г. Краснодар |
|
06 августа 2015 г. |
Дело N А63-5852/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2015 г.
Полный текст постановления изготовлен 06 августа 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Мазуровой Н.С. и Мещерина А.И., при участии в судебном заседании от органа, осуществляющего публичные полномочия, - Министерства имущественных отношений Ставропольского края (ИНН 2634051351, ОГРН 1022601949644) - Соколец М.А. (доверенность от 12.11.2014), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью Финансово-строительная компания "Гарант" (ИНН 2634058822, ОГРН 1032600956981) и третьих лиц: Министерства сельского хозяйства Ставропольского края, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, индивидуального предпринимателя Акаева Касбулата Бекмурзаевича, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Финансово-строительная компания "Гарант" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.12.2014 (судья Капункин Ю.Б.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2015 (судьи Егорченко И.Н., Марченко О.В., Сулейманов З.М.) по делу N А63-5852/2014, установил следующее.
ООО Финансово-строительная компания "Гарант" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд к Министерству имущественных отношений Ставропольского края (далее - министерство имущественных отношений) с заявлением, в котором с учетом уточнения требований просило:
- признать незаконным отказ министерства имущественных отношений в предоставлении обществу в аренду земельного участка приблизительной площадью 76 га, являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:106, для проведения геологоразведочных работ и разработки месторождения валунно-песчано-гравийной смеси;
- обязать министерство имущественных отношений образовать по координатам, указанным в межевом плане от 08.10.2014, земельный участок (количество контуров - 2) площадью 906 242 кв. м путем раздела земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:106, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир: земли Балахоновского психоневрологического интерната, расположенные на территории СПК-к "Нива", почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, р-н Кочубеевский, с. Балахоновское;
- обязать министерство имущественных отношений передать обществу на праве аренды образованный участок категории земель сельскохозяйственного назначения с последующим переводом в земли промышленности и иного специального назначения для геологического изучения и добычи валунно-песчано-гравийной смеси на Балахоновском-1 месторождении в Кочубеевском районе Ставропольского края (т. 2, л. д. 40, 41).
Требования обоснованы ссылками на статью 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), нормы Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категорию в другую" (далее - Закон о переводе земель) и мотивированы тем, что отказ министерства имущественных отношений образовать земельный участок, необходимый обществу для разработки месторождения валунно-песчано-гравийной смеси, с последующим его переводом в земли промышленности и предоставлении обществу в аренду, нарушает права последнего как обладателя лицензии на право пользования недрами.
Определениями от 06.08.2014 и от 02.09.2014 (т. 1, л. д. 121, 142) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство сельского хозяйства Ставропольского края (далее - министерство сельского хозяйства), Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее - министерство природных ресурсов) и индивидуальный предприниматель глава Акаев К.Б. (далее - предприниматель).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 18.12.2014, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2015, в удовлетворении требований отказано.
Судебные инстанции установили, что обществу выдана лицензия СТВ 000731 ТЭ на проведение геологоразведочных работ и разработки валунно-песчано-гравийной смеси на Балахоновском-1 месторождении в Кочубеевском районе Ставропольского края, а также оформлен горноотводный акт N 182. По заказу общества кадастровым инженером Трофимовым Д.А. проведены межевые работы по образованию двухконтурного земельного участка, входящего в единое землепользование с кадастровым номером 26:16:000000:106 и в территорию горного отвода. От рассмотрения заявления общества от 24.02.2014 о предоставлении в аренду земельного участка примерной площадью 76 га для разработки месторождения министерство имущественных отношений уклонилось со ссылкой на наличие спора с предпринимателем (дело N А63-1519/2014), что послужило основанием для обращения общества в суд. При разрешении спора судебные инстанции установили, что общество является недропользователем в пределах выделенного горного отвода недр и вправе требовать предоставления ему земельного участка в границах оформленного горного отвода (статьи 7, 11, 17.1, 25.1 Закона о недрах, пункт 2.2 статьи 30 Земельного кодекса). Участок в проекции горного отвода размером 906 242 кв. м является частью земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:106. В то же время суды признали, что данного обстоятельства недостаточно для удовлетворения требований общества, заявленных в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Образование земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, осуществляется на основе документов, предусмотренных законодательством о государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) и законодательством о недрах. Судебные инстанции установили, что с заявлением о разделе земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:106 (с приложением необходимых документов) общество в министерство имущественных не обращалось. Представленный обществом межевой план от 08.10.2014 не содержит сведений обо всех участках, образованных в результате раздела исходного участка, что является нарушением требований к подготовке межевого плана, закрепленных в статье 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), пункте 20 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" (далее - Требования к подготовке межевого плана), пунктом 60 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минюста России от 04.02.2010 N 42 (далее - Порядок ведения ГКН). Такой межевой план не может быть положен в основу для осуществления кадастрового учета образуемых при его разделе земельных участков. Довод общества о возможной разработке проекта рекультивации только при наличии у недропользователя вещного права на земельный участок суды отклонили со ссылкой на статьи 12 и 25.1 Закона о недрах. При подаче заявления о предоставлении в аренду спорного земельного участка проект рекультивации земель не предоставлялся и не разрабатывался. Не представлен такой проект и суду. Кроме того, земельные участки сельскохозяйственного назначения не могут быть предоставлены для разработки карьера без предварительного изменения категории земель в порядке, предусмотренном Законом о переводе земель. При этом изменение категории спорных земель должно предшествовать принятию решения о предоставлении земельного участка в аренду. Таким образом, до раздела земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:106, перевода истребуемого участка в категорию земель промышленности и разработки проекта рекультивации, постановка вопроса об обязании министерства имущественных отношений предоставить земельный участок в аренду является преждевременной. С учетом изложенного в удовлетворении требований общества суды первой и апелляционной инстанций отказали (т. 3, л. д. 59, 180).
