г. Краснодар |
|
08 июля 2015 г. |
Дело N А32-19480/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 июля 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июля 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Сбербанк России" в лице Краснодарского отделения N 8619 (ИНН 7707083893, ОГРН 1027700123195) - Возняка И.А. (доверенность от 03.06.2013), от заинтересованного лица - государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном внутригородском округе города Краснодара (ИНН 2309077235, ОГРН 1022301431888) - Сергеенковой Д.С. (доверенность от 20.11.2014), рассмотрев кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном внутригородском округе города Краснодара на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2014 (судья Бутченко Ю.В) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015 (судьи Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А., Филимонова С.С.) по делу N А32-19480/2014, установил следующее.
ОАО "Сбербанк России" в лице Краснодарского отделения N 8619 (далее - общество, отделение, банк) обратилось в арбитражный суд с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Центральном внутригородском округе города Краснодара (далее - управление, фонд) о признании незаконным отказа возвратить 68 тыс. рублей излишне уплаченных штрафов; обязании возвратить указанную сумму и взыскании 804 рублей 10 копеек процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченных штрафов с 29.04.2014 по 10.06.2014 и 4 тыс. рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Решением суда от 23.12.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 19.03.2015, требования общества удовлетворены.
Судебные акты мотивированы отсутствием оснований для отказа в возврате 68 тыс. рублей излишне уплаченных штрафов со ссылкой на статью 5 и часть 12 статьи 26 Федерального закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ). Расчет процентов суд признал верным.
В кассационной жалобе фонд просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что отделение общества, не являющееся юридическим лицом, в нарушение Закона N 212-ФЗ и гражданского законодательства направил заявление о возврате излишне уплаченных страховых взносов без предъявления доверенности на право подачи заявления о возврате (зачете) сумм излишне уплаченных страховых взносов. Ссылается на указание в заявлении номера счета, содержащего 23 символа, возврат суммы штрафов на который не представляется возможным, так как номер расчетного счета состоит из 20-ти цифровых значений.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что решениями фонда от 30.11.2012 N 59 и от 14.12.2012 N 82, 87 общество в лице отделения привлечено к ответственности в виде взыскания 40 тыс. рублей штрафов по каждому решению.
Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Краснодарского края от 15.04.2013 по делу N А32-4122/2013, 13.05.2013 по делу N А32-4125/2013 и 07.05.2013 по делу N А32-4127/2013 решения фонда от 30.11.2012 N 99 и от 14.12.2012 N 82, 87 признаны недействительными в части взыскания 36 тыс. рублей штрафа по каждому решению.
Общество в лице отделения платежными поручениями от 27.06.2013 N 8619 и N 86192 об уплате 40 тыс. рублей по каждому перечислило штрафы по решениям фонда от 14.12.2012 N 82 и 87. Оплата штрафа в добровольном порядке по решению фонда от 30.11.2012 N 59 не производилась.
Письмом от 01.10.2013 N 11-1275 общество в лице отделения обратилось в фонд с требованием о возврате 72 тыс. рублей излишне уплаченных штрафов по решениям фонда от 14.12.2012 N 82 и 87 в связи с вступлением в законную силу решений суда по делам N А32-4125/2013, А32-4127/2013 с приложением копий решений суда, платежных поручений от 27.06.2013 N 8619 и N 86192 об уплате 40 тыс. рублей по каждому, сальдовой ведомости по лицевым счетам на 01.10.2013.
Письмом от 21.10.2013 N 12-36197 управление сообщило, что по состоянию на 21.10.2013 за банком числится задолженность по штрафу в размере 4 тыс. рублей в соответствии с решением суда по делу N А32-4127/2013. Возврат излишне уплаченных штрафов может быть произведен по заявлению плательщика по форме 23-ПФР, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Российской Федерации от 11.12.2009 N 979н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов" (далее - приказ N 979н).
Письмом от 18.12.2013 N 11-1591 общество обратилось в фонд с заявлением по форме 23-ПФР о возврате 72 тыс. рублей излишне уплаченных штрафов.
Решением от 26.12.2013 управление отказало в возврате излишне уплаченных штрафов по мотиву неустановления переплаты в истребуемом размере. Пояснительной запиской к указанному решению отделению сообщено об уплате штрафов платежными поручениями от 27.06.2013 N 8619 и N 86192 об уплате 40 тыс. рублей по каждому по решениям фонда от 14.12.2012 N 82 и 87, однако возврату подлежит 68 тыс. рублей с учетом не уплаченного штрафа по решению Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-4122/2013.
