г. Краснодар |
|
16 июля 2015 г. |
Дело N А15-2794/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2015 г.
Полный текст постановления изготовлен 16 июля 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Анциферова В.А. и Мещерина А.И., в отсутствие в судебном заседании истца - открытого акционерного общества "Дагестанстрой" (ИНН 0541001957, ОГРН 1020502526626), ответчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) в лице филиала по Республике Дагестан и третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан, Правительства Республики Дагестан, Министерства по управлению государственным имуществом Республики Дагестан, администрации муниципального образования Городской округ "город Махачкала", общества с ограниченной ответственностью "Оценочная компания "Золотая цифра"", извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Правительства Республики Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 19.01.2015 (судья Ахмедов Д.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2015 (судьи Казакова Г.В., Егорченко И.Н., Марченко О.В.) по делу N А15-2794/2014, установил следующее.
ОАО "Дагестанстрой" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Краснодарскому краю (далее - кадастровая палата, орган кадастрового учета) с иском, в котором просило:
- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:40:000083:488 площадью 19 440,4 кв. м по адресу: г. Махачкала, Юго-Восточная промзона в размере его рыночной стоимости по состоянию на 31.01.2013, что составляет 20 168 тыс. рублей;
- обязать орган кадастрового учета внести в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости.
Иск мотивирован следующим. В связи с утверждением результатов кадастровой оценки земель внесенные в ГКН сведения о кадастровой стоимости земельного участка истца существенно превышают его рыночную стоимость, что не соответствует пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
Определениями от 17.07.2014 и от 17.09.2014 (т. 1, л. д. 1, 157) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан, Правительство Республики Дагестан (далее - правительство), Министерство по управлению государственным имуществом Республики Дагестан, администрация муниципального образования Городской округ "город Махачкала", ООО "Оценочная компания "Золотая цифра"" (далее - оценщик).
Определением от 17.09.2014 (с учетом исправительного определения от 30.09.2014) суд по ходатайству общества (т. 1, л. д. 79, 80) назначил судебно-оценочную экспертизу и приостановил производство по делу. На разрешение эксперта поставлен вопрос об определении кадастровой стоимости участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 31.01.2013 (т. 1, л. д. 157; т. 2, л. д. 2). Определением от 19.11.2014 производство по делу возобновлено (т. 2, л. д. 33).
До вынесения судом решения истец уточнил требования (с учетом результатов судебной экспертизы) и просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:40:000083:488 площадью 19 440,4 кв. м в размере его рыночной стоимости по состоянию на 31.01.2013, что составляет 21 405 тыс. рублей. Общество также просило обязать орган кадастрового учета внести в ГКН сведения о новой кадастровой стоимости участка в размере его рыночной стоимости (т. 2, л. д. 67, 68).
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 19.01.2015, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2015, требования удовлетворены. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:40:000083:488 в размере его рыночной стоимости по состоянию на 31.01.2013, что составляет 21 405 тыс. рублей. Суд обязал орган кадастрового учета внести в ГКН сведения о новой кадастровой стоимости земельного участка. Судебные расходы по оплате государственной пошлины, за проведение экспертизы и на оплату услуг представителя отнесены на общество.