Общество обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. В жалобе заявитель просит указанные акты отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие сделанных ими выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Вывод судов о порочности межевого плана не соответствует законодательству (пункт 4 статьи 11.4 Земельного кодекса, пункт 60 Порядка ведения ГКН, Требования к подготовке межевого плана). В состав межевого плана включаются разделы, содержащие сведения об образуемых земельных участках и их частях и сведения об измененных земельных участках и их частях. При этом Требованиями к подготовке межевого плана не предусмотрено включение в раздел "Сведения об измененных земельных участках и их частях" сведений о местоположении границы измененного участка. Межевой план от 08.10.2014 представлен в орган кадастрового учета. Осуществление кадастрового учета в отношении образованного участка приостановлено только в связи с отсутствием решения органа власти на образование земельного участка. При этом межевой план проверен уполномоченным органом на соответствие предъявляемым требованиям. Нарушений орган кадастрового учета не выявил. Решение кадастровой палаты о приостановке кадастрового учета суды не оценили. Суды необоснованно отклонили довод общества о возможной разработке проекта рекультивации только при наличии у недропользователя вещного права на земельный участок. Пункт 4 статьи 88 Земельного кодекса к спорным правоотношениям не применим, поскольку данная норма регулирует особенности использования земель промышленности, а земельный участок с кадастровым номером 26:15:000000:106 является участком сельскохозяйственного назначения. Заявитель не относится к субъектам, которые вправе проводить мероприятия по рекультивации нарушенных земель (статьи 3, 13 Земельного кодекса). Согласно пункту 4 Основных положений о рекультивации земель (совместный приказ Минприроды и Роскомзема от 22.12.1995) разработка проекта рекультивации подразумевает наличие у недропользователя вещного права на земельный участок. При первоначальной разработке и утверждении проекта горного отвода заявителем был разработан проект рекультивации на 140 га. Таким образом, частично данный проект был разработан и на спорный участок. Статья 25.1 Закона о недрах (в редакции на дату обращения к министерству) не предусматривала необходимость представления проекта рекультивации, поэтому заявитель не предъявил его при обращении к заинтересованному лицу и в суд. Ошибочен и вывод судов о преждевременном обращении общества с требованием о предоставлении участка в аренду. Перевод земель осуществляется в порядке, предусмотренном Законом о переводе земель. В дело представлен договор аренды земельного участка, заключенный обществом и администрацией Кочубеевского района, свидетельствующий о предоставлении заявителю земельного участка сельскохозяйственного назначения, распоряжение Правительства Ставропольского края о переводе категории этого земельного участка в другую категорию, и дополнительное соглашение о внесении изменений в договор аренды в связи со сменой категории. Данным документам суд также не дал правовую оценку. Таким образом, для добычи недр заявителю необходимо оформить арендные права на спорный участок (после его образования), разработать проект рекультивации, после чего обратиться в органы власти за переводом этого участка в иную категорию земель.
