г. Краснодар |
|
04 августа 2015 г. |
Дело N А18-661/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 августа 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Мазуровой Н.С. и Сидоровой И.В., при участии от органа, осуществляющего публичные полномочия - администрации Сунженского муниципального района (ИНН 0603284641, ОГРН 1090603000993) - Накостоева И.У. (доверенность от 19.02.2015), в отсутствие заявителя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Клейматовой Жимсары Мажитовны (ИНН 060303126716, ОГРНИП 313060323900015), извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Клейматовой Ж.М. на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 16.01.2015 (судья Гелисханова Р.З.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2015 (судьи Егорченко И.Н., Марченко О.В., Сулейманов З.М.) по делу N А18-661/2014, установил следующее.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Клейматова Ж.М. (далее - глава хозяйства) обратилась в арбитражный суд с заявлением к администрации Сунженского муниципального района (далее - администрация) о признании незаконным отказа в переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 100 га (кадастровый номер 06:02:0000013:24), находящимся в северо-западной части земель АОЗТ "Нестеровский", а также о возложении на администрацию обязанности принять решение о предоставлении в аренду спорного земельного участка и заключить договор аренды на 49 лет.
Решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 16.01.2015, оставленным без изменения постановлением Шетнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2015, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды пришли к выводу о том, что глава хозяйства в установленном порядке не подтвердил факт наличия у него прав на земельный участок, предоставленный Дзангиеву М.Т. Суд апелляционной инстанции изменил редакцию пункта второго резолютивной части решения, указав на взыскание с главы хозяйства в доход федерального бюджета 4200 рублей государственной пошлины.
В кассационной жалобе глава хозяйства просит отменить решение и апелляционное постановление. Податель жалобы указывает, что вступившими в законную силу судебными актами по делам N А18-465/2013 и А18-622/2013 установлен факт избрания Клейматовой Ж.М. главой крестьянского (фермерского) хозяйства "Муса". Следовательно, заявитель в установленном порядке подтвердил права на спорный земельный участок. В нарушение норм статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суды не учли обстоятельства, установленные при производстве по ранее рассмотренным делам с участием этих же лиц.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
В заседании представитель администрации просил оставить без изменения состоявшиеся по делу судебные акты.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя администрации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что основания для отмены (изменения) решения и апелляционного постановления отсутствуют.
Как видно из материалов дела, земельный участок площадью 100 га, расположенный по адресу: Республика Ингушетия, Сунженский район, северо-западная часть земель АОЗТ "Нестеровское", зарегистрирован на праве постоянного (бессрочного) пользования за Дзангиевым Мажитом Туреевичем (т. 1, л. д. 25).
Данный участок предоставлен Дзангиеву М.Т. решением от 28.09.1998 N 213 администрации Сунженского района для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (т. 1, л. д. 80 - 82).
Дзангиев М.Т. 15.02.1997 принял решение о создании крестьянского (фермерского) хозяйства "Муса" с правами юридического лица (т. 1, л. д. 87 - 89).
В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Закона 74-ФЗ (в редакции, подлежащей применению к спорным правоотношениям) крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", вправе сохранить статус юридического лица на определенный законом период.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 08.12.2014 Дзангиев М.Т. зарегистрирован в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства. В выписке содержится указание о регистрации индивидуального предпринимателя до 01.01.2004 (24.12.1997), а также об отсутствии главы крестьянского (фермерского) хозяйства в связи со смертью (т. 1, л. д. 134).
В материалы дела представлено свидетельство о смерти 09.06.2011 Дзангиева М.Т. (т. 1, л. д. 41).
На основании протокола собрания членов КФХ "Муса" от 15.06.2011 главой хозяйства избран Дзангиев А.М. (т. 1, л. д. 83).
15 мая 2013 года в члены КФХ "Муса" принята и избрана новым главой хозяйства Клейматова Ж.М. (т. 1, л. д. 84, 85).
Клейматова Ж.М. обращалась в администрацию с заявлениями о предоставлении в аренду данного земельного участка (т. 1, л. д. 27, 28).
Администрация отказала в предоставлении в аренду земельного участка, указав, что право постоянного (бессрочного) пользования к заявителю не перешло (т. 1, л. д. 29, 30).
Клейматова Ж.М., полагая, что отказ администрации не соответствует требованиям закона, обратилась с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 7 статьи 4 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон N 74-ФЗ) изменения, касающиеся состава фермерского хозяйства, должны быть внесены в соглашение, заключаемое членами фермерского хозяйства.
Части 2 и 3 статьи 14 Закона N 74-ФЗ определяют, что прием новых членов в фермерское хозяйство осуществляется по взаимному согласию членов фермерского хозяйства на основании заявления гражданина в письменной форме. Членство в фермерском хозяйстве прекращается при выходе из членов фермерского хозяйства или в случае смерти члена фермерского хозяйства.
