г. Краснодар |
|
29 июля 2015 г. |
Дело N А15-228/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Дорогиной Т.Н. и Посаженникова М.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Махачкала" (ИНН 0500000136, ОГРН 1020502628486) и заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Дагестан (ИНН 0549002021, ОГРН 1020502387366), рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 27.01.2015 (судья Магомедов Р.М.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015 (судьи Семенов М.У., Параскевова С.А., Цигельников И.А.) по делу N А15-228/2013, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Махачкала" (далее - общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Дагестан к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Дагестан (далее - инспекция) о признании недействительным решения от 13.09.2012 N 155.
Решением суда от 27.01.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.04.2015 заявление общества удовлетворено.
Судебные акты мотивированы тем, что основным видом деятельности общества является транспортировка газа, в связи с чем, общество осуществляет эксплуатацию магистральных газопроводов. Технологический процесс транспортировки газа обеспечивается участием различного оборудования, в том числе, выполняющего вспомогательные и обслуживающие функции. Необходимость в наличии таких вспомогательных и обслуживающих объектов на магистральном газопроводе объясняется тем, что объекты магистрального газопровода общества отнесены к опасным производственным объектам, применение обществом льгот по налогу на имущество, в отношении данных объектов является правомерным.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленного требования. По мнению инспекции, налоговая льгота по налогу на имущество применена обществом неправомерно, так как спорные объекты (инженерно-технические средства охраны воздушных переходов, ограждения территории и кондиционеров) технологически не связаны с магистральным газопроводом, а являются самостоятельными имущественными единицами, обладающими индивидуальными техническими, идентификационными характеристиками и соответствующим им функциональным характеристикам. Обеспечение безопасной эксплуатации магистрального газопровода технологически не связано с процессом транспортировки газа и соответственно не влечет никаких правовых последствий в сфере налоговых правоотношений, а лишь является юридическим (не технологическим) условием осуществления деятельности в рассматриваемой сфере. Спорные объекты предназначены исключительно для целей создания условий, при которых обеспечивается безопасность на объектах общества и долговечность службы оборудования, находящегося в кондиционируемых помещениях, и их отсутствие непосредственно влияет на возможность осуществления технологических процессов в комплексе производственных объектов, входящих в состав магистрального газопровода. Спорные объекты имущества выполняют вспомогательные функции, обеспечивающие благоприятный режим функционирования магистрального газопровода, так как последние не влияют на изменение размеров, формы, внешнего вида или свойств предметов труда, следовательно, отсутствуют основания для признания их неотъемлемой технологической частью магистрального трубопровода. Спорные объекты, выполняя вспомогательные функции, не обладают признаками технологической неотъемлемости, так как не влияют непосредственно на сам процесс транспортировки газа, и их отсутствие не приводит к немедленной остановке работы магистрального газопровода.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, инспекция в порядке статьи 88 Кодекса провела камеральную налоговую проверку декларации общества "налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество", по результатам которой составила акт от 31.07.2012 N 509 и приняла решение от 13.09.2012 N 155, которым предложила обществу уплатить недоимку по налогу на имущество организаций в сумме 55 575 рублей.
Инспекция признала неправомерным включение обществом на основании пункта 11 статьи 381 Кодекса в список льготируемого имущества следующих основных средств: кондиционеры по перечню N 6, 20, 28, 42, 47, 49, 52, 54, 55, 59, 63, 66, 75, 9l, 93, 100, 107, 118, 126, 127, 131, 134, 138, 144, 146, 147, 152, 160, 162, 165 - список 1; инженерно-технические средства охраны воздушных переходов ТЛПУМГ по перечню N 79 - список 1; ограждение территории ТЛПУМГ по перечню N 155 - список 1; шкаф электропитания по перечню N 4 - список 2.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан от 06.11.2012 N 15-08/092 решение инспекции 13.09.2012 N 155 оставлено без изменения, а апелляционная жалоба общества - без удовлетворения.
В соответствии со статьями 137 и 138 Кодекса общество обжаловало решение инспекции в арбитражный суд.
