г. Краснодар |
|
02 сентября 2015 г. |
Дело N А61-1003/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Савенко Л.И., судей Айбатулина К.К. и Рыжкова Ю.В., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная компания Северного Кавказа" (ИНН 2632082033, ОГРН 1062632029778) - Сикоева М.М. (доверенность от 13.01.2015), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Энерготранс" (ИНН 1515914952, ОГРН 1081515000764) - Макиева Р.П. (доверенность от 13.01.2015), в отсутствие третьего лица - Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия - Алания, извещенной о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная компания Северного Кавказа" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 20.02.2014 (судья Носенко М.С.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2015 (судьи Жуков Е.В., Годило Н.Н., Сомов Е.Г.) по делу N А61-1003/2013, установил следующее.
ОАО "Межрегиональная распределительная компания Северного Кавказа" (далее - компания) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания с исковым заявлением к ООО "Энерготранс" (далее - общество) о взыскании 26 099 887 рублей 65 копеек неосновательного обогащения (уточненные требования).
Определением суда от 11.04.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Региональная служба по тарифам Республики Северная Осетия - Алания (далее - служба).
Решением суда от 20.02.2014, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 08.05.2015, в удовлетворении исковых требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что для компании не установлен индивидуальный тариф для расчета с обществом.
В кассационной жалобе компания просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда. Жалоба обоснована следующими доводами:
- общество взыскало стоимость услуг по передаче электрической энергии за 2011 год по единому котловому тарифу;
- суды не учли, что в котловом тарифе, утвержденном службой в постановлении от 17.12.2010 N 63, учтена необходимая валовая выручка (далее - НВВ) всех сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Северная Осетия - Алания, в том числе НВВ компании;
- общество в котловом тарифе получило денежные средства, предназначавшиеся компании, поскольку в 2011 году они являлись смежными сетевыми организациями;
- суды на основании выводов комиссионной экспертизы, а также разъяснений эксперта неправомерно пришли к выводу, что экспертное заключение не подтверждает законность и обоснованность исковых требований, поскольку перед экспертом не ставились правовые вопросы, эксперт должен был определить цену, подлежащую применению во взаиморасчетах между компанией и обществом;
- в экспертном заключении эксперт дал однозначный и четкий ответ, какая цена подлежит применению во взаиморасчетах между компанией и обществом, поэтому невозможность экспертным путем определить стоимость услуг компании по передаче электрической энергии по объему общей выручки общества за 2011 год ввиду непредставления им документов о валовой выручке общества за 2011 год не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
В судебном заседании стороны поддержали доводы жалобы и обосновали свои возражения.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (пункты 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, считает, что судебные акты надлежит отменить по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, компания является сетевой организацией, осуществляющей услуги по передаче электрической энергии по принадлежащим ей электрическим сетям.
К сетям компании в 2011 году были технологически присоединены сети общества, по которым передавалась электрическая энергия конечным потребителям.
Вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 15.08.2011 по делу N А61-1242/2011, от 17.08.2011 по делу N А61-1341/2011, от 16.07.2012 по делу N А61-702/2012 стоимость услуг по передаче электрической энергии за период с 01.01.2011 по 28.02.2011 и с 01.07.2011 по 31.12.2011 взыскана с гарантирующего поставщика (ОАО "Севкавказэнерго") в пользу общества по котловому тарифу, утвержденному постановлением службы от 17.12.2010 N 63 на услуги по передаче электрической энергии по сетям РСО - Алания на 2011 год.
Компания, полагая, что является исполнителем услуг по передаче электрической энергии по отношению к обществу (заказчик), обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании неосновательного обогащения, состоящего из стоимости услуг по передаче электрической энергии за период с 01.01.2011 по 28.02.2011 и с 01.07.2011 по 31.12.2011, оказанных смежной сетевой организацией, то есть своей части котлового тарифа.