Министерство имущественных отношений в отзыве указало на несостоятельность доводов жалобы, а также законность и обоснованность принятых по делу судебных актов. Довод жалобы общества о соответствии подготовленного (представленного в суд) межевого плана требованиям законодательства о государственном кадастровом учете объектов недвижимости противоречит пункту 1 статьи 38 Закона о кадастре, пункту 20 Требований к подготовке межевого плана, а также письму Минэкономразвития России от 22.12.2009 N 22409-ИМ/Д23 "Особенности подготовки документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета многоконтурных земельных участков, осуществления такого учета и предоставления сведений ГКН о многоконтурных земельных участках". В пункте 28 названного письма указано, что если межевой план оформляется в результате кадастровых работ по образованию земельных участков из ранее учтенного единого землепользования и при этом новые участки образованы в результате раздела земельных участков, входящих в состав единого землепользования, такие входящие в состав единого землепользования земельные участки сохраняются в измененных границах (измененные обособленные или условные земельные участки). В данном случае сведения о таких измененных обособленных или условных земельных участках включаются в реквизит "2" и "3" раздела "Сведения об измененных земельных участках и их частях". При этом вместо учетного номера части указывается кадастровый номер такого участка, в качестве характеристики части указывается наименование земельного участка ("обособленный земельный участок" или "условный земельный участок"). Кроме того, при подаче обществом заявления в министерство имущественных отношений межевой план заявителем не предоставлялся. Несостоятелен и довод жалобы о возможной разработке проекта рекультивации только при наличии у недропользователя вещного права на земельный участок. Данный довод общества противоречит подпункту 7 части 1 статьи 12, статье 25.1 Закона о недрах, пункту 4 статьи 88 Земельного кодекса. В судебном заседании представитель общества пояснил, что проект рекультивации земель не разрабатывался и при подаче заявления о предоставлении в аренду спорного участка не предоставлялся. При этом проект рекультивации земель, на который в жалобе ссылается заявитель (в отношении 140 га), к испрашиваемому участку не относится. Судебные инстанции при разрешении спора обоснованно учли, что спорный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения. С учетом положений, закрепленных в статьях 78 и 79 Земельного кодекса, а также в пункте 1 части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" основным принципом оборота земель соответствующей категории является сохранение их целевого использования. Перевод земель сельскохозяйственных угодий в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель (пункт 8 части 1 статьи 7 Закона об обороте земель). Не может быть принят во внимание и довод жалобы о том, что судебные инстанции не дали правовую оценку договору аренды, заключенному обществом с администрацией Кочубеевского района, и представленному в материалы дела. Указанный договор правомерно не учитывался судами при разрешении спора, поскольку он заключен в отношении иного земельного участка, не имеющего отношения к участку, испрашиваемому заявителем.
Министерство сельского хозяйства в отзыве также сослалось на отсутствие правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы общества, доводы которого противоречат нормам земельного законодательства, а также положениям законодательства о государственном кадастровом учете объектов недвижимости.
От иных участников спора отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель министерства имущественных отношений возражала против удовлетворения жалобы, ссылалась на соответствие выводов судебных инстанций нормам законодательства о недрах и земельного законодательства.
Министерство сельского хозяйства ходатайствовало о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Иные участвующие в деле лица явку представителей в судебное заседание окружного суда не обеспечили.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзывов (возражений), выслушав представителя министерства имущественных отношений, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела, 16 сентября 2004 года обществу выдана лицензия СТВ 000731 ТЭ на проведение геологоразведочных работ и разработки валунно-песчано-гравийной смеси на Балахоновском-1 месторождении в Кочубеевском районе Ставропольского края, в 1 км северо-восточнее с. Балахоновского сроком действия до 01.08.2024 (т. 2, л. д. 5).
В соответствии с лицензионным соглашением об условиях пользования недрами (составная часть лицензии СТВ N 00731 ТЭ) с учетом дополнения N 1 пользователю недр предоставлено исключительное право на геологическое изучение (оценка и разведка) и добычу валунно-песчано-гравийной смеси на лицензионном участке в границах геологического отвода в границах предварительного горного отвода (т. 1, л. д. 56 - 67).
Границы предоставленного обществу горного отвода обозначены в горноотводном акте N 182 к лицензии СТВ N 00731 ТЭ, выданном Управлением по технологическому и экологическому надзору по Ставропольскому краю 11.09.2008 (т. 1, л. д. 69 - 71).
В 2005 году из категории земель сельскохозяйственного назначения (сельскохозяйственные угодья) сформирован земельный участок с кадастровым номером 26:15:000000:106 площадью 1 414 385 кв. м с местоположением: земли Балахоновского психоневрологического интерната, расположенные на территории СПК-к "Нива", почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, р-н Кочубеевский, с. Балахоновское; участок представляет собой единое землепользование, имеет вид разрешенного использования - ведение сельскохозяйственного производства, что подтверждается кадастровыми выписками от 19.07.2013 и от 27.05.2014 (т. 1, л. д. 11 - 30).
