В соответствии с приказами Министерства образования и науки Челябинской области от 02.09.2022 г. N 01/1093 "Об организации и проведении мониторинговых исследований качества образования в образовательных организациях Челябинской области в 2022/2023 учебном году" и от 02.09.2022 г. N 01/1903 "Об организации и проведении мониторинговых исследований качества образования в образовательных организациях Челябинской области в 2022/2023 учебном году", по итогам проведенного в период с 13 по 24 марта 2023 года в муниципальных образованиях и образовательных организациях системы образования Челябинской области мониторинга эффективности системы организации воспитания обучающихся Челябинской области приказываю:
1. Утвердить прилагаемый статистико-аналитический отчет по результатам мониторинга эффективности системы организации воспитания обучающихся Челябинской области в 2023 году.
2. Отделу воспитания и дополнительного образования Министерства образования и науки Челябинской области (Моисеева С.А.) обеспечить:
выявление и распространение в рамках мероприятий Южно-Уральского педагогического собрания в августе - сентябре 2023 года успешных практик системной организации воспитания обучающихся в муниципальных образовательных системах и образовательных организациях по направлениям "Организация работы по формированию ценностных ориентаций обучающихся" и "Организация работы по профилактике деструктивного поведения обучающихся".
3. Управлению профессионального образования Министерства образования и науки Челябинской области (Статирова О.И.) обеспечить:
информирование руководителей профессиональных образовательных организаций, функции и полномочия учредителя в отношении которых выполняет Министерство образования и науки Челябинской области, о результатах мониторинга эффективности системы организации воспитания обучающихся Челябинской области в срок до 12 мая 2023 года;
выявление и распространение в рамках мероприятий Южно-Уральского педагогического собрания в августе - сентябре 2023 года успешных практик системы организации воспитания обучающихся в профессиональных образовательных организациях.
4. Руководителям органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования:
проинформировать руководителей подведомственных образовательных организаций о результатах мониторинга эффективности системы организации воспитания обучающихся Челябинской области в срок до 12 мая 2023 года;
провести анализ результатов мониторинга эффективности системы организации воспитания обучающихся Челябинской области в муниципальной образовательной системе и подведомственных образовательных организациях в срок до 26 мая 2023 года;
принять организационно-управленческие решения по совершенствованию (развитию) муниципальной системы организации воспитания обучающихся принять организационно-управленческие решения по выявлению и распространению успешных практик системы организации воспитания обучающихся в подведомственных образовательных организациях;
принять управленческие решения по преодолению выявленных в ходе мониторинга проблем и выработать адресные рекомендации руководителям подведомственных образовательных организаций, показавших в ходе мониторинга низкий уровень эффективности.
5. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Министра Е.В. Сидорчук.
Первый заместитель Министра |
Е.А. Коузова |
Утвержден
приказом
Министерства образования и науки
Челябинской области
от 25 апреля 2023 г. N 02/1101
Статистико-аналитический отчет
по результатам мониторинга эффективности системы организации воспитания обучающихся Челябинской области в 2023 году
Структура статистико-аналитического отчета по результатам мониторинга эффективности системы организации воспитания обучающихся Челябинской области в 2023 году
1. Нормативное обоснование мониторинга эффективности системы организации воспитания обучающихся Челябинской области в 2023 году.
2. Методология мониторинга эффективности системы организации воспитания обучающихся Челябинской области в 2023 году.
3. Выборка мониторинга эффективности системы организации воспитания обучающихся Челябинской области в 2023 году.
4. Результаты мониторинга эффективности системы организации воспитания обучающихся Челябинской области в 2023 году:
4.1. Анализ итоговых значений эффективности организации воспитания.
4.2. Анализ значений по направлению "Организация работы по формированию ценностных ориентаций обучающихся".
4.3. Анализ значений по направлению "Организация работы по профилактике деструктивного поведения обучающихся".
5. Общие тенденции по результатам мониторинга эффективности системы организации воспитания обучающихся Челябинской области в 2023 году.
6. Адресные рекомендации по результатам мониторинга эффективности системы организации воспитания обучающихся Челябинской области в 2023 году.
