г. Краснодар |
|
29 июня 2015 г. |
Дело N А32-41150/2014 |
Постановлением Верховного Суда РФ от 30 декабря 2015 г. N 308-АД15-7271 настоящее постановление оставлено без изменения
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июня 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Дорогиной Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Стройэлектросевкавмонтаж" (ИНН 2310056286, ОГРН 1032307152020) - Афонченко А.Г. (доверенность от 15.06.2015) и Тим М.Н. (доверенность от 26.12.2014), от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752) - Куиза А.К. (доверенность от 20.10.2014), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Стройэлектросевкавмонтаж" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2015 по делу N А32-41150/2014 (судьи Филимонова С.С., Смотрова Н.Н., Соловьева М.В.), установил следующее.
ООО "Стройэлектросевкавмонтаж" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 28.10.2014 N 13-82-184-ЭП-3-2 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде 15 тыс. рублей штрафа.
Решением суда от 16.12.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.04.2015, заявленные требования удовлетворены.
Решение суда мотивировано тем, что в действиях общества отсутствует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 8.21 Кодекса. Суд апелляционной инстанции, сделав вывод о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 8.21 Кодекса, признал совершенное обществом правонарушение малозначительным и применил статью 2.9 Кодекса.
В кассационной жалобе общество просит изменить мотивировочную часть постановления апелляционной инстанции от 09.04.2015 в части выводов о том, что бетоносмесительная установка подпадает под признаки аппарата очистки газа, а также о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статью 8.21 Кодекса. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что бетоносмесительная установка не является установкой очистки газа, и на нее не распространяется действие Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных Минхиммашем СССР 28.11.1983 (далее - ПЭУОГ). Данный вывод суда первой инстанции, соответствует выводу, изложенному во вступившем в законную силу решении от 16.01.2014 Советского районного суда г. Краснодара по делу N 12-604/14. Решением суда общей юрисдикции признано незаконным и отменено постановление управления о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 8.21 Кодекса и. о. главного энергетика общества, поскольку суд пришел к выводу о непредставлении управлением доказательств того, что бетоносмесительная установка является установкой очистки газа, на которую бы распространялось действие ПЭУОГ.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить без изменения постановление апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что мотивировочная часть постановления апелляционной инстанции от 09.04.2015 подлежит изменению в части вывода о том, что бетоносмесительная установка является газоочистным сооружением и о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.21 Кодекса по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения руководителя управления от 11.08.2014 N 01-04-19/183 в период с 08.09.2014 по 30.09.2014 сотрудники управления провели плановую документарную проверку общества. На основании распоряжения руководителя управления от 30.09.2014 N 01-04-19/239 сотрудники управления 03.10.2014 провели плановую выездную проверку общества на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации.
По результатам проверок в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 21.10.2014 N 13-82-184-ЭП-3, согласно которому в действиях общества имеются признаки правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 8.21 Кодекса.
В ходе проверки общества управление установило, что на земельном участке общества, расположенном по адресу: г. Краснодар, ул. Лавочкина, д. 21, имеется источник выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух - установка бетоносмесительная ЕС-40 (80).
23 октября 2014 года управление вынесло постановление N 13-82-184-ЭП-3-2 о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 8.21 Кодекса в виде 15 тыс. рублей административного штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Частью 3 статьи 8.21 Кодекса предусмотрена административная ответственность за нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры. Объектом правонарушения по данной статье являются общественные отношения в области охраны окружающей природной среды. Объективная сторона выражена в нарушении условий специального разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух или вредном физическом воздействие на него и нарушении правил эксплуатации оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух.