По сведениям ЕГРП, отраженным в выписке от 04.06.2014, земельный участок с кадастровым номером 26:15:000000:106 находится в собственности субъекта Российской Федерации - Ставропольского края (т. 1, л. д. 132).
По заказу общества кадастровым инженером Трофимовым Д.А. по результатам комплекса кадастровых работ подготовлен акт по определению на местности границ двух контуров земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:106 (т. 1, л. д. 39 - 46). Кадастровым инженером выявлено, что участки с кадастровыми номерами 26:15:050803:1 и 26:15:050803:2 общей площадью 906 247 кв. м не являются смежными и входят в территорию горного отвода в соответствии с горноотводным актом от 11.09.2008 N 182.
Этим же кадастровым инженером подготовлен межевой план от 08.10.2014 в связи с образованием земельного участка (количество контуров - 2) путем раздела многоконтурного участка с кадастровым номером 26:15:000000:106 (т. 2, л. д. 44 - 55).
24 февраля 2014 года общество обратилось в министерство имущественных отношений с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельного участка ориентировочной площадью 76 га, являющегося частью многоконтурного участка с кадастровым номером 26:15:000000:106, для проведения геологоразведочных работ и разработки месторождения валунно-песчано-гравийной смеси. К заявлению общество приложило копии лицензии на право пользования недрами, горного отвода, календарного плана горных работ, кадастровой выписки о земельном участке (т. 1, л. д. 9).
В письме от 24.02.2014 министерство имущественных отношений сообщило обществу о невозможности распоряжения земельным участком до рассмотрения Арбитражным судом Ставропольского края дела N А63-1519/2014 по заявлению предпринимателя, в рамках которого последним оспаривается отказ министерства имущественных отношений в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:106 для расширения деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства (т. 1, л. д. 10).
Общество оспорило в порядке главы 24 Кодекса отказ министерства имущественных отношений в предоставлении в аренду участка приблизительной площадью 76 га, являющегося частью земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:106, заявив также требования об обязании министерства имущественных отношений образовать по координатам, указанным в межевом плане от 08.10.2014, земельный участок (количество контуров - 2) площадью 906 242 кв. м путем раздела участка с кадастровым номером 26:15:000000:106 и передать обществу на праве аренды образованный участок (из земель сельскохозяйственного назначения) с последующим переводом в земли промышленности (уточненные требования).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Исходя из части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частей 2 и 3 статьи 201 Кодекса для признания незаконными действий и решений органов, осуществляющих публичные полномочия, признания недействительными принятых ими ненормативных правовых актов, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предъявленные в рамках настоящего дела требования общества направлены на понуждение органа, осуществляющего публичные полномочия, принять решения:
- об образовании многоконтурного земельного участка площадью 906 242 кв. м (путем раздела земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:106; по координатам, указанным в межевом плане от 08.10.2014), необходимого обществу для проведения геологоразведочных работ и разработки месторождения;
- о предоставлении в аренду обществу участка, образованного из земель сельскохозяйственного назначения, с последующим переводом в земли промышленности.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 3 Земельного кодекса к отношениям по использованию и охране недр применяется законодательство о недрах. К земельным отношениям нормы указанной отрасли законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством и законодательством о недрах.
В Законе о недрах (в применимой к спору редакции) закреплено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, определяющий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Земельные участки необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в соответствии с гражданским и земельным законодательном. Такие участки (из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности) предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Образование земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, осуществляется на основе документов, предусмотренных законодательством о государственном кадастре недвижимости и законодательством Российской Федерации о недрах. Участок, необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода (статья 25.1 Закона о недрах).
Пункт 2.2 статьи 30 Земельного кодекса (действовала до 01.03.2015) предусматривал аналогичный порядок предоставления пользователю недр земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При разрешении спора судебные инстанции установили, что обществу выдана лицензия от 16.09.2004 СТВ 000731 ТЭ на проведение геологоразведочных работ и разработки валунно-песчано-гравийной смеси на Балахоновском-1 месторождении в Кочубеевском районе Ставропольского края, а также оформлен горноотводный акт 11.09.2008 N 182. Суды признали, что заявитель имеет исключительное право на пользование недрами в границах горного отвода, а также на предоставление земельного участка в границах горного отвода.