Суды, отказывая в удовлетворении исковых требований, указали на отсутствие индивидуального тарифа для расчета со смежными сетевыми организациями и невозможность определения общей НВВ общества для исключения из него НВВ, причитающейся компании.
Однако суды, разрешая спор, неверно определили предмет доказывания и субъектный состав рассматриваемого дела.
Решениями Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания по делам N А61-1242/2011, N А61-1341/2011, N А61-702/2012 в пользу одной из сетевых компаний, оказывающих услуги по транспортировке электроэнергии, взыскан котловой тариф, то есть все денежные средства, подлежащие перераспределению между всеми сетевыми организациями. В рамках рассматриваемого дела разрешается спор о распределении котлового тарифа между смежными сетевыми организациями, ранее взысканного в пользу общества. Согласно обстоятельствам, установленным в рамках дел N А61-1242/2011, А61-1341/2011, А61-702/2012, поставку электроэнергии потребителям гарантирующего поставщика (ОАО "Севкавказэнерго") оказывали по сетям три сетевые организации: общество, компания и ВМУП "Владикавказэнерго". Для правильного разрешения спора, суть которого - распределение котлового тарифа между сетевыми организациями, необходимо участие всех сетевых организаций, оказывающих услуги по транспортировке электроэнергии по спорным точкам поставки. С учетом изложенного и прямого указания в судебных актах того, что в рамках дел N А61-1242/2011, А61-1341/2011, А61-702/2012 взыскан котловой тариф, часть которого причиталась ВМУП "Владикавказэнерго", рассмотрение дела без участия последнего нарушает его права как лица, претендующего на часть котлового тарифа.
Гражданско-правовые отношения, связанные с поставкой и передачей электрической энергии на розничном рынке электрической энергии, регулировались в спорном периоде Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2).
В пункте 42 Правил N 861 предусмотрено, что расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями договору осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер. Расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых в соответствии с указанным договором услуг включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы другой стороны указанного договора от предоставляемых ею по этому договору услуг и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны в сумме обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
В информационном письме Федеральной службы по тарифам от 04.09.2007 N ЕЯ-5133/12 "О введении котлового метода расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии" определено, что во исполнение положений пункта 42 Правил N 861 ФСТ России разработала изменения и дополнения в Методические указания N 20-э/2, которые предусматривают порядок расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии котловым методом. Изменения и дополнения утверждены приказом ФСТ России от 31.07.2007 N 138-э/6.
Согласно названному приказу на 2008 год и последующие годы во всех субъектах Российской Федерации должен быть рассчитан и утвержден единый (котловой) тариф на услуги по передаче электрической энергии. При "котловом методе" устанавливается единый (дифференцированный по группам потребителей) тариф на услуги по передаче электрической энергии, который в совокупности определяется на основе НВВ для каждой сетевой организации, расположенной на территории субъекта Российской Федерации. При таком тарифном методе покупатели и продавцы электрической энергии оплачивают услуги по передаче электрической энергии держателю котла по указанному единому тарифу независимо от того, через какие сети осуществлялась передача электрической энергии и сколько сетевых организаций участвовало в оказании услуг по передаче электрической энергии. В свою очередь держатель котла должен рассчитаться с территориальной сетевой организацией за услуги, оказанные по передаче электроэнергии с использованием сетей, участвующих в перетоке ресурса, по индивидуальному тарифу.
В статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" услуги по передаче электрической энергии определены как комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов; данные услуги оказываются сетевыми организациями (пункты 2 и 3 статьи 26 Закона об электроэнергетике).
К сетевым организациям относятся организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, а также осуществляющие право заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, принадлежащим другим собственникам и иным законным владельцам и входящих в единую национальную электрическую сеть (пункт 2 Правил N 861).
В соответствии с пунктом 8 Правил N 861 в целях обеспечения исполнения обязательств перед потребителями услуг (покупателями и продавцами электрической энергии) сетевая организация заключает договоры с иными сетевыми организациями, имеющими технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых данная сетевая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии в соответствии с Правилами N 861.