1. Нормативное обоснование мониторинга эффективности системы организации воспитания обучающихся Челябинской области в 2023 году
Целью мониторинга эффективности системы организации воспитания обучающихся Челябинской области в 2023 году (далее - мониторинг) является получение данных о состоянии системы организации воспитания обучающихся Челябинской области и принятие управленческих решений, направленных на обеспечение целостности и эффективности функционирования системы.
Мониторинг осуществляется в соответствии с утверждённой методикой оценки эффективности системы организации воспитания обучающихся Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 14.06.2022 г. N 01/1260 "Об утверждении Методики оценки эффективности системы организации воспитания обучающихся Челябинской области").
В 2023 году мониторинг проводился с 13 по 24 марта 2023 года в соответствии с приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 02.09.2022 г. N 01/1093 "Об организации и проведении мониторинговых исследований качества образования в образовательных организациях Челябинской области в 2022/2023 учебном году".
2. Методология мониторинга эффективности системы организации воспитания обучающихся Челябинской области в 2023 году
В соответствии с методикой оценки эффективности системы организации воспитания мониторинг осуществлялся по двум направлениям: "Организация работы по формированию ценностных ориентаций обучающихся" и "Организация работы по профилактике деструктивного поведения обучающихся".
В рамках направления "Организация работы по формированию ценностных ориентаций обучающихся" представлены 5 шкал:
1.1. Результативность управления развитием социальных институтов воспитания;
1.2. Результативность управления обновлением воспитательного процесса с учётом современных достижений науки и на основе отечественных традиций;
1.3. Результативность управления развитием добровольчества (волонтерства) и общественных объединений;
1.4. Результативность организации работы педагогических работников, осуществляющих воспитательную деятельность;
1.5. Результативность управлением подготовки кадров по приоритетным направлениям воспитания и социализации обучающихся.
Во втором направлении "Организация работы по профилактике деструктивного поведения обучающихся" - три шкалы:
2.1. Результативность организации работы по выявлению групп социального риска среди обучающихся;
2.2. Результативность организации работы по учету обучающихся с деструктивными проявлениями;
2.3. Результативность организации профилактики деструктивного поведения обучающихся.
Выборка участников мониторинга разделена на группы респондентов в соответствии с типом организаций системы образования и включает следующие кластеры:
дошкольные образовательные организации;
общеобразовательные организации;
образовательные организации дополнительного образования детей;
образовательные организации профессионального образования;
органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (далее - муниципальные органы управления образования).
Оценка эффективности системы организации воспитания осуществлялась индивидуально для каждой группы участников мониторинга в соответствии с их картой мониторинга. В таблице 1 представлена шкала оценивания для каждого выделенного кластера.
Таблица 1
Уровни эффективности системы организации воспитания обучающихся
Уровни |
Целевые группы участников мониторинга |
||||
ДОО |
ОО |
ООДО |
ООПО |
МОУО |
|
Высокий |
40-44 |
53-59 |
43-47 |
46-51 |
52-58 |
Выше среднего |
27-39 |
36-52 |
28-42 |
31-45 |
35-51 |
Средний |
14-26 |
18-35 |
14-27 |
16-30 |
18-34 |
Низкий |
0-13 |
0-17 |
0-13 |
0-15 |
0-17 |
Здесь и далее: ДОО - дошкольные образовательные организации, ОО - общеобразовательные организации, ООДО - образовательные организации дополнительного образования детей, ООПО - образовательные организации профессионального образования, МОУО - муниципальные органы управления образования.
3. Выборка мониторинга эффективности системы организации воспитания обучающихся Челябинской области в 2023 году
В мониторинге приняли участие 2097 образовательных организаций и 42 органа местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, из 43. На уровне муниципального органа управления образования не принял участие только Локомотивный городской округ (специфика муниципального образования - в составе только 1 образовательная организация).
В таблице 2 представлены участники мониторинга и их доля от общего количества образовательных организаций региона в соответствии с выделенными кластерами.
