексте уже сделанного академического задела по тому, что представляет собой Россия, необходимо представить отечественную историю как постепенное преодоление раздробленности (не только феодальной, но и, шире, родоплеменной) и переход к имперско-цивилизационному проекту, в дальнейшем превратившемуся в федеративно-цивилизационный. Важно осветить роль и миссию цивилизационного развития России, представленные в работах различных отечественных философов, историков, юристов, политиков, деятелей культуры, сконцентировавшись при этом на важнейших ценностных принципах (константах) (единство многообразия, суверенитет (сила и доверие), согласие и сотрудничество, любовь и ответственность, созидание и развитие). Кроме того, идейный фундамент лекции должны составлять не только цивилизационный подход и консервативная мысль, но и незаслуженно игнорируемые или недооцениваемые течения (коммунитаризм - Бердяев, Карсавин, Гессен; солидаризм - Гинс, Петражицкий, Хомяков; космизм - Вернадский, Циолковский, Франк), а также русская религиозная философия.
Семинар 1 Применимость и альтернативы цивилизационного подхода
Иммерсивно-дискуссионное обсуждение ситуаций цивилизационного сдвига (цивилизационного выбора), студенческие дебаты о цивилизационном подходе и границах его применимости в отношении различных [со]обществ, обращение к мультимедийным образовательным порталам. Презентации и групповые проекты по особенностям (преимуществам и недостаткам) различных направлений исследований общества (от формационного подхода до национализма).
Обсуждение (в рамках деловых игр и сценарных техник) природно-географического фактора в развитии российской цивилизации (Мечников, Милов), историко-институциональных эффектов в рамках социокультурного развития российской цивилизации.
Семинар 2 Российская цивилизация в академическом дискурсе
Презентационные проекты о российской цивилизации и её особенностях на разных этапах её исторического развития, ответы на вопросы обучающихся, свободные дискуссии. Обсуждение имеющегося осмысления миссии России, её роли и предназначения в рамках групповых проектов, кейс-стади и анализа литературы.
Раздел 3
Российское мировоззрение и ценности российской цивилизации
Раздел дисциплины, посвященный мировоззренческим вопросам, представляет собой её центральный содержательный элемент. Преподавателям необходимо, с одной стороны, ввести студентов в соответствующий академический дискурс и ознакомить их с базовыми теоретико-методологическими основаниями исследования мировоззрения, а, с другой стороны, представить результаты актуальных эмпирических исследований (соцопросов, замеров общественного мнения, интервью, лонгитюдов и пр.) по поводу мировоззренческих ориентиров современного российского общества. Естественно, оба эти вектора должны логично продолжать педагогическую траекторию, инициированную в предшествующем разделе.
В теоретико-методологической части раздела необходимо в доступной форме ознакомить обучающихся с ключевыми культурологическими и социологическими концептами, приближающими их к системному представлению о мировоззрении, - речь о таких концептах, как "культура" и "культурный код", "традиция", "ментальность" ("менталитет"), "идеология" и "идентичность". После такого экскурса необходимо перейти к современным концепциям мировоззрения, представленным в трудах зарубежных и отечественных ученых, а также этот переход к педагогической практике за счет обращения к корневому для дисциплины исследовательскому проекту пятиэлементной "системной модели мировоззрения" (не только в разрезе отправных точек для формирования и динамики российского мировоззрения, но и ценностных связей и принципов, связывающих эти отправные точки между собой). При рассмотрении такой структуры мировоззрения, безусловно, необходимы определенные теоретические отступления, вводящие в академическое обсуждение такие термины, как "миф" и "псевдомиф", "ценности" и "убеждения", "проблема Другого", "иерархия потребностей".
Важно рассказать о различных компонентах мировоззрения (онтологическом, гносеологическом, антропологическом, телеологическом, аксиологическом), а также важными направлениями государственной политики в области мировоззрения - символической политикой, политикой памяти, исторической политикой, культурной и национальной политикой.#
Лекция 1
Несмотря на то, что в содержательном отношении данный раздел дисциплины формально является срединным и третьим по счету, работу в его рамках также следует начинать с теоретического экскурса. Прежде, чем представлять студентам концепт "мировоззрения", лектору необходимо в доступной и игровой форме ознакомить их со смежными понятиями и категориями, начав с наиболее распространенных ("культура", "традиция", "менталитет") и заканчивая более узкопрофессиональными ("идентичность", "Я-концепция", "культурный код"). После того, как обучающиеся окажутся погруженными в релевантное академическое обсуждение, необходимо переходить к различным концепциям мировоззрения (А.Ф. Лосев, В.К. Шрейбер, М. Кирни, Л. Апостель и пр.), раскладывающим последнее на значимые элементы и горизонты восприятия.
