г. Краснодар |
|
14 июля 2015 г. |
Дело N А32-25434/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2015 г.
Полный текст постановления изготовлен 14 июля 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И., в отсутствие в судебном заседании заявителя - государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края "Анапский сельскохозяйственный техникум" (ИНН 2301013215, ОГРН 1022300510330), органа, осуществляющего публичные полномочия, - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308095506, ОГРН 1032304166377) и третьих лиц: Департамента имущественных отношений Краснодарского края, Министерства образования и науки Краснодарского края, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Краснодарского края "Анапский сельскохозяйственный техникум" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.12.2014 (судья Левченко О.С.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2015 (судьи Смотрова Н.Н., Сурмалян Г.А., Филимонова С.С.) по делу N А32-25434/2014, установил следующее.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края "Анапский сельскохозяйственный техникум" (далее - учреждение, техникум) обратилось в арбитражный суд к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление) с заявлением о признании недействительными:
- пункта четвертого приложения N 2 к распоряжению территориального управления от 28.12.2012 N 877-р "О безвозмездной передаче имущества учреждения (ранее - ФГОУ СПО "Анапский сельскохозяйственный техникум") из федеральной собственности в государственную собственность Краснодарского края;
- пункта четвертого приложения N 2 к акту приема-передачи имущества учреждения из федеральной собственности в государственную собственность Краснодарского края.
Требования мотивированы тем, что в государственную собственность Краснодарского края передан земельный участок, границы которого не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
Определением от 25.07.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент имущественных отношений Краснодарского края, Министерство образования и науки Краснодарского края (л. д. 1).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.12.2014, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2015, в удовлетворении требований отказано.
Судебные инстанции установили, что на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 2413-р учреждение передано в государственную собственность Краснодарского края. Во исполнение указанного распоряжения и поручения Росимущества территориальным управлением издано распоряжение от 28.12.2012 N 877-р о безвозмездной передаче имущества техникума из федеральной собственности в государственную собственность Краснодарского края. Согласно пункту четвертому приложения N 2 к данному распоряжению и пункту четвертому приложения N 2 к акту приема-передачи имущества из федеральной собственности в собственность Краснодарского края в одностороннем порядке передан земельный участок с кадастровым номером 23:37:1003000:0031 площадью 421 912 кв. м, закрепленный за учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования. Право на данный участок подтверждено выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) от 27.08.2014. Суды установили, что нарушение своих субъективных прав учреждение связывает с невозможностью уточнения границ спорного участка, о чем ему стало известно из решения кадастровой палаты от 27.03.2013 N 2343/5/13-125692; само распоряжение N 877-р с приложением к нему приняты 28.12.2012, акт передачи имущества утвержден 11.03.2013; об отсутствии надлежащей идентификации земельного участка учреждение знало еще до принятия оспариваемого распоряжения (техникум был ознакомлен с актом территориального управления от 30.01.2012 о проверке эффективности использования федерального имущества). С заявлением техникум обратился в суд 10.07.2014, то есть со значительным пропуском срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Поскольку наличие уважительных причин для восстановления срока не подтверждено, суды отказали заявителю в удовлетворении требований в связи с пропуском процессуального срока. Дополнительно суды указали на отсутствие оснований для удовлетворения заявления техникума по существу (часть 2 статьи 201 Кодекса). Учреждение не обосновало, каким образом включение спорного участка в перечни нарушает его права и законные интересы. Издание распоряжения от 28.12.2012 N 877-р не изменяет прав заявителя на земельный участок (за техникумом сохранено право постоянного (бессрочного) пользования участком в том же объеме, что и при отнесении его к федеральной собственности). Поэтому учреждение не вправе заявлять требование о признании распоряжения (в оспариваемой части) недействительным (л. д. 126, 170).
Учреждение обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит указанные акты отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. На момент издания распоряжения от 28.12.2012 N 877-р, а также утверждения акта приема-передачи имущества из федеральной собственности в собственность Краснодарского края земельный участок с кадастровым номером 23:37:1003000:0031 (23:37:1003000:31) площадью 421 912 кв. м фактически отсутствовал. В отношении данного участка отсутствовали кадастровые сведения о координатах характерных точек его границ. В выдаче кадастрового паспорта на земельный участок органом кадастрового учета отказано (решение от 27.03.2013). Проведение межевых работ в отношении спорного участка невозможно в связи с образованием семи земельных участков общей площадью 589 042 кв. м, которые находятся в собственности юридических и физических лиц. При издании оспариваемого распоряжения территориальное управление знало об отсутствии возможности выделить земельный участок с кадастровым номером 23:37:1003000:31 в натуре. Такими действиями нарушаются права собственника участка - Краснодарского края, а также имущественные права учреждения, которое вносит земельный налог за данный участок, не используемый по целевому (сельскохозяйственному) назначению.