Судебные инстанции установили, что общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 05:40:000083:488 площадью 19 440,4 кв. м с видом разрешенного использования - для производственных целей, расположенного по адресу: г. Махачкала, Юго-Восточная промзона. По сведениям ГКН кадастровая стоимость участка, определенная на основании постановления Правительства Республики Дагестан от 31.01.2013 N 13 "Об утверждении удельных показателей кадастровой стоимости земель по кадастровым кварталам городов Республики Дагестан" (далее - постановление от 31.01.2013 N 13), составляет 48 354 884 рубля 54 копейки. Ссылаясь на несоответствие указанной кадастровой стоимости рыночной стоимости участка, общество обратилось в арбитражный суд с иском. При разрешении спора суды исходили из того, что законодательство, подлежащее применению к спорным отношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в ГКН, посредством указания его рыночной стоимости. В обоснование требований общество представило подготовленный ООО "Фирма "Аском"" отчет от 07.04.2014 N 93/14 (об определении рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 31.01.2013 в размере 20 168 тыс. рублей). Согласно экспертному заключению от 29.10.2014 N 436/14 рыночная стоимость участка по состоянию на 31.01.2013 составила 21 405 тыс. рублей. Оценив представленные доказательства, судебные инстанции пришли к выводу о несоответствии внесенной в ГКН кадастровой стоимости участка его рыночной стоимости. Признав доказанной истцом рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:40:000083:488 в заявленном (уточненном) размере, суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования общества. На основании заявления общества на него отнесены судебные расходы по оплате государственной пошлины, за проведение экспертизы и на оплату услуг представителя. Довод правительства о неправильном определении даты установления рыночной стоимости земельного участка суды отвергли со ссылкой на содержание постановления от 31.01.2013 N 13, которым результаты государственной оценки земельных участков населенных пунктов Республики Дагестан утверждены по состоянию на 31.01.2013 (т. 2, л. д. 78, 156).
Правительство обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит указанные акты отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Жалоба мотивирована следующим. В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) в случае оспаривания результатов кадастровой стоимости рыночная стоимость должна быть определена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. В дело представлены отчет ООО оценочная компания "Золотая Цифра" от 30.01.2013 (об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Республики Дагестан) и положительное экспертное заключение некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет"" от 30.01.2013 N ЭК-100113. Из содержания указанных документов следует, что кадастровая стоимость земельных участков на территории Республики (в том числе участка, принадлежащего обществу) определена по состоянию на 01.12.2012. Та же дата указана в государственном контракте от 10.12.2012 на проведение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Республики Дагестан и в договоре от 18.12.2012. В представленном истцом отчете ООО "Фирма "Аском"" отчет от 07.04.2014 N 93/14 и заключении эксперта от 29.10.2014 N 436/14 рыночная стоимость спорного участка определена по состоянию на иную дату (31.01.2013), что не соответствует нормам Закона об оценочной деятельности. Возражения правительства и представленным в их обоснование доказательства суды не оценили, доводы третьего лица о неправильном определении даты, по состоянию на которую должна быть установлена кадастровая стоимость земельного участка, не приняли (отвергли) необоснованно.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
От правительства поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Иные участники спора явку представителей в окружной суд не обеспечили.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение от 19.01.2015 и постановление от 20.04.2015 следует отменить с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Дагестан.
Как видно из материалов дела, по сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отраженным в выписке от 17.04.2014, общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 05:40:000083:488 площадью 19 440,4 кв. м с видом разрешенного использования - для производственных целей, расположенного по адресу: г. Махачкала, Юго-Восточная промзона (т. 1, л. д. 25).
На указанном участке возведены принадлежащие обществу объекты незавершенного строительства (база УПТК), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 22.09.2009 (т. 1, л. д. 82 - 85).
По актуальным сведениям ГКН (кадастровая справка от 28.01.2014) кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:40:000083:488 составляет 48 354 884 рубля 54 копейки (т. 1, л. д. 28).
Полагая, что кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, общество обратилось в суд с иском об установлении кадастровой стоимости участка в размере, равном его рыночной стоимости.
Пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" (далее - постановление от 30.06.2015 N 28) содержит разъяснения о лицах, обладающих правом на обращение с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости. В частности, к числу лиц, заинтересованных в пересмотре кадастровой стоимости относятся юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.
Аналогичные правовые подходы в отношении круга лиц, обладающих правом на обращение с исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости, изложены в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.02.2014 N 13839/13.
В силу статьи 65 Земельного кодекса кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Пункт 2 названной нормы определяет, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (в редакции Закона N 167-ФЗ).
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса (в редакции Закона N 167-ФЗ) в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
При разрешении спора судебные инстанции установили, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:40:000083:488 (в размере 48 354 884 рублей 54 копеек) внесена в ГКН на основании постановления от 31.01.2013 N 13, которым утверждены результаты государственной оценки земельных участков населенных пунктов Республики Дагестан.
