г. Краснодар |
|
31 августа 2015 г. |
Дело N А63-9610/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 августа 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Посаженникова М.В., судей Дорогиной Т.Н. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Арго" (ИНН 2626005270, ОГРН 1022601223050) - Акопджанова Дмитрия Юрьевича (доверенность от 28.05.2015), в отсутствие в судебном заседании заинтересованных лиц - Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 7703381225, ОГРН 1047703033300), Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу (ИНН 2626042723, ОГРН 1102650002212), третьих лиц - Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 7709561778, ОГРН 1047796607650), Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ИНН 2632101222, ОГРН 1127747288910), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе посредством размещения информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.02.2015 (судья Быкодорова Л.В.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2015 (судьи Параскевова С.А., Белов Д.А., Цигельников И.А.) по делу N А63-9610/2014, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Арго" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Департаменту Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - департамент), к Федеральной службе по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) о признании незаконным решения департамента об отказе в переоформлении лицензии по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, об обязании департамента устранить допущенные нарушения, переоформив обществу лицензию на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности; об обязании Росприроднадзора включить в государственный реестр объектов размещения отходов объекты, принадлежащие обществу: полигон твердых бытовых отходов, расположенный в селе Марьины колодцы Минераловодского района, полигон твердых бытовых отходов, расположенный в поселке Коммунар Предгорного района (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда первой инстанции от 09.02.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 19.05.2015, заявленные обществом требования удовлетворены.
Судебные акты мотивированы тем, что оспариваемые действия и решение не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа департамент и Росприроднадзор подали кассационные жалобы, в которых просят решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалоб указано, что, по мнению контролирующих органов, общество не соответствует требованиям, предъявляемым к соискателям лицензии на данные виды деятельности.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и проверив законность судебных актов, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество направило в департамент заявление от 01.08.2014 N 229 о переоформлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности от 04.09.2009 N ОП-35-001708 (срок действия лицензии до 04.09.2014), а также письмо от 28.07.2014 N 222 с приложением характеристик полигонов для внесения сведений о них в государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО).
Департамент, отказывая обществу в переоформлении лицензии и включении полигонов в ГРОРО, в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", оформил приказ от 15.08.2014 N 1756 (в редакции приказа от 15.08.2014 N 1757) и направил в адрес общества письмо от 15.08.2014 N 01-16/1181 об отказе в переоформлении лицензии по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Отказывая обществу в переоформлении лицензии, контролирующий орган указал на несоответствие лицензиата требованиям пункта 3 "е" Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 255.
Согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в редакции, действовавшей до 30.06.2015 (далее - Федеральный закон), деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Согласно подпункту "е" пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 255, к лицензионным требованиям при осуществлении деятельности в области обращения с отходами относится, в том числе, проведение лицензиатом мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
В соответствии с СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7. "Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила" для полигона ТБО разрабатывается специальная программа (план) производственного контроля, предусматривающий: контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона.
Согласно Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства Российской Федерации 02.11.1996, проект мониторинга полигона ТБО разрабатывается по техническому заданию владельца полигона и согласовывается с уполномоченными на это органами.
Порядок осуществления обществом экологического мониторинга в рамках производственного контроля согласован Департаментом Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу 26.06.2014 за N 11-07/3048.
В рамках экологического мониторинга обществом проводятся лабораторные химические исследования подземных грунтовых вод, химический анализ почвы, анализ атмосферного воздуха на содержание вредных веществ в районе полигонов ТБО, на границе пятисотметровой санитарно-защитной зоны и в пределах границы указанной санитарно-защитной зоны.
Суды правильно установили, что представленными в материалы дела документальными доказательствами подтверждается проведение обществом исследований по показателям загрязняющих веществ.
Таким образом, судами обоснованно отклонен довод жалоб о невыполнении обществом требований подпункта "е" пункта 3 Положения.
Кроме того, в обоснование отказа обществу в переоформлении лицензии контролирующий орган указал, что полигон N 1, расположенный по адресу: Ставропольский край, Предгорный район (далее - полигон N 1), и полигон N 2, расположенный по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, в границах АКХ "Первомайский" (далее - полигон N 2), принадлежащие обществу, находятся на территории эколого-курортного региона Кавказские Минеральные Воды, где запрещается размещение подобных объектов.