Территориальное управление в отзыве сослалось на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. Орган, осуществляющий публичные полномочия, указывает на то, что заявителем не обоснован факт нарушения его субъективных прав в связи с изданием территориальным управлением распоряжения от 28.12.2012 N 877-р. Право постоянного (бессрочного) пользования учреждения сохранено в тех же пределах, что и при федеральном режиме собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:37:1003000:31. При этом границы земельного участка с кадастровым номером 23:37:1003000:31 не установлены в соответствии с требованиями законодательства. При проведении работ по землеустройству территориальному управлению стало известно о том, что в границах участка с кадастровым номером 23:37:1003000:31 сформированы и поставлены на кадастровый учет семь земельных участков (с кадастровыми номерами 23:37:1003000:79, 23:37:1003000:80, 23:37:1003000:81, 23:37:1003000:82, 23:37:1003000:20, 23:37:1003000:15, 23:37:1003000:34). Указанные участки находятся в собственности третьих лиц, что подтверждается письмом органа кадастрового учета от 13.12.2011 N 16488/01-6. Земельный участок с кадастровым номером 23:37:1003000:31 закреплен за техникумом на праве постоянного (бессрочного) пользования. Вместо использования надлежащих (вещно-правовых) способов защиты, учреждение оспорило акт территориального управления, который реально его прав не нарушает. Оспариваемый перечень имущества, так же как и акт приема-передачи, оформленный во исполнение распоряжения от 28.12.2012 N 877-р, не отвечают признакам акта, который носит ненормативный характер, поэтому не могут быть предметом спора. Это следует из правовых норм, закрепленных в части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"" (далее - Закон N 122-ФЗ). Кроме того, с заявлением в арбитражный суд техникум обратился с пропуском срока, указанного в части 4 статьи 198 Кодекса, что также является основанием к отказу в удовлетворении требований.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
От учреждения поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Иные участники спора явку представителей в окружной суд не обеспечили.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва (возражений), Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела, по сведениям государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН), отраженным в кадастровой выписке от 27.03.2013 N 2343/12/13-249081, в ГКН внесены сведения о земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:37:1003000:31. Участок имеет площадь 421 912 кв. м и разрешенное использование - для производственно-хозяйственной базы, местоположение которого установлено относительно ориентира по смежеству с землями города Анапа с восточной стороны, расположенного в границах участка. Графа 16 кадастровой выписки содержит отметку о том, что граница участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (л. д. 92, 93).
По сведениям ГКН и ЕГРП (выписка от 27.08.2014; л. д. 90) земельный участок с кадастровым номером 23:37:1003000:31 находится в федеральной собственности и в постоянном (бессрочном) пользовании учреждения.
Пунктом 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 2413-р Росимуществу поручено осуществить в установленном порядке безвозмездную передачу находящегося в федеральной собственности имущества передаваемых в соответствии с настоящим распоряжением учреждений в собственность субъектов Российской Федерации. В перечень федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионально образования, передаваемых Краснодарскому краю включен Анапский сельскохозяйственный техникум (пункт 134 приложения к распоряжению).
В соответствии с частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ на основании указанного распоряжения и поручения Росимущества от 28.12.2011 территориальным управлением издано распоряжение от 28.12.2012 N 877-р о безвозмездной передаче имущества техникума из федеральной собственности в государственную собственность Краснодарского края. Данным распоряжением отделу управления и перераспределения федерального имущества поручено оформить передачу в государственную собственность Краснодарского края имущества учреждения, указанного в приложениях NN 1 - 4 к распоряжению в соответствии с актом приема-передачи (пункт 2). Согласно пункту четвертому приложения N 2 к распоряжению от 28.12.2012 N 877-р и пункту четвертому приложения N 2 к акту приема-передачи имущества (утвержден территориальным управлением 11.03.2013) из собственности Российской Федерации в собственность Краснодарского края в одностороннем порядке передан земельный участок с кадастровым номером 23:37:1003000:31 площадью 421 912 кв. м, закрепленный за учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования (л. д. 59 - 63).