Таблица 2
Респонденты мониторинга эффективности системы организации воспитания обучающихся Челябинской области в 2023 году
Тип организации |
Респонденты |
Генеральная совокупность |
Доля |
Дошкольные организации |
1126 |
1140 |
98,8% |
Общеобразовательные организации |
787 |
796 |
98,9% |
Организации дополнительного образования |
127 |
132 |
96,2% |
Образовательные организации профессионального образования |
57 |
65 |
87,7% |
Муниципальные органы управления образования |
42 |
43 |
97,7% |
Всего |
2139 |
2176 |
98,3% |
Как можно увидеть, в каждом из представленных кластеров, кроме образовательных организаций профессионального образования, процент участия составляет более 96%. Среди профессиональных организаций доля участия составила 87,7% в связи с тем, что в 2023 году к мониторингу были привлечены не только государственные, но и частные образовательные организации, участие для которых является опциональным. Таким образом, выборку в рамках каждого кластера можно отнести к репрезентативной. Общая выборка составила 98,3 % от генеральной совокупности, что также позволяет отнести ее к репрезентативной выборке.
4. Результаты мониторинга эффективности системы организации воспитания обучающихся Челябинской области в 2023 году
4.1. Анализ итоговых значений эффективности организации воспитания
По результатам мониторинга большинство респондентов - 62,3% - набрали высокий уровень эффективности организации воспитания (рисунок 1).
Треть участников мониторинга оказались на уровне выше среднего (34,6%), менее 3% - на среднем уровне.
Рис. 1. Распределение организаций по уровням
Низкий уровень эффективности организации воспитания отмечается только у двух организаций (0,1%) - МБОУ ДО ДЮСШ Еткульского MP и МКДОУ "Тарасовский детский сад "Малышок" Чесменского MP. Следует отметить, что в принципе более низкие результаты отмечаются как раз у организаций дошкольного и дополнительного образования (рисунок 2).
Рис. 2. Распределение организаций по уровням в разрезе кластеров
На рисунке 2 видно, что в процентном соотношении меньше всего организаций на высоком уровне у организаций дополнительного образования (29%), и у них же самый высокий процент респондентов на среднем уровне (12%). У дошкольных организаций процент набравших высокий уровень составляет 51,7%, среди остальных кластеров этот процент - 80% и более.
Наибольшим затруднением среди организаций дошкольного и дополнительного образования, которое и обусловило у них более низкие результаты по сравнению с другими кластерами, стала группа показателей по шкале результативности управления развитием добровольчества / волонтерства (средний процент 56% и 60% соответственно) в направлении работы по формированию ценностных ориентаций обучающихся. Кроме того, у организаций дополнительного образования также отмечается самый низкий процент в области по шкале результативности организации работы по учету обучающихся с деструктивными проявлениями (58,8%) в рамках направления по профилактике деструктивного поведения обучающихся.
В кластере общеобразовательных организаций, также самой низко оцененной стала шкала результативности управления развитием добровольчества / волонтерства. Несмотря на то, что средний процент по ней у них составил 84,1%, что является достаточно высоким значением, если мы обратимся к результатам респондентов, оказавшихся на среднем уровне (6 организаций, рисунок 2), то ключевой причиной их невысокого результата является именно эта шкала. Средний процент по ней у данной группы респондентов составил 15% (средний процент по другим шкалам у этих же респондентов от 54%). Таким образом, управление развитием добровольчества / волонтерства вызывает наибольшие затруднения сразу у трех групп респондентов.
Наилучшие результаты по итогу мониторинга можно отметить в кластере профессиональных образовательных организаций - 84% среди них достигли высокого уровня, практически по всем шкалам средний процент составляет более 92,5%. Единственное исключение составляет шкала результативности управлением подготовки кадров по направлениям воспитания и социализации, тут средний процент находится на отметке 86,7%.
Также достаточно высокие результаты демонстрируют и муниципальные органы управления образования. Доля достигших высокого уровня составляет у них 88%, однако в текущем году один из респондентов в данном кластере оказался по итогу мониторинга на среднем уровне - Нагайбакский MP. В связи с этим в таблице 3 отмечается положительная динамика среднего уровня в данной группе респондентов по сравнению с результатами 2022 года.
