г. Краснодар |
|
27 августа 2015 г. |
Дело N А63-10544/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 августа 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Андреевой Е.В., судей Илюшникова С.М. и Калашниковой М.Г., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кайдаш Е.Н., при участии в судебном заседании, проведенном с использованием системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ставропольского края (судья Малушко В.Д.), от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (ИНН 2634003887, ОГРН 1022601989508) - Соколова Е.А. (доверенность от 13.01.2015), в отсутствие заявителя - Отдела капитального строительства администрации города Георгиевска (ИНН 2625026246, ОГРН 1022601173297), направившего ходатайство о рассмотрения жалобы в отсутствие представителя, третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "РТС-Тендер", общества с ограниченной ответственностью "Региональная производственно-строительная компания", общества с ограниченной ответственностью "Винсадский", общества с ограниченной ответственностью "Траст-М", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.02.2015 (судья Русанова С.Р.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015 (судьи Семенов М.У., Афанасьева Л.В., Параскевова С.А.) по делу N А63-10544/2013, установил следующее.
Отдел капитального строительства администрации города Георгиевска (далее - отдел) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - управление) о признании недействительным решения от 24.09.2013 по делу N РЗ-795-2013 и предписания от 24.09.2013 N 196.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены ООО "РТС-Тендер", ООО "Региональная производственно-строительная компания", ООО "Винсадский" и ООО "Траст-М".
Решением суда от 18.02.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 02.06.2015, заявленные требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы отсутствием в действиях отдела нарушений требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).
В кассационной жалобе управление просит отменить судебные акты.
В обоснование жалобы указано на то, что требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) и иным характеристикам товара (материала), используемого при выполнении работ, формируется заказчиком самостоятельно на основании проектно-сметной документации, исходя из своих потребностей. Однако Требования к техническим характеристикам работ части III Технического задания аукционной документации сформировано заказчиком таким образом, что составить заявку на участие в открытом аукционе не представляется возможным.
В отзыве на кассационную жалобу отдел просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы жалобы.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и отзыва, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судами, на основании разработанной и утвержденной отделом (государственный заказчик) конкурсной документации размещен государственный заказ N 0121300030813000003 путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ по строительству объекта "г. Георгиевск. 348 квартал. Детский сад-ясли на 280 мест". До окончания указанного в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме срока подачи первых частей заявок поступило 2 заявки в электронной форме.
ООО "Региональная производственно-строительная компания" обратилось в управление с жалобой на действия государственного заказчика. Управление по итогам рассмотрения указанной жалобы приняло решение от 24.09.2013, которым жалоба признана обоснованной, поскольку аукционная документация не соответствует требованиям части 1 статьи 1, частям 7 и 8 статьи 16, статьи 17 Закона N 94-ФЗ. Управление также выдало отделу предписание от 24.09.2013 N 196 об устранении выявленных нарушений путем аннулирования торгов в форме открытого конкурса N 0121300030813000003, отмене извещения о проведении конкурса, протоколов, составленных в ходе размещения заказа; при необходимости торги провести повторно.
Отдел, не согласившись с указанными решением и предписанием управления, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции обоснованно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений государственных и иных органов, если полагают, что такие акты и решения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления указанной деятельности.
Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, на момент принятия оспариваемых актов управления регулировались Законом N 94-ФЗ.
Частью 8 статьи 16 Закона N 94-ФЗ установлено, что информация о размещении заказа, размещенная на официальном сайте, должна быть доступна для ознакомления без взимания платы. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 229-р определен адрес официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд - www.zakupki.gov.ru.
К информации о размещении заказа относятся предусмотренная данным Федеральным законом информация и полученные в результате принятия решения о размещении заказа и в ходе размещения заказа сведения, в том числе сведения, содержащиеся в извещении о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, извещении о проведении запроса котировок, конкурсной документации, документации об аукционе, изменениях, вносимых в такие извещения и такую документацию, разъяснениях такой документации, протоколах, составляемых в ходе размещения заказа.
В соответствии с частью 1 статьи 41.7 Закона N 94-ФЗ в случае проведения открытого аукциона в электронной форме заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация обеспечивают размещение документации об открытом аукционе в электронной форме на официальном сайте в срок, предусмотренный соответственно частями 1 и 2 статьи 41.5 Закона N 94-ФЗ, одновременно с размещением извещения о проведении открытого аукциона. Согласно части 2 статьи 41.7 Закона N 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна быть доступна для ознакомления на официальном сайте без взимания платы.
