Определение Верховного Суда РФ от 21 апреля 2023 г. N 305-ЭС23-153 по делу N А40-263203/2021
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., рассмотрев по материалам истребованного дела кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2022 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 02.11.2022 по тому же делу
по заявлению Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (далее - министерство) к обществу с ограниченной ответственностью "Амальтея" (далее - общество, общество "Амальтея") о признании деятельности общества по оказанию информационных услуг о заказах на перевозку пассажиров и багажа незаконной и создающей опасность причинения вреда в будущем; запретить обществу оказывать информационные услуги о заказах на перевозку пассажиров и багажа, передавать информацию о заказах, предоставлять доступ лицам, не имеющим разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа (согласно уточнениям, принятым судом),
установила:
общество "Амальтея" является лицом, предоставляющим информационные услуги по заказам на перевозку пассажиров и багажа легковым такси на территории города Армавир, города Краснодар, станицы
Старощербиновской, города Темрюк, города Тимашевск, города Туапсе Краснодарского края (согласно данным из официального сайта: https://legal.taximaxim.com сети "Интернет"), и фактически предоставляет возможность потребителю знакомиться с предложением исполнителя услуги.
Так перед заказом услуги общество предоставляет возможность потребителю ознакомится с информацией о цене услуги; с помощью сервиса "Максим" потребитель заключает договор с исполнителем услуги по перевозке пассажиров.
Сотрудниками Управления Министерства внутренних дел по городу Краснодару были выявлены факты, в соответствии с которыми общество систематически допускает передачу посредством использования номеров телефонов, официального сайта https://legal.taximaxim.com и мобильного приложения заказа такси "MAXIM" поступивших заявок перевозчикам, не имеющим специального разрешения на перевозку легковым такси.
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, обеспечивающим проведение в соответствии с действующим законодательством государственной политики в сфере организации транспортного обслуживания населения, осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности, дорожного движения на них, организации дорожного движения.
Полагая, что деятельность общества, направленная на фактическую организацию перевозок пассажиров легковым такси, предоставляет опасность для неопределенного круга лиц, министерство в интересах граждан (потенциальных потребителей), которые являются экономически слабой стороной, заключая договор через агрегатора и оплачивая ему денежные средства предполагают, что им будет оказана услуга с соблюдением обязательных требований, предъявляемым законодательством Российской Федерации к оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, при наличии всех разрешительных документов и услуга будет безопасной, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2022 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 02.11.2022, в удовлетворении требований отказано.
При этом суды исходили из недоказанности министерством нарушения обществом, оказывающим исключительно информационные услуги по предоставлению посредством мобильного приложения всем заключившим лицензионный договор перевозчикам сведений о потенциальном заказе пользователя без его распределения конкретному исполнителю, требований законов в сфере транспортной безопасности, в том числе ввиду отсутствия у него полномочий по осуществлению контроля наличия у контрагентов-перевозчиков соответствующих разрешений и соблюдения ими требований по обеспечению безопасности перевозок.
Суды установили, что согласно сведениям из ЕГРЮЛ основным видом деятельности общества "Амальтея" является деятельность информационных служб прочая (код ОКВЭД 63.99).
Общество не является таксомоторной компанией или фрахтовщиком, не оказывает услуги по перевозке пассажиров и багажа легковым такси и не получает доход от реализации таких услуг, не состоит в трудовых и гражданско-правовых отношениях с водителями такси, предполагающих поручение водителям оказывать соответствующие услуги, не является диспетчерской службой, осуществляющей распределение заказов между перевозчиками.
На его балансе отсутствуют транспортные средства, предназначенные для оказания данных услуг.
Общество не назначает водителей на выполнение конкретных заказов. Перевозчики самостоятельно принимают решение о принятии к исполнению того или иного заказа или наделяют своих водителей таким правом.
Суды признали, что деятельность общества фактически заключается в предоставлении за плату доступа к авторизованному мобильному приложению, устанавливаемому на мобильные устройства, предназначенному для поиска заказов на оказание определенных услуг, принятие этих заказов к исполнению и информирование заказчика о ходе предоставления услуги.