Таблица 3
Динамика
распределения организаций по уровням по сравнению с результатами мониторинга
2022 года
Группы респондентов |
Высокий |
Выше среднего |
Средний |
Низкий |
Дошкольные организации |
+5% |
-4,2% |
-0,8% |
0% |
Общеобразовательные организации |
+9,4% |
-9,9% |
+0,5% |
0% |
Организации дополнительного образования |
+7,4% |
-4,6% |
-2,7% |
0% |
Муниципальные органы управления образования |
+.16% |
-18,4% |
+2,4% |
0% |
Образовательные организации профессионального образования |
+0,9% |
-0,9% |
0% |
0% |
По всем участникам |
+7,1% |
-6,7% |
-0,4% |
0% |
Если обратиться к результатам апробации данного мониторинга в 2022 году, то увидим заметную динамику итоговых значений. В частности, значительно увеличилась доля респондентов, достигших высокого уровня, - на 7% в целом среди всех участников (таблица 3). В значительной степени это обусловлено развитием в регионе самого западающего критерия - результативности управления развитием добровольчества / волонтерства. Ранее мы указали, что у организаций дошкольного и дополнительного образования данный показатель является самым низко оцененным и в текущем году, однако годом ранее это значение было на 7% ниже у дошкольных организаций и на 9% ниже у организаций дополнительного образования. По остальным показателям отмечается незначительная динамика среднего процента (от 0,4% до 2%).
Как можно увидеть в таблице 3, абсолютно во всех кластерах отсутствует динамика участников с низким уровнем. Это обусловлено тем, что по результатам мониторинга 2022 года также только две организации оказались в "красной зоне". Во всех кластерах отмечается снижение доли респондентов, набравших уровень "выше среднего", и наоборот - положительная динамика участников с высоким уровнем.
Для визуального анализа общей картины по каждому муниципальному образованию региона в таблице 4 представлена тепловая карта средних значений в разрезе отдельных кластеров и в среднем по каждому муниципалитету.
Таблица 4
Тепловая карта средних значений в разрезе групп респондентов по каждому муниципальному образованию
Муниципальное образование |
ДОО |
ОО |
ООДО |
МОУО |
Средний % по муниципалитету |
Снежинский ГО |
99,59 |
94,71 |
93,62 |
94,83 |
98,03 |
Златоустовский ГО |
95,35 |
96,53 |
87,66 |
100,00 |
95,22 |
Южноуральский ГО |
97,31 |
94,92 |
82,98 |
98,28 |
95,20 |
Трехгорный ГО |
96,97 |
94,43 |
85,11 |
93,10 |
94,74 |
Кыштымский ГО |
95,88 |
97,13 |
84,80 |
98,28 |
94,29 |
Коркинский MP |
91,25 |
96,16 |
94,68 |
93,10 |
93,42 |
Троицкий MP |
91,73 |
94,03 |
87.23 |
100,00 |
93.31 |
Кунашакский MP |
94,03 |
91,03 |
100,00 |
100,00 |
92,58 |
Магнитогорский ГО |
90,70 |
94,53 |
79,26 |
100,00 |
91,65 |
Ашинский MP |
90,15 |
96,33 |
82,55 |
100,00 |
91.55 |
Верхнеуфалейский ГО |
90,21 |
94,54 |
87,94 |
89,66 |
91,43 |
Челябинский ГО |
88,77 |
95,08 |
85,51 |
100,00 |
90,74 |
Карталинский MP |
86,22 |
96,61 |
72,34 |
96,55 |
90,66 |
Миасский ГО |
90,03 |
91,34 |
82,98 |
98,28 |
90,59 |
Озерский ГО |
90,26 |
94,12 |
75,53 |
91,38 |
90,48 |
Чебаркульский ГО |
89,24 |
91,34 |
93,62 |
94,83 |
90,35 |
Кусинский MP |
90,37 |
92,66 |
75,53 |
98,28 |
90,33 |
Копейский ГО |
90,37 |
92,71 |
60,64 |
96,55 |
89,42 |
Варненский MP |
86,27 |
92,90 |
68,09 |
100,00 |
88,64 |
Катав-Ивановский MP |
87,50 |
93,90 |
70,21 |
100,00 |
88,53 |
Троицкий ГО |
89,85 |
93,43 |
60,64 |
100,00 |
88,48 |
Агаповский MP |
83,79 |
93,39 |
86,17 |
100,00 |
88,42 |
Сосновский MP |
84,36 |
95,08 |
53,19 |
100,00 |
88,00 |
Усть-Катавский ГО |
81,82 |
92,38 |
85,11 |
100,00 |
87,48 |
Чебаркульский MP |
80,52 |
94,92 |
84,05 |
86,21 |
87,18 |
Красноармейский MP |
82,95 |
89,90 |
91,49 |
93,10 ! 86,24 |
|
Еткульский MP |
84,74 |
90,33 |
65,96 |
98,28 ! 86,23 |
|
Уйский MP |
85,88 |
86,74 |
78,73 |
96,55 |