Оценив в совокупности и взаимосвязи представленные в материалы дела доказательства и доводы участвующих в деле лиц, судебные инстанции, руководствуясь положениями пункта 1 статьи 11, подпункта 3 пункта 1 статьи 21, пункта 1 статьи 56, пункта 1 статьи 374, пункта 11 статьи 381 Кодекса, статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", статьи 32 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", статей 3, 6 Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса", сделали правильный вывод о том, что налоговая льгота по налогу на имущество организаций применена обществом правомерно, поскольку спорные объекты (инженерно-технические средства охраны воздушных переходов, ограждения территории и кондиционеры) технологически связаны с магистральным газопроводом.
В силу пункта 11 статьи 381 Кодекса освобождаются от налогообложения организации в отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 (далее - Перечень). В данном перечне определен закрытый список имущества, относящегося к магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в отношении которых действует льготный режим налогообложения. Указанный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Согласно указанному перечню по коду ОКОФ 3120460 значатся устройства комплектные для распределения электрической энергии станций и подстанций постоянного тока (устройства, панели, щиты, шкафы). То есть шкаф электропитания по перечню N 5 (список 2) относится к льготируемому имуществу.
Одновременно с этим инженерно-технические средства охраны воздушных переходов ТЛПУМГ по перечню N 79 (список 1); ограждение территории ТЛПУМГ по перечню N 155 (список 1); кондиционеры по перечню N 6, 20, 28, 42, 47, 49, 52, 54, 55, 59, 63, 66, 75, 91, 93, 100, 107, 118, 126, 127, 131, 134, 138, 144, 146, 147, 152, 160, 162, 165 (список 1) не входят в Перечень льготируемого имущества и присвоенные обществом коды ОКОФ по этим основным средствам также отсутствуют в указанном перечне.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21, пункту 1 статьи 56 Кодекса налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы (преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, в том числе возможность не уплачивать налог) при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Кодекса объектом налогообложения налогом на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В Перечне указаны наименования сложных технологических объектов, относящихся к магистральным газопроводам, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. При этом из анализа положений статьи 381 Кодекса и Перечня следует, что возникновение права на применение льготы законодатель связывает именно с функциональной (технологической) принадлежностью объектов к льготируемому имуществу.
В Перечне в качестве имущества, относящегося к магистральному газопроводу, а также сооружений, являющихся его неотъемлемой технологической частью, указан сложный технологический объект - газопровод магистральный.
В силу того, что в налоговом законодательстве Российской Федерации определение понятия "магистральный газопровод", а также перечень входящих в него объектов не содержится, в соответствии с положениями пункта 1 статьи 11 Кодекса необходимо руководствоваться отраслевыми нормативными актами.
Понятие магистрального газопровода, перечень входящих в его состав объектов и требования к ним содержатся, в частности, в следующих отраслевых нормативных актах: СТО Газпром 2-3.5-454-2010 Стандарт организации. "Правила эксплуатации магистральных газопроводов", утвержденный приказом ОАО "Газпром" от 24.05.2010 N 130 (далее - СТО Правила эксплуатации МГ); СТО Газпром 2-2.1-249-2008 "Магистральные газопроводы", утвержденный распоряжением ОАО "Газпром" от 26.08.2008 N 258 (далее - СТО Магистральные газопроводы); СТО Газпром 2.3-5-051-2006 "Нормы технологического проектирования магистральных газопроводов", утвержденный распоряжением ОАО "Газпром" от 30.12.2005 N 437 (далее - СТО Нормы технологического проектирования МГ).
В соответствии с пунктом 3.26 СТО Правила эксплуатации МГ: Магистральный газопровод - технологически неделимый, централизованно управляемый имущественный производственный комплекс, состоящий из взаимосвязанных объектов, являющихся его неотъемлемой технологической частью, предназначенных для транспортировки подготовленной в соответствии с требованиями национальных стандартов продукции (природного газа) от объектов добычи и/или пунктов приема до пунктов сдачи потребителям и передачи в распределительные газопроводы или иной вид транспорта и/или хранения.