Следующей частью лекции должно быть обсуждение актуального российского мировоззрения, поданное через призму достоверных социологических замеров и политических исследований. Важно не обходить вниманием уязвимые места такой социологии и сохраняющиеся мировоззренческие проблемы российского общества, выражающиеся то в требовании срочного и безусловного внедрения "государственной идеологии", то в инициативах по национализации образовательной системы, то в "конструировании ощущения смысла" взамен действительного смысла (в соответствии с концепцией Виктора Франкла). Иными словами, как позитивные, так и негативные стороны современного российского мировоззрения (такие, как перенесенные "культурные" или "исторические травмы") должны быть представлены, актуализированы и заданы в качестве материала для дальнейшего осмысления и обсуждения в ходе практических занятий (семинаров).
Лекция 2
После проблемного введения в рамках первой лекции необходимо перейти к механизмам решения существующих сложностей и трудностей - вернее, тем альтернативным предложениям, которые артикулируются для такого решения. Преподавателю стоит начать с вводного представления актуальной модели пятиэлементной "системной модели мировоззрения", раскрывающей последнее с т.з. пяти отправных позиций, - человека, семьи, общества, государства и страны. Соединяя эту новеллу с представленными ранее российскими ценностными принципами (константами), важно представить актуальное мировоззрение уже не только сквозь призму социологических данных, но и в аксиологическом, ценностном ракурсе, раскрывая те связи, которые объединяют между собой различные позиции "системной модели мировоззрения".
Затем лектору следует обозначить последнее не только как систему динамичных взаимодействий (как минимум между индивидом как единственным действующим социальным актором с его окружением - это вполне можно сделать, к примеру, через полевую теорию К. Левина, исследования В.Г. Ледяева или через теорию полей Н. Флигстина и Д. Макадама), но и как сферу отношений, открытую для различных форм вмешательства и влияния. Подчеркивание этого момента означает необходимость короткого комментария по коммуникационному аспекту мировоззрения и представлению возможных смысловых искажений в этой сфере, а также знакомства с специализированной активностью государственных и политических структур в таких сферах, как:
- социализация и политическая социализация граждан;
- символическая и культурная политика;
- политика памяти и историческая политика;
- национальная политика и политика в области идентичности.
Семинар 1 Ценностные вызовы современной политики
Дискуссии, кейс-стади и работа с эмпирическими (социологическими) данными в рамках проблемного обучения, связанного с особенностями современного общественного мнения и общественного сознания. Определение ключевых ценностных вызовов, описание их эффекта на трансформацию общества, власти и государства, представление результатов через квизы, квесты и викторины.
Семинар 2 Концепт мировоззрения в социальных науках
Питч-сессии по основным концепциям мировоззрения, проектные презентации о понятиях, смежных с мировоззрением ("идентичность", "культура" и пр.). Доклады и дебаты по ключевым концепциям мировоззрения, представленным в программе дисциплины.
Семинар 3 Системная модель мировоззрения
Представление ключевых элементов системной модели мировоззрения ("человек - семья - общество - государство - страна"). Дебаты об их значении и содержании в современной студенческой среде. Разбор кейсов (кейс-стади). Проектная деятельность. Деловые игры на определение мировоззренческих установок, сценарии мировоззренческого моделирования (погружение в мировоззрение одногруппников/однокурсников).
Семинар 4 Ценности российской цивилизации
Доклады и презентации по ключевым ценностным принципам российской цивилизации. Просмотр и обсуждение мультимедийных материалов. Игровая и проектная "развертка" ценностей и ценностных принципов по схеме "символы - идеи - нормы - ритуалы - институты". Открытые дискуссии и студенческие дебаты, просмотр актуальных обучающих и художественных видеоматериалов.
Семинар 5 Мировоззрение и государство
Проблемное обсуждение роли структур публичной власти по формированию и поддержанию устойчивости мировоззрения и ценностных принципов. Круглые столы, дебаты, дискуссии и деловые (сценарные) игры. Открытые дискуссии и студенческие дебаты, просмотр актуальных обучающих и художественных видеоматериалов. Обсуждение исторического опыта государственных инициатив в области мировоззрения (уваровская "теория официальной народности", советская государственная идеология и пр.)
Раздел 4
Политическое устройство России
В рамках данного раздела дисциплины необходимости# произвести определенную "сборку" или даже "ликбез" обучающихся в части их знаний и представлений об актуальной для них государственной системе России, её структурах публичной власти, их истории и современном состоянии. Желательно при этом, чтобы такой поворот в сторону практики сопровождался корректным историческим экскурсом и представлением сложной природы российской политической жизни, её многообразия и пестроты организации.