86,20 |
Саткинский MP |
83,31 |
93,88 |
66,49 |
98,28 |
85,82 |
Карабашский ГО |
78,18 |
93,56 |
65,96 |
100,00 |
85,39 |
Брединский MP |
78,13 |
94,92 |
74,47 |
96,55 |
85,33 |
Пластовский MP |
86,84 |
87,29 |
63,83 |
93,10 |
85,20 |
Еманжелинский MP |
83,61 |
92,28 |
73,62 |
94,83 |
84,77 |
Верхнеуральский MP |
79,19 |
96,51 |
73,76 |
91,38 |
84,67 |
Каслинский MP |
81,30 |
91,53 |
68,09 |
98,28 |
84,55 |
Кизильский MP |
81,57 |
88,99 |
64,90 |
100,00 |
84,11 |
Увельский MP |
78,55 |
89,66 |
77,66 |
86,21 |
83,30 |
Нагайбакский MP |
80,93 |
94,92 |
63,83 |
58,62 |
83,24 |
Аргаяшский MP |
76,09 |
90,79 |
72,34 |
81,03 |
82,94 |
Подведомственные организации МОиН |
|
90,85 |
74,47 |
|
82,66 |
Чесменский MP |
69,63 |
90,23 |
80,85 |
94,83 |
82,52 |
Нязепетровский MP |
74,75 |
91,70 |
72,34 |
89.66 |
82,45 |
Октябрьский MP |
75,57 |
92,50 |
86,17 |
86,21 |
81,54 |
Локомотивный ГО |
- |
94,92 |
- |
- |
- |
4.2. Анализ значений по направлению "Организация работы по формированию ценностных ориентации обучающихся"
В рамках первого направления две трети всех участников получили высокий уровень, треть - уровень выше среднего, и только 1,5% оказались на среднем уровне. Низкий уровень отмечается только у двух респондентов - организаций дополнительного образования Троицкого городского округа и Кизильского муниципального района.
Рис. 3. Распределение организаций по уровням по направлению "Организация работы по формированию ценностных ориентаций обучающихся"
Если обратиться к респондентам, набравшим по данной шкале средний и низкий уровень, то становится очевидным, что это в основном организации дополнительного образования (46% от числа организаций с этими уровнями). Как мы уже указывали ранее, преимущественно это обусловлено шкалой результативности управления развитием добровольчества (волонтерства) и общественных объединений. Среди респондентов, оказавшихся по итогу направления на среднем и низком уровнях, средний процент по данной шкале составляет только 13%.
Среди всех респондентов средний процент по данной шкале составляет 68,4%, что является самым низким значением в мониторинге. Наибольшие затруднения при реализации управления развитием добровольчества (волонтерства) встречаются у трёх кластеров - дошкольных, общеобразовательных и организаций дополнительного образования. Как мы можем увидеть на рисунке 4, 18,4% всех респондентов по результатам данной шкалы оказались на низком уровне. Все они - представители этих трёх кластеров, причем преимущественно это дошкольные образовательные организации.
Средний уровень в рамках данной шкалы получили 16% (341 участник), из которых только один респондент входит в кластер профессиональных организаций. Остальные 340 также являются представителями вышеуказанных трёх кластеров. Только 40% всех участников мониторинга смогли достичь высокого уровня (для сравнения - по остальным шкалам этот процент превышает 75%).
Рис. 4. Распределение организаций по уровням по шкале "Результативность управления развитием добровольчества (волонтерства) и общественных объединений"
Второй шкалой, вызвавшей затруднения в данном направлении, стала результативность управлением подготовки кадров по приоритетным направлениям воспитания и социализации обучающихся. Самый низкий средний процент по данной шкале среди респондентов вновь отмечается в кластере организаций дополнительного образования - 79,5%. Еще одной группой респондентов, которые столкнулись с некоторыми затруднениями в данном вопросе, стали образовательные организации профессионального образования. Нельзя сказать, что у них отмечаются слишком уж плохие результаты по данной шкале, просто в данном кластере эта шкала получила самый низкий процент результативности (86,7%, тогда как по другим шкалам - более 92,5%).