Согласно пункту 5.1 СТО Магистральные газопроводы в состав магистрального газопровода входят: газопровод (от места выхода с промысла подготовленной к дальнему транспорту товарной продукции) с ответвлениями и лупингами, запорной арматурой, переходами через естественные и искусственные препятствия, узлами подключения компрессорных станций, газоизмерительных станций, пунктом редуцирования газа, узлами пуска и приема внутритрубных устройств, конденсатосборниками и устройствами для ввода метанола; система электрохимической защиты от коррозии; линии и сооружения технологической связи, средства телемеханики газопроводов; линии электропередачи, предназначенные для обслуживания газопроводов, и устройства электроснабжения и дистанционного управления запорной арматурой и установками электрохимической защиты газопроводов; противопожарные средства; противоэрозионные и защитные сооружения газопроводов; системы сбора и утилизации конденсата; здания и сооружения линейной службы эксплуатации газопроводов; постоянные дороги и вертолетные площадки, расположенные вдоль трассы газопровода, и подъезды к ним, опознавательные и сигнальные знаки местонахождения газопроводов; головные и промежуточные (линейные) компрессорные станции; газоизмерительные станции (далее - ГИС) и станции охлаждения газа; газораспределительные станции (далее - ГРС); подземные хранилища газа; указатели и предупредительные знаки.
Аналогичный перечень объектов, входящих в состав МГ, приведен в пункте 5.4 СТО Нормы технологического проектирования МГ.
Таким образом, согласно действующим нормативным документам неотъемлемыми технологическими частями магистрального газопровода являются, в частности, защитные сооружения газопроводов, здания и сооружения линейной службы эксплуатации газопроводов, линии и сооружения технологической связи, средства телемеханики газопроводов.
Наличие технологической связи между магистральным газопроводом и спорными объектами, включенными в Перечень льготируемого имущества общества, подтверждается следующим. Основным видом деятельности общества является безопасная транспортировка газа, в связи с чем общество осуществляет эксплуатацию магистральных газопроводов. Технологический процесс транспортировки газа обеспечивается участием различного оборудования, в том числе, выполняющего вспомогательные и обслуживающие функции.
В силу положений статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе: обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц.
Статьей 32 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ) предусмотрено, что организация - собственник системы газоснабжения кроме мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, обязана обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф.
Помимо приведенной нормативной базы, на сегодняшний день действуют нормы Федерального закона от 21.07.2011 N 256-ФЗ "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (далее - Закон N 256-ФЗ), которые устанавливают организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации, а также права, обязанности и ответственность физических и юридических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.
Согласно статье 3 Закона N 256-ФЗ целями обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса являются их устойчивое и безопасное функционирование, защита интересов личности, общества и государства в сфере топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства.
На основании статьи 6 Закона N 256-ФЗ обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. При этом субъекты топливно-энергетического комплекса на стадиях проектирования и строительства объектов топливно-энергетического комплекса обязаны предусматривать осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий чрезвычайных ситуаций.
Из изложенного следует, что для лиц, владеющих объектами топливно-энергетического комплекса, законодатель на федеральном уровне закрепил обязанность по безопасной эксплуатации объектов магистрального газопровода.
Таким образом, учитывая, что в силу вышеприведенных нормативных актов общество не вправе осуществлять транспортировку газа без соблюдения требований безопасности, оборудование, выполняющее функции по обеспечению надежной и безопасной транспортировки газа, является неотъемлемой частью технологического процесса транспортировки газа.
Судебные инстанции установили следующее.
Правомерность включения в перечень имущества, относящегося к магистральным трубопроводам, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, основного средства инв. N 00020452 "ИТСО воздушных переходов газопроводов ТЛПУМГ":
Объект основных средств инв. N 00020452 "ИТСО воздушных переходов газопроводов ТЛПУМГ" расположен на воздушных переходах линейной части магистрального газопровода "Кумли-Аксай", газопроводов - отводов "Кизляр" и "Бабаюрт". Согласно пункту 5.1 СТО Магистральные газопроводы, пункта 5.4 СТО Нормы технологического проектирования МГ в состав линейной части МГ входят защитные сооружения газопроводов.
