г. Краснодар |
|
21 августа 2015 г. |
Дело N А32-40446/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 августа 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Драбо Т.Н. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заинтересованных лиц: Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю - Грецкой А.С. (доверенность от 28.01.2015), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Краснодарскому краю - Грецкой А.С. (доверенность от 06.08.2015), в отсутствие заявителя - открытого акционерного общества "Ленинградскагропромснаб" (ИНН 2341007458, ОГРН 1022304292394), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ленинградскагропромснаб" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2015 (судья Меньшикова О.И.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2015 (судьи Сулименко Н.В., Емельянов Д.В., Стрекачёв А.Н.) по делу N А32-40446/2014, установил следующее.
Открытое акционерное общество "Ленинградскагропромснаб" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Краснодарскому краю (далее - инспекция) от 11.08.2014 N 09-26/199 и решения Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю (далее - управление) от 13.10.2014 N 21-12-944.
Решением от 05.02.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 28.05.2015, суд отказал обществу в удовлетворении требований. Судебные акты мотивированы тем, что налоговая база по земельному налогу за 2011 и 2012 годы - налоговые периоды, предшествующие вступлению в законную силу решения суда от 14.04.2014 по делу N А32-21691/2013, которым кадастровая стоимость земельного участка установлена равной его рыночной стоимости, определяется на основании сведений о кадастровой стоимости земельных участков, содержащихся в государственном земельном кадастре по состоянию на 01 января 2011 года и на 01 января 2012 года, соответственно.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что общество уплатило земельный налог на основании кадастровой стоимости земельных участков, установленной в кадастровых паспортах от 30.12.2008 сроком действия на 5 лет. Общество не располагало сведениями об изменении кадастровой стоимости спорных земельных участков и об изменении суммы земельного налога на указанные участки, задолженности по уплате земельного налога не имело, следовательно, не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить без изменения обжалуемые судебные акты, полагая, что они приняты в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалоба и отзыва, выслушав представителя инспекции и управления, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, инспекция провела выездную налоговую проверку общества по вопросам правильности начисления и своевременности уплаты земельного налога за период с 01.01.2011 по 31.12.2013, по результатам которой составила акт от 27.05.2014 N 09-26/274 и приняла решение от 11.08.2014 N 09-26/199 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде 165 493 рублей штрафа, начислении 827 466 рублей земельного налога за 2011 год, 827 466 рублей земельного налога за 2012 год, 334 239 рублей пеней.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 13.10.2014 N 21-12-944 апелляционная жалоба на решение инспекции от 11.08.2014 N 09-26/199 оставлена без удовлетворения.
В соответствии со статьями 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали фактические обстоятельства по делу, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и сделали правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований. При этом суды обоснованно руководствовались следующим.
На основании пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения согласно статье 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 390 Кодекса).
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорном периоде, предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных в пункте 3 статьи 66 Кодекса (в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость каждого земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (статья 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 10 Правил проведения кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, результаты государственной кадастровой оценки земель утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года (пункт 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации).
В целях реализации данного положения Правительство Российской Федерации постановлением от 07.02.2008 N 52 установило порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков, согласно которому территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Подобный порядок доведения до сведения налогоплательщиков результатов кадастровой оценки земель обусловлен большим объемом информации, размещение которой в печатном издании технически невозможно и нецелесообразно, и не противоречит законодательству Российской Федерации.
Целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и интересы которых он затрагивает. Если такая возможность обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Суды установили, что в соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.08.2009 N 730 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения на территории Краснодарского края" установлен средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м земель промышленности 2-й группы в Ленинградском районе в размере 947 рублей 72 копеек, вследствие чего кадастровая стоимость принадлежащего обществу земельного участка с кадастровым номером 23:19:0106367:15 определена в размере 947 720 рублей, с кадастровым номером 23:19:0106367:16 - 4 169 968 рублей, с кадастровым номером 23:19:0106367:17 - 53 356 636 рублей.
Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.08.2009 N 730 опубликовано в полном объеме 03.09.2009 в официальном периодическом издании, осуществляющем публикацию нормативных правовых актов Краснодарского края - газете "Кубанские новости" N 148, вступило в силу 14.09.2009 и действовало в 2011 и 2012 годах. Согласно данному нормативному правовому акту кадастровая стоимость определена по состоянию на 01.01.2008.
Суды правомерно отклонили доводы общества о необходимости расчета земельного налога за 2011 и 2012 годы с применением кадастровой стоимости, установленной вступившим в законную силу решением суда от 14.04.2014 по делу N А32-21691/2013. При этом суды правильно учли следующее.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Таким образом, допускается возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Основанием для внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости является установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, именно поэтому определение рыночной стоимости объекта недвижимости производится по состоянию на момент определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости.
Между тем с учетом предусмотренного пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации порядка определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, установленное вступившим в законную силу решением суда несоответствие кадастровой стоимости объекта недвижимости, внесенной в государственный кадастр недвижимости, его рыночной стоимости, не означает аннулирование ранее внесенной записи о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Суды правильно указали, что установленная судом кадастровая стоимость в размере рыночной подлежит внесению в государственный кадастр на основании вступившего в законную силу судебного акта в 2013 году и перерасчет кадастровой стоимости ретроспективно не осуществляется; кадастровая стоимость принадлежащих обществу земельных участков с кадастровыми номерами 23:19:0106367:15, 23:19:0106367:16, 23:19:0106367:17, установленная решением суда от 14.04.2014 по делу N А32-21691/2013 равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2008, не подлежит применению при исчислении обществом земельного налога за 2011 и 2012 годы. При расчете земельного налога за 2011 и 2012 годы в отношении указанных земельных участков подлежит применению кадастровая оценка земель, утвержденная постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.08.2009 N 730.
Довод кассационной жалобы о том, что общество подлежит освобождению от ответственности за неуплату земельного налога на основании статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации предметно рассмотрен в суде апелляционной инстанции и получил надлежащую правовую оценку.
Суд апелляционной инстанции указал, что доначисление земельного налога за 2011 и 2012 годы не было обусловлено применением кадастровой стоимости земельных участков, установленной решением арбитражного суда. Земельный налог начислен и применены налоговые санкции на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с тем, что при исчислении земельного налога по первичным налоговым декларациям за 2011 и 2012 годы налогоплательщик применил неактуальную кадастровую стоимость земельного участка, которая была установлена утратившим законную силу нормативным актом.
При таких обстоятельствах, суды сделали основанный на совокупной оценке представленных в материалы дела доказательств вывод о том, что инспекция правомерно произвела начисления земельного налога, пени и штрафа, поэтому отсутствуют основания для признания недействительными решения инспекции от 11.08.2014 N 09-26/199 и решения управления от 13.10.2014 N 21-12-944.
Доводы кассационной жалобы общества не основаны на нормах права, направлены на переоценку исследованных судами доказательств и в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие безусловную отмену решения суда и постановления апелляционной инстанции (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.02.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.05.2015 по делу N А32-40446/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.