Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел I
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР
1.1 Доклад по правоприменительной практике
В последние годы надзорные органы МЧС России значительно изменили свой облик. Сегодня в основу регулирования контрольно-надзорных мероприятий (далее - КНМ) положены принципы соразмерности вмешательства в деятельность контролируемых лиц, управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. В ходе проведенной административной реформы контрольной надзорной деятельности обновлены все базовые законы и подзаконные нормативно-правовые акты.
МЧС России одним из первых в стране полностью перешло на риск- ориентированный подход, присвоив каждому объекту индивидуальную категорию риска, от которой зависит частота проверок. Реализуемый риск-ориентированный подход предполагает индивидуальное категорирование каждого конкретного здания, с учетом его пожарно-технических характеристик и добросовестности лиц, осуществляющих его использование. Соответствующее постановление Правительства Российской Федерации позволяет снизить необоснованную административную нагрузку в отношении добросовестных объектов контроля, а правообладатели могут самостоятельно оценивать правомерность отнесения эксплуатируемых зданий и сооружений к соответствующей категории риска и тем самым участвовать в системе обеспечения пожарной безопасности.
С учетом складывающейся правоприменительной практики в процессе деятельности осуществляется мониторинг законодательства, по результатам которого вносятся соответствующие изменения в нормативные правовые акты, регулирующие вопросы надзорной деятельности.
Так, принято постановление Правительства Российской Федерации от 28.09.2022 N 1708 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". Соответствующая работа продолжается и находится на контроле.
В рамках реализации риск-ориентированного подхода особая роль отводится развитию "индикаторов риска". В настоящее время работы осуществляются по двум индикаторам (утверждены приказом МЧС России от 07.06.2021 N 364).
Наряду с этим сформирован перечень наиболее распространенных нарушений обязательных требований, выявленных при осуществлении федерального государственного пожарного надзора, и проект соответствующих им индикаторов риска, служащих основанием для проведения внеплановых КНМ.
С учетом применения риск-ориентированного подхода при осуществлении надзорной деятельности на территории Российской Федерации зарегистрировано 1 937 531 объектов защиты (9 054 - объекта категории чрезвычайно высокого риска, 116 241 - объектов категории высокого риска, 451 875 - объекта категории значительного риска, 267 417 - объектов категории среднего риска, 725 635 - объектов категории умеренного риска и 367 309 - объектов категории низкого риска).
С учетом особенностей организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336, в 2022 году проведено 31 859 плановых и 44 868 внеплановых КНМ, 191 511 профилактических визитов и 30 022 КНМ без взаимодействия с контролируемым лицом.
Всего за отчетный период по результатам плановых и внеплановых КНМ надзорными органами выявлено 327 697 нарушений требований пожарной безопасности. По фактам совершения правонарушений в 2022 году возбуждено 102915 дел об административных правонарушениях. В отношении физических лиц возбуждено 79805, в отношении юридических лиц 23110. Государственными инспекторами по пожарному надзору назначено 35636 административных наказаний в виде штрафа на сумму 678 млн. рублей.
Большинство нарушений связаны с обеспечением безопасности людей 160 758, с возможной причиной возникновения пожара 44 440, ограничением распространения пожара 52 822, созданием условий для успешного тушения пожара 31 618.
Всего за отчетный период устранено 227 525 нарушений требований пожарной безопасности, выявленных при проведении надзорных мероприятий.
Среди типовых нарушений, связанных с возможной причиной возникновения пожаров, отмечаются:
использование неисправного или не сертифицированного электрооборудования;
нарушение правил противопожарного режима при проведении пожароопасных работ;
неосторожное обращение с огнем, в том числе при курении;
нарушение правил эксплуатации систем отопления.
Основными нарушениями, связанными с обеспечением безопасности людей, являются:
ненадлежащее содержание путей эвакуации и эвакуационных выходов;
неисправное состояние, а также ненадлежащее техническое обслуживание автоматических систем обнаружения пожара и оповещения людей;
ограничение в период хозяйственной деятельности работоспособности систем противопожарной защиты.
Среди типовых нарушений на объектах защиты, связанных с ограничением распространения пожара, отмечаются:
отсутствие противопожарных дверей в дверных проемах пожароопасных помещений;
выделение пожароопасных помещений преградами с ненадлежащим пределом огнестойкости;
неисправность механизмов самозакрывания дверей в эвакуационных лестничных клетках и коридорах.
