г. Краснодар |
|
27 августа 2015 г. |
Дело N А32-13098/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 августа 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Воловик Л.Н., судей Дорогиной Т.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заинтересованных лиц - Новороссийской таможни (ИНН 2315060310, ОГРН 1032309080264) - Петецкой И.В. (доверенность от 28.07.2014), Федеральной таможенной службы (ИНН 7730176610, ОГРН 1047730023703) - Самойловой Л.Ф. (доверенность от 18.12.2014), в отсутствие заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Варгус" (ИНН 7720523014, ОГРН 1057746410556), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства финансов Российской Федерации, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Федеральной таможенной службы на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.10.2014 (судья Нигоев Р.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2015 (судьи Соловьева М.В., Смотрова Н.Н., Филимонова С.С.) по делу N А32-13098/2014, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Варгус" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Новороссийской таможни (далее - таможня) 249 714 рублей 19 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, о взыскании с Федеральной таможенной службы (далее - служба) за счет казны Российской Федерации 111 649 рублей 57 копеек убытков.
Решением суда от 27.10.2014 заявленные требования удовлетворены, с таможни в пользу общества взыскано 249 714 рублей 19 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами и 5 528 рублей 69 копеек расходов по оплате государственной пошлины; со службы в пользу общества за счет казны Российской Федерации взыскано 111 649 рублей 57 копеек убытков и 2 472 рубля 31 копейка расходов по оплате государственной пошлины. Судебный акт мотивирован отсутствием у таможни оснований для отказа обществу в возврате авансовых платежей, а также наличием у общества права на взыскание с таможни процентов за пользование чужими денежными средства на основании статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 08.04.2015 решение суда от 27.10.2014 изменено, с таможни в пользу общества взыскано 246 815 рублей 86 копеек процентов и 5 512 рубля 68 копеек расходов по оплате государственной пошлины, в остальной части взыскания с таможни в пользу общества процентов отказано; обществу из федерального бюджета возвращено 16 рублей 01 копейка излишне уплаченной государственной пошлины за рассмотрение иска; в остальной части решение оставлено без изменения. Судебный акт мотивирован отсутствием у таможни оснований для отказа обществу в возврате авансовых платежей, а также наличием у общества права на начисление процентов за нарушение срока возврата излишне уплаченных таможенных платежей согласно части 6 статьи 147 Федерального закона от 27.10.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ).
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилась служба с кассационной жалобой, в которой просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, общество не представило доказательства, подтверждающие незаконность действий таможни или его должностных лиц, наличия вреда (убытков), причинно-следственной связи между неправомерным решением, действиями и наступившим вредом, виновности должностного лица в причинении вреда, что исключает возможность возмещения убытков. Предмет спора определен неверно, поскольку речь идет не о вредных последствиях - расходах, понесенных в результате незаконных действий (бездействий) таможни, а непосредственно о незаконности самих действий. Основания для возврата таможней 111 649 рублей 57 копеек отсутствуют. Кроме того, проценты на сумму излишне уплаченных таможенных платежей начисляются лишь в случае нарушения срока рассмотрения заявления об их возврате.
В отзыве на кассационную жалобу таможня просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленного обществом требования.
В судебном заседании представители таможенных органов поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей таможенных органов, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 22.10.2010 общество обратилось в таможню с заявлениями о возврате 575 849 рублей 41 копейки авансовых платежей и о возврате обеспечения уплаты таможенных платежей - денежных залогов по таможенным распискам (554 871 рубля 50 копеек по таможенной расписке N 10317110/150709/ТР-4387106, 448 983 рубля 42 копейки по таможенной расписке N 10317110/150709/ТР-4387102, 63 319 рубля 92 копейки по таможенной расписке N 10317110/050609/ТР-0480218).
Письмами от 29.10.2010 N 13-13/33168, 13-13/33169, 13-13/33170, 1313/33171 таможня, не осуществив возврат авансовых платежей и денежных залогов, возвратила обществу заявления о возврате денежных средств от 22.10.2010.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.03.2013 по делу N А32-2219/2011 признаны незаконными действия таможни, выразившиеся в неосуществлении возврата обществу 575 849 рублей 41 копейки излишне уплаченных авансовых платежей, а также денежных залогов по таможенным распискам, внесенных на счет Новороссийской таможни платежным поручением от 05.05.2009 N 462 (554 871 рубля 50 копеек по таможенной расписке N 10317110/150709/ТР-4387106, 448 983 рубля 42 копейки по таможенной расписке N 10317110/150709/ТР-4387102, 1 421 рубль 34 копейки по таможенной расписке N 10317110/050609/ТР-0480218). На таможню возложена обязанность произвести возврат обществу 464 199 рублей 84 копейки излишне уплаченных авансовых платежей, 554 871 рубля 50 копеек денежного залога по таможенной расписке N 10317110/150709/ТР-4387106, 448 983 рубля 42 копейки денежного залога по таможенной расписке N 10317110/150709/ТР-4387102, 1 421 рубль 34 копейки остатка денежного залога по таможенной расписке N 10317110/050609/ТР-0480218; на Министерство финансов Российской Федерации возложена обязанность произвести возврат на расчетный счет общества 111 649 рублей 57 копеек денежных средств, перечисленных таможней 30.01.2012 и 05.06.2012 как невостребованные платежи в Федеральный бюджет.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2013 по делу N А32-2219/2011 принят отказ общества от требований в части возложения на Министерство финансов Российской Федерации обязанности произвести возврат 111 649 рублей 57 копеек, в связи с чем решение суда от 26.03.2013 по делу N А32-2219/2011 в этой части отменено, производство по делу прекращено. В остальной части решение суда от 26.03.2013 по делу N А32-2219/2011 оставлено без изменения.
