г. Краснодар |
|
22 июля 2015 г. |
Дело N А32-25275/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 июля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Фефеловой И.И., судей Аваряскина В.В. и Артамкиной Е.В., при участии в судебном заседании от заявителя - Департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Ермаковой Ю.Ю. (доверенность от 28.01.2015), от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510) - Емцевой К.Э. (доверенность от 26.12.2014), от третьего лица - государственного бюджетного учреждения социального обслуживания Краснодарского края "Геленджикский комплексный центр социального обслуживания населения "Лазурный"" - Благодаренко Н.И. (директор), в отсутствие третьих лиц: администрации муниципального образования города-курорта Геленджик, министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.01.2015 (судья Пристяжнюк А.Г.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2015 (судьи Гуденица Т.Г., Ефимова О.Ю., Сулименко О.А.) по делу N А32-25275/2014, установил следующее.
Департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) обратился в суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконным отказа управления от 14.04.2014 N 12/2003/2014-765 в государственной регистрации права собственности Краснодарского края на нежилые помещения подвала ( N 5, 8 - 16), первого этажа (N 1, 3 - 16, 18 - 21, 24 - 34, 37, 38, 40), второго этажа (N 7 - 32, 34 - 40, 42 - 46), третьего этажа (N 13, 32 - 35), расположенные по адресу: г. Геленджик, ул. Курзальная, 12 (литера А) (кадастровый номер 23:40:0403030:225), площадью 1169,4 кв. м; о возложении на управление обязанности зарегистрировать право собственности Краснодарского края на указанное имущество.
Решением от 22.01.2015, оставленным без изменения постановлением от 09.04.2015, требования департамента удовлетворены в полном объеме. Суды исходили из того, что департамент представил документы, подтверждающие возникновение права собственности субъекта Российской Федерации - Краснодарского края на спорное имущество; спор о праве на объекты недвижимости между участниками правоотношений отсутствует.
В кассационной жалобе управление просит отменить обжалуемые судебные акты, принять по делу новый судебный акт об отказе департаменту в удовлетворении заявленных требований. По мнению заявителя, на государственную регистрацию не был представлен документ, подтверждающий прекращение права оперативного управления учреждения социальной защиты на здание дома быта.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы кассационной жалобы, представители департамента и третьего лица, возражали против ее удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела видно и суды установили, что на основании решения малого совета Краснодарского Совета народных депутатов от 08.07.1992 N 261 зарегистрировано право собственности муниципального образования город-курорт Геленджик на здание дома быта (литера А), расположенное по адресу: г. Геленджик, ул. Курзальная, 12 (т. 1, л. д. 104 - 105).
Указанное здание передано Учреждению социальной защиты исполнительного комитета города-курорта Геленджик на праве оперативного управления (т. 1, л. д. 156).
Постановлением главы города-курорта Геленджик от 26.12.2002 N 1531 создано муниципальное учреждение города-курорта Геленджик "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов", которому в оперативное управление передана часть здания дома быта площадью 1168,1 кв. м (т. 1, л. д. 100 - 101).
В связи с созданием Управления социальной защиты населения города-курорта Геленджик - отраслевого исполнительного органа местного самоуправления курорта Геленджик Учреждение социальной защиты населения Исполнительного комитета города-курорта Геленджик ликвидировано (постановление главы города-курорта Геленджик от 31.03.2003 N 553) (т. 1, л. д. 102, 103).
Решением Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 29.12.2004 N 20 (в редакции решения Думы от 25.10.2011 N 642) и Распоряжением главы администрации Краснодарского края от 28.02.2005 N 148-р утвержден перечень муниципальных учреждений системы социальной защиты города-курорта Геленджик, передаваемых из муниципальной собственности в государственную собственность Краснодарского края. В данный перечень включено муниципальное учреждение города-курорта Геленджик "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" с принадлежащим ему имуществом (т. 1, л. д. 106 - 119).
Приказом Департамента социальной защиты населения Краснодарского края от 05.02.2005 N 317 муниципальное учреждение "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" переименовано в Государственное учреждение социального обслуживания Краснодарского края "Геленджикский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов "Лазурный"" (далее - учреждение). Управление отказало учреждению в государственной регистрации права оперативного управления на спорное имущество в связи с отсутствием государственной регистрации права собственности Краснодарского края.
Департамент обратился в управление с заявлением о государственной регистрации права собственности Краснодарского края на спорное имущество, однако государственный регистратор 14.04.2014 вынес сообщение N 12/2003/2014-765 об отказе в регистрации права на основании абз. 4, 10, 11 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации), поскольку спорные помещения являются выделенной частью здания, на которое зарегистрировано право муниципальной собственности муниципального образования город-Геленджик; муниципальное образование не обращалось с заявлениями о погашении своего права на целое здание и о регистрации права собственности на образованные в результате раздела объектов помещения.
Считая отказ незаконным, департамент обратился в суд с заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременно наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 2 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Из пункта 5 статьи 2 названного Закона следует, что отказ в государственной регистрации права может быть обжалован заинтересованным лицом в арбитражный суд.
По смыслу статьи 13 и пункта 2 статьи 16 Закона о регистрации орган, осуществляющий государственную регистрацию прав собственности, проводит правовую экспертизу документов, а к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В силу статьи 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства или не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации для государственной регистрации прав, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзацы 4 и 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации).
В силу статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться законом.
Частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) установлен порядок безвозмездной передачи в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, в собственность субъектов Российской Федерации.
Суды, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, установили, что при подаче заявления департамент предоставил полный пакет документов, подтверждающих право собственности на спорное имущество. Право собственности субъекта Российской Федерации Краснодарского края на спорное имущество возникло на основании распоряжения главы администрации Краснодарского края от 28.02.2005 N 148 и в силу пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, согласно которым решения о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.
Суды установили наличие у помещений индивидуализирующих признаков в виде кадастрового номера, внесенного в Государственный кадастр недвижимости, и их соответствие данным, имеющимся в документах, являющихся основанием возникновения права собственности Краснодарского края на спорное имущество (Распоряжение главы администрации Краснодарского края от 28.02.2005 N 148-р, акты приема-передачи спорного имущества).
При указанных обстоятельствах суды правомерно удовлетворили требования департамента и признали незаконным отказ управления в государственной регистрации права собственности Краснодарского края на спорное имущество.
Довод подателя жалобы о том, что департамент не представил доказательств прекращения права оперативного управления муниципального учреждения "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" на здание дома быта, отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку данное учреждение ликвидировано на основании постановления главы города-курорта Геленджик от 31.03.2003 N 553.
Доводы департамента, изложенные в кассационной жалобе, по существу являются несогласием с вынесенными судебными актами, что в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не является основанием для их отмены.
Нормы права применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.01.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2015 по делу N А32-25275/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.И. Фефелова |
Судьи |
В.В. Аваряскин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.