Общество письмом от 07.03.2014 N 11-235 представило в фонд заявление от 07.03.2014 по форме 22-ПФР о зачете 4 тыс. рублей излишне уплаченных штрафов.
Решением управления от 19.03.2014 N 7 зачтено 4 тыс. рублей излишне уплаченных штрафов.
Общество в лице отделения письмом от 25.03.2014 N 11-331 с пояснительной запиской обратилось в фонд с заявлением по форме 23-ПФР о возврате 68 тыс. рублей излишне уплаченных штрафов и перечисления их на счет плательщика N 60323810330009907000292.
Решением управления от 10.04.2014 N 10 отделению отказано в возврате излишне уплаченных (взысканных) штрафов со ссылкой на статью 5 и пункта 12 статьи 26 Закона N 212-ФЗ.
Общество в лице отделения обжаловало отказ фонда в возврате 68 тыс. рублей излишне уплаченных штрафов в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования общества, судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.
Согласно части 1 статьи 26 Закона N 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные данным Законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном этой статьей.
В силу части 12 статьи 26 Закона N 212-ФЗ возврат плательщику страховых взносов суммы излишне уплаченных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Законом N 212-ФЗ, производится только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности.
Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (часть 13 статьи 26 Закона N 212-ФЗ).
Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по письменному заявлению плательщика страховых взносов в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления (часть 11 статьи 26 Закона N 212-ФЗ). Порядок возврата сумм излишне взысканных страховых взносов, пеней, штрафов предусмотрен статьей 27 Закона N 212-ФЗ.
Согласно пункту 5 части 3 статьи 29 Закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов обязаны принимать решения о возврате плательщику страховых взносов сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном этим Федеральным законом.
Судебные инстанции установив, что управление не оспаривает наличие у общества 68 тыс. рублей излишней уплаты штрафов, отметили, что фонд правом проведения совместной сверки расчетов не воспользовался. Акт такой сверки не представлен ни плательщику, ни в материалы дела.
Не представлено и доказательств наличия у общества задолженности по уплате страховых взносов, пеней и штрафов.
Отклоняя довод фонда о том, что одним из оснований для отказа в возврате штрафов явилось непредставление банком доверенности лица, подписавшего заявление, судебные инстанции верно исходили из неуказания этого основания в решении управления от 10.04.2014 N 10, отказ по которому мотивирован только ссылками на статью 5 и часть 12 статьи 26 Закона N 212-ФЗ.
Кроме того, в случае возникновения у фонда сомнений в полномочиях лица, подписавшего заявление о возврате, он не был лишен возможности обратиться в отделение с соответствующим требованием о направлении ему доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия подписавшего заявление лица.
Суд правомерно указал, что статьей 5.1 Закона N 212-ФЗ, введенной Федеральным законом от 08.12.2010 N 339-ФЗ предусмотрено, что плательщик страховых взносов может участвовать в отношениях, регулируемых Законом N 212-ФЗ, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено этим законом.
В соответствии с частью 3 статьи 5.1 Закона N 212-ФЗ полномочия представителя плательщика страховых взносов должны быть документально подтверждены в соответствии с настоящим Законом и иными федеральными законами.
Законными представителями плательщика страховых взносов - организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.
Уполномоченным представителем плательщика страховых взносов признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное плательщиком страховых взносов представлять его интересы в отношениях с органами контроля за уплатой страховых взносов, иными участниками отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о страховых взносах (части 4 и 7 статьи 5.1 Закона N 212-ФЗ).
В части 8 статьи 5.1 Закона N 212-ФЗ указано, что уполномоченный представитель плательщика страховых взносов - организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации (пункт 5 этой статьи).