Пунктом 16.1.1 СТО Нормы технологического проектирования МГ установлено, что система безопасности технологических объектов, входящих в состав МГ, обеспечивается инженерными и техническими средствами охраны и комплексом организационных мероприятий.
В соответствии с пунктами 3.34, 3.35 СТО Нормы технологического проектирования МГ: Средства охраны инженерные - конструкции, сооружения, ограждения, запорные устройства и механизмы, препятствующие несанкционированному проникновению на охраняемые объекты, а также предназначенные для повышения эффективности технических средств охраны и действий сотрудников службы безопасности. Средства охраны технические - охранная, охранно-пожарная, тревожная сигнализация, периметральная охранная сигнализация, средства оповещения, системы охранные телевизионные, средства и системы контроля и управления доступом, средства охранного освещения, интегрированные комплексные системы, программное обеспечение и другие средства, предназначенные для защиты личности и имущества.
В соответствии с пунктом 16.2.1 СТО Нормы технологического проектирования МГ комплексом вышеперечисленных инженерных и технических средств охраны и является ИТСО.
Основными задачами ИТСО как комплекса средств, входящих в систему защиты объектов газопровода, согласно пунктам 3.56, 5.11.1 СТО Правила эксплуатации МГ и пункта 16.2 СТО Нормы технологического проектирования МГ является обеспечение непрерывной, надежной защиты объекта магистрального газопровода и персонала от преступных посягательств с целью обеспечения стабильной и безаварийной работы газотранспортной системы.
Пунктом 5.11.2 Правил эксплуатации МГ установлен перечень объектов магистрального газопровода, подлежащих обязательной защите с использованием ИТСО: линейная часть, включая узлы запуска и приема внутритрубных устройств, крановые узлы, средства активной защиты системы электрохимической защиты, конденсатосборники и устройства для ввода метанола, узлы редуцирования газа, переходы через естественные и искусственные препятствия; компрессорные станции, включая узлы подключения и склады метанола, станции охлаждения газа, газораспределительные станции, газораспределительные пункты, газоизмерительные станции, узлы замера расхода газа; подземные хранилища газа; сооружения связи, в том числе линейные узлы связи, радиорелейные станции; здания и сооружения объектов магистрального газопровода, в том числе административно-хозяйственные объекты.
Таким образом, обязательному оснащению комплексом ИТСО в силу требований действующих нормативных документов подлежит линейная часть газопровода как один из наиболее ответственных участков в процессе транспортировки газа.
Включение ИТСО в состав линейной части газопровода также подтверждается пунктом 6.1.1 СТО Правила эксплуатации МГ.
Ранее наличие охранных систем регламентировалось подразделом 2.5 Правил технической эксплуатации магистральных газопроводов. ВРД 39-1.10-006-2000, введенных в действие приказом ОАО "Газпром" от 15.02.2000 N 22 и согласованных с Госгортехнадзором России.
Таким образом, ИТСО воздушных переходов линейной части газопровода является неотъемлемой технологической частью и входит в состав магистрального газопровода, газопровода-отвода, так как обеспечивает их стабильную и безаварийную работу. Учитывая изложенное, основное средство инв. N 00020452 "ИТСО воздушных переходов газопроводов ТЛПУМГ" является неотъемлемой технологической частью магистрального газопровода и газопровода-отвода и подлежит льготному налогообложению по налогу на имущество организаций на основании пункта 11 статьи 381 Кодекса.
Правомерность включения в перечень имущества, относящегося к магистральным газопроводам, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, основного средства инв. N 00021032 "Ограждение территории ТЛПУМГ":
Ограждение расположено вокруг промбазы Тарумовского линейно - производственного управления, на которой, в частности, расположены линейно-эксплуатационная служба, служба по эксплуатации ГРС, газового хозяйства и контрольно- измерительных приборов и автоматики (далее - КИПиА), служба энерготепловодоснабжения и противокоррозийной защиты, служба телемеханики, автоматическая система управления технологическими процессами (далее - АСУ ТП) и ИТСО и средства автоматизированной защиты (далее - САЗ), служба связи, диспетчерская служба, и входит в ее состав.