Указанные обстоятельства исследованы судебными инстанциями надлежащим образом и доводы контролирующих органов в данной части правомерно признаны необоснованными ввиду следующего.
Указом Президента Российской Федерации от 27.03.1992 N 309 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации" району Кавказские Минеральные Воды придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации в границах округа санитарной защиты курорта.
В соответствии с данным Указом, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 06.07.1992 N 462, которым утвердило Положение об особо охраняемом эколого-курортном регионе - Кавказские Минеральные Воды (далее - Положение).
В пункте 4 раздела II Положения указано, что на территории КМВ запрещается устройство свалок и скотомогильников, а также полигонов для захоронения различных токсичных веществ.
Судебные инстанции обоснованно указали, что данная правовая норма не содержит запрет на размещение на территории КМВ полигонов твердых бытовых отходов.
Национальный стандарт Российской Федерации. "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I - IV класса опасности. Основные требования. ГОСТ Р 53691-2009" (далее - ГОСТ Р 53691-2009) в пункте 3.3 предусматривает, что твердыми бытовыми отходами являются отходы потребления, образующиеся у населения, в том числе при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц, а также устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода.
В приложении "И" ГОСТ Р 53691-2009 содержится понятие "токсичные (ядовитые) отходы", под которыми понимаются отходы, которые при попадании внутрь организма через органы дыхания, пищеварения или кожу способны вызвать смерть человека или оказать на него сильное отрицательное воздействие.
Согласно письму Минприроды России от 11.07.1995 N 01-11/29-2002 санкционированные свалки - это разрешенные органами исполнительной власти территории (существующие площадки) для размещения промышленных и бытовых отходов, но не обустроенные в соответствии со СНиП. Такие объекты являются временными, подлежат обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП.
Из представленных в материалы дела акта государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 11.06.2002, кадастровых выписок от 02.12.2009 N 26/202/09-1524, от 21.09.2012 N 26/501/12-248685, акта рабочей комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 27.03.2002 N 75-р следует, что имеющиеся у общества полигоны N 1 и 2 предназначены для размещения ТБО.
Исходя из этого, судебными инстанциями сделан обоснованный вывод о том, что объекты общества не являются свалками в смысле природоохранного законодательства.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
Таким образом, хранение и захоронение отходов - самостоятельные способы размещения отходов.
Судебные инстанции обоснованно указали, что заявление общества о переоформлении лицензии не содержит сведений о таком виде работ, как захоронение отходов, в том числе токсичных веществ.
Исходя из этого, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о том, что в действиях общества отсутствует нарушение законодательства, определяющего правовой статус и порядок функционирования эколого-курортного региона Кавказские Минеральные Воды.
При отказе обществу в переоформлении лицензии контролирующий орган указал, что объекты размещения отходов (полигоны N 1 и 2), принадлежащие обществу, не включены в ГРОРО.
Применительно к данному обстоятельству судами обоснованно указано следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 N 717 "О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" полномочия по ведению государственного кадастра отходов и государственного учета в области обращения с отходами, а также проведению работы по паспортизации отходов I - IV класса опасности переданы от Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору к Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.
Согласно пункту 18 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утверждённого приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 и вступившего в законную силу с 01.08.2014 (далее - Порядок), ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 49 (далее - Правила).
В силу пункта 4 Правил инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденных приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 49, инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет.
Согласно письму Средне-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17.03.2010 N 04/2053 объекты размещения отходов, эксплуатируемые обществом на территории Минераловодского и Предгорного районов, внесены Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в Государственный реестр объектов размещения отходов.
Как следует из материалов дела, общество направило в департамент заявление от 28.07.2014 N 222 о внесении сведений об объектах размещения отходов в ГРОРО с приложением их характеристик, заполненных в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Срок, в течение которого подается заявление на включение объекта в ГРОРО в связи с передачей полномочий по его ведению Росприроднадзору, Порядком не установлен.
Учитывая, что спорные полигоны изначально были включены в Реестр и заявление общества о включении объектов в ГРОРО связано в первую очередь с передачей полномочий по его ведению от одного государственного органа к другому, то органами экологического контроля сделан неверный вывод о нарушении обществом условий лицензии.
Доводы кассационных жалоб направлены на переоценку исследованных судами доказательств и в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права применены судами правильно, процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.02.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2015 по делу N А63-9610/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Посаженников |
Судьи |
Т.Н. Дорогина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.