В случае невозможности исполнения главой фермерского хозяйства своих обязанностей более чем шесть месяцев или его смерти либо добровольного отказа главы хозяйства от своих полномочий члены фермерского хозяйства признают главой фермерского хозяйства другого члена фермерского хозяйства. Смена главы хозяйства должна быть указана в соглашении, заключенном членами фермерского хозяйства (части 1 и 2 статьи 18 Закона N 74-ФЗ).
Как видно из материалов дела, при обращении в суд с настоящим заявлением Клейматова Ж.М. представила выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей о своей регистрации 27.08.2013 в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства (ОГРНИП 313060323900015; т. 1, л. д. 6 - 8).
Согласно сведениям, полученным от межрайонной инспекцией ФНС России N 2 по Республике Ингушетия (т. 1, л. д. 135), при регистрации Клейматова Ж.М. представила решение от 26.08.2013 о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, состоящего только из заявителя (т. 1, л. д. 132, 135).
В то же время по состоянию на 15.05.2013 членами КФХ "Муса" являлись Клейматова Ж.М., Дзангиев А.М., Аджигов Р.З., Киломатова М.М. (т. 1, л. д. 85). Доказательства, позволяющие установить факт выхода указанных лиц из состава фермерского хозяйства, в материалах дела отсутствуют.
Статья 6 Закона N 74-ФЗ определяет, что в состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество.
Плоды, продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества, являются общим имуществом членов фермерского хозяйства. Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное. Доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между членами фермерского хозяйства.
Перечень объектов, входящих в состав имущества фермерского хозяйства, порядок формирования имущества фермерского хозяйства устанавливаются членами фермерского хозяйства по взаимному согласию.
С учетом содержания представленных в материалы дела доказательств суды сделали правильный вывод о том, что заявитель - глава хозяйства (ОГРНИП 313060323900015) не представил доказательств, позволяющих установить наличие у него прав в отношении имущества, принадлежащего КФХ "Муса" (глава хозяйства Дзангиев М.Т. (ОГРНИП 305060301900012)).
С учетом изложенного суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований о признании незаконным отказа администрации (часть 3 статьи 201 Кодекса), а также о возложении на уполномоченный орган обязанности заключить договор аренды с заявителем.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении судами норм статьи 69 Кодекса не принимаются. В судебных актах по делам N А18-465/2013, А18-622/2013 установлены обстоятельства создания и деятельности КФХ "Муса" (т. 1, л. д. 90 - 119). Обстоятельства создания крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого является Клейматова Ж.М. (ОГРНИП 313060323900015), наличия у названного субъекта прав в отношении спорного участка (в том числе в соответствии с правилами статьи 10 Закона N 74-ФЗ) в рамках названных дел судебные инстанции не исследовали.
В силу статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с данным Федеральным законом.
Согласно статье 23 Гражданского кодекса гражданин вправе заниматься деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 1).
Граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 5).
Пункт 2 действовавшего в рассматриваемый период постановления Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 N 630 "О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 и N 439" предусматривал, что государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей (глава VII.1 Закона N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 22.2 Закона N 129-ФЗ для внесения изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в ЕГРИП, в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о внесении в ЕГРИП изменений по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; б) копия документа, подтверждающего изменение ранее внесенных в ЕГРИП сведений об индивидуальном предпринимателе.
В силу статьи 9 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может являться физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Поскольку в рамках настоящего дела не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что вновь избранный глава хозяйства совершил предписанные законом действия по внесению изменений в сведения ЕГРИП в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого являлся Дзангиев М.Т. (ОГРНИП 305060301900012), доводы жалобы о наличии оснований для удовлетворения требований заявителя (ОГРНИП 313060323900015) не принимаются.
В то же время возможность внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, а также повторного обращения в администрацию в целях переоформления прав на участок не утрачена.
Кроме того, имущественные права членов фермерского хозяйства или их наследников, решивших продолжить деятельность фермерского хозяйства Дзангиева М.Т., могут быть восстановлены путем предъявления иска о признании права (пункт 58 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Суды правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Кодекса.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины при обращении с кассационной жалобой в арбитражный суд округа относятся на главу хозяйства (статья 110 Кодекса).
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 16.01.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.04.2015 по делу N А18-661/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку в рамках настоящего дела не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что вновь избранный глава хозяйства совершил предписанные законом действия по внесению изменений в сведения ЕГРИП в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого являлся Дзангиев М.Т. (ОГРНИП 305060301900012), доводы жалобы о наличии оснований для удовлетворения требований заявителя (ОГРНИП 313060323900015) не принимаются.
В то же время возможность внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, а также повторного обращения в администрацию в целях переоформления прав на участок не утрачена.
Кроме того, имущественные права членов фермерского хозяйства или их наследников, решивших продолжить деятельность фермерского хозяйства Дзангиева М.Т., могут быть восстановлены путем предъявления иска о признании права (пункт 58 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 августа 2015 г. N Ф08-5065/15 по делу N А18-661/2014