Тем не менее, несмотря на то, что у ряда образовательных организаций есть ряд затруднений по шкале результативности управлением подготовки кадров по приоритетным направлениям воспитания и социализации обучающихся, в целом по области отмечается хороший результат: средний процент по шкале - 92%. Доля респондентов, достигших высокого уровня -75%, а на среднем и низком уровнях - менее 4%.
По остальным шкалам направлениям доля организаций, набравших высокий уровень, превышает 85%, а средний уровень результативности по области - свыше 96% (таблица 5).
Таблица 5
Тепловая карта
средних значений в разрезе кластеров по направлению "Организация работы по формированию ценностных ориентаций обучающихся"
Шкала |
ДОО |
ОО |
ООДО |
МОУО |
ООПО |
Итог |
1.1. Результативность управления развитием социальных институтов воспитания |
96,65 |
98,08 |
95,54 |
97,28 |
99,12 |
97,19 |
1.2. Результативность управления обновлением воспитательного процесса с учётом современных достижений науки и на основе отечественных традиций |
98,96 |
95,16 |
91,21 |
94,18 |
99,00 |
97,01 |
1.3. Результативность управления |
55,97 |
84,09 |
60,00 |
97,09 |
92,98 |
68,35 |
развитием добровольчества и общественных объединений |
|
|
|
|
|
|
1.4. Результативность организации работы педагогических работников |
97,14 |
95,35 |
93,70 |
88,69 |
96,49 |
96,09 |
1.5. Результативность управлением подготовки кадров по приоритетным направлениям воспитания и социализации обучающихся |
95,80 |
88,79 |
79,53 |
94,56 |
86,67 |
91,99 |
1. Организация работы по формированию ценностных ориентации обучающихся |
90,45 |
91,96 |
80,42 |
94,97 |
95,01 |
90,62 |
В целом по направлению наблюдается значительная положительная динамика по сравнению с первоначальными значениями, полученными в рамках апробации в 2022 году. Средний процент реализации повысился на 2% (с 88,5% до 90,6%). Доля организаций, достигших высокого уровня, увеличилась на 10,6% (таблица 6).
Таблица 6
Динамика
распределения организаций по уровням по сравнению с результатами мониторинга 2022 года по направлению "Организация работы по
Группы респондентов |
Высокий |
Выше среднего |
Средний |
Низкий |
Дошкольные организации |
+8,2% |
-7,0% |
-1,0% |
-0,2% |
Общеобразовательные организации |
+13.5% |
-13,0% |
-0,5% |
0% |
Организации дополнительного образования |
+ 12,7% |
-11,6% |
-1,1% |
0% |
Муниципальные органы управления образования |
+ 18,2% |
-18,2% |
0% |
0% |
Образовательные организации профессионального образования |
+0,9% |
-0,9% |
0% |
0% |
По всем участникам |
+10,6% |
-9,7% |
-0,8% |
-0,1% |
4.3. Анализ значений по направлению "Организация работы по профилактике деструктивного поведения обучающихся"
Несмотря на то, что по второму направлению доля участников, достигших высокого уровня несколько выше по сравнению с первым направлением (на 1,7%), здесь также и более высокий процент, набравших средний и низкий уровень. На среднем уровне здесь расположены 7,7% организаций (1,5% по первому направлению), а на низком уровне оказались 19 организаций.
Рис. 5. Распределение организаций по уровням по направлению "Организация работы по профилактике деструктивного поведения обучающихся"
Если мы обратимся к участникам мониторинга, оказавшимся на низком и среднем уровнях, то здесь вновь преобладают респонденты из кластеров дошкольных образовательных организаций и организаций дополнительного образования. На низком уровне оказались 15 дошкольных организаций и 4 организации дополнительного образования. На среднем уровне из 165 участников только 6 респондентов являются представителями общеобразовательных организаций и 1 - муниципальный орган управления образованием - Нагайбакский MP.