Учреждение оспорило пункт четвертый приложения N 2 к распоряжению территориального управления от 28.12.2012 N 877-р и пункт четвертый приложения N 2 к акту приема-передачи имущества по правилам главы 24 Кодекса. Заявление техникума мотивировано незаконностью включения в перечень передаваемого имущества участка, не имеющего установленных границ.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оспариваемые заявителем положения (пункт четвертый приложения N 2 к распоряжению N 877-р и пункт четвертый приложения N 2 к акту приема-передачи) не имеют самостоятельного значения, поскольку опосредуют передачу федерального имущества в государственную собственность Краснодарского края на основании распоряжения территориального управления от 28.12.2012 N 877-р. В то же время законность действий территориального управления по включению в перечень передаваемого имущества земельного участка с кадастровым номером 23:37:1003000:31 может быть проверена арбитражным судом по правилам главы 24 Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Исходя из части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 Кодекса для признания незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, признания недействительными принятых ими ненормативных правовых актов, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 268 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются в том числе государственным учреждениям, на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.
Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование (пункт 1 статьи 269 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При разрешении спора судебные инстанции установили, что земельный участок с кадастровым номером 23:37:1003000:31 находится в постоянном (бессрочном) пользовании учреждения, вещное право которого зарегистрировано в ЕГРП (запись регистрации N 23-23-26/095/2007-240 от 16.10.2007).
Изменение уровня собственности земельного участка по специальной, установленной Законом N 122-ФЗ, процедуре, не влияет на право постоянного (бессрочного) пользования учреждения (не влечет изменение прав техникума в отношении земельного участка). Поэтому суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о недоказанности факта нарушения субъективных прав учреждения включением участка с кадастровым номером 23:37:1003000:31 в перечень имущества, подлежащего передаче в собственность Краснодарского края. По смыслу статей 4, 198, 200 и 201 Кодекса данное обстоятельство является достаточным для отказа заявителю в удовлетворении требований.
Судебные инстанции при разрешении спора пришли также к выводу о том, что техникум пропустил процессуальный срок на обращение с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 4 статьи 198 Кодекса заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Предусмотренный в части 4 статьи 198 Кодекса срок определен законодателем в соответствии с его исключительной компетенцией; само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлением о признании ненормативных актов недействительными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока, в силу соответствующих норм Кодекса, не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока. Такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом в случае, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами. Указанный правовой подход изложен в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.11.2004 N 367-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Владимир и Ольга" на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 52 и частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации".
Суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными (часть 2 статьи 117 Кодекса). В постановлении от 06.11.2007 N 8673/07 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отметил, что установленный частью 4 статьи 198 Кодекса срок может быть восстановлен исключительно при наличии уважительных причин.
Суды установили, что нарушение своих субъективных прав техникум связывает с невозможностью уточнения границ участка с кадастровым номером 23:37:1003000:31, о чем ему стало известно из решения кадастровой палаты от 27.03.2013 N 2343/5/13-125692; само распоряжение N 877-р с приложением приняты 28.12.2012, акт передачи имущества утвержден 11.03.2013; об отсутствии надлежащей идентификации земельного участка учреждению было известно до принятия оспариваемого распоряжения (заявитель ознакомлен с актом территориального управления от 30.01.2012 о проверке эффективности использования федерального имущества). С заявлением техникум обратился в арбитражный суд 10.07.2014, то есть со значительным пропуском срока, установленного частью 4 статьи 198 Кодекса. О восстановлении срока техникум в суде первой инстанции не заявил, наличие уважительных причин пропуска процессуального срока не обосновал.
Пропуск процессуального срока на обжалование ненормативного правового акта уполномоченного органа, его действий (бездействия), служит самостоятельным (достаточным) основанием для отказа в удовлетворении заявления (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.10.2006 N 7830/06, от 31.10.2006 N 8837/06, от 23.01.2007 N 11984/06, от 06.11.2007 N 8673/07).
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Доводы кассационной жалобы учреждения окружным судом отклоняются. Приведенные заявителем в жалобе доводы не опровергают выводов судебных инстанций о пропуске срока подачи заявления в суд (частью 4 статьи 198 Кодекса) и недоказанности факта нарушения субъективных прав учреждения включением участка с кадастровым номером 23:37:1003000:31 в перечень имущества, подлежащего передаче в собственность Краснодарского края.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в жалобе. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины по кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.12.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2015 по делу N А32-25434/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.