Типовыми нарушениями правообладателей объектов защиты, связанных с необеспечением надлежащих условий тушения возможного пожара являются:
недостаточное количество первичных средств пожаротушения (огнетушителей, пожарных рукавов и стволов в пожарных кранах);
создание условий, препятствующих проезду и подъезду пожарной техники к объекту защиты;
ненадлежащее содержание и обслуживание пожарных лестниц и ограждений кровли.
Основными причинами типовых нарушений обязательных требований послужили:
незнание обязательных требований, низкая личная ответственность;
оптимизация расходов (экономия денежных средств с целью их расходования на иные цели) с целью извлечения максимальной прибыли;
отсутствие достаточного финансирования бюджетных организаций.
Превентивные меры в рамках прохождения летнего пожароопасного сезона 2022 года осуществлялись в соответствии с задачами, поставленными решением Совета Безопасности Российской Федерации и поручениями Правительства Российской Федерации. Реализованный комплекс мер, направленных на защиту территорий населенных пунктов от угроз природных пожаров, позволил устранить порядка 15 тыс. нарушений противопожарных требований.
Особое внимание уделено контролю установленного порядка выжигания сухой травянистой растительности.
В ходе данной работы выявлено и пресечено около 48 тыс. неконтролируемых палов сухой растительности. Их количество в сравнении с 2021 годом сокращено на 1,5 тыс. (с 49,5 тыс. в 2021 г. до 48 тыс. в 2022 г.), а выжиганий на землях сельскохозяйственного назначения сокращено вдвое (с 3,3 тыс. в 2021 до 1,8 тыс. в 2022 г.).
Кроме того, 24 октября 2022 г. постановлением Правительства Российской Федерации N 1885 внесены изменения в Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 (далее - Правила противопожарного режима).
В пунктах 70 и 74 Правил противопожарного режима предусмотрены изменения, направленные на увеличение ширины противопожарной минерализованной полосы на границе с лесом до 1,4 метра.
В целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима вокруг территории населенных пунктов создаются (обновляются) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры.
Одновременно, в порядке исполнения поручения Президента Российской Федерации от 02.06.2022 N Пр-976 по вопросам предотвращения лесных пожаров и ликвидации их последствий (часть четвертая подпункта "б" пункта 1 перечня поручений) упрощена процедура установления даты начала пожароопасного сезона на территории субъектов Российской Федерации, предусмотренная пунктом 417 Правил противопожарного режима.
С 1 марта 2023 года соответствующий период определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации и не связан с наличием снежного покрова в лесах.
Вместе с этим, разработаны и установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации критерии определения населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров.
Дальнейшее развитие системы обучения мерам пожарной безопасности реализовано в 2021 году внесением изменений в статью 25 Федерального закона "О пожарной безопасности" и статью 76 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
С 1 марта 2022 г. вступили в силу два базовых приказа МЧС России в области обучения мерам пожарной безопасности: от 05.09.2021 N 596 "Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области пожарной безопасности" и от 18.11.2021 N 806 "Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности" (далее - приказ N 806).
Основное отличие заключается в отмене обучения по программам пожарно-технического минимума и получения образования по дополнительным профессиональным программам.
Контроль за реализацией положений приказа N 806 осуществляется в рамках федерального государственного пожарного надзора за исполнением пунктов 3 и 4 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, которыми устанавливаются: требования по допуску лиц к работе только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности, необходимость обучения по программам противопожарного инструктажа или программам дополнительного профессионального образования, обязанность руководителя организации по установлению порядка обучения лиц мерам пожарной безопасности в организации.
Дополнительные профессиональные программы, разрабатываемые организациями, осуществляющими образовательную деятельность, согласованию с органами ГПН не подлежат. Федеральный государственный контроль за образовательными организациями осуществляется органами Рособрнадзора.
МЧС России проведено обобщение поступающих обращений по вопросам применения указанных 22.12.2021 N ИВ-19-1999, от 04.05.2022 N ИВ-19-751). Распоряжением МЧС России от 15.11.2022 N 1210 утверждены официальные разъяснения обязательных требований, установленных приказом МЧС России N 806. Наиболее частые вопросы правоприменения законодательства в области пожарной безопасности и ответы на них приведены в Таблице 1.
