г. Краснодар |
|
28 августа 2015 г. |
Дело N А32-41985/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 августа 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Савенко Л.И., судей Бабаевой О.В. и Рыжкова Ю.В., при участии в судебном заседании от истца - индивидуального предпринимателя Меметова Зеврие Юсуповича (ИНН 233703403910, ОГРНИП 304233716200020) и его представителя - Соболя Е.Н. (доверенность от 19.03.2015), от ответчиков: администрации Крымского городского поселения Крымского района (ИНН 2337030479, ОГРН 1052320821321) - Кондратьева А.И. (доверенность от 12.01.2015), индивидуального предпринимателя Скрыгина Евгения Ивановича (ИНН 233703117531, ОГРНИП 306233710400020) - Тарана А.С. (доверенность от 15.04.2015), рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Меметова Зеврие Юсуповича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.01.2015 (судья Назаренко Р.М.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2015 (судьи Ломидзе О.Г., Авдонина О.Г., Малыхина М.Н.) по делу N А32-41985/2014, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Меметов З.Ю. (далее - ИП Меметов З.Ю.) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к администрации Крымского городского поселения Крымского района (далее - администрация) и индивидуальному предпринимателю Скрыгину Е.И. (далее - ИП Скрыгин Е.И.) о признании недействительным результата конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок по городскому маршруту N 5 (графики N 1, 4) по лоту N 1, оформленного протоколом от 19.11.2013 N 2 конкурсной комиссии администрации, и договора на осуществление регулярных пассажирских перевозок на муниципальных городских маршрутах регулярного сообщения от 29.11.2013 N 5/1,4, заключенного администрацией и ИП Скрыгиным Е.И. по результатам указанного конкурса; о возложении на администрацию обязанности в течение месяца со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда устранить допущенные нарушения путем принятия решения о признании конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок по городским маршрутам Крымского городского поселения Крымского района в части лота N 1 (маршрут N 5 графики 1, 4) несостоявшимся; признании ИП Меметова З.Ю. единственным участником указанного конкурса; заключении с ИП Меметовым З.Ю. договора на осуществление пассажирских перевозок по городскому маршруту N 5 (графики 1, 4) Крымского городского поселения Крымского района.
Решением суда от 21.01.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 29.04.2015, в удовлетворении исковых требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что отсутствуют основания для признания заявки ИП Скрыгина Е.И. не соответствующей конкурсной документации.
В кассационной жалобе ИП Меметов З.Ю. просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда. Жалоба обоснована следующими доводами:
- суды не учли, что перевозчик в целях участия в конкурсе должен иметь помимо основного также и резервное транспортное средство;
- суды пришли к неверному выводу о том, что отсутствие резервного транспортного средства не является основанием для признания конкурса недействительным;
- одно из транспортных средств ИП Скрыгина Е.И. не соответствует Закону Краснодарского края от 07.07.1999 N 193-КЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Краснодарском крае (далее по тексту - Закон N 193-КЗ) (срок эксплуатации не старше 10 лет);
- положение о конкурсе на момент проведения конкурса не соответствовало норме абзаца третьего статьи 13 Закона N 193-КЗ;
- решением Краснодарского УФАС от 02.09.2014 по делу N 183/2014 комиссия антимонопольного органа установила факт нарушения администрацией пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", что выразилось в допуске Скрыгина Е.И. к участию в спорном конкурсе с одним основным транспортным средством и признании его победителем конкурса;
- решение антимонопольного органа не обжаловано и вступило в законную силу;
- пунктом 1 части 5 статьи 4.4 Закона N 193-КЗ установлено, что в договоре на право осуществления регулярных пассажирских перевозок должны быть определены наименование, количество, государственный регистрационный номер, категория и класс основных и резервных транспортных средств; в пункте 1.1 оспариваемого договора прямо указано на обязательность наличия в приложении N 1 к договору сведений о классе основных и резервных транспортных средств, следовательно, при определении победителя конкурса наряду с указанными нормами должны применяться в системной связи нормы статьи 13 Закона N 193-КЗ.
В судебном заседании стороны поддержали доводы жалобы и обосновали свои возражения.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено Кодексом.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, считает, что судебные акты надлежит отменить по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 28.09.2013 администрация разместила объявление о проведении открытого конкурса на право заключения договора осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по муниципальным городским маршрутам регулярного сообщения в Крымском городском поселении Крымского района на 2013 - 2018 годы.
В соответствии с извещением о проведении конкурса N 1/2014 предметом конкурса являлись 6 лотов, в том числе лот N 1 - маршрут N 5 (график 1,4).
Спор, рассматриваемый в рамках данного дела, касается указанного лота.