Судом установлено, что бетоносмесительная установка ЕС-40 (80) предназначена для приготовления бетонных смесей на строительных объектах, производительностью 30 - 40 куб.м/час. Наполнители (песок, щебень) подаются в блок загрузки фронтальным грузчиком с пандуса. В каждом бункере для выгрузки щебня фракций 20 - 40 мм и 40 -70 мм установлены секторные затворы, а для щебня размером 5 - 20 мм и песка 0 - 5, 0 - 10 челюстные питатели. На стенках бункеров установлены вибраторы, способствующие истечению материала. Дозирование заполнителей производится последовательно. Загрузка цемента в силос склада цемента производится цементовозами. В нижней части силосов установлены затворы, перекрывающие нижнюю горловину силоса во время перерывов в работе. Подача цемента в дозатор осуществляется винтовыми питателями, соединенными с затворами силосов. На каждой воронке, соединяющей винтовой питатель дозатором цемента, установлен выпускной затвор. Отдозированная часть цемента выгружается из дозатора в бетоносмеситель. Вода для приготовления бетонной смеси подается в расходный бак из магистрали. Из бака вода с помощью насоса подается в дозатор, дозируется и дальше выгружается в бетоносмеситель.
Согласно техническому отчету 2014 года по инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу общества на цемсилосах установлены ПГОУ. Каждый из двух цемсилосов оборудован фильтром для очистки воздуха от пыли неорганической: 70-20 Si02. Фильтры данного типа производятся без конического отсека и монтируются непосредственно на силос.
В соответствии с техническим описанием фильтр ЕС РБУ-04.01.01 является элементом конструкции инвентарных складов цемента ЕС РБУ-04.01.00 и предназначен для очистки воздуха от цементной пыли в период загрузки складов цемента.
В соответствии с пунктом 3.1. ПЭУОГ установки очистки газа должны работать надежно, бесперебойно и с показателями, соответствующими проектным или полученным в результате наладочных работ и согласованными с организацией-разработчиком проекта.
При эксплуатации установок очистки газа ведется документация, содержащая основные показатели, характеризующие режим работы установки (пункт 3.3 ПЭУОГ).
Согласно пункту 3.4. ПЭУОГ все установки очистки газа должны быть зарегистрированы в региональных Госинспекциях газоочистки. Регистрация оформляется соответствующей записью в паспорте установки и документе регистрации региональной Государственной инспекции газоочистки.
В соответствии с пунктом 3.5. ПЭУОГ установки очистки газа должны подвергаться осмотру для оценки их технического состояния не реже одного раза в полугодие комиссией, назначенной руководством предприятия. По результатам осмотра составляется акт и при необходимости разрабатываются мероприятия по устранению обнаруженных недостатков.
Согласно пункту 3.6. ПЭУОГ установки очистки газа должны подвергаться проверке на соответствие фактических параметров работы установки проектным не реже одного раза в год. Результаты проверки оформляются актом и заносятся в паспорт установки.
В ходе проверки управление, установив, что у общества отсутствовали паспорта пылегазоочистных установок; установки не зарегистрированы в установленном законом порядке; не назначена комиссия для ежегодной оценки технического состояния установок очистки газа; не проводится осмотр для оценки их технического состояния, а также проверка на соответствие фактических параметров работы установки проектным, сделало вывод о нарушении обществом статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ), пунктов 3.3, 3.4, 3.5, 3.6 ПЭУОГ.
Суд первой инстанции оценил представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учел положения пункта 2.2. ПЭУОГ, пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2000 N 373 "Об утверждении Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников", положения Инструкции по инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, утвержденной Госкомприроды СССР, пункт 7 статьи 16 Закона N 96-ФЗ, ГОСТа 17.2.1-04-77 "Охрана природы. Атмосфера. Источники и метеорологические факторы загрязнения, промышленные выбросы", письмо Росприроднадзора от 15.11.2012 N ВК-03-01-36/15437 "О направлении Методических рекомендаций по осуществлению государственного надзора за охраной атмосферного воздуха", техническое описания и Инструкцию по эксплуатации бетоносмесительной установки ЕС-40 (80) и сделал правильный вывод о том, что бетоносмесительная установка не обладает признаками установки очистки газа, ее функциональной и основной характеристикой является приготовление бетонных смесей; бетоносмесительная установка в своем составе не содержит аппарата очистки газа, являющегося неотъемлемой частью любой установки очистки газа, а также по своему конструктивному назначению не имеет специальных устройств (газоотводящих трактов, газоходов, воздуховодов, труб и др.)
Согласно пункту 2.2. ПЭУОГ установка очистки газа - это комплекс сооружений, оборудования и аппаратуры, предназначенный для отделения от поступающего из промышленного источника газа или превращения в безвредное состояние веществ, загрязняющих атмосферу. В зависимости от агрегатного состояния улавливаемого или обезвреживаемого вещества установки подразделяются на газоочистные и пылеулавливающие.