Основными задачами Тарумовского линейно-производственного управления, в частности, являются обеспечение стабильной и безаварийной работы газотранспортной системы в границах деятельности в соответствии с требованиями СТО Правила эксплуатации МГ, обеспечение бесперебойной и безаварийной работы оборудования ГИС, ГРС, узлов редуцирования, средств телемеханики и связи, электрохимзащиты, проведение ремонтно-профилактических работ, подготовка объектов газотранспортной системы к работе в осенне-зимний период эксплуатации.
Следовательно, объекты, входящие в состав промбазы ТЛПУМГ, непосредственно связаны с обслуживанием и эксплуатацией МГ и являются его неотъемлемой технологической частью, и, следовательно, подлежат льготному налогообложению как здания предприятий магистрального транспорта газа.
Согласно пункту 3.17 СТО Правил эксплуатации МГ и пунктам 3.34, 16.2.3 СТО Нормы технологического проектирования МГ ограждения относятся к инженерным средствам охраны, препятствующим несанкционированному проникновению на (в) охраняемые объекты, а также предназначенные для повышения эффективности применения технических средств охраны и действий работников подразделения охраны.
Ограждение производственной территории регламентировано пунктом 5.5.8 СТО Правила эксплуатации МГ, которым установлено, что вход посторонних лиц и их нахождение на производственной территории объектов МГ допускается с разрешения руководства объекта МГ после прохождения инструктажа и в сопровождении лица из числа эксплуатационного персонала. Для ограничения доступа на объекты МГ в соответствии с пунктом 5.5.9 территорию объектов МГ ограждают и поддерживают в исправном состоянии.
Ранее требования по установке ограждений на объектах МГ содержались в пункте 2.1.13 и подразделе 2.5 Правил технической эксплуатации магистральных газопроводов. ВРД 39-1.10-006-2000, введенных в действие приказом ОАО "Газпром" от 15.02.2000 N 22 и согласованных с Госгортехнадзором России.
В соответствии с пунктом 5.11.2 СТО Правила эксплуатации МГ в перечень объектов МГ, подлежащих обязательной защите с использованием ИТСО, включены здания и сооружения объектов магистрального газопровода, в том числе административно-хозяйственные объекты.
Таким образом, поскольку территория вышеназванной промбазы является производственной территорией, выполняющей функции по безопасной и бесперебойной эксплуатации объектов МГ, и с территории которой осуществляется диспетчерское управление транспортом газа на участке магистрального газопровода, то она подлежит охране, в том числе посредством сооружения ограждения. Как следствие, основное средство инв. N 00021032 "Ограждение территории ТЛПУМГ" правомерно включено обществом в перечень льготируемого имущества в качестве неотъемлемой технологической (функциональной) части зданий магистрального трубопроводного транспорта и, следовательно, подлежит льготному налогообложению как неотъемлемая часть здания предприятий магистрального транспорта газа.
Правомерность включения в перечень имущества, относящегося к магистральным газопроводам, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, кондиционеров, расположенных на технологическом оборудовании общества:
Кондиционеры, включенные Обществом в Перечни льготируемого имущества, расположены на контролируемых пунктах (далее - КП), узловой радиорелейной станции (далее - УРС), промежуточных радиорелейных станциях (далее - ПРС), в помещениях, где расположено оборудование диспетчерского пульта и узла связи.
Кондиционеры установлены для поддержания требуемых параметров воздушной среды (температуры, влажности, запыленности, кратности воздухообмена, скорости воздуха) и обеспечения требуемого режима работы существующего оборудования. Как следует из материалов дела, в Перечни льготируемого на основании статьи 381 Кодекса имущества общества включены не все кондиционеры, а лишь те, которые установлены в помещениях, где расположено оборудование, обеспечивающее бесперебойную и безаварийную работу магистрального газопровода. В данном случае судом учтены кондиционеры, установленные на КП, УРС, ПРС, в помещениях, где расположено оборудование диспетчерского пульта и узла связи.
