г. Краснодар |
|
15 июля 2015 г. |
Дело N А32-30254/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 июля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Артамкиной Е.В., судей Алексеева Р.А. и Фефеловой И.И., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Москва" (ИНН 5003028028, ОГРН 1025000653920) - Снитко Н.Н. (доверенность от 09.06.2014), заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю - Мирошниченко М.О. (доверенность от 26.12.2014), в отсутствие третьего лица - администрации города Сочи, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Москва" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.11.2014 (судья Шевченко А.Е.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015 (судьи Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю., Сулименко О.А.) по делу N А32-30254/2014, установил следующее.
ООО "Газпром трансгаз Москва" (далее - общество) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании недействительным решения от 14.07.2014 N 50/2011/2014-17 об отказе в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и обязании осуществить государственную регистрацию права собственности общества на пляжный корпус (литера Б) общей площадью 927,1 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, ул. Железнодорожная, 9/1.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена Администрация г. Сочи (далее - администрация).
Решением суда от 17.11.2014, оставленным без изменения постановлением от 19.03.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что общество не представило на регистрацию разрешительные документы на строительство указанного объекта.
В кассационной жалобе общество просит обжалуемые судебные акты отменить и удовлетворить заявленные требования. По мнению заявителя, суды неправильно применили нормы материального и процессуального права, а также неполно выяснили существенные для дела обстоятельства. Указывает на то, что объект был введен в эксплуатацию актом приемки законченного строительством объекта от 30.12.2004.
Отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель общества настаивал на доводах жалобы, представитель управления просил оставить судебные акты без изменения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителей общества и управления, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует и судами установлено, что 15.04.2014 общество обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на нежилое здание, расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, ул. Железнодорожная, 9/1.
К заявлению общество приложило следующие документы: платежное поручение от 26.02.2013 N 6287, разрешение на выполнение строительно-монтажных работ от 15.12.2003 N 22501, кадастровый паспорт, учредительные документы общества, договор аренды земельного участка от 01.06.1999, акт приемки законченного строительством объекта от 30.12.2004, составленные между ООО "Югпромстрой", ООО "Мострансгаз", отделом пожарного надзора города Сочи и ОАО "Южпроекткоммунстрой", заключение Сочинской государственной инспекции отдела по экологическому надзору по Краснодарскому краю от 11.02.2005, заключение Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Сочи от 25.10.2004, справку Сочинской государственной инспекции рыбоохраны от 29.09.2004, справку управления лесопаркового хозяйства и зеленых насаждений администрации города Сочи от 19.11.2004, справку МУП г. Сочи "Водоканал", письма начальника ГАИ УВД г. Сочи, ГУП "Управление берегоукрепительных и противооползневых работ г. Сочи", ФГУ "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городе Сочи Краснодарского края", а также справку Комитета архитектуры и градостроительства администрации г. Сочи.
Управление 02.06.2014 получило письмо Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации г. Сочи от 16.05.2014, в котором указано, что департамент разрешение на ввод объекта в эксплуатации и разрешение на строительство не выдавал.
Управления 14.07.2014 отказало обществу в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости в связи с непредставлением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Считая незаконным отказ в государственной регистрации, общество оспорило его в судебном порядке.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые решения и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 5 статьи 2 и пункту 3 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) заинтересованное лицо вправе обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации прав.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
Пунктом 2 статьи 16 указанного Закона предусмотрено, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Согласно пункту 1 статьи 18 названного Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В силу абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Суды установили, что в государственной регистрации объекта недвижимости по адресу Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, ул. Железнодорожная, 9/1 отказано в связи с непредставлением заявителем разрешительных документов на строительство объекта.
Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства Администрации города Сочи Краснодарского края письмом от 16.05.2014 N 21-01-11/9728 пояснил, что не выдавал разрешения на строительство и разрешения на ввод в эксплуатацию объекта по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Хостинский район, ул. Железнодорожная, 9/1.
Довод заявителя о том, что объект был введен в эксплуатацию актом приемки законченного строительством объекта от 30.12.2004 и следовательно является единственно возможным правоустанавливающим документом обоснованно отклонен судами, поскольку в соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" и статье 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 07.05.1998 N 73-ФЗ, действовавших до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации 2004 года, для осуществления строительства требовалось обязательное получение разрешения на строительство. Указанное разрешение выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство. В соответствии со статьей 61 названного Кодекса (в редакции от 10.01.2003) строительство, реконструкция, капитальный ремонт зданий, строений и сооружений, их частей осуществляются на основе проектной документации, которая должна согласовываться с органами архитектуры и градостроительства, органами государственного контроля и надзора и которая после ее утверждения соответствующими органами является основанием для выдачи разрешения на строительство. Общество не представило на регистрацию разрешение, выданное в соответствии с указанными требованиями.
Представленное в материалы регистрационного дела разрешение на выполнение строительно-монтажных работ N 22501 не может подменять собою разрешение, которое общество должно было получить в соответствии с требованиями статьи 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 07.05.1998 N 73-ФЗ и Положением Краснодарского края о порядке выдачи разрешений на строительство от 23.06.2000 N 571-П.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.11.2014 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2015 по делу N А32-30254/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Артамкина |
Судьи |
Р.А. Алексеев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.