Конечные потребители оплачивают услуги по передаче электроэнергии по единому "котловому" тарифу, который гарантирует равенство тарифов для всех потребителей услуг, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе, и обеспечивает совокупную необходимую валовую выручку всех сетевых организаций региона, входящих в "котел". Ввиду того, что фактические затраты сетевых организаций в регионе различны, для получения положенной им экономически обоснованной НВВ каждой паре сетевых организаций утверждается индивидуальный тариф взаиморасчетов, по которому одна сетевая организация должна передать другой дополнительно полученные денежные средства (подпункт 3 пункта 3 Основ ценообразования, пункты 49, 52 Методические указания N 20-э/2).
Как следует из Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, принципов и методов расчета цен (тарифов), установленных в разделе III Основ ценообразования, а также пунктов 43, 44, 47 - 49, 52 Методических указаний N 20-э/2, тариф устанавливается так, чтобы обеспечить сетевой организации экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования, то есть объем НВВ. При этом базовые величины для расчета ставок тарифов рассчитываются исходя из характеристик объектов электросетевого хозяйства, находившихся в законном владении сетевой организации на момент принятия тарифного решения. Инициатором принятия тарифного решения является регулируемая организация, которая представляет в регулирующий орган исходные сведения для установления тарифа.
Из указанных правовых норм следует, что в основе тарифа лежит экономическое обоснование НВВ регулируемой организации. Распределение совокупной НВВ всех сетевых организаций региона посредством применения индивидуальных тарифов для смежных пар объективно обусловлено составом электросетевого хозяйства сетевых организаций и объемом перетока электроэнергии через объекты электросетевого хозяйства.
По общему правилу сетевые организации получают плату за услуги по передаче электроэнергии по установленным им тарифам по тем объектам электросетевого хозяйства, которые учитывались регулирующим органом при принятии тарифного решения. Такой порядок распределения совокупной НВВ экономически обоснован и обеспечивает баланс интересов сетевых организаций.
Законодательство гарантирует субъектам электроэнергетики соблюдение их экономических интересов в случае осуществления ими деятельности разумно и добросовестно и не запрещает сетевой организации получать плату за услуги по передаче электроэнергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, поступивших в ее законное владение в течение периода регулирования. Объективно возникающий в этом случае дисбаланс корректируется впоследствии мерами тарифного регулирования, которыми предусмотрено возмещение убытков регулируемым организациям в последующих периодах регулирования при наличии неучтенных расходов, понесенных по не зависящим от этих организаций причинам (пункт 7 Основ ценообразования, пункт 20 Методических указаний N 20-э/2). Искусственное создание ситуации, влекущей убытки, к таким случаям не относится.
В то же время критерии оценки обоснованности затрат на оказание услуг по передаче электроэнергии одинаковы для всех сетевых организаций, а законодательством предусмотрены механизмы, позволяющие распределить между сетевыми организациями совокупную НВВ, не нарушая по существу экономическое обоснование тарифного решения и не применяя указанные выше меры тарифного регулирования.
Положениями пункта 49 Методических указаний N 20-э/2 также предусмотрено, что расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым пункта 27 настоящих Методических указаний предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).
При этом в целях обеспечения каждой сетевой организации средствами в размере ее необходимой валовой выручки обеспечивается перераспределение полученных по единому (котловому) тарифу средств между сетевыми организациями в соответствии с названными Методическими указаниями.
Таким образом, при "котловом методе" на территории субъекта Российской Федерации устанавливается единый (дифференцированный по группам потребителей) тариф на услуги по передаче электрической энергии. Покупатели и продавцы электрической энергии оплачивают услуги по передаче электрической энергии на основании указанного единого тарифа, независимо от того, через какие сети осуществлялась передача электрической энергии и сколько сетевых организаций участвовало в оказании услуги.