ИП Меметов З.Ю. и ИП Скрыгин Е.И. подали заявки на участие в конкурсе и были допущены к участию, заявки обоих предпринимателей признаны соответствующими конкурсной документации.
По результатам рассмотрения заявок участников конкурса победителем в соответствии с протоколом от 19.11.2013 N 2 признан ИП Скрыгин Е.И., с которым заключен договор от 29.11.2013 N 5/1,4 на осуществление регулярных пассажирских перевозок на муниципальных городских маршрутах регулярного сообщения.
Из протокола сопоставления конкурсных критериев следует, что заявка ИП Скрыгина Е.И. получила 9 баллов, заявка ИП Меметова З.Ю. - 5,33 (т. 1, л. д. 124).
Не согласившись с решением комиссии, ИП Меметов З.Ю. обратился в Федеральную Антимонопольную службу с жалобой на действия администрации. Согласно решению Краснодарского УФАС от 02.09.2014 по делу N 183/2014 администрация необоснованно допустила ИП Скрыгина Е.И. к участию в конкурсе, поскольку согласно условиям конкурса по лоту N 1 выставляются два графика движения, следовательно, количество основных транспортных средств, необходимых для исполнения лота N 1, составляет 2 единицы. Поскольку транспортное средство KIY COMBI, государственный регистрационный знак С 730 МС 93, не соответствует абзацу 3 статьи 13 Закона N 193, ИП Скрыгин Е.И. необоснованно допущен к участию в конкурсе и признан победителем.
Суды правильно установили, что вопрос, подлежащий разрешению в рамках данного дела, состоит в следующем: могла ли конкурсная комиссия допустить ИП Скрыгина Е.И. к участию в конкурсе с учетом нормы абзаца 3 статьи 13 Закона N 193.
В силу статьи 4.3 Закона N 193 конкурс на право осуществления регулярных пассажирских перевозок (далее - конкурс) проводится в целях выбора перевозчиков, обеспечивающих лучшие условия перевозки пассажиров и багажа и является способом регулирования транспортного обслуживания для удовлетворения потребностей населения в безопасных и качественных перевозках.
Организатором конкурса является специально уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в области организации транспортного обслуживания населения или специально уполномоченный орган местного самоуправления в области организации транспортного обслуживания населения в соответствии с их компетенцией.
Объектом конкурса является лот, включающий в себя необходимое количество маршрутных графиков, выполняемых на одном маршруте регулярного сообщения.
Согласно пункту 5 статьи 4.3 Закона N 193 в конкурсе могут участвовать как отдельный перевозчик, так и группа перевозчиков, объединившихся в форме, предусмотренной гражданским законодательством, для совместного выполнения пассажирских перевозок на маршруте регулярного сообщения, соблюдающие установленные законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требования по организации и осуществлению пассажирских перевозок, при условии, если они:
1) имеют в наличии:
а) лицензию на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, предусмотренную законодательством Российской Федерации, и лицензионные карточки установленного образца, оформленные на каждое транспортное средство, претендующее на участие в конкурсе;
б) транспортные средства (на праве собственности или на ином законном основании), соответствующие по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенные в установленном порядке к участию в дорожном движении в количестве, необходимом для обслуживания маршрута (установленного количества рейсов);
в) водителей в возрасте не старше 60 лет, имеющих необходимую квалификацию и стаж работы водителем не менее 3 лет, прошедших медицинское освидетельствование;
г) работников необходимой квалификации, а также помещения и оборудование, позволяющие осуществлять техническое обслуживание, ремонт транспортных средств, контроль технического и санитарного состояния транспортных средств перед выездом на линию, по возвращении с линии, предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей, или договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание, ремонт транспортных средств, контроль технического и санитарного состояния транспортных средств перед выездом на линию, по возвращении с линии, предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителей;
2) не находятся в процессе ликвидации (реорганизации);
3) не признаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке банкротами и в отношении которых не проводится процедура банкротства;
4) не имеют задолженности по обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за календарный год, предшествующий дате проведения конкурса, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.
Согласно статье 9 Закона N 193 органы местного самоуправления муниципальных образований в Краснодарском крае в пределах своей компетенции: организовывают транспортное обслуживание населения в пределах муниципального образования в соответствии с действующим федеральным законодательством и законодательством Краснодарского края; осуществляют руководство транспортными предприятиями и организациями, находящимися в муниципальной собственности, координируют работу иных транспортных предприятий и организаций, а также предпринимателей, обслуживающих пассажиров в пределах муниципального образования; осуществляют контроль за безопасным состоянием действующих и вновь открываемых маршрутов и обеспечением безопасности пассажирских перевозок; разрабатывают и утверждают паспорта маршрутов, расписания движения на муниципальных городских и муниципальных пригородных маршрутах регулярного сообщения в соответствии с требованиями и порядком, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органа местного самоуправления; организуют конкурс на право осуществления регулярных пассажирских перевозок на муниципальных маршрутах регулярного сообщения, по его результатам заключают договоры с перевозчиками на осуществление регулярных пассажирских перевозок и обеспечивают контроль за соблюдением перевозчиками условий таких договоров.