Среди тех, кто оказался на среднем и низком уровнях наибольшие затруднения вызвали две шкалы из трех: результативность организации работы по учету обучающихся с деструктивными проявлениями (средний процент 30%) и результативность организации профилактики деструктивного поведения обучающихся (средний процент 40%). Причем поскольку преимущественно с этими проблемами сталкиваются дошкольные образовательные организации и организации дополнительного образования, то, вероятно, это обусловлено сложностью выявления деструктивного поведения у детей дошкольного возраста, а также детей, которые проводят в учреждении достаточно небольшой объем времени (организации дополнительного образования).
В целом по области средний процент результативности по этим шкалам составляет почти 86% (таблица 7). Доля оказавшихся на низком уровне - 2-4%, на среднем уровне - 8,5%-10%. В целом данное направление развито чуть хуже по сравнению с первым - средний процент на 3% ниже, чем у направления по формированию ценностных ориентаций обучающихся.
Таблица 7
Тепловая карта
средних значений в разрезе групп респондентов по направлению "Организация работы по профилактике деструктивного поведения обучающихся"
Шкала |
ДОО |
ОО |
ООДО |
МОУО |
ООПО |
Итог |
2.1. Результативность организации работы по выявлению групп социального риска среди обучающихся |
89,63 |
96,34 |
75,20 |
99,05 |
98,25 |
91,65 |
2.2. Результативность организации работы по учету обучающихся с деструктивными проявлениями |
78,89 |
98,83 |
58,79 |
97,14 |
100,00 |
85,96 |
2.3. Результативность организации профилактики деструктивного поведения обучающихся |
80,84 |
93,76 |
75,15 |
92,06 |
92,50 |
85,79 |
2. Организация работы по профилактике деструктивного поведения обучающихся |
82,74 |
95,50 |
72,10 |
94,80 |
95,29 |
87,38 |
По сравнению с 2022 годом по второму направлению также, как и по первому, отмечается улучшение показателей: средний процент результативности увеличился на 1,4%, доля респондентов с высоким уровнем повысилась на 4,5% (таблица 8).
Таблица 8
Динамика
распределения организаций по уровням по сравнению с результатами мониторинга
2022 года по направлению "Организация работы по профилактике деструктивного поведения обучающихся"
Группы респондентов |
Высокий |
среднего |
Средний |
Низкий |
Дошкольные организации |
+4,7% |
-3,0% |
-2,2% |
+0,5% |
Общеобразовательные организации |
+2,8% |
-3,2% |
+0,4% |
0% |
Организации дополнительного образования |
+7,4% |
-3,5% |
-2,2% |
-1,7% |
Муниципальные органы управления образования |
+18,3% |
-18,4% |
+2,4% |
-2,3% |
Образовательные организации профессионального образования |
-0,8% |
+0,8% |
0% |
0% |
По всем участникам |
+4,5% |
-3,4% |
-1,2% |
+0,1% |
Тем не менее, внутри отдельных кластеров есть также некоторые снижения показателей. Например, у образовательных организаций профессионального образования, наоборот, незначительно снизился процент имеющих высокий уровень. Однако, это, скорее всего, обусловлено тем, что в текущем году к мониторингу были привлечены не только подведомственные Министерству образования и науки Челябинской области организации, но также подведомственные и другим министерствам и частные организации.
5. Общие тенденции по результатам мониторинга эффективности системы организации воспитания обучающихся Челябинской области в 2023 году
1. По результатам мониторинга большинство респондентов - 62,3% - набрали высокий уровень эффективности организации воспитания. Треть участников мониторинга оказались на уровне выше среднего (34,6%), менее 3% - на среднем уровне. Низкий уровень эффективности организации воспитания отмечается только у двух организаций (0,1%) - МБОУ ДО ДЮСШ Еткульского MP и МКДОУ "Тарасовский детский сад "Малышок" Чесменского MP.
2. Наибольшие затруднения в регионе вызывает обеспечение результативности управления развитием добровольчества / волонтерства в направлении работы по формированию ценностных ориентаций обучающихся. Среди всех респондентов средний процент по данной шкале составляет 68,4%, что является самым низким значением в мониторинге. Наиболее низкие результаты по данной шкале отмечаются среди организаций дошкольного и дополнительного образования (средний процент 56% и 60% соответственно).
