г. Краснодар |
|
06 июля 2015 г. |
Дело N А63-7482/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июня 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 июля 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Дорогиной Т.Н. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - государственного казенного учреждения "Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края" (ИНН 2636053682, ОГРН 1082635000392), заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ставропольскому краю (ИНН 2631055559, ОГРН 1042600849994) и третьего лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Ставропольскому краю (ИНН 2634063830, ОГРН 1042600339737), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу государственного казенного учреждения "Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.11.2014 (судья Ермилова Ю.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2015 (судьи Белов Д.А., Афанасьева Л.В., Цигельников И.А.) по делу N А63-7482/2014, установил следующее.
Государственное казенное учреждение "Дирекция особо охраняемых природных территорий Ставропольского края" (далее - учреждение) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ставропольского края к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Ставропольскому краю (далее - налоговый орган, инспекция) об отмене решения от 28.03.2014 N 3807.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление).
Решением от 06.11.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.03.2015, суд признал недействительным решение инспекции от 28.03.2014 N 3807 в части взыскания штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в размере, превышающем 500 рублей.
Судебные акты мотивированы тем, что земельные участки с кадастровыми номерами 26:15:000000:681 и 26:15:070101:2 относятся к категории "земли особо охраняемых территорий и объектов", а не к категории "земли поселений", поэтому не освобождаются от налогообложения, в связи с чем учреждению обоснованно начислен земельный налог за 2012 год в сумме 1 743 887 рублей, пени и штраф. Указав на наличие смягчающих ответственность обстоятельств, суды снизили размер подлежащего взысканию с общества штрафа до 500 рублей.
В кассационной жалобе учреждение просит отменить судебные акты, признать недействительным решение инспекции от 28.03.2014 N 3807. По мнению подателя кассационной жалобы, суды недостаточно исследовали фактические обстоятельства по делу, имеющие существенное значение для принятия правильного решения. Суды не учли, что расчет земельного налога в уточненной (корректирующей) налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год произведен учреждением с учетом решения инспекции от 12.09.2013 N 4908. Учреждение о переводе спорных земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов до настоящего времени не уведомлено. По мнению подателя жалобы, положения подпункта 4 пункта 1, пункта 2 статьи 111 Кодекса, применительно к сложившимся правоотношениям, исключают возможность привлечения учреждения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
В судебном заседании объявлялись перерывы с 23.06.2015 до 17 часов 00 минут 25.06.2015 и с 25.06.2015 до 17 часов 00 минут 29.06.2015.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, инспекция на основании статьи 88 Кодекса провела камеральную налоговую проверку представленной учреждением 01.10.2013 (регистрационный номер налоговой декларации 24758536) уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год, в ходе которой установила неполную уплату земельного налога за 2012 год в связи с неправомерным применением учреждением льготы на спорные земельные участки, что отразила в акте проверки от 22.01.2014 N 36184 (т. 1, л. д. 38 - 41, л. д. 86 - 89).
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки инспекция в порядке статьи 101 Кодекса приняла решение от 28.03.2014 N 3807, которым учреждение привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Кодекса за неуплату или неполную уплату налога в виде 342 939 рублей штрафа (20% от неуплаченной суммы налога - 1 714 693 рубля). Учреждению начислены 256 917 рублей 16 копеек пени и предложено уплатить 1 743 887 рублей земельного налога (т. 1, л. д. 42 - 48, л. д. 75 - 81).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ставропольскому краю от 10.06.2014 N 07-20/008879 апелляционная жалоба учреждения оставлена без удовлетворения.
Учреждение, полагая, что решением инспекции нарушены его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд в порядке статей 137 и 138 Кодекса.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданного 13.02.2012 серии 26-АЗ N 618844, учреждение обладает на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 26:15:000000:681 с назначением: для сельскохозяйственного производства - для использования в качестве сельскохозяйственных угодий, площадью 2 656 604 кв. м, расположенным в Кочубеевском районе Ставропольского края. Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир земли РФП на территории СПК-к "Стрижамент" (т. 1, л. д. 20).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданного 13.02.2012 серии 26-АЗ N 618846, учреждение обладает на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 26:15:070101:2 с назначением: земли сельскохозяйственного назначения - для сенокошения и выпаса скота, площадью 154 575 кв. м, расположенным в Кочубеевском районе Ставропольского края, муниципальное образование Стародворцовский сельсовет, северо-западная часть кадастрового квартала 26:15:070101 (т. 1, л. д. 21).