На основании раздела 13 СТО Правила эксплуатации МГ диспетчерский пульт, КП, узел связи, УРС и ПРС относятся к системе автоматизации технологического оборудования, системе телемеханики, технологической связи и передачи данных.
Вышеназванные системы в свою очередь, исходя из содержания пунктов 13.1.3 - 13.1.7 СТО Правила эксплуатации МГ, функционируют взаимосвязано и обеспечивают комплекс функций по управлению, контролю и защите оборудования, в результате чего образуют единый производственно-технический комплекс по транспортировке газа и эксплуатации объектов МГ. Следовательно, поскольку такие объекты, как оборудование диспетчерского пульта, КП, узла связи, УРС, ПРС, относятся к средствам телемеханики для контроля и регулирования технологических процессов и сооружений связи, то они являются неотъемлемой технологической частью МГ и поименованы в Перечне, что подтверждается отсутствием замечаний инспекции относительно данных объектов.
Установка кондиционеров на указанных объектах продиктована требованиями СНиП 3.05.07-85 "Системы автоматизации", пунктами 2.10, 2.11 которого установлено, что специализированные помещения, предназначенные для систем автоматизации, должны быть оборудованы, в частности, вентиляцией, кондиционированием.
Наличие систем вентиляции, в том числе кондиционирования воздуха, также предусмотрено пунктом 13.3.4 СТО Правила эксплуатации МГ, согласно которым системы телемеханики оснащают датчиками, приборами и устройствами, соответствующими проекту, в частности, по климатическим условиям.
Из содержания пунктов 5.10.1.1, 5.10.4.2, 5.10.4.3 СТО Правила эксплуатации МГ следует, что вентиляционные системы и установки предназначены для поддержания в помещениях и рабочих зонах параметров воздушной среды (температуры, влажности, запыленности, кратности воздухообмена, скорости воздуха) в соответствии с санитарными и технологическими требованиями и служат для безопасного, надежного и бесперебойного обеспечения функционирования объектов магистрального газопровода.
Ранее наличие вентиляции и климатических установок регламентировалось пунктами 2.4.32., 9.7.1., 9.7.2. Правил технической эксплуатации магистральных газопроводов. ВРД 39-1.10-006-2000 (действующих до 11.08.2010), введенных в действие приказом ОАО "Газпром" от 15.02.2000 N 22 и согласованных с Госгортехнадзором России.
Необходимость установки кондиционеров на объектах МГ обусловлена климатическими условиями в Республике Дагестан, в целях поддержания температуры, влажности, запыленности, кратности воздухообмена, скорости воздуха в помещениях (блок-контейнерах и т. п.), где расположено оборудование, обеспечивающее бесперебойную и безаварийную работу МГ, что подтверждается разделом I технических паспортов объектов, на которых установлены спорные кондиционеры, и пунктом 2.16 Альбомов, являющихся составной частью Рабочего проекта 16/01-2006 на строительство четырехинтервальной цифровой радиорелейной системы передачи "Тарумовка - Кумли - Терекли - Мектеб - Карагас - Южно-Сухокумск".
Учитывая изложенное, кондиционеры, установленные на КП, УРС, ПРС, в помещении оборудования диспетчерского пульта и узла связи, являются их неотъемлемыми технологическими частями, обеспечивающими их должное функционирование. Следовательно, кондиционеры входят в состав вышеназванных объектов телемеханики и связи и подлежат льготному налогообложению в порядке пункта 11 статьи 381 Кодекса независимо от присвоенных им кодов ОКОФ.
С учетом изложенного, судебные инстанции сделали правильным вывод о том, что ввиду наличия технологической связи ИТСО воздушных переходов ТЛПУМГ, ограждения территории ТЛПУМГ, кондиционеров с магистральным газопроводом, применение обществом льготы по налогу на имущество, предусмотренной пунктом 11 статьи 381 Кодекса, в отношении указанных объектов, является правомерным. Доказательства обратного инспекция не представила.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, направлены на переоценку доказательств о фактических обстоятельствах, установленных судами, переоценка которых не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы права применены судами правильно, процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 27.01.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2015 по делу N А15-228/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.