Доклад Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов в Красноярском крае от 5 апреля 2023 г.
"О проблемах реализации конституционных прав и свобод коренных малочисленных народов на территории Красноярского края в 2022 году"
ВВЕДЕНИЕ
"Я бессилен в своем воздействии на самоедов, доколе
не ознакомлюсь с их жизнью не по книгам, а на деле,
пока не приспособлюсь к их жизни и не научусь мыслить
их языком. Без этого я для самоедов ничто,
а это без любви к ним недостижимо".
Отец Иринарх (И.С. Шемановский)
Понимая и осознавая важность роли русских просветителей-гуманистов в отстаивании прав коренных малочисленных народов в истории государства российского, счел нужным рассматривать имеющееся место нарушения тех или иных прав представителей коренных малочисленных народов края через призму деятельности М.М. Сперанского (1772 - 1839), первого губернатора Енисейской губернии А.П. Степанова (1823 - 1831), И.С. Шемановского (1873 - 1936).
Иван Семенович Шемановский (1873 - 1936) - настоятель Обдорской духовной миссии, оставивший значительный след в жизни Обского Севера. Тринадцать лет он вел обширную просветительскую деятельность среди местного населения, создал в с. Обдорск (ныне г. Салехард) библиотеку и музей, а также школу для инородческих детей, проводил исторические исследования, делал этнографические зарисовки.
Михаил Михайлович Сперанский (1772 - 1839) - автор Устава "Об управлении инородцев" (1822). Это законодательный акт Российской империи, определивший систему управления коренными народами Сибири (инородцами). Большинство его положений действовало вплоть до Февральской революции 1917 года. Устав закреплял за коренными народами Сибири находившиеся в их пользовании земли, определял порядок и размеры взимания ясака, регулировал торговлю с русскими, распространял на аборигенов уголовное законодательство страны, позволял открывать свои школы и училища, отдавать детей в русские школы. Устав декларировал полную веротерпимость. В Уставе за бродячими и кочевыми племенами для промысла закреплялись не фиксированные площади, а целые районы тайги и тундры.
Александр Петрович Степанов (1781 - 1837) в 1822 году получил назначение в Сибирь и чин статского советника. 28 марта 1823 года прибыл в Красноярск и вступил в должность губернатора Енисейской губернии. Был человеком прогрессивным, отличался честностью и гуманностью. Известен и как писатель. Писал стихи, оды, повести, рассказы. На посту енисейского губернатора как мог способствовал облегчению участи декабристов, оказывая им моральную и посильную материальную помощь. Будучи енисейским губернатором, А.П. Степанов много сделал для экономического и культурного развития территории. При нем появились основные губернские учреждения, были открыты приказ общественного призрения, первая аптека, типография, библиотека, создана полиция и организовано пожарное депо. В его время строятся каменные здания больницы, богадельни, народного училища, городской думы, суда и т.д. Начинается работа по планировке Красноярска. Именно Степанову горожане обязаны появлением городского сада: по его распоряжению была оставлена часть леса для будущего парка.
Они осуществили много доброго и оставили заметный след в деле гуманизации государственной политики по отношению к малочисленным народам. Вот что видно из секретного рапорта березовского уездного исправника тобольскому губернатору от 26 марта 1913 года (ТФ ГАТО, ф. 152, оп. 27, д. 157, л. 7 - 8):
"...в бытность настоятелем Миссии игумена Иринарха... Миссия поднята им была на должную высоту и обогатилась многими миссионерскими учреждениями. Игумен Иринарх своим благотворным влиянием на все окружающее население привлек к миссии массу лиц, сочувствующих делу просвещения инородцев...".
В год 200-летия Енисейской губернии нельзя не сказать о первом губернаторе А.П. Степанове, который наполняет нас гордостью за Россию, Сибирь и является поучительным образом для всех поколений. Умный, гуманный, справедливый, трудолюбивый и инициативный, он много сделал для просвещения малых народностей: хакасов, эвенков, ненцев и других жителей обширной Енисейской губернии, чтобы эти племена не растеряли своей самобытности, свой язык и обычаи. В 1824 году А.П. Степанов составляет "Наставление", обращенное к малым народностям, где пишет: "Там только бывает добро и спокойствие, где хороший порядок; когда человек дурного и развратного поведения, тогда он всегда беспокоен и несчастлив. Доселе вы принуждены были по делам своим хлопотать по судам, не зная ни законов, ни языка русского; доселе с унижением и трепетом стаивали вы по целым неделям и месяцам на крыльцах наших судилищ, но ваши дела должны разбираться в улусах, родоначальник и князцы кругом огня в юртах своих или под небом чистым, судом на родном языке по правам предков, как отцы, как старшие братья своих сородичей. А за таковые милости царские должны вы жить мирно, честно и взносить малые подати и повинности ваши в назначенные сроки, бездоимочно, и повиноваться земскому исправнику...".
Вышеуказанная ссылка на деятельность просветителей-гуманистов говорит о том, что в российской истории накоплен огромный опыт взаимодействия государства и коренных малочисленных народов, и другим странам и народам есть чему поучиться у России.