Порядок размещения информации о размещении заказа на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет определены Положением о пользовании официальными сайтами в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 N 147 (далее - Положение N 147).
В силу пунктов 9 и 10 Положения N 147 программное обеспечение и технологические средства ведения официальных сайтов должны обеспечивать доступ пользователей для ознакомления с информацией, размещенной на официальном сайте, на основе распространенных веб-обозревателей. При этом не должна предусматриваться установка на компьютеры пользователей специально созданных для просмотра официальных сайтов программных и технологических средств. Программное обеспечение и технологические средства ведения официальных сайтов должны обеспечивать лицам, указанным в пункте 5 Положения (заказчики, специализированные организации), ввод информации, как правило, путем заполнения экранных форм веб-интерфейса официального сайта, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Суды установили, что на официальном сайте (www.zakupki.gov.ru) размещен проект Регламента размещения заказа путем проведения открытого конкурса на общероссийском официальном сайте (ООС), согласно пункту 2.9.2 которого в систему допускается загружать файлы следующих форматов: bmp, jpg, jpeg, gif, tif, tiff, docx, doc, rtf, txt, pdf, xls, xlsx, rar, zip, ppt, odf. Система не допускает загрузку файлов, имеющих форматы отличные от указанных форматов, например mp3, avi, exe. Документация в формате "RAR", которая, при извлечении из архива (разархивация) имела формат "tif" и "pdf", в котором заказчиком были размещены файлы "Требования к техническим характеристикам работ" являются допустимыми форматами и не требует приобретения специальных программных средств для получения визуального доступа к содержимому файла и его распечатке. Программа для работы с файлами указанного формата - Adobe Reader, доступна для бесплатной установки любому пользователю и доступна разархивированию обычным способом путем применения стандартных и наиболее распространенных программ-архиваторов (Winrar, 7-zip, winzip). Следовательно, действия заказчика по информационному обеспечению размещения заказа не противоречат требованиям Закона N 94-ФЗ и Положения N 147. При этом суды указали, что представленные заказчиком форматы являются распространенными и открытыми форматами, для работы с которыми не требуется дополнительных программных средств.
Суды также оценили заключение экспертизы от 23.12.2014 N 564/9-3 Федерального бюджетного учреждения "Северо-Кавказский Региональный Центр Судебной экспертизы" Минюста России", из которого следует, что носитель информации (Аукционная документация: размещенная на сайте по адресу: http://www.zakupki.gov.ru.. извещение N 0121300030813000003 (в ред. N 2 от 05.09.2013) доступен для чтения.
Все файлы-архивы и находящиеся в них файлы с расширениями: "pdf", "tif", "xls", "jpg", "doc", "xlsx", "docx" и файлы-архивы с расширением "RAR" открываются программным обеспечением, указанным выше, доступны для просмотра, копирования и чтения.
Все файлы с расширением "pdf", "t f08.akerelyuk@ARBITR.RUif", "jpg" отсканированы, а с расширениями "xls" и "xlsx" - созданы в офисном приложении Microsoft Excel. Текстовые файлы с расширениями "doc" и "docx" содержат фоновые рисунки (отсканированные графические изображения). Форматы файлов с расширениями: "pdf", "tif", "xls", "jpg", "doc", "xlsx", "docx", "rar" являются распространенными и открытыми форматами, не зашифрованы и не защищены какими-либо специальными средствами.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу, что управление не доказало совершение отделом действий, противоречащих нормам Закона N 94-ФЗ, Положения N 147 и Регламента. Факт своевременного размещения специализированной организацией на официальном сайте аукционной документации стороны не оспаривают. Управление не представило заключение специалиста по спорному вопросу и доказательств того, что аукционная документация размещена в зашифрованном (закодированном) виде, ограничивающем доступ к информации неопределенного круга лиц.
Таким образом, суды обоснованно пришли к выводу о том, что оспариваемые акты управления являются незаконными, вынесены с нарушением норм действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286 и 287 Кодекса подлежат отклонению. Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Кодекса), не установлены. При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 18.02.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2015 по делу N А63-10544/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Андреева |
Судьи |
С.М. Илюшников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.