Начать следует с описания общей конфигурации российской государственности в ее текущем институциональном измерении: представить основные ветви власти, "вертикальные" уровни организации последней (федеральный, региональный и местный - не всегда только "муниципальный" - уровни), существующие практики партнерства структур публичной власти с гражданским обществом (как в части бизнеса, так и в части общественных организаций и объединений). В дальнейшем подробный разговор должен включать в себя полноценный рассказ об истории российского представительства (законодательная ветвь власти), правительства России (исполнительная ветвь власти), высших судов (судебная ветвь власти) и, конечно же, института президентства как ключевого элемента государственной организации страны. Кроме того, студентов необходимо ознакомить с современными государственными и национальными проектами, различными программами, касающимися, в первую очередь, их поколения, их будущей профессии или родного региона, - причем представить эти проекты как с точки зрения планируемых результатов, так и с точки зрения того, какие жизненные перспективы они открывают для людей, желающих работать во благо общества и страны.
Лекция 1
Вводная (в рамках данного раздела дисциплины) лекция должна, безусловно, начаться с общего экскурса в категориально-понятийный аппарат общественных наук. Углубляя уже имеющиеся у обучающихся знания, полученные на предыдущем уровне образования, необходимо представить им актуальные исследования о государстве и его структуре (не с формально-правовой, а именно с политической точки зрения), в доступной форме представить концепции политических систем и политических режимов, охарактеризовать сильные и слабые стороны как глобального "мейнстрима" социальных наук, так и российских научных школ схожего профиля. По сути, методологическое введение должно быть развенчанием определенных заблуждений о логике работы государства (например, связанных с органицизмом или рассмотрением "государства" как цельного и монолитного субъекта, своеобразного "Левиафана") и полемикой с примитивизмом и редукционизмом в этой сфере.
Далее вводная лекция должна представлять (прежде всего, с опорой на Конституцию России) основы актуальной государственно-политической организации российского общества. Важно представить такие принципиальные стороны РФ, как федеративный и республиканский характер ее организации, демократические начала и принцип "социального государства". Необходимо вернуться к новелле многонациональности в разрезе государственного суверенитета и указать на высокую несовместимость "националистических" концепций с существующей архитектурой российского государства. Также важно обратить внимание студентов на сложный, матричный характер российской политики, выражающийся, в первую очередь, в многоуровневости ее работы - обучающиеся должны представлять себе, насколько высокодинамичной является региональная и даже муниципальная политика, насколько интересным может быть сопряжение деятельности федерального центра, субъектов федерации и органов местного самоуправления.
Лекция 2
Продолжающая лекция должна подробно рассматривать конкретные ключевые элементы российской государственной организации. Вероятно, первым из них должен, по праву наибольшей значимости, являться институт президентства (как стоящий, в определенной степени, над всеми ветвями власти); при этом институт важно, с одной стороны, представить именно в политическом, а не персонифицированном, ключе, а с другой, сохранить "человеческую" линию репрезентации. Это позволит сформировать у обучающихся менее сакрализированное, но при этом осознающее значимость соответствующей деятельности представление об институте президента. По всей видимости, наряду с представлением описанных в конституции полномочий президента необходимо раскрыть и исторические корни этого органа власти, а также охарактеризовать все три персоналии, когда-либо занимавшие пост Президента России; кроме того, нелишним будет социологический фокус, в рамках которого обучающиеся могут быть ознакомлены с тем, какие ожидания обращают в отношении кандидатом на президентский пост# их собственные соотечественники (по данным социологических исследований).
Следующим содержательным элементом должна стать история российского представительства, начинающаяся с вечевых институтов в условиях феодального периода развития страны и завершающаяся (через осмысление земских начал и советских практик) переходом к возрожденной Думе. Законодательная ветвь власти не должна быть представлена как чужая или даже чуждая (привнесенная извне); напротив, рассказ о современном парламентаризме должен без всяких условий касаться мотива преемственности отечественной истории и сохранения в ней определенных элементов, отражающих ценность представительства как для многонационального народа, так и для государственной власти.
История российского правительства также должна быть представлена как минимум с зарождения приказных структур, а затем, через коллегии, министерства, наркоматы и прочие временные инверсии, обращена в сторону современной организации, в т.ч. с последними инновациями в области цифровых технологий и "электронного правительства" (либо "открытости" соответствующей деятельности). То же самое касается и повествования о судебной власти: важно упомянуть ключевые исторические вехи её формирования и воспроизводства в России, отразив ценность Судебников и значимость реформ Александра II, уделив особое внимание институту "суда присяжных" и т.д.
Завершающей частью лекции должен быть рассказ о существующих государственных и национальных проектах, институте стратегического планирования, а также соответствующих приоритетах долгосрочного развития страны.