Полагаю, что и на современном этапе земля российская, сибирская способна взрастить гуманистов-просветителей уровня И.С. Шемановского, М.М. Сперанского и А.П. Степанова, которые своим благотворным влиянием привлекут массу людей в дело просвещения, социального и экономического развития коренных малочисленных народов. Тема управления территорией, людьми, учреждениями как никогда актуальна в наше время и как никогда нужны гуманисты-просветители, профессионалы руководители-администраторы. У Красноярского края есть все возможности для реализации прав и свобод коренных малочисленных народов и прежде всего финансовые возможности. К великому сожалению отмечаю, что последние три года наблюдается неосвоение финансовых средств соответствующими уполномоченными государственными и муниципальными органами, являющимися администраторами в реализации государственной программы. Одним из факторов негативной ситуации в этой части является кадровая чехарда в органах государственной власти. Посудите сами: за 15 лет сменилось 14 руководителей агентства по развитию северных территорий и поддержке коренных малочисленных народов Красноярского края (далее - Агентство). Руководители за столь короткое время не успевают понять суть и роль руководимого ими агентства, которое на сегодняшний день является главным распределителем финансовых средств, выделяемых государством на поддержку КМНС, а также драйвером и мозговым центром, где должны в хорошем смысле слова аккумулироваться прорывные инновационные идеи и мысли, направленные на развитие севера края.
Так, в период с 2019-го по 2021 годы в целом по краю не освоено 199089,06 тыс. рублей, об этом подробно будет изложено в соответствующем разделе настоящего доклада. Учитывая современные факторы, и прежде всего международного геополитического и природного характера, необходимо пересмотреть и вывести на новый уровень национальную политику в отношении коренных малочисленных народов. Это касается федеральных, региональных государственных институтов, общественных организаций.
Настоящий доклад подлежит размещению на официальном сайте Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае: https://www.ombudsmankk.ru.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
"Может быть, будет когда-то такое время,
когда мы уже до предела дойдем, мы поймем,
что мы не туда движемся, а эти люди (КМНС)
научат нас выживать".
(И.С. Шемановский, конец XIX века)
Подводя итоги деятельности Уполномоченного в деле защиты прав и свобод коренных малочисленных народов на территории Красноярского края, отмечаю, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в целом позитивно и конструктивно реагируют на предложения и критику Уполномоченного. Как было отмечено, значительно увеличилось финансирование государственной программы "Сохранение и развитие традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов", утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 520-п (ред. от 06.12.2022, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2023). Но в то же время наблюдается неосвоение выделяемых средств, о чем подробно рассмотрено в разделе 3 настоящего доклада. Это указывает на недостаточную проработку мероприятий программы и, что греха таить, на недостаточный профессионализм исполнителей программы, как государственных чиновников, так и муниципальных служащих.
Главной задачей органов государственной власти и органов местного самоуправления должно быть эффективное планирование и полное освоение бюджетных средств, для чего следует обратить внимание на повышение качества кадровой политики и профессионализм распорядителей и исполнителей бюджетных средств. Принимаемые государственные, управленческие решения, затрагивающие права и интересы коренных малочисленных народов края, должны обязательно проходить этнологическую, научную и общественную экспертизу. Только широкое участие представителей самих народов в делах государства, касающихся их самих, является залогом успешного решения имеющихся социально-экономических проблем коренных малочисленных народов.
Зачастую чиновники трактуют действующее региональное и федеральное законодательство, исходя из скудного багажа знаний о коренных малочисленных народах, руководствуются в принятии решений стереотипами и предрассудками о них, что приводит порой к казусам. Так, по мнению некоторых горе-специалистов, термин "рыболовство в целях удовлетворения личных нужд" воспринимается ими исключительно как требование съесть рыбу. Хорошо еще, что не требуют ее съесть, не отходя от рыболовной сети. Любому по-настоящему образованному специалисту понятно, что личные нужды не ограничиваются только питанием. Это целый комплекс потребностей, включающий в себя и физиологические, и духовные, и нравственные, а также материальные потребности для обеспечения жизни.
В подтверждение выше сказанного приведу слова капитан-лейтенанта Императорского флота А.В. Колчака. В 1906 г., в "Памятной записке о плавании Северо-Восточным проходом вдоль берегов Сибири от устья реки Енисей до Берингова пролива", составленной им и направленной начальнику гидрографического управления адмиралу А.И. Вилькицкому, написано, что "наиболее трудным местом для навигации представлялись берега Таймырского полуострова: препятствия эти лежат в отсутствии гидрографических исследований и льде". Заканчивалась записка словами: "Преобладающее мнение существует о невероятных трудностях арктической навигации, в большинстве случаев поддерживаемое лицами, никогда не видевшими льда и вообще не бывавшими за Полярным кругом. Но всегда и везде главные трудности лежат, прежде всего, в незнании и отсутствии исследований, и мы, русские, более чем кто-либо другой платились за наше невежество и склонность всегда считать невозможным и неодолимым то, что сколько-нибудь выходило за пределы обычной рутины".
Надеюсь, что все, кто так или иначе имеет отношение к решению проблем коренных малочисленных народов, в своей деятельности будут обращаться к опыту и рекомендациям великих русских просветителей М.М. Сперанского, А.П. Степанова, И.С. Шемановского и многовековому опыту сотрудничества и дружбы народов Российского государства.
Уполномоченный по правам коренных малочисленных народов в Красноярском крае |
С.Я. Пальчин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Доклад Уполномоченного по правам коренных малочисленных народов в Красноярском крае от 5 апреля 2023 г. "О проблемах реализации конституционных прав и свобод коренных малочисленных народов на территории Красноярского края в 2022 году"
Опубликование:
-
Настоящий документ снят с контроля