В обоснование требований общество представило подготовленный ООО "Фирма "Аском"" отчет от 07.04.2014 N 93/14, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:40:000083:488 по состоянию на 31.01.2013 составила 20 168 тыс. рублей (т. 1, л. д. 29 - 56).
В части 1 статьи 82 Кодекса закреплено, что для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
Заключение эксперта, выполненное на основании проведенных исследований и с учетом их результатов, оглашается в судебном заседании и исследуется наряду с другими доказательствами по делу (части 1 и 3 статьи 86 Кодекса).
Для определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 05:40:000083:488 в размере его рыночной стоимости (по состоянию на 31.01.2013) судом первой инстанции (по ходатайству общества) назначалась судебно-оценочная экспертиза (определение от 17.09.2014 с учетом исправительного определения от 30.09.2014).
Согласно заключению судебного эксперта ООО "Республиканский центр судебной экспертизы" от 29.10.2014 N 436/14 рыночная стоимость принадлежащего истцу на праве собственности земельного участка по состоянию на 31.01.2013 составила 21 405 тыс. рублей (т. 2, л. д. 16 - 25).
Оценив отчет независимого оценщика от 07.04.2014 N 93/14 в совокупности с заключением судебного эксперта от 29.10.2014 N 436/14, судебные инстанции признали, что содержащиеся в ГКН сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 05:40:000083:488 не соответствуют его рыночной стоимости (по состоянию на 31.01.2013). Посчитав доказанной истцом рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 05:40:000083:488 в заявленном (уточненном) размере, суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования общества.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Кодекса принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Окружной суд не может признать принятые по делу судебные акты законными и обоснованными, вынесенными при правильном применении норм материального и процессуального права, на основании полного и всестороннего исследования всех фактических обстоятельств и материалов дела.
Судебные инстанции при разрешении спора признали обоснованной позицию истца о необходимости определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 05:40:000083:488 по состоянию на 31.01.2013. При определении даты, на которую должна быть установлена рыночная стоимость участка (31.01.2013), суды исходили из содержания постановления от 31.01.2013 N 13, которым утверждены результаты государственной оценки земельных участков населенных пунктов Республики Дагестан. Судебные инстанции посчитали, что данным актом кадастровая стоимость земельных участков на территории публично-правового образования (в том числе участка, принадлежащего обществу на праве собственности) определена по состоянию на 31.01.2013 (т. 2, л. д. 92).
Указанные выводы судебных инстанций сделаны с нарушением (неправильным применением) положений Закона об оценочной деятельности (в редакции, действовавшей в период проведения и утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на территории республики Дагестан) и противоречат арбитражной практике.
В статье 24.12 Закона об оценочной деятельности закреплено положение о том, что заказчиком работ по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости является орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки.
Государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости (статья 24.13 Закона об оценочной деятельности).
Определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости. Требования к отчету об определении кадастровой стоимости устанавливаются уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности (статья 24.15 Закона об оценочной деятельности).
Отчет об определении кадастровой стоимости принимается заказчиком работ по определению кадастровой стоимости только при условии наличия положительного экспертного заключения на указанный отчет (статья 24.16 Закона об оценочной деятельности).
В течение десяти рабочих дней с даты принятия отчета об определении кадастровой стоимости заказчик работ утверждает результаты определения кадастровой стоимости. В течение пяти дней с даты утверждения результатов сведения о кадастровой стоимости и один экземпляр отчета направляются заказчиком работ по определению кадастровой стоимости в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (статья 24.17 Закона об оценочной деятельности).
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость (статья 24.19 Закона об оценочной деятельности).
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 25.06.2013 N 10761/11 изложил следующие правовые подходы по применению норм главы III.1 Закона об оценочной деятельности.
Статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности прямо предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость; основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Закон об оценочной деятельности прямо не называет дату, которую следует считать датой установления кадастровой стоимости. Однако, принимая во внимание в совокупности положения главы III.1 Закона об оценочной деятельности, подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки.