По исполнительным листам Арбитражного суда Краснодарского края обществу возвращены 1 469 476 рублей 10 копеек излишне уплаченных таможенных платежей: 554 871 рубль 50 копеек денежного залога по таможенной расписке N 10317110/150709/ТР-4387106 и 448 983 рубля 42 копейки денежного залога по таможенной расписке N 10317110/150709/ТР-4387102, которые поступили на счет общества 29.11.2013; 1 421 рубль 34 копейки остатка денежного залога по таможенной расписке N 10317110/050609/ТР-0480218 и 464 199 рубля 84 копейки авансовых платежей, которые поступили на счет общества 05.12.2013.
Таким образом, обществу возвращены денежные средства на общую сумму 1 469 476 рублей 10 копеек; сумма авансовых платежей в размере 111 649 рублей 57 копеек, перечисленная таможней в Федеральный бюджет как невостребованные платежи (30.01.2012 - 5196 рублей 22 копейки и 05.06.2012 - 106453 рубля 35 копеек), не возвращена.
Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд, полагая, что действия таможни по перечислению 111 649 рублей 57 копеек авансовых платежей в Федеральный бюджет, как невостребованных платежей, незаконны и их невозвращением обществу причинены убытки на сумму 111 649 рублей 57 копеек, а за пользование принадлежащими обществу денежными средствами в размере 1 005 276 рублей 26 копеек, вследствие уклонения от их возврата и неправомерного удержания, подлежат начислению проценты.
Суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что в данном случае из искового заявления и пояснений, данных представителем общества в судебном заседании, видно, что обосновывая свои доводы о причинении убытков в результате неправомерного перечисления в федеральный бюджет внесенных обществом авансовых платежей, общество фактически преследует цель восстановления своего права на указанные авансовые платежи, то есть фактически заявление направлено на возврат обществу авансовых платежей.
В силу статьи 89 Таможенного кодекса Таможенного союза излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с Таможенным кодексом и (или) законодательством государств - членов таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно частям 1 и 2 Закона N 311-ФЗ возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, если заявление об их возврате подано лицом, внесшим авансовые платежи (его правопреемником), в течение трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей. Если указанным лицом распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства. По истечении указанного срока невостребованные суммы авансовых платежей учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат.
Согласно части 6 статьи 147 Закона N 311-ФЗ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 Закона N 311-ФЗ таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.
Судебные инстанции, установив, что таможня не имела правовых оснований для перечисления 30.01.2012 и 05.06.2012 в Федеральный бюджет, как невостребованных сумм авансовых платежей, внесенных на счет таможенного органа по платежным поручениям от 21.10.2008 N 673 и от 01.12.2008 N 836 денежных средств в сумме 5 196 рублей 22 копеек и 106 453 рублей 35 копеек, обоснованно указали, что в результате неправомерных действий таможни общество не смогло получить обратно принадлежащие ему денежные средства (111 649 рублей 57 копеек), в связи с чем обществу причинен вред (убытки) в виде утраты принадлежащих ему денежных средств.
Суд апелляционной инстанции, установив, что заявление о возврате указанных авансовых платежей в установленном законом порядке, с приложением всех необходимых документов подано обществом в таможню до истечения трехлетнего срока для их возврата, а также учитывая, что у таможни отсутствовали правовые основания для отказа в возврате названных платежей, сделал верный вывод о том, что действия таможенного органа по перечислению 111 649 рублей 57 авансовых платежей, внесенных на счет таможенного органа по платежным поручениям от 21.10.2008 N 673 и от 01.12.2008 N 836 в Федеральный бюджет, как невостребованных сумм авансовых платежей, являются незаконными и состоят в прямой причинно-следственной связи с причиненными обществу убытками.
Таким образом, судебные инстанции обосновано возложили на казну Российской Федерации в лице Федеральной таможенной службы ответственность по возмещению обществу 111 649 рублей 57 убытков, причиненных в результате незаконных действий таможни.
Установив истинную волю общества с учетом уточненных требований, направленную на взыскание с таможни процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных таможенных платежей с денежных средств в размере 1 005 276 рублей 26 копеек, и соблюдая принцип недопустимости выхода суда за пределы заявленных требований, в данном случае суды обоснованно исходили из того, что суммой, на которую подлежат начислению проценты, является 1 005 276 рублей 26 копеек.
Факт излишней уплаты обществом 1 005 276 рублей 26 копеек таможенных платежей (554 871 рубля 50 копеек денежного залога по таможенной расписке N 10317110/150709/ТР-4387106, 448 983 рубля 42 копейки денежного залога по таможенной расписке N 10317110/150709/ТР-4387102, 1 421 рубль 34 копейки остатка денежного залога по таможенной расписке N 10317110/050609/ТР-0480218) и их последующий возврат таможней подтвержден вступившими в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.03.2013 по делу N А32-2219/2011 и материалами дела.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно взыскал с таможни в пользу общества 246 815 рублей 86 копеек процентов и 5 512 рубля 68 копеек расходов по уплате государственной пошлины, а также взыскал в пользу общества за счет казны Российской Федерации 111 649 рублей 57 копеек убытков, причиненных в результате незаконных действий таможни.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку исследованных судом апелляционной инстанции доказательств и в силу статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены судом апелляционной инстанции правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение обжалуемого судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2015 по делу N А32-13098/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.Н. Воловик |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.