1.2. Ответы на актуальные вопросы правоприменения законодательства в области пожарной безопасности
Таблица 1
N п/п |
Содержание вопроса |
Содержание ответа |
1. |
В каких случаях и при каких обстоятельствах допускается отсрочка исполнения решений органов государственного пожарного надзора? |
Отсрочка исполнения решений органов государственного пожарного надзора осуществляется в порядке статьи 93 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), в рамках досудебного обжалования решений. Досудебное обжалование решений должностных лиц надзорных органов МЧС России осуществляется в соответствии с положением Федерального закона N 248-ФЗ и Положением о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2012 N 290 (далее - Положение о федеральном государственном пожарном надзоре). Согласно части 1 статьи 40 Федерального закона N 248-ФЗ жалоба подается контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. Подаваемая жалоба должна быть подписана электронной подписью. Одновременно, в соответствии с частью 1 статьи 93 Федерального закона N 248-ФЗ контролируемым лицом представляются фактические доказательства, подтверждающие обстоятельства, вследствие которых исполнение предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности в установленные сроки не представляется возможным. Срок подачи обращения о предоставлении отсрочки исполнения решений органов государственного пожарного надзора законодательством не установлен. С 10.03.2022 изменен порядок организации и осуществления КНМ в том числе, контроля сроков исполнения выданных предписаний об устранении выявленных нарушений. Так, в соответствии с пунктом 8 постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" в случае, если предписание об устранении выявленных нарушений выдано контролируемому лицу до 10.03.2022 и срок устранения истекает после 10.03.2022, исполнение продлевается на 90 календарных дней без ходатайств (заявлений). |
2. |
В соответствии с пунктом 2 приложения N 3 к приказу МЧС России N 806 лицо прошло обучение по дополнительным профессиональным программам - программам профессиональной переподготовки в области пожарной безопасности. Нужно ли ему проходить обучение по дополнительной программе - программе повышения квалификации, если его деятельность подпадает под категории лиц, установленных пунктом 1 приложения N 3 к приказу МЧС России N 806? |
Приказом МЧС России от 18.11.2021 N 806 определены категории лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности. В соответствии с частью 2 статьи 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). В соответствии с частью 5 статьи 76 Федерального закона N 273-ФЗ программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретения новой квалификации. Обучение по дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации в области пожарной безопасности проводится в целях совершенствования и (или) получения новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации с периодичностью, установленной законодательством об образовании в Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности. Для лиц, приступивших к осуществлению трудовой деятельности с 1 марта 2022 г., периодичность обучения по дополнительным профессиональным программам - программам повышения квалификации в области пожарной безопасности устанавливает непосредственно руководитель организации в соответствии с пожарной, взрывопожарной опасностью объекта защиты в определяемом им в соответствии с пунктом 2 приложения N 1 к приказу МЧС России N 806 порядке обучения мерам пожарной безопасности в организации. |
3. |
Досудебное обжалование решений должностных лиц надзорных органов МЧС России субъектами малого и среднего предпринимательства |
Досудебное обжалование решений должностных лиц надзорных органов МЧС России осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона N 248-ФЗ и Положением о федеральном государственном пожарном надзоре. Согласно части 1 статьи 40 Федерального закона N 248-ФЗ жалоба подается контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. Подаваемая жалоба должна быть подписана электронной подписью. В соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2020 N 1969 "Об особенностях формирования ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год, проведения проверок в 2021 году и внесения изменений в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а также требованиями пункта 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489, отнесение юридического лица к субъектам малого предпринимательства после формирования плана не является основанием для исключения проверки из ежегодного плана плановых проверок. Вместе с тем, в целях соблюдения прав субъектов малого предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора) и в случае подтверждения отнесения лиц к субъектам малого предпринимательства, проводимое КНМ прекращается в установленном порядке. |
4. |
Вопрос получения заключений при лицензировании деятельности по производству и обороту этилового спирта |
Федеральным законом от 26.03.2022 N 74-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" внесены изменения в Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ, исключающие положения о необходимости получения заключений о соответствии объектов требованиям пожарной безопасности при лицензировании деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. |
5. |