Как видно из материалов дела (акт по определению на местности границ двух контуров участка с кадастровым номером 26:15:000000:106, заключение НП "Центр независимых судебных экспертиз, криминалистики и права" от 30.10.2014), установлено судами и не оспаривается участвующими в деле лицами, земельный участок в проекции горного отвода общества площадью 906 242 кв. м является частью участка с кадастровым номером 26:15:000000:106 категории земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования. Земли сельскохозяйственного назначения и земли промышленности выделены в самостоятельные категории земель (подпункты 1 и 3 пункта 1 статьи 7).
Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1 статьи 77 Земельного кодекса).
В пунктах 1 и 4 статьи 88 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) установлено, что землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Организациям горнодобывающей и нефтегазовой промышленности земельные участки для разработки полезных ископаемых предоставляются после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса перевод из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель (пункт 8 части 1 статьи 7 Закона о переводе земель).
Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую предусмотрены в статье 2 Закона о переводе земель. В ней, в частности, указано, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. В ходатайстве указываются кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок. Для принятия решения о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую необходима выписка из государственного кадастра недвижимости или кадастровый паспорт такого земельного участка.
Таким образом, до образования (постановки на государственный кадастровый учет) земельного участка, необходимого обществу для проведения геологоразведочных работ и разработки месторождения, изменение категории земельного участка в процедуре, установленной специальным законом, невозможно.
В абзацах третьем и четвертом статьи 25.1 Закона о недрах указано, что образование земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, осуществляется на основе документов, предусмотренных законодательством о государственном кадастре недвижимости и законодательством Российской Федерации о недрах. Земельный участок, необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода.
Статья 11.2 Земельного кодекса предусматривает, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков из участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности урегулировано в статье 11.3 Земельного кодекса. Образование таких земельных участков осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления. Решения об образовании земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков необходимы кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Как установили судебные инстанции при разрешении спора, с заявлением о разделе земельного участка с кадастровым номером 26:15:000000:106 (образовании из него участка, необходимого обществу для осуществления недропользования) общество в министерство имущественных отношений не обращалось. Уклонение органа, осуществляющего публичные полномочия, от принятия соответствующего решения по заявлению общества, поданному в установленной процедуре, заявителем не доказано. Поэтому суды признали, что основания для возложения на министерство обязанности по принятию решения об образовании многоконтурного участка площадью 906 242 кв. м, необходимого обществу для проведения геологоразведочных работ и разработки месторождения, в том числе по координатам, указанным в межевом плане от 08.10.2014, отсутствуют (статьи 198, 200, 201 Кодекса). Требования об обязании министерства имущественных отношений передать обществу в аренду участок категории земель сельскохозяйственного назначения с последующим переводом в земли промышленности в такой ситуации заявлены обществом преждевременно, на что также обоснованно указали судебные инстанции.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не усматривает оснований для отмены решения и апелляционного постановления по доводам, приведенным в жалобе. Доказательства обращения в уполномоченный орган с заявлением об образовании земельного участка, необходимого обществу для осуществления недропользования, в деле отсутствуют. При недоказанности уклонения органа, осуществляющего публичные полномочия, от принятия соответствующего решения, иные требования, заявленные обществом в порядке главы 24 Кодекса, не могут быть удовлетворены.
Ссылки общества на неотносимые к спору доказательства (договор аренды с администрацией Кочубеевского района, дополнительное соглашение к нему и распоряжение Правительства Ставропольского края о переводе земельного участка с кадастровым номером 26:15:050804:4 в другую категорию), окружным судом во внимание не принимаются.
Довод жалобы заявителя об отсутствии необходимости в разработке и представлении в уполномоченный орган проекта рекультивации земель противоречит нормам Земельного кодекса, а также положениям Законов о недрах и о переводе земель. Ссылка общества на разработку проекта рекультивации (на 140 га) при первоначальной разработке и утверждении проекта горного отвода несостоятельна, так как соответствующие документы в деле отсутствуют (судам заявителем не предоставлялись).
Иные доводы кассационной жалобы также подлежат отклонению, поскольку они не влияют на правильность вывода судебных инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Суды первой и апелляционной инстанций всесторонне, полно и объективно исследовали имеющиеся в деле доказательства, установили фактические обстоятельства и пришли к правильным выводам. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса, не установлено.
Государственная пошлина уплачена обществом в доход федерального бюджета при подаче кассационной жалобы (платежное поручение от 13.05.2015 N 88).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.12.2014 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2015 по делу N А63-5852/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.