Статьей 13 Закона N 193 установлены требования, предъявляемые к транспортным средствам, которые в включают в себя условие о том, что оборудование, внутреннее и внешнее оформление транспортных средств, предназначенных для перевозок пассажиров и багажа, должно соответствовать требованиям, установленным нормативными актами Российской Федерации, и обеспечивать информирование пассажиров об условиях выполнения перевозок и виде регулярных перевозок пассажиров и багажа.
Основные транспортные средства, используемые для осуществления регулярных пассажирских перевозок, длиной до 9,5 м включительно должны быть не старше 10 лет, свыше 9,5 м - не старше 15 лет. Резервные транспортные средства, используемые для осуществления регулярных пассажирских перевозок, длиной до 9,5 м включительно должны быть не старше 15 лет, свыше 9,5 м - не старше 20 лет.
Согласно статье 4.2 Закона N 193 организация маршрутов регулярного сообщения (открытие, закрытие, изменение) осуществляется в муниципальных городских, муниципальных пригородных, муниципальных междугородных маршрутов - специально уполномоченным органом местного самоуправления в области организации транспортного обслуживания населения.
Частью 12 названной статьи предусмотрено, что необходимое количество маршрутных графиков и рейсов на маршруте регулярного сообщения определяется соответствующим специально уполномоченным органом в области организации транспортного обслуживания населения на основании данных обследования пассажиропотока, исключающих как превышение предельной вместимости транспортных средств, так и их нерациональное использование.
Изменение количества маршрутных графиков и (или) рейсов на маршруте осуществляется по решению специально уполномоченного органа в области организации транспортного обслуживания населения с учетом изменения пассажиропотока на данном маршруте, а также вместимости используемых транспортных средств (часть 14 статьи 4.2 Закона N 193).
Судами не учтено, что исходя из положений указанного закона администрация, как специально уполномоченный орган в области организации транспортного обслуживания, обязана была определить количество маршрутных графиков и рейсов на маршруте регулярного сообщения, необходимого для обслуживания граждан. После чего провести конкурс на заключение муниципального контракта на организацию регулярных перевозок. При этом в конкурсной документации должны содержаться графики движения транспортных средств, необходимое количество транспортных средств для оказания услуг гражданам с указанием точного количество транспортных средств, используемых в качестве основных на маршрутах, и наличие или отсутствие резервных транспортных средств, которые будут использоваться на маршруте. Транспортные средства должны отвечать требованиям статьи 13 Закона N 193 в части возрастных ограничений.
В свою очередь участники конкурса должны представить доказательства, что они и предоставляемые ими транспортные средства отвечают требованиям Закона N 193, в том числе и в части требований к основным и резервным транспортным средствам.
Суды пришли к выводу о том, что ИП Скрыгиным Е.И. все требования конкурсной документации соблюдены, поскольку конкурсная документация не содержит требований о количестве транспортных средств, то транспортное средство HYUNDAI GLOBAL-900 (регистрационный знак С443ЕО123), которое на момент проведения конкурса (19.11.2013) имело возраст 9 лет, соответствует абзацу 3 статьи 13 Закона N 193 как основное транспортное средство, а транспортное средство KIA COMBI (регистрационный знак С730МС93) соответствует абзацу 3 статьи 13 Закона N 193 как резервное транспортное средство.
Однако судом не учтено, что отсутствие указания в конкурсной документации на необходимое количество используемых транспортных средств по каждому графику свидетельствует о несоответствии конкурсной документации требованиям Закона N 193, поскольку не позволяет определить количество транспортных средств, необходимое для оказания услуг. Суды не учли, что при проведении конкурса оценке подлежат транспортные средства, используемые как основные и резервные на определенном маршруте (лоте), и их соответствие требованиям Закона N 193. Отсутствие указания на необходимое количество средств, которые подлежат использованию как основные и резервные, ведет к неопределенности конкурсной документации и возможности допуска на маршрут транспортных средств, не соответствующих требованиям Закона N 193, а также ставит участников конкурса в заведомо неравные условия.