Доступ к мобильному приложению предоставляется партнерам-перевозчикам, осуществляющим соответствующие виды деятельности, на основании лицензионных договоров в соответствии со статьей 1235, 1286 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По мнению судов, действующее законодательство не содержит определения такого субъекта правоотношений как "организатор деятельности по перевозке", не определяет круг его прав и обязанностей, не предусматривает ответственность за нарушение порядка и условий по вменяемой истцом ответчику организации деятельности перевозок.
Не согласившись с судебными актами, принятыми по настоящему делу, министерство обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой просит об их отмене, ссылаясь на существенные нарушения норм материального права.
В обоснование жалобы заявитель приводит доводы о том, что согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 года N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси выдается на срок не менее пяти лет на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданного в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе.
Аналогичная норма закреплена и в части 1 статьи 3 Закона Краснодарского края от 27 марта 2007 г. N 1217-КЗ "Об организации транспортного обслуживания населения легковыми такси в Краснодарском крае" (далее - Закон N 1217-КЗ).
Под разрешением понимается документ, подтверждающий право перевозчика на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (статья 1 Закона N 1217-КЗ).
В силу части 1.4 статьи 9 Закона N 69-ФЗ в соответствии с разрешением перевозчик имеет право на заключение договора фрахтования легкового такси только на территории субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган которого выдал такое разрешение.
Осуществление перевозки пассажиров и багажа легковым такси по территориям иных субъектов Российской Федерации допускается только в случае, если пункт подачи легкового такси находится на территории субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган которого выдал разрешение, а пункт назначения находится за пределами территории данного субъекта Российской Федерации. На основании соглашений, заключенных между субъектами Российской Федерации, перевозчикам, имеющим соответствующие разрешения, выданные уполномоченным органом одного из таких субъектов Российской Федерации, предоставляется право заключения договоров фрахтования легковых такси и на территориях субъектов Российской Федерации, заключивших указанные соглашения.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Закона N 69-ФЗ разрешение выдается на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси.
В отношение одного транспортного средства вне зависимости от правовых оснований владения заявителем транспортными средствами, которые предполагается использовать в качестве легкового такси, может быть выдано только одно разрешение.
Данная норма также содержится в части 3 статьи 3 Закона N 1217-КЗ.
Частью 7 статьи 9 Закона N 69-ФЗ разрешение должно находиться в салоне легкового такси и предъявляться по требованию пассажира, должностного лица уполномоченного органа или сотрудника государственной инспекции безопасности дорожного движения.
Таким образом, как полагает министерство, только лицо, получившее разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, имеет право осуществлять такую деятельность исключительно на том транспортном средстве, сведения о котором внесены в соответствующее разрешение, которое в обязательном порядке должно находится в транспортном средстве, что подтверждает его официальную деятельность.
Министерство указывает, что общество "Амальтея" является владельцем программы для электронных вычислительных машин и страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", предоставляющих возможность одновременно знакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путем перевода денежных средств владельцу агрегатора.
Таким образом, общество "Амальтея" фактически осуществляет функции службы заказа такси (диспетчерской службы), то есть принимает заявки на перевозки, формирует из них базу данных и предоставляет посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" перевозчикам доступ к указанной базе данных. Информируя население о возможности получить услугу и принимая соответствующие заявки, формируя базу указанных заявок, оповещая о поступлении заявок перевозчиков, общество фактически осуществляет деятельность по организации перевозки легковым такси для обратившихся заказчиков.
Министерство отмечает, что общество является посредником между водителями и пассажирами, осуществляя функции диспетчерской службы, принимая заявки на перевозку пассажиров и распределяя их между определенными водителями.
Наряду с водителями, которые непосредственно осуществляют перевозки пассажиров и багажа легковым такси, в отсутствие сведений о праве на осуществление таких перевозок, общество создает условия для таких перевозок, тем самым участвуя в деятельности, воздающей опасность для неопределенного круга лиц.
Принимая во внимание, что общество систематически допускает передачу заявок перевозчикам, не имеющим специального разрешения на перевозку легковым такси, министерство полагает, что судами была допущена существенная ошибка в толковании норм материального права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы признаются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, в связи с чем жалобу министерства с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 291.9 - 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Судья Верховного Суда Российской Федерации
определила:
передать кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края с делом на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 21 апреля 2023 г. N 305-ЭС23-153 по делу N А40-263203/2021
Опубликование:
-