В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
Правительство в отзыве на иск ссылалось на отчет независимого оценщика от 30.01.2013 (об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Республики Дагестан) и положительное экспертное заключение некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет"" от 30.01.2013 N ЭК-100113. Третье лицо указывало суду первой инстанции на то, что кадастровая стоимость земельных участков на территории Республики Дагестан (в том числе участка, принадлежащего на праве собственности обществу) определена оценщиком по состоянию на 01.12.2012 (т. 1, л. д. 48).
В материалах дела имеется государственный контракт от 10.12.2012 N 34 (т. 2, л. д. 94, оборотная сторона) на проведение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Республики Дагестан, заключенный с оценщиком (ООО оценочная компания "Золотая Цифра"). Заказчиком работ по определению кадастровой стоимости земельных участков выступило Министерство имущественных и земельных отношений Республики Дагестан.
В дело представлены также титульный лист отчета ООО оценочная компания "Золотая Цифра" от 30.01.2013 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Республики Дагестан и положительное экспертное заключение некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет"" от 30.01.2013 N ЭК-100113. В названных документах датой оценки (датой определения кадастровой стоимости земельных участков) указано 01.12.2012 (т. 2, л. д. 92, оборотная сторона, л. д. 136).
Согласно статье 71 Кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств; относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Однако данное требование процессуального закона судами не выполнено, доводы правительства не проверялись, имеющиеся в деле (представленные третьим лицом) доказательства не оценивались. Это привело к тому, что возражения правительства и представленные им доказательства не получили должной оценки применительно к фактическим обстоятельствам дела и положениям Закона об оценочной деятельности.
С учетом изложенного, вывод судебных инстанций о доказанности размера рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 31.01.2013 (как дату определения кадастровой стоимости объекта недвижимости) не соответствует нормам Закона об оценочной деятельности и не основан на имеющихся в деле доказательствах. Противоречит данный вывод и практике применения положений главы III.1 Закона об оценочной деятельности (в редакции до 21.07.2014), сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, а также определению Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2015 N 20-АПГ15-2.
В силу пункта 3 части 1 статьи 287 Кодекса суд кассационной инстанции по результатам рассмотрения жалобы вправе отменить или изменить решение и (или) апелляционное постановление и направить дело на новое рассмотрение, если выводы, содержащиеся в обжалуемых актах, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Суды неправильно применили к отношениям сторон нормы Закона об оценочной деятельности и не учли разъяснения, изложенные в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, в связи с чем не выяснили существенные для дела обстоятельства (не установили рыночную стоимость участка с кадастровым номером 05:40:000083:488 по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости). Поскольку выводы судебных инстанций не основаны на законе и не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, обжалуемые судебные акты следует отменить, направив дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное в настоящем постановлении, установить и исследовать все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие значение для правильного разрешения спора, дать оценку всем доводам участвующих в деле лиц, после чего разрешить спор в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 19.01.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.04.2015 по делу N А15-2794/2014 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 71 Кодекса арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств; относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Однако данное требование процессуального закона судами не выполнено, доводы правительства не проверялись, имеющиеся в деле (представленные третьим лицом) доказательства не оценивались. Это привело к тому, что возражения правительства и представленные им доказательства не получили должной оценки применительно к фактическим обстоятельствам дела и положениям Закона об оценочной деятельности.
С учетом изложенного, вывод судебных инстанций о доказанности размера рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 31.01.2013 (как дату определения кадастровой стоимости объекта недвижимости) не соответствует нормам Закона об оценочной деятельности и не основан на имеющихся в деле доказательствах. Противоречит данный вывод и практике применения положений главы III.1 Закона об оценочной деятельности (в редакции до 21.07.2014), сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, а также определению Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2015 N 20-АПГ15-2.
...
Суды неправильно применили к отношениям сторон нормы Закона об оценочной деятельности и не учли разъяснения, изложенные в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.06.2013 N 10761/11, в связи с чем не выяснили существенные для дела обстоятельства (не установили рыночную стоимость участка с кадастровым номером 05:40:000083:488 по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости). Поскольку выводы судебных инстанций не основаны на законе и не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, обжалуемые судебные акты следует отменить, направив дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 июля 2015 г. N Ф08-4374/15 по делу N А15-2794/2014