Суд отметил, что доверенность ОАО "Сбербанк России" от 03.06.2013 N К 26/043, выданная управляющему Краснодарским отделением N 8619 Песенникову А.В. со сроком действия по 26.05.2016 предоставляет право осуществлять все права и обязанности, возлагаемые на общество как на налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента, плательщика страховых взносов, а также иные права и обязанности, возлагаемые на общество законодательством о налогах и сборах Российской Федерации и законодательством о страховых взносах во внебюджетные фонды Российской Федерации, в том числе совершать в связи с представительством банка в органах внебюджетных фондов юридически и фактические действия, связанные с исполнением прав и обязанностей, возлагаемых на банк законодательством о страховых взносах во внебюджетные фонды Российской Федерации
Кроме того, суд отметил, что форма 23-ПФР заявления в возврате платежей, утвержденная приказом N 979н, не предусматривает приложение каких-либо документов. Управление в случае наличия сомнений могло произвести запрос в течение установленного срока для принятия решения о наличии полномочий лица, подписавшего заявление, соответствия реквизитов, указанных в заявлении.
С учетом изложенного судебные инстанции пришли к верному выводу о том, что заявление общества от 25.03.2014 подписано уполномоченным лицом, имеющим право действовать от имени банка как плательщика стразовых взносов.
Оценивая положения частей 8, 12, 13, 24 статьи 26 Закона N 212-ФЗ суд отметил, что фонд, произведя решением от 19.03.2014 зачет суммы излишне уплаченных штрафов и зная фактически о том, что за обществом числится переплата по уплаченным штрафам (68 тыс. рублей), что им не оспаривается, необоснованно и незаконно решением от 10.04.2014 отказал в возврате сумм излишне уплаченных штрафов.
Отклоняется довод фонда о том, что Законом N 212-ФЗ строго предусмотрена форма решения о возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов по форме 26-ПФР, в связи с чем оно не имело возможности дополнить перечень оснований, послуживших отказом в возврате сумм излишне уплаченных штрафов, суд отметил, что приказ N 979н, действовавший в спорный период, не содержал положения о том, что формы должны быть использованы строго в утвержденных формах и что в них не могут быть внесены изменения, применительно к каждому плательщику индивидуально. Кроме того, суд отметил, что решение фонда от 10.04.2014 соответствует форме 26-ПФР, утвержденной приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 04.12.2013 N 712н, который, вступил в силу 14.05.2014, и на момент принятия оспариваемого решения не действовал.
Признавая поданное обществом заявление надлежащим, суд исходил из того, что оно соответствовало форме 23-ПФР, утвержденной приказом N 979н, подписано от имени банка тем же лицом, что и предшествовавшее ему заявление о проведении зачета от 07.03.2014, на основании которого управление без каких-либо оговорок произвело зачет решением от 19.03.2014 N 7. Указанная форма 23-ПФР действовавшего в спорный период в сравнении с формой 23-ПФР, действующего в период разрешения спора, не предусматривала необходимость приложения наименования и реквизитов документа, удостоверяющего личность представителя плательщика страховых взносов и документ, подтверждающий полномочия представителя плательщика страховых взносов.
Суд счел снятие филиала банка с учета в территориальном органе фонда с 01.07.2013 не являющимся основанием для отказа в возврате излишне уплаченных штрафов по заявлению общества.
Отклонен и довод управления о том, что номер счета, на который общество просило возвратить сумму излишне уплаченного штрафа, содержит 23 знака, вместо 20. Суд отметил, что в заявлении общество указало тот номер счета, который соответствует счету, с которого произведена уплата штрафов платежными поручениями от 26.06.2013 N 8619 и N 86192.
В силу пункта 17 статьи 26 Закона N 212-ФЗ в случае, если возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов осуществляется с нарушением срока, установленного частью 11 статьи 26 Закона N 212-ФЗ (один месяц), органом контроля за уплатой страховых взносов на сумму излишне уплаченных страховых взносов, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате плательщику страховых взносов, за каждый календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.
С учетом указанного суд обоснованно установил, что на сумму несвоевременно возвращенных штрафов подлежат начислению проценты, за каждый календарный день нарушения срока возврата, то есть за период с 29.04.2014 (один месяц с даты получения управлением заявления общества о возврате излишне уплаченной суммы штрафов) по 10.06.2014 (дата подачи заявления в суд).
Всего сумма подлежащих взысканию процентов равна 804 рубля 10 копейкам. Суд проверил расчет процентов и не выявил нарушений. Фонд не ссылается на нарушения при определении периода просрочки и суммы начисленных процентов.
Таким образом, выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.12.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015 по делу N А32-19480/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.