Согласно материалам дела по спорному лоту N 1 предполагалось наличие двух маршрутов, в связи с чем УФАС по Краснодарскому краю пришло к выводу о том, что по лоту N 1 необходимо использование двух транспортных средств в качестве основных. Суды, указывая на то, что лот N 1 не содержит указание на количество транспортных средств, фактически пришли к выводу о том, что по указанному лоту достаточно одного транспортного средства, отвечающего признакам основного и одного, отвечающего признаком резервного. Однако без исследования конкурсной документации, не представленной в материалы дела, суды при наличии вывода УФАС по Краснодарскому краю о необходимости использования двух транспортных средств не обосновали, на основании каких доказательств пришли к указанному выводу. Напротив, представленное приложение N 1 к договору от 29.11.2013 N 5/1,4 на осуществление регулярных пассажирских перевозок, в котором указаны два маршрута и два транспортных средства, используемых как основные, свидетельствует о том, что по лоту N 1 на конкурс выставлялся лот, по которому было необходимо представить два транспортных средства, которые будут использоваться как основные.
Администрация как организатор торгов не могла не знать о количестве необходимых транспортных средств, необходимых для использования по лоту N 1, поэтому допуск к конкурсу лица, у которого отсутствует необходимое количество транспортных средств, отвечающих признакам основных не старше 10 лет, свидетельствует о грубом нарушении администрацией требований Закона N 193.
Суды указали, что в соответствии с частью 5 статьи 4.3 Закона N 193 допуск перевозчиков к конкурсу производится организатором конкурса при условии, если они имеют в наличии транспортные средства в количестве, необходимом для обслуживания маршрута (установленного количества рейсов).
В соответствии с Законом N 193-КЗ администрация своим постановлением от 14.02.2012 N 127 утвердила Положение о конкурсе на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом (далее - Положение).
Раздел IV Положения предусматривает условия допуска к участию в конкурсе. Основаниями для отказа в допуске к конкурсу согласно части 3 раздела IV Положения является:
1) непредставление документов, определенных частями 4, 5 раздела VIII положения, либо наличие в таких документах недостоверных сведений;
2) несоответствие требованиям, предъявляемым к участникам конкурса, установленным частью 2 раздела IV Положения;
3) несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям конкурсной документации.
Иные основания для отказа к участию в конкурсе не предусмотрены.
Часть 2 раздела IV Положения устанавливает обязательные требования к перевозкам. Однако указанные обязательные требования к перевозкам не соответствует требованиям Закона N 193 в части возрастных ограничений в отношении транспортных средств, поэтому применению подлежат положения Закона N 193.
Суды не учли, что ненадлежащие действия администрации по организации конкурса и оценке заявок привели к тому, что на муниципальный маршрут было допущено в качестве основного транспортное средство, не отвечающее требованиям основных транспортных средств согласно положениям статьи 13 Закона N 193, что подтверждается приложением N 1 к договору от 29.11.2013 N 5/1,4 на осуществление регулярных пассажирских перевозок.
В материалы дела представлены два приложения N 1 к указанному договору и они свидетельствуют о грубом нарушении администрацией Закона N 193. Во-первых, к одному договору подписано два приложения N 1, во-вторых, согласно указанным приложениям в качестве основного транспортного средства в обоих приложениях N 1 указано транспортное средство KIY COMBI, государственный регистрационный знак С 730 МС 93, которое на момент проведения конкурса не соответствовало абзацу 3 статьи 13 Закона N 193 как основное транспортное средство (старше 10 лет), в-третьих, согласно приложению N 1, представленному в суд апелляционной инстанции, на маршрут в качестве резервных допущены 3 транспортных средства, которые не были оценены конкурсной комиссией, и вопрос об их соответствии требованиям абзаца 3 статьи 13 Закона N 193 комиссия не выясняла.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции по результатам рассмотрения кассационной жалобы вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено или изменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Поскольку выводы судов не основаны на исследовании и оценке конкурсной документации, выяснении ее соответствия требованиям Закона N 193, судебные акты надлежит отменить и передать дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо учесть изложенное, дать надлежащую оценку обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения спора, определить соответствие конкурсной документации и действий администрации по допуску предпринимателей к конкурсу требованиям Закона N 193 и после установления всех фактических обстоятельств дела вынести законное и обоснованное решение. При рассмотрении исковых требований в части обязания администрации в течение месяца со дня вступления в законную силу решения арбитражного суда устранить допущенные нарушения путем принятия решения о признании конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок по городским маршрутам Крымского городского поселения Крымского района в части лота N 1 (маршрут N 5 графики 1,4) несостоявшимся; признания З.Ю. Меметова единственным участником указанного конкурса; заключения с З.Ю. Меметовым договора на осуществление пассажирских перевозок по городским маршрутам Крымского городского поселения Крымского района в части лота N 1 (маршрут N 5 графики 1,4) необходимо учитывать несоответствие требований конкурсной документации требованиям Закона N 193 и невозможность в силу этого заключения договора перевозки по условиям такого конкурса.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.01.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2015 по делу N А32-41985/2014 отменить. Передать дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.И. Савенко |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.