Семинар 1 Власть и легитимность в конституционном преломлении
Прикладные мастерские (воркшопы) с привлечением специалистов-практиков для совершенствования содержания ключевых понятий, связанных с обсуждением политического устройства (к примеру, "государства", "власти" и "легитимности"). Дискуссии и дебаты, представляющие различные подходы к этим понятиям.
Семинар 2 Уровни и ветви власти
Деловые игры и проектная деятельность по обсуждению различных вариантов конфигурации уровней и ветвей власти. Дебаты о политическом устройстве Российской Федерации (о прошлых решениях, современных инициативах и потенциально возможных изменениях), деловые игры.
Семинар 3 Планирование будущего: государственные стратегии и гражданское участие
Разбор кейсов (кейс-стади), связанных с приоритетами долгосрочного развития страны, разработкой и реализацией стратегий и программ, особенностями национальных проектов.
Раздел 5
Вызовы будущего и развитие страны
Завершающий раздел дисциплины должен возвращать студентов, с одной стороны, к осознанию современных вызовов (как глобальных, стоящих перед человечеством в целом, так и цивилизационных и даже конъюнктурных, стоящих перед Россией), а с другой, к потенциальной роли самих обучающихся в ответе на такие вызовы. По этой причине через все лекционные и практические (семинарские) занятия в рамках раздела красной строкой должна проходить ценностная (воспитательная) схема:
- стабильность;
- миссия;
- ответственность;
- справедливость.
В какой-то степени любой из представляемых в рамках раздела вызовов отражает дефицит какого-либо из указанных выше ценностных ориентиров: климатические и экологические проблемы, как и имущественное неравенство, отражают несправедливость окружающего мира и отсутствие в нем достаточной солидарности, атомизация и квантификация - утрату мотива ответственности (в почти веберовском значении Beruf), технологические вызовы обозначают проблемы миссии и стабильности. Лектору важно, с одной стороны, сохранить нейтрально-просветительский тон своего повествования, но, с другой, не создать у студенческой аудитории пессимистичного чувства фатализма и неразрешимости имеющихся проблем.
В рамках лекционного блока, таким образом, разговор может вестись о сколь угодно конкретных вызовах, но при том и о неизменно общих и консолидирующих ответах, объединяющих Россию и мир в общем стремлении к светлому и гармоничному будущему для новых поколений. При этом безусловной рекомендацией для преподавателя является соотнесение обсуждения с современными документами стратегического планирования, в частности, Стратегией национальной безопасности, Стратегией научно-технологического развития и пр. При этом развивающее тезисы лекции рассмотрение потенциальных ответов на современные вызовы должно проходить в рамках серии практических занятий, раскрывающих творческий потенциал обучающихся и вовлекающий их в активное гражданское участие.
Лекция 1
В рамках лекций необходимо реализовать два ключевых вектора работы:
- представить ключевые проблемы современного мира, актуальные для Российской Федерации;
- охарактеризовать возможные изменения, реализация которых - вместе с поддержанием свойственных российскому обществу ценностных принципов - позволит стране успешно преодолеть актуальные и грядущие испытания.
К числу глобальных проблем "естественного" характера стоит отнести климатические и экологические проблемы (антропогенное изменение климата, по которому профессионалами давно выработан устойчивый консенсус), нехватка пресной воды и доступного продовольствия, а также энергетический дефицит. Важно подчеркнуть, во-первых, значимость России в решении всех этих вопросов (как минимум в силу протяженности и богатства необходимыми ресурсами), а во-вторых, альтернативный характер некоторых российских предложений и инициатив по решению существующих проблем.
Необходимо осветить и глобальные проблемы техногенного характера: неочевидные сценарии развития цифровых технологий и, в особенности, "искусственного интеллекта", цифровое неравенство и "сетевой феодализм", "надзорный капитализм" и перенасыщенное информационное пространство. Все эти новеллы, во-первых, прекрасно знакомы современным поколениям обучающихся, а во-вторых, имеют очевидное политическое и даже общепланетарное значение. Лектору необходимо представлять эти вызовы при помощи яркого мультимедийного материала, дополняющего настоящий УМК и существующие учебные пособия, а также использовать наиболее актуальную инфографику и статистические материалы.
Кроме того, побочной задачей лекции является знакомство обучающихся с тем, что в области высоких технологий и цифровых технологий российские акторы достигли едва ли не больших успехов, чем большая часть европейских государств, отставая, вероятно, лишь от США, Китая и ряда меньших азиатских стран (наподобие Японии и Южной Кореи). Представление передовых национальных предприятий и компаний может быть важным просветительским элементом, позволяющим сформировать представление о значительной роли России в ответе на современные техногенные вызовы.