За чей счет будет осуществляться монтаж автономных дымовых извещателей в жилищах отдельных категорий граждан в соответствии с пунктом 85 1 Правил противопожарного режима |
В соответствии со статьей 38 Федерального закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, а в квартирах (комнатах) домов государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда - ответственные квартиросъемщики или арендаторы, если иное не предусмотрено соответствующим договором. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством. Вместе с тем МЧС России совместно с заинтересованными органами государственной власти, органами местного самоуправления проводится работа по поручению Президента Российской Федерации от 07.06.2018 N Пр-973 по вопросам предупреждения гибели несовершеннолетних во время пожаров. Одним из вопросов поручения является недостаточная реализация во многих регионах мер по безвозмездной установке средств обнаружения и извещения о пожарах отдельным социально незащищенным группам населения. В целях выполнения поручения исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления реализуется комплекс мер, предусмотренных пунктом 123 плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2021 г. N 122-р. С учетом неприкосновенности жилища важнейшее значение приобретает реализация представленных полномочий исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Особая роль в обеспечении безопасности отдельных категорий граждан отводится работникам социального обслуживания населения, опеки и попечительства. Указанные специалисты в ходе повседневной деятельности осуществляют непосредственный контакт с семьями. При этом отмечается, что законодательством о государственной социальной помощи предусмотрено право отдельных категорий населения на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи. Статья 20 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" определяет виды социальных услуг, к которым относятся социально-бытовые услуги, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей. Одновременно в соответствии со статьями 18, 19 Федерального закона N 69-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится разработка, организация выполнения и финансирование региональных целевых программ, органов местного самоуправления - включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов. С целью нормативного обустройства проводимых мероприятий утвержден и вступил в силу с 1 марта 2021 года приказ МЧС России от 20.07.2020 N 539, утвердивший своды правил СП 486.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности". Указанным нормативным правовым актом предусмотрено оборудование жилых помещений, прихожих и коридоров квартир автономными дымовыми пожарными извещателями вне зависимости от этажности здания, в том числе в одноквартирных жилых домах на стадии проектирования и строительства. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2022 N 1885 внесены изменения в Правила противопожарного режима в Российской Федерации, пункт 85 1 которых определяет необходимость установки и нахождения в исправном состоянии автономных дымовых пожарных извещателей в комнатах квартир и жилых домов, в которых проживают многодетные семьи, семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении. Это обязательное требование для эксплуатируемых зданий, вступило в силу с 1 марта 2023 г. Социальная направленность указанной меры позволяет обеспечить ее реализацию в рамках соответствующих программ, за счет местных и региональных бюджетов. Всего в период 2018-2022 годов в местах проживания категорий населения, нуждающихся в социальной поддержке, установлено свыше 790 тыс. автономных пожарных извещателей - одного из наиболее эффективных средств предупреждения гибели людей на пожарах в жилом секторе. Срабатывание данных устройств способствовало спасению 3 998 человек, в том числе 1 836 детей. В течение последних 5 лет (в период 2018-2022 годов) зарегистрировано снижение гибели несовершеннолетних на пожарах на 30,7% (на 135 человек, с 440 - в 2018 году до 305 - в 2022 году). В 2022 году по сравнению с 2021 годом количество погибших на пожарах детей снижено на 19,7% (на 75 человек, с 380 - в 2021 году до 305 - в 2022 году). |
1.3. Дополнительные рекомендации подконтрольным субъектам по соблюдению требований пожарной безопасности
1. При заключении договоров аренды рекомендуется в тексте договора разграничить ответственность арендодателя и арендатора по соблюдению требований пожарной безопасности, при использовании передаваемого в аренду имущества. Определить конкретные права и обязанности при эксплуатации систем противопожарной защиты, а также соблюдения установленных правил противопожарного режима, в том числе соблюдения требований, предусмотренных статьей 12 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".
2. Перед заключением договора аренды, проведением перепланировки или реконструкции здания (помещения) рекомендуется проконсультироваться в органе ГПН по вопросу соблюдения требований пожарной безопасности при осуществлении конкретного вида деятельности в занимаемых зданиях (помещениях).
3. При заключении договоров на обслуживание противопожарных систем на объекте защиты рекомендуется обратить особое внимание на составление графиков проведения обслуживания с учетом периодичности, установленной требованиями пожарной безопасности. Кроме этого, в обязательном порядке предусматривать разумные сроки для проведения восстановительных работ соответствующих систем при обнаруженных недостатков в их работе.
