Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к решению
Совета депутатов
Инсарского муниципального района
от 02 февраля 2023 г. N 3
Раздел 4. Приоритетные направления по основным отраслям социально-экономического развития.
4.1. Основные направления развития человеческого капитала и социальной сферы муниципального образования.
Существующая система муниципального общего образования в целом удовлетворяет современные образовательные запросы населения. Сеть образовательных организаций дошкольного, общего и дополнительного образования позволяет предоставлять необходимое образование населению по уровням дошкольного, общего, а также по различным программам дополнительного образования. Образовательные организации района в полном объёме выполняют свои задачи.
Вместе с тем, на фоне отрицательной демографической ситуации, в районе наблюдается уменьшение численности обучающихся.
Все образовательные организации Инсарского района имеют хорошую транспортную доступность, что позволяет удовлетворять запросы населения в образовательных организациях, находящихся в непосредственной близости от места жительства или на маршрутах школьного и общественного транспорта.
В связи с внедрением ФГОС в учебно-воспитательный процесс дальнейшим приоритетом в работе является совершенствование стиля и методов работы, изменение подходов к организации всего образовательного процесса, внедрение развивающих методик организации учебных занятий, замену традиционной системы оценивания на комплексную оценку достижений, совершенствование процедуры независимой (внешней) оценки учебных достижений. В учебно-воспитательный процесс вводятся новые направления и формы обучения.
Созданные базовые условия для поддержки талантливых детей, инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья требуют дальнейшего совершенствования.
Учитывая положительные результаты и имеющиеся нерешенные проблемы, необходим ряд мероприятий, способствующих развитию инфраструктуры образования, ориентированные на:
- повышение конкурентоспособности образовательных организаций путем повышения уровня требований к учителю, гарантирующих соответствующее качество образования;
- необходимость обновления кадрового потенциала педагогического и административного состава;
- обеспеченность доступа детей с ограниченными возможностями здоровья или детей и молодежи из социально слабозащищенных групп населения к получению общего и дополнительного образования;
- создание и реализация программ формирования у молодого поколения культуры здорового и безопасного образа жизни, развития творческих способностей и активной гражданской позиции.
- обеспечение функционирования системы мониторинга дополнительного образования;
- реализация мер популяризации среди детей и молодежи научно-образовательной и творческой деятельности, выявление талантливой молодежи;
- формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов;
- создание благоприятных условий для безопасной перевозки детей в связи с дальнейшей оптимизацией сети образовательных учреждений;
- развитие кадрового потенциала с использованием подходов, позволяющих привлечь и заинтересовать молодых педагогов дополнительными льготами, в том числе в части оплаты труда, повышения расходов на новое строительство и другое.
- разработка мер по повышению качества учебных достижений;
- улучшение материально-технической базы образовательных организаций.
В сфере физической культуры и спорта продолжится работа по улучшению материально-технического оснащения объектов и вовлечение жителей Инсарского района в регулярные занятия физической культурой и спортом.
В сфере культуры вместе с укреплением материально-технического оснащения объектов культуры планируется капитальный ремонт МБУК" Дом культуры Инсарского муниципального района", стоимость проекта - 12666,8 тыс. руб., год реализации - 2024 г.
В сфере молодежной политики продолжится формирование системы социальной самореализации и профессионального самоопределения молодежи, развитие потенциала молодежи.
Для улучшения демографической ситуации в Инсарском муниципальном районе требуется осуществить комплекс мер, включающий широкий круг административно-правовых, социально-экономических мероприятий, которые оказывают влияние на демографические процессы, и направлены на:
- повышение уровня рождаемости;
- сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности жизни, создание условий для ведения здорового образа жизни;
- укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков, сокращение уровня материнской и младенческой смертности;
- сокращение общего уровня смертности населения, в том числе от социально значимых заболеваний и внешних причин;
- укрепление института семьи, возрождение и сохранение традиций крепких семейных отношений, поддержку материнства и детства;
- улучшение миграционной ситуации.
Повышение занятости и уровня жизни населения района являются первоочередными задачами муниципальной власти.
4.2. Основные направления экономического развития, повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности Инсарского муниципального района
В настоящее время развитие агропромышленного производства входит в число приоритетных задач экономической политики и является ключевым элементом социально-экономического развития Республики Мордовия.
Одним из