В соответствии с пунктом 2.3.ПЭУОГ аппарат очистки газа - это элемент установки, в котором непосредственно осуществляется избирательный процесс улавливания или обезвреживания веществ, загрязняющих атмосферу.
Группы аппаратов по методам очистки газа: а) первая группа (С) - сухие механические пылеуловители (гравитационные, сухие инерционные и ротационные); б) вторая группа (М) - мокрые пылеуловители (инерционные, пенные, конденсационные), скрубберы (механические, ударно-инерционные, полые, насадочные, центробежные), скрубберы Вентури и т. п.; в) третья группа (Ф) - промышленные фильтры (рукавные, волокнистые, карманные, зернистые, с регенерацией импульсной обратной продувкой, ультразвуком, с механическим и вибровстряхиванием и т. п.); г) четвертая группа (Э) - электрические пылеуловители (сухие, мокрые электрофильтры и т. п.); д) пятая группа (Х) - аппараты сорбционной (химической) очистки газа от газообразных примесей (адсорберы, абсорберы и т. п.); е) шестая группа (Т) - аппараты термической и термокаталитической очистки газа от газообразных примесей (печи сжигания, каталитические реакторы и т. п.); ж) седьмая группа (Д) - аппараты других методов очистки.
Поскольку используемая обществом бетоносмесительная установка оснащена фильтрами ЕС РБУ-04.01.01 для очистки воздуха от пыли, суд апелляционной инстанции на основании пункта 2.3. ПЭУОГ пришел к выводу о том, что бетоносмесительная установка подпадает под признаки аппарата очистки газа. При этом суд апелляционной инстанции не указал, к какой группе аппаратов, поименованных в пункте 2.3. ПЭУОГ, относится бетоносмесительная установка и не учел, что согласно техническому паспорту фильтр ЕС РБУ-04.01.01 является элементом конструкции инвентарных складов цемента.
Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции о том, что бетоносмесительная установка является установкой очистки газа, на которую распространяется действие ПЭУОГ, противоречит материалам дела.
При указанных обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имелось оснований для переоценки вывода суда первой инстанции об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 8.21 Кодекса.
Ошибочный вывод суда апелляционной инстанции (о том, что бетоносмесительная установка является газоочистным сооружением и о наличии в действиям общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.21 Кодекса по следующим основаниям) не повлек за собой принятие незаконного судебного акта, но подлежит исключению из мотивировочной части постановления от 09.04.2015 без изменения его резолютивной части (абзац 2 пункта 35 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции").
Нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену обжалуемого судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2015 по делу N А32-41150/2014 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку используемая обществом бетоносмесительная установка оснащена фильтрами ЕС РБУ-04.01.01 для очистки воздуха от пыли, суд апелляционной инстанции на основании пункта 2.3. ПЭУОГ пришел к выводу о том, что бетоносмесительная установка подпадает под признаки аппарата очистки газа. При этом суд апелляционной инстанции не указал, к какой группе аппаратов, поименованных в пункте 2.3. ПЭУОГ, относится бетоносмесительная установка и не учел, что согласно техническому паспорту фильтр ЕС РБУ-04.01.01 является элементом конструкции инвентарных складов цемента.
Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции о том, что бетоносмесительная установка является установкой очистки газа, на которую распространяется действие ПЭУОГ, противоречит материалам дела.
При указанных обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имелось оснований для переоценки вывода суда первой инстанции об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 8.21 Кодекса.
Ошибочный вывод суда апелляционной инстанции (о том, что бетоносмесительная установка является газоочистным сооружением и о наличии в действиям общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.21 Кодекса по следующим основаниям) не повлек за собой принятие незаконного судебного акта, но подлежит исключению из мотивировочной части постановления от 09.04.2015 без изменения его резолютивной части (абзац 2 пункта 35 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 июня 2015 г. N Ф08-3643/15 по делу N А32-41150/2014
Хронология рассмотрения дела:
29.06.2015 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3643/15
09.04.2015 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3331/15
27.01.2015 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1334/15
16.12.2014 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-41150/14