4. В случае работы на предприятии подрядных организаций в обязательном порядке определите конкретную ответственность за обеспечение пожарной безопасности (от проведения первоначального инструктажа по мерам безопасности, финансовой ответственности за нарушение требований пожарной безопасности).
5. В случае невозможности определить качество работ по проектированию, монтажу или эксплуатации систем противопожарной защиты, а также проведенного расчета пожарного риска рекомендуется обратиться в компетентную организацию, где вам окажут квалифицированную помощь.
6. При осуществлении деятельности рекомендуется застраховать имущество от возможного пожара.
1.4. Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований
N п/п |
Содержание вопроса |
Содержание ответа |
Руководство по соблюдению обязательных требований | ||
1. |
Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного пожарного надзора |
Правовые и организационные основы установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) определяет Федеральный закон от 31.07.2020 N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 247). Статьей 15 ФЗ N 247 предусмотрено, что с 1 января 2021 года при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, если они вступили в силу до 1 января 2020 года. Кроме того, несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности. В соответствии с частью 5 статьи 8 ФЗ N 247 исчерпывающий перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного пожарного надзора и привлечения к административной ответственности, размещен на официальном сайте МЧС России в разделе "Документы". |
2. |
Обеспечение пожарной безопасности объектов защиты в соответствии с требованиями Технического регламента о требованиях пожарной безопасности |
При этом, в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент) пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных Техническим регламентом, а также одного из следующих условий: 1) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанных в пункте 1 части 3 статьи 4 Технического регламента (в соответствии с частью 3 статьи 4 Технического регламента к нормативным документам по пожарной безопасности относятся: 1) национальные стандарты, своды правил, а также иные содержащие требования пожарной безопасности документы, которые включены в перечень документов по стандартизации и в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона; 2) стандарты организаций, содержащие требования пожарной безопасности, а также специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности); 2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Техническим регламентом; 3) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, согласованных в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности (приказ МЧС России от 28.11.2011 N 710); 4) выполнены требования пожарной безопасности, содержащиеся в стандарте организации, который согласован в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности (приказ МЧС России от 15.11.2022 N 1161); 5) результаты исследований, расчетов и (или) испытаний подтверждают обеспечение пожарной безопасности объекта защиты. Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Технического регламента, утвержден приказом Росстандарта от 13.02.2023 N 318. Перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и осуществления оценки соответствия, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 304-р. |
3. |
Статья 64 Технического регламента (внесение изменений в декларацию пожарной безопасности в связи с изменениями в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации) |
Внесение изменений в декларацию пожарной безопасности, зарегистрированную в установленном порядке, в связи с вступлением в силу новых нормативных правовых актов и нормативных документов по пожарной безопасности не требуется до момента ее корректировки в соответствии с положениями части 3 статьи 64 Технического регламента, а именно: уточненные декларации пожарной безопасности представляются в случае изменения класса функциональной пожарной опасности объекта защиты либо проведения капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения объекта защиты в течение года со дня выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию или завершения соответствующих работ. |
4. |
Пункт 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации |
В соответствии с пунктом 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479, транспаранты и баннеры, а также другие рекламные элементы и конструкции, размещаемые на фасадах зданий и сооружений, выполняются из негорючих материалов или материалов с показателями пожарной опасности не ниже Г1, В1, Д2, Т2, если иное не предусмотрено в технической, проектной документации или в специальных технических условиях. Учитывая изложенное, пожарная безопасность подобных объектов защиты может быть обеспечена выполнением любого из обозначенных положений. |
5. |
Пункт 2 Правил противопожарного режима в Российской Федерации |
В соответствии с пунктом 2 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479, в отношении каждого здания, сооружения либо группы однотипных по функциональному назначению и пожарной нагрузке зданий и сооружений, расположенных по одному адресу (за исключением жилых домов, садовых домов, хозяйственных построек, а также гаражей на садовых земельных участках, на земельных участках для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства), руководителем органа государственной власти, органа местного самоуправления, организации независимо от того, кто является учредителем, индивидуальным предпринимателем или иным должностным лицом, уполномоченным руководителем организации, утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, с учетом специфики взрывопожароопасных и пожароопасных помещений в указанных зданиях, сооружениях. Учитывая изложение, инструкция о мерах пожарной безопасности разрабатывается в отношении здания в целом и разработка инструкций о мерах пожарной безопасности в отношении отдельных помещений входящих в состав здания не требуется. |