В лекции возможно коснуться и непосредственно политических вызовов современности: популизма, неадекватной рационализации и квантификации управления, утраты культурной преемственности и провала мультикультурных практик идентичности (при научном, т.е. заведомо нейтральном, представлении самого мультикультурализма). По освещении этих проблем можно перейти к тому, что цивилизационное развитие России в очередной раз поставило её в потенциально куда более выигрышную и перспективную позицию относительно этих негативных трендов: она может как избежать ряда негативных эффектов от появления таких практик внутри страны, так и предложить (как свидетель и наблюдатель) инновационные решения по их преодолению.
Лекция 2 Сценарии развития российской цивилизации
В рамках лекции необходимо открытое обсуждение различных сценариев будущего России - от оптимистично-конструктивного до пессимистично-проблемного. Важно показать, что различное видение будущего является, в значительной степени, производной от принимаемых государством и народом России идентичных ценностей. Логика построения будущего выстраивается проектной цепочкой - ценности - цели - проблемы (как препятствия достижения целей) - средства (как способы решения проблем) - результат. Желаемый образ будущего для России в этой связи видится как достижение ее ценностных целей. Соответственно, и российский проект состоит в попытке воплощения идентичных для России ценностей. Ценности, безусловно, не могут быть воплощены в стопроцентной степени, так как являются идеальным ориентиром. Но можно говорить о приближении к идеалу или удалении от него. В этой связи желаемое будущее для России видится в максимизации приближения к ее идеалам.
Крайне важно представить эти идеалы через последовательную схему ценностно-ориентированного движения по схеме "стабильность - миссия - ответственность - справедливость", чтобы охарактеризовать:
- стабильность как ключевой результат предшествующих десятилетий консолидации российской политической системы;
- миссию как современный этап защиты национальных интересов и российской цивилизации, связанный с актуализацией глобальной роли России как гаранта человеческих ценностей и самобытного развития;
- ответственность как необходимый грядущий этап совершенствования гражданской идентичности и политической жизни в стране;
- справедливость как наиболее значимую стратегическую задачу и ценностный ориентир.
Семинар 1 Россия и глобальные вызовы
Деловые игры по определению вызовов, дискуссии и дебаты о списке глобальных проблем, имеющих приоритетное значение для России. Разбор кейсов, проблемные выступления. Применение метода Дельфи для работы с обучающимися.
Семинар 2 Внутренние вызовы общественного развития
Кейс-стади, кейсы и викторины, посвященные внутрироссийским проблемам и вызовам. Деловые игры.
Семинар 3 Образы будущего России
Групповые проекты по работе с источниками или презентациям различных версий образа будущего России. Деловые игры.
Семинар 4 Ориентиры стратегического развития
Презентации государственных программ и национальных проектов с точки зрения их соотнесения с ценностными ориентирами. Проектная деятельность и сценарное моделирование.
Семинар 5 Сценарии развития российской цивилизации
Тематические мастерские по обсуждению каждого из вызовов, деловые игры и техники сценарного моделирования возможных ответов на обозначенные выводы, открытые лекции и дискуссии, студенческие дебаты
Результаты освоения содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
- осознавать современную российскую государственность и актуальное политическое устройство страны в широком культурно-ценностном и историческом контексте, воспринимать непрерывный характер отечественной истории и многонациональный, цивилизационный вектор её развития;
- воспринимать и разделять зрелое чувство гражданственности и патриотизма, чувствовать свою принадлежность к российской цивилизации и российскому обществу, воспринимать свое личностное развитие сквозь призму общественного блага и релевантных для человека морально-нравственных ориентиров;
- участвовать в формировании и совершенствовании политического уклада своей Родины, принимать и разделять ответственность за происходящее в стране, осознавать значимость своего гражданского участия и перспективы своей самореализации в общественно-политической жизни;
- развить в себе навык критического мышления и независимого суждения, позволяющего совершенствовать свои академические и исследовательские компетенции даже в соотнесении с резонансными и суггестивными проблемами и вызовами;
- сформировать у себя способность к внимательному, объективному и цельному анализу поступающей общественно-политической информации, умение проверять различные мнения, позиции и высказывания на достоверность, непротиворечивость и конвенциональность;
- усовершенствовать свои навыки личной и массовой коммуникации, развить в себе способность к компромиссу и диалогу, уважительному принятию национальных, религиозных, культурных и мировоззренческих особенностей различных народов и сообществ;
- уверенно владеть ключевой информацией о политическом устройстве своей страны, своего региона и своей местности, сформировать компетенции осознанного исторического восприятия и политического анализа;
- сформировать у себя способность к агрегированию и артикуляции активной гражданской и политической позиции, выработать ценностно значимый навык вовлеченности в общественную жизнь и неравнодушной сопричастности (эмпатии) ключевым проблемам своего сообщества и своей Родины.