Вышеуказанные свидетельства выданы на основании постановления главы администрации Кочубеевского района Ставропольского края от 17.11.2010 N 1842.
В период до 13.02.2012 (дата переоформления) учреждение обладало на праве постоянного (бессрочного) пользования вышеуказанными земельными участками на основании свидетельств от 21.03.2011 серии 26-АЗ N 312994 и 312995, погашенных в установленном порядке при их переоформлении (т. 1, л. д. 22, 19).
Учреждением в налоговой декларации с номером корректировки 4 по земельному налогу за 2012 год, представленной в инспекцию 01.10.2013 с регистрационным номером 24758536, кадастровая стоимость (код строки 050) земельных участков 26:15:000000:681 и 26:15:070101:2, и налоговая база (код строки 130) указаны в размерах 549 332 575 рублей и 31 963 018 рублей, соответственно.
Согласно пункту 5 Решения Совета депутатов муниципального образования Стародворцовского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края от 14.11.2011 N 106 "О земельном налоге" (т. 1, л. д. 97-98) учреждением применена льгота по земельному налогу в виде освобождения от налогообложения в сумме 1 743 887 рублей.
По данным налогового органа согласно полученным сведениям из Росреестра по состоянию на 01.01.2012 кадастровая стоимость земельных участков с кадастровым номером 26:15:000000:681 составляет 549 552 575 рублей (т. 1, л. д. 118), с кадастровым номером 26:15:070101:2 - 31 963 018 рублей (т. 1, л. д. 117).
Спор по делу в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:717 между сторонами отсутствует.
В рамках камеральной налоговой проверки инспекция произвела начисление земельного налога с учетом действующей кадастровой стоимости спорных земельных участков по налоговой ставке 0,3% без подтверждения льготы (код строки 200 декларации) по заявленным учреждением объектам налогообложения.
Согласно пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки относятся к объектам земельных отношений.
Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. Земли, указанные в пункте 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Пунктами 1, 2 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 387 Кодекса земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 388 Кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено пунктом 1 статьи 388 Кодекса.
Обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним права на земельный участок.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 389 Кодекса не признаются объектом налогообложения земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками.
В соответствие со статьей 21 Кодекса налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 5 Решения совета депутатов Стародворцовского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края от 14.11.2011 N 106 освобождаются от налогообложения в отношении земельных участков, занятых административными зданиями, строениями и сооружениями, относящихся к категории земель "земли поселений" организации, учреждения, финансируемые из бюджетов Ставропольского края и местных бюджетов.
Судебные инстанции, установив, что земельные участки с кадастровыми номерами 26:15:000000:681 и 26:15:070101:2 отнесены к категории земель "земли особо охраняемых территорий и объектов", а не к категории - "земли поселений", сделали вывод о том, что последние в силу пункта 5 Решения совета депутатов Стародворцовского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края от 14.11.2011 N 106 не освобождаются от налогообложения и инспекция обоснованно начислила учреждению земельный налог за 2012 год по земельным участкам с кадастровыми номерами 26:15:000000:681 и 26:15:070101:2 в сумме 1 743 887 рублей. При этом суды указали, что расчет земельного налога и пени проверен, признан правильным.
Суд кассационной инстанции считает данный вывод судов преждевременным, поскольку судами недостаточно исследованы обстоятельства, имеющие существенное значение для принятия правильного решения.
Учреждением самостоятельно в спорной декларации исчислен земельный налог за 2012 год в сумме 1 743 887 рублей (95 889 + 1 647 998), что подтверждается указанными в декларации сведениями (строки 170 на страницах 3 - 4, т. 1, л. д. 153 - 154). Указав на правильный расчет инспекцией земельного налога в сумме 1 743 887 рублей (пункт 3.1 решения от 28.03.2014 N 3807), суды не оценили довод учреждения об уплате им земельного налога в 2012 году в сроки, установленные пунктом 3.3 решения Совета депутатов Стародворцовского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края от 14.11.2011 N 106 (платежные поручения от 23.03.2012 N 189, от 20.06.2012 N 458, от 23.07.2012 N 565, от 06.12.2012 N 1059). С учетом указанного обстоятельства подлежит также проверке сумма начисленных инспекцией пени, расчет которых отсутствует в материалах дела.