6. |
Пункт 4 Правил противопожарного режима в Российской Федерации |
В соответствии с пунктом 4 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479, руководитель организации вправе назначать лиц, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ являются ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты. Учитывая изложенное, назначение лиц, ответственных за обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты является правом, а не обязанностью руководителя организации. |
Разъяснения отдельных положений законодательных и иных актов в области пожарной безопасности | ||
7. |
Согласование специальных технических условий, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности объектов защиты и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности |
Порядок предоставления государственной услуги по согласованию специальных технических условий, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности объектов защиты и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (далее - СТУ) установлен Административным регламентом, утвержденным приказом МЧС России от 28.11.2011 N 710 (далее - Административный регламент). В соответствии с положениями подпункта "б" пункта 8 названного Административного регламента главными государственными инспекторами субъектов Российской Федерации по пожарному надзору или их заместителями согласовываются СТУ, разработанные на жилые здания высотой до 100 м, другие здания высотой до 75 м, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и содержащие технические решения, аналогичные ранее согласованным главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору или одним из его заместителей. Кроме того, в соответствии подпунктом "б" пункта 8 Административного регламента Главным государственным инспектором г. Москвы по пожарному надзору или его заместителями согласовываются СТУ, разработанные на жилые здания высотой до 200 м, другие здания высотой до 150 м, подземные сооружения метрополитенов, расположенные на территории г. Москвы. Главным государственным инспектором г. Санкт-Петербурга по пожарному надзору или его заместителями, главным государственным инспектором Республики Татарстан или его заместителями согласовываются СТУ, разработанные на жилые здания высотой до 120 м, другие здания высотой до 100 м, подземные сооружения метрополитенов, расположенные на территории г. Санкт-Петербурга и Республики Татарстан соответственно. |
8. |
Согласование стандартов организаций, содержащих требования пожарной безопасности |
Порядок согласования стандартов организаций, содержащих требования пожарной безопасности, утвержден приказом МЧС России от 15.11.2022 N 1161. Стандарт организации (далее - стандарт), утвержденный заказчиком разработки стандарта на титульном листе, в 2-х экземплярах направляется организацией-разработчиком или заказчиком разработки стандарта (далее - заявитель) с заявлением о согласовании стандарта в МЧС России непосредственно или посредством почтовой связи с указанием в нем информации о возможности участия заявителя (представителя заявителя) на комиссии по рассмотрению стандарта (далее - комиссия) или без такового, а также адреса электронной почты (при наличии) для уведомлений. К заявлению о согласовании стандарта прилагается: 1) электронная версия стандарта в формате docx; 2) пояснительная записка. Рассмотрение стандартов осуществляется в течение 30 рабочих дней с даты их поступления. Для рассмотрения стандартов приказом МЧС России создается комиссия. По результатам рассмотрения стандартов комиссия простым большинством голосов принимает решение о возможности или невозможности согласования стандарта. Основаниями для принятия решения о невозможности согласования стандартов являются: несоответствие представленных стандартов требованиям нормативных правовых актов Евразийского экономического союза, а также нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов по пожарной безопасности; наличие в представленных документах недостоверной или искаженной информации. |
9. |
Часть 4 статьи 4 Технического регламента |
В соответствии частью 4 статьи 4 Технического регламента в случае, если положениями Технического регламента и принятых в его развитие сводов правил устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем ранее действовавшие требования, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений, применяются ранее действовавшие требования. В тоже время, в отношении объектов, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, применяются действующие требования в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению. |
10. |
Порядок представления (регистрации) и форма декларации пожарной безопасности |
Порядок представления (регистрации) и форма декларации пожарной безопасности определены положениями Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по предоставлению государственной услуги по регистрации декларации пожарной безопасности и формы декларации пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 16.03.2020 N 171. Декларация пожарной безопасности составляется на основании нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных документов по пожарной безопасности, действующих на момент ее представления в органы государственного пожарного надзора, с учетом положений, предусмотренных частью 4 статьи 4 Технического регламента. Декларация пожарной безопасности может быть представлена в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.