Формы проведения учебных занятий и используемые образовательные технологии
В рамках преподавания дисциплины, наряду с классическими образовательными методиками, предполагающими обращение к таким формам работы, как лекции, семинары и коллоквиумы, необходимо и возможно использовать следующие образовательные технологии:
- обращение к мультимедийному образовательному порталу "ДНК России";
- открытые лекции, проблемные лекции и публичные дискуссии по разделам дисциплины и отдельным тематическим рубрикам её содержания;
- проведение сопроводительных научных конференций и олимпиад, связанных с тематикой дисциплины;
- прикладные мастерские (воркшопы) для совершенствования конкретных и специализированных навыков, в т.ч. в области политической грамотности, развития коммуникативных способностей, овладения переговорными техниками и пр.;
- деловые игры, работа с кейсами (кейс-стади) и техники сценарного моделирования;
- квесты, квизы, иные формы интерактивной работы по принципу викторины и интеллектуального конкурса;
- студенческие дебаты, "печа-куча";
- анализ литературы и правовых актов, работа с источниками;
- доклады, "мозговой штурм" и проектная деятельность студентов;
- иммерсивные представления, спектакли, игры и перформансы, в т.ч. за пределами образовательных учреждений и организаций, - при содействии институтов культуры, просвещения, науки и образования;
- просмотр актуальных обучающих и художественных видеоматериалов, в т.ч. специально спроектированных для преподавательских целей квалифицированными профессионалами в области социального знания.
Оценочные средства и критерии оценивания, применяемые для аттестации обучающихся
Оценочные средства
Примерные тестовые задания
Вопрос 1
Действующая Конституция Российской Федерации была принята...
А) ... в 2020 году |
В) ... в 1993 году |
Б) ... в 2000 году |
Г) ... в 1995 году |
Вопрос 2
Этап "цветущей сложности" в цивилизационном развитии выделял_
А) ... Константин Леонтьев |
В) ...Уильям Макнил |
Б) ... Арнольд Тойнби |
Г) ... Вадим Цымбурский |
Вопрос 3
Какой (какие) из этих органов государственной власти РФ не входит (не входят) ни в одну из её ветвей?
А) Счетная Палата |
В) Совет Федерации |
Б) Федеральное агентство по делам молодёжи |
Г) Президент |
Вопрос 4
"Система мероприятий и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности" - это ...
А) ... закон |
В) ... государственная программа |
Б) ... государственный бюджет |
Г) ... местное самоуправление |
Примерный перечень вопросов к зачету
1. Современная Россия: ключевые социально-экономические параметры.
2. Российский федерализм.
3. Цивилизационный подход в социальных науках.
4. Государство-нация и государство-цивилизация: общее и особенное.
5. Государство, власть, легитимность: понятия и определения.
6. Ценностные принципы российской цивилизации: подходы и идеи.
7. Исторические особенности формирования российской цивилизации.
8. Роль и миссия России в представлении отечественных мыслителей (П.Я. Чаадаев, Н.Я. Данилевский, В.Л. Цымбурский).
9. Мировоззрение как феномен.
10. Современные теории идентичности.
11. Системная модель мировоззрения ("человек-семья-общество-государство-страна").
12. Основы конституционного строя России.
13. Основные ветви и уровни публичной власти в современной России.
14. Традиционные духовно-нравственные ценности.
15. Основы российской внешней политики (на материалах Концепции внешней политики и Стратегии национальной безопасности).
16. Россия и глобальные вызовы.
Примерный перечень тем семестровых проектов
1. Евразийские цивилизации: перечень, специфика, историческая динамика.
2. Россия: национальное государство, государство-нация или государство-цивилизация?
3. Современные модели идентичности: актуальность для России.
4. Ценностные вызовы современного российского общества.
5. Стратегическое развитие России: возможности и сценарии.
6. Патриотизм и традиционные ценности как сюжеты государственной политики.
7. Цивилизации в эпоху глобализации: ключевые вызовы и особенности.
8. Российское мировоззрение в региональной перспективе.
9. Государственная политика в области политической социализации: ключевые проблемы и возможные решения.
10. Ценностное начало в Основном законе: конституционное проектирование в современное мире.
Критерии оценивания
Критерии оценивания ответа студента в рамках устной формы текущей аттестации
Оценка "отлично" выставляется обучающемуся, если дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, системно показана совокупность освоенных знаний об объекте, проявляющаяся в свободном оперировании понятиями, умении выделить существенные и несущественные его признаки, причинно-следственные связи. Ответ формулируется при помощи научного категориально-понятийного аппарата, изложен последовательно, логично, доказательно, демонстрирует авторскую позицию студента.