Денежные средства, получаемые от гарантирующих поставщиков и энергосбытовых организаций за передачу электрической энергии, должны аккумулироваться у сетевой организации, на которую возложены соответствующие функции с последующей передачей части полученных средств сетевым организациям по установленным для них индивидуальным тарифам. Сетевые организации рассчитываются между собой за оказанные услуги по передаче электрической энергии на основании индивидуальных тарифов.
"Котловой" тариф учитывает расходы всех сетевых организаций.
Общество взыскало по предыдущему делу с гарантирующего поставщика котловой тариф в качестве сетевой организации, оказавшей услуги по передаче энергии. В качестве таковой общество в силу пункта 8 Правил N 861 должно было заключить договоры с иными (смежными) сетевыми организациями (в том числе с компанией), с использованием объектов, которыми оказывало услуги по передаче, с установлением уполномоченным лицом индивидуального тарифа для каждой из них. Однако общество такие договоры не заключило и по настоящему делу использует это обстоятельство для отказа в распределении котлового тарифа между смежными сетевыми организациями, оказавшими ему услуги, тем самым фактически извлекая преимущества и выгоды из ненадлежащего исполнения предусмотренной законом обязанности.
С учетом изложенного, суды необоснованно отказали в удовлетворении исковых требований, поскольку подобный подход судебных инстанций приводит к неосновательному обогащению одной сетевой организации, получившей весь котловой тариф, в котором должны были учитываться НВВ всех сетевых организаций, оказывающих услуги по транспортировке электроэнергии.
Суды верно указали на затруднительность определения причитающейся части каждой сетевой организации ввиду отсутствия индивидуальных тарифов для расчета между смежными организациями. Однако полный отказ в иске нарушает конституционный принцип справедливости и лишает заявителя возможности восстановления его нарушенных прав. Объективная сложность доказывания размера причитающегося компании части котлового тарифа не должна снижать уровень правовой защищенности сетевой компании, которая при отсутствии договорных отношений с обществом фактически оказала ему услуги по передаче электроэнергии. В этом случае стоимость услуг по передаче электроэнергии должна быть определена с учетом всех обстоятельств дела.
Заключением экспертизы от 11.03.2015 определена цена, подлежащая применению во взаимоотношениях между компанией и обществом на услуги по передаче электроэнергии за январь-февраль 2011 года за 1 МВт/ч, которая составила 933 рубля 14 коп. Цена, подлежащая применению во взаимоотношениях между компанией и обществом на услуги по передаче электроэнергии за июль-декабрь 2011 года, составила 972 рубля 36 копеек. Объем услуг по передаче электроэнергии, оказанных истцом обществу также определен заключением эксперта. Кроме того, он установлен ранее принятыми судебными актами по делам N А61-1242/2011, А61-1341/2011, А61-702/2012, поэтому ответчик не вправе ссылаться на то, что указанный объем с ним не согласован. При таких обстоятельствах суды после привлечения к участию в деле ВМУП "Владикавказэнерго" и выяснения его требований на часть котлового тарифа имеют возможность определить стоимость услуг по передаче электроэнергии, оказанных компании обществу.
Поскольку суды неполно установили существенные для дела обстоятельства, а у суда кассационной инстанции отсутствуют полномочия по установлению новых обстоятельств по делу, судебные акты надлежит отменить и передать дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела с учетом того, что стороны не состояли в договорных отношениях, суду необходимо выяснить размер НВВ всех сетевых организаций. Стоимость услуг компании по передаче электроэнергии обществу необходимо определить с учетом экспертного установления цен, подлежащих применению во взаиморасчетах компании и общества в спорный период, общего объема оказанных компанией услуг в спорный период по передаче электроэнергии обществу, размера части котлового тарифа, подлежащего оставлению у ответчика, и части котлового тарифа, подлежащего распределению между компанией и ВМУП "Владикавказэнерго".
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 20.02.2014 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2015 по делу N А61-1003/2013 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Северная Осетия - Алания.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.И. Савенко |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.