Российская организация является подрядчиком по строительству отдельных объектов нефтеперерабатывающего завода (НПЗ), расположенного на территории Социалистической Республики Вьетнам.
В рамках выполнения контракта по строительству российской организацией заключены контракт на проектирование объектов НПЗ с компанией, зарегистрированной в Тайване, а также контракт на оказание консультационных услуг с компанией, зарегистрированной во Вьетнаме.
Просим разъяснить, возникают ли у Российской организации обязанности по уплате НДС с платежей за границу по контрактам с Тайваньской и Вьетнамской фирмами
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 главы 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость является реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
При определении места реализации работ (услуг) следует руководствоваться ст. 148 Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 148 Кодекса местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. Местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица. Указанное положение применяется при оказании консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. К инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги).
В связи с изложенным, а также учитывая, что российская организация является заказчиком (покупателем) работ по проектированию объектов нефтеперерабатывающего завода, выполняемых тайваньской компанией, и консультационных услуг, оказываемых вьетнамской фирмой, местом реализации таких работ и услуг признается территория Российской Федерации и они облагаются налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
При этом следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 161 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.
Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
При этом налоговая база определяется налоговыми агентами. Налоговыми агентами признаются лица, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные главой 21 Кодекса.
Пунктом 4 ст. 164 Кодекса предусмотрено, что при удержании налога налоговыми агентами в соответствии со ст. 161 Кодекса налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной п. 2 или п. 3 ст. 164 Кодекса, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.
Разъяснения подготовлены на основании официального письма УМНС России по г. Москве исх. N 24-11/54594 от 8 ноября 2002 г., подписанного заместителем руководителя Управления МНС России по г. Москве советником налоговой службы Российской Федерации I ранга А.А. Глинкиным
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Московский налоговый курьер"
Учредители - Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Москве, АНО "Редакция журнала "Российский налоговый курьер"
Издатель - ООО "СТАТУС-КВО 97"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N А-1855 от 07.04.2000, выданное Московским региональным управлением регистрации и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации Государственного комитета Российской Федерации по печати
Адрес издателя: 109457, г. Москва, ул. Зеленодольская, д. 19, корп. 1