3. Во втором направлении - "Организация работы по профилактике деструктивного поведения обучающихся" - наибольшие трудности наблюдаются также преимущественно у организаций дошкольного и дополнительного образования. В большей мере это касается шкалы результативности организации работы по учету обучающихся с деструктивными проявлениями (78,9% и 58,8% соответственно).
4. По сравнению с результатами апробации данного мониторинга в 2022 году на сегодняшний день отмечается положительная динамика. В частности, увеличилась доля респондентов, достигших высокого уровня, - на 7% в целом среди всех участников, сократилась доля респондентов со средним уровнем и уровнем выше среднего. В значительной степени это обусловлено постепенным развитием в регионе самого западающего критерия - результативности управления развитием добровольчества / волонтерства (увеличение среднего процента на 6,5%, увеличение доли набравших высокий уровень с 29,9% до 39,6%).
6. Адресные рекомендации по результатам мониторинга эффективности системы организации воспитания обучающихся Челябинской области в 2023 году
1. Региональный уровень:
- использовать мониторинг эффективности системы организации воспитания обучающихся Челябинской области как инвариантную постоянную процедуру оценки качества в рамках РСОКО;
- обеспечить информирование руководителей органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, о результатах мониторинга эффективности системы организации воспитания обучающихся Челябинской области в 2023 году;
- обеспечить выявление и распространение в рамках мероприятий Южно-Уральского педагогического собрания в августе - сентябре 2023 года успешных практик системы организации воспитания обучающихся;
- обеспечить трансляцию позитивных практик организации воспитания обучающихся Челябинской области на открытых информационных ресурсах.
2. Муниципальный уровень: Общие рекомендации:
- провести анализ результатов мониторинга эффективности системы организации воспитания обучающихся Челябинской области в подведомственных образовательных организациях;
- принять организационно-управленческие решения по выявлению и распространению успешных практик системы организации воспитания обучающихся в подведомственных образовательных организациях;
- принять управленческие решения по преодолению выявленных в ходе апробации мониторинга проблем и выработать адресные рекомендации руководителям подведомственных образовательных организаций, показавших в ходе апробации мониторинга низкий уровень эффективности.
Адресные рекомендации:
- Нагайбакскому MP на уровне муниципального образования обеспечить мероприятия по повышению результативности организации работы педагогических работников, осуществляющих воспитательную деятельность, и работы по учету обучающихся с деструктивными проявлениями;
- Снежинскому ГО представить успешный опыт системы организации воспитания обучающихся в рамках мероприятий Южно-Уральского педагогического собрания в августе - сентябре 2023 года.
3. Институциональный уровень: Общие рекомендации:
- использовать мониторинг эффективности системы организации воспитания обучающихся Челябинской области как инвариантную постоянную процедуру оценки качества в рамках ВСОКО;
- использовать результаты и отчеты мониторинга эффективности системы организации воспитания обучающихся Челябинской области для проведения самоанализа и приведения деятельности в соответствии с нормативными основаниями;
- обеспечить формирование /корректировку локальной нормативной базы, направленной на совершенствование системы организации воспитания обучающихся;
- обеспечить создание условий для расширения участия семей в воспитательной деятельности образовательных организаций.
Адресные рекомендации:
- общеобразовательным организациям, организациям дошкольного и дополнительного образования обеспечить организацию мероприятий, способствующих развитию системы добровольчества и волонтерства;
- организациям дополнительного образования наладить работы по учету обучающихся с деструктивными проявлениями;
- образовательным организациям профессионального образования повысить результативность управлением подготовки кадров по направлениям воспитания и социализации;
- для МБОУ ДО ДЮСШ Еткульского MP и МКДОУ "Тарасовский детский сад "Малышок" Чесменского MP: организовать полностью всю работу по формированию ценностных ориентаций обучающихся и профилактике деструктивного поведения обучающихся.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 26 апреля 2023 г. N 02/1101 "Об утверждении результатов мониторинга эффективности системы организации воспитания обучающихся Челябинской области в 2023 году"
Опубликование:
официальный сайт Министерства образования и науки Челябинской области (minobr74.ru) 28 апреля 2023 г.