В соответствии с пунктами 7, 9 Решения Совета депутатов муниципального образования Стародворцовского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края от 14.11.2011 N 106 "О земельном налоге" (далее - решение N 106), указанное решение должно быть опубликовано в периодическом печатном издании муниципального образования Стародворцовского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края "Вестник Стародворцовского сельсовета" и вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Вопрос о том, когда было опубликовано решение N 106 в указанном периодическом печатном издании, суды не установили.
Из представленного в материалы дела инспекцией незаверенной ксерокопии письма управления от 24.07.2013 N 07732/213/13 следует, что по сведениям государственного кадастра недвижимости земельные участки с кадастровыми номерами 26:15:000000:681 и 26:15:070101:2 отнесены к категории земель "земли особо охраняемых территорий и объектов". Из названного письма не следует и не указано в обжалуемых судебных актах, когда изменена категория спорных земельных участков.
Определение суда первой инстанции от 11.08.2014 об обязании управления представить отзыв по существу заявленных обществом требований, документы в обоснование своих доводов, доказательства уведомления учреждения, как правообладателя спорных земельных участков, об изменении их категорий. Данное определение управление не выполнило, что судебные инстанции оставили без внимания. Вместе с тем, отсутствие сведений о периоде изменения категории земельных участков имеет существенное значения для правильного рассмотрения данного спора. О необходимости выяснения данного обстоятельства свидетельствует и тот факт, что до момента подачи учреждением уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год (01.10.2013), налоговый орган принял решение от 12.09.2013 N 4908 об отказе в привлечении учреждения к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым признал льготу учреждения на освобождение от уплаты земельного налога по спорным земельным участкам.
Кроме того, судам следует проверить, подпадает ли под юрисдикцию Решения Совета депутатов муниципального образования Стародворцовского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края от 14.11.2011 N 106 "О земельном налоге", земельный участок с кадастровым номером 26:15:000000:681, исходя из установленного местоположения относительно ориентира, расположенного в границах участка. Ориентир земли РФП на территории СПК-к "Стрижамент", из свидетельства о государственной регистрации права, выданного 13.02.2012 серии 26-АЗ N 618844, прямо не усматривается местоположение последнего в границах муниципального образования Стародворцовского сельсовета Кочубеевского района Ставропольского края. Однако согласно пункту 7 кадастрового паспорта названного земельного участка от 21.04.2011 N 26/501/11-68698, почтовый адрес вышеуказанного ориентира: Ставропольский край, Кочубеевский район, Стародворцовский сельсовет, в границах СПК-колхоза "Стрижамент" (т. 1, л. д. 25).
В силу статьи 106 Кодекса налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность.
С учетом изложенного вывод судов о подтвержденном факте совершения учреждением налогового правонарушения и снижении размера штрафа при наличии смягчающих ответственность обстоятельств, также является преждевременным.
В силу части 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решения, постановления, принимаемые арбитражным судом, должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
В соответствии с частью 5 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации резолютивная часть решения должна содержать выводы об удовлетворении или отказе в удовлетворении полностью или в части каждого из заявленных требований.
Согласно протоколу судебного заседания от 22 - 28 октября 2014 года учреждение до объявления перерыва уточнило требования, заявив о применении к спорным правоотношениям смягчающих ответственность обстоятельств. При этом учреждение не заявило отказ от требования о признании недействительным решения инспекции от 28.03.2014 N 3807 в части начисления пени в сумме 256 917 рублей 16 копеек и земельного налога в сумме 1 743 887 рублей.
Однако резолютивная часть обжалуемого решения суда не содержит выводы относительно заявленного учреждением требования о признании недействительным оспариваемого решения инспекции в части начисления пени и земельного налога. Суд апелляционной инстанции данное нарушение не исправил.
Поскольку судебными инстанциями недостаточно исследованы фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для принятия правильного решения, резолютивная часть решения не содержит выводов об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявленного требования о признании недействительным оспариваемого решения инспекции в части земельного налога и пени, судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенного, исследовать фактические обстоятельства по делу оценить представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.11.2014 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2015 по делу N А63-7482/2014 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ставропольского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.