Оценка "хорошо" выставляется обучающемуся, если дан полный, развернутый ответ на поставленный вопрос, показана совокупность осознанных знаний об объекте, доказательно раскрыты основные положения темы; в ответе прослеживается четкая структура, логическая последовательность, отражающая сущность раскрываемых понятий, теорий, явлений. Ответ изложен последовательно, логично и доказательно, однако допущены недочеты в определении понятий, исправленные студентом самостоятельно в процессе ответа.
Оценка "удовлетворительно" выставляется обучающемуся, если дан полный, но недостаточно последовательный ответ на поставленный вопрос, но при этом показано умение выделить существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Ответ логичен и изложен научным языком. Могут быть допущены 2-3 ошибки в определении основных понятий, которые студент затрудняется исправить самостоятельно.
Оценка "неудовлетворительно" выставляется обучающемуся, если дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связи между понятиями, концептуальные пересечения, структурные закономерности между различными объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другие вопросы дисциплины.
Критерии оценивания тестирования
Поскольку оценивание результатов тестирования напрямую зависит от абсолютного количества вопросов в конкретном тесте, представленная ниже таблица фиксирует критерии оценивания в относительном представлении:
Доля верных ответов |
Оценка |
Число рейтинговых баллов (если тестирование выполняет функцию контроля освоения материала, учитываемого при использовании рейтинговой системы) |
0-50 |
2 |
0 |
51-65 |
3 |
2 |
66-80 |
4 |
4 |
81-100 |
5 |
6 |
Нумерация приводится в соответствии с источником
5.2.3. Критерии оценивания реферата/проекта/эссе/письменной работы
Оценка "отлично" выставляется обучающемуся, если содержание письменной работы соответствует заявленной в названии тематике, документ оформлен в соответствии с общими требованиями написания и техническими требованиями; работа имеет чёткую композицию и структуру, в тексте отсутствуют логические нарушения в представлении материала; корректно оформлены и в полном объёме представлены, как минимум, сноски и ссылки на использованную литературу; отсутствуют орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и иные ошибки в авторском тексте; письменная работа представляет собой самостоятельное исследование, представлен качественный анализ найденного материала, отсутствуют факты некорректных заимствований.
Оценка "хорошо" выставляется обучающемуся, если содержание письменной работы соответствует заявленной в названии тематике; работа оформлена в соответствии с общими требованиями написания, но есть погрешности в техническом оформлении; письменная работа имеет чёткую композицию и структуру; в тексте работы отсутствуют логические нарушения в представлении материала; в полном объёме представлены список использованной литературы, но есть ошибки в оформлении; корректно оформлены и в полном объёме представлены ссылки на использованную литературу; отсутствуют орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и иные ошибки в авторском тексте; письменная работа представляет собой самостоятельное исследование, представлен качественный анализ найденного материала, отсутствуют факты некорректных заимствований.
Оценка "удовлетворительно", если содержание письменной работы соответствует заявленной в названии тематике; в целом работа оформлена в соответствии с общими требованиями написания соответствующих текстов, но есть погрешности в техническом оформлении; в целом письменная работа имеет чёткую композицию и структуру, но в тексте есть логические нарушения в представлении материала; в полном объёме представлен список использованной литературы, но есть ошибки в оформлении; некорректно оформлены или не в полном объёме представлены ссылки на использованную литературу в тексте работы; есть единичные орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и иные ошибки в авторском тексте; в целом письменная работа представляет собой самостоятельное исследование, представлен анализ найденного материала, присутствуют единичные случаи незначительных по содержанию некорректных заимствований.
Оценка "неудовлетворительно", если содержание письменной работы соответствует заявленной в названии тематике; в работе отмечены нарушения общих требований её написания; есть погрешности в техническом оформлении; в целом письменная работа имеет чёткую композицию и структуру, но в тексте есть логические нарушения в представлении материала; в полном объёме представлен список использованной литературы, но есть ошибки в оформлении; некорректно оформлены или не в полном объёме представлены ссылки на использованную литературу в тексте письменной работы; есть частые орфографические, пунктуационные, грамматические, лексические, стилистические и иные ошибки в авторском тексте; письменная работа не представляет собой самостоятельного исследования, отсутствует анализ найденного материала, текст фрагментарно представляет собой некорректные заимствования трудов другого автора (других авторов).
Критерии оценивания ответа в рамках промежуточной аттестации (дифференцированный зачет)
Основой для определения оценки на зачете служит объём и уровень усвоения студентами материала, предусмотренного рабочей программой соответствующей дисциплины. При определении требований к оценкам по дисциплинам с преобладанием теоретического обучения предлагается руководствоваться следующим:
- оценки "отлично" заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка "отлично" выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных содержательных элементов дисциплины, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебного материала;
- оценки "хорошо" заслуживает студент, обнаруживший полное знание программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка "хорошо" выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности;
- оценки "удовлетворительно" заслуживает студент, обнаруживший знание основного программного материала в объёме, необходимом для дальнейшей учёбы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка "удовлетворительно" выставляется студентам, допустившим погрешности непринципиального характера в ответе на зачете и при выполнении зачетных заданий;
- оценка "неудовлетворительно" выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка "неудовлетворительно" ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
Ресурсное обеспечение
Планируется издание специализированных учебных пособий "Основы российской государственности" (2023)
Перечень основной литературы:
1. Аузан А.А., Никишина Е.Н. Социокультурная экономика: как культура влияет на экономику, а экономика - на культуру. М.: Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2021.
2. Голосов Г.В. Сравнительная политология. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге, 2022.
3. Джессоп Б. Государство: прошлое, настоящее, будущее. М.: "Дело", 2019.
4. Марасанова В.М., Багдасарян В.Э., Иерусалимский Ю.Ю., Дмитриев М.В., Дементьева В.В., Любичанковский С.В., Урядова А.В., Федюк В.П. Изучение истории российской государственности: учебные материалы образовательного модуля. Учебно-методическое пособие и УМК для вузов. Ярославль: "Индиго", 2023.
5. Миллер А.И. Нация, или Могущество мифа. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в Санкт-Петербурге, 2016.
6. Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А., Сивохина И.А. История России. М.: "Проспект", 2023 г.
7. Патрушев С.В. Институциональная политология: Современный институционализм и политическая трансформация России. М.: ИСП РАН, 2006.
8. Соловьев А.И. Принятие и исполнение государственных решений. М.: Аспект Пресс, 2017
9. Туровский Р.Ф. Политическая регионалистика. М.: ГУ-ВШЭ, 2008
10. Хархордин О.В. Основные понятия российской политики. М.: Новое литературное обозрение, 2011.
Перечень дополнительной литературы:
11. Алексеева Т.А. Современная политическая мысль (XX-XXI вв.): Политическая теория и международные отношения. М., 2019.
12. Браславский Р.Г. Цивилизационная теоретическая перспектива в социологии//Социологические исследования, 2013, N 2, с. 15-24.
13. Браславский Р.Г. Эволюция концепции цивилизации в социоисторической науке в конце XVIII - начале XX века. Журнал социологии и социальной антропологии, 2022, 25(2): с. 49-79.
14. Ледяев В.Г. Социология власти. Теория и опыт эмпирического исследования власти в городских сообществах. М.: ВШЭ, 2012.
15. Малахов В.С. Национализм как политическая идеология. М.: КДУ, 2005.
16. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. М., 1997.
17. Перевезенцев С.В. Русская история: с древнейших времен до начала XXI века. - М.: Академический проект, 2018.
18. Перевезенцев С.В. Русская религиозно-философская мысль X-XVII вв. (Основные идеи и тенденции развития). М.: "Прометей". 1999.
19. Полосин А.В. Шаг вперед: проблема мировоззрения в современной России//Вестник Московского Университета. Серия 12. Политические науки. 2022. N 3. c. 7-23.
20. Российское общество: архитектоника цивилизационного развития/Р.Г. Браславский, В.В. Галиндабаева, Н.И. Карбаинов [и др.]. - Москва; Санкт-Петербург: Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук, 2021
21. Селезнева А.В. Российская молодежь: политико-психологический портрет на фоне эпохи. М.: "Аквилон", 2022.
22. Харичев А.Д., Шутов А.Ю., Полосин А.В., Соколова Е.Н. Восприятие базовых ценностей, факторов и структур социально-исторического развития России (по материалам исследований и апробации)//Журнал политических исследований. - 2022. - Т. 6, N 3. - С. 9-19.
23. Шестопал Е.Б. Они и Мы. Образы и России и мира в сознании российских граждан. М.: "РОССПЭН", 2021.
24. Шестопал Е.Б. Политическая психология. М, 2022.
25. Ширинянц А.А. Русский хранитель. М.: "Русский мир", 2008.
26. Якунин В.И., Бобровская Е.В. Идеология и политика. М.: "Проспект", 2021.
27. Eagleton T. Ideology: An Introduction. London: Verso, 1991.
28. Freeden M. Ideologies and Political Theory: A Conceptual Approach. Oxford: Clarendon Press, 1996.
29. Freeden M. The Morphological Analysis of Ideology//The Oxford Handbook of Political Ideologies/Eds. M. Freeden, L.T. Sargent, M. Stears. Oxford: Oxford University Press, 2013. pp. 115-137.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства науки и высшего образования РФ от 21 апреля 2023 г. N МН-11/1516-ПК "О направлении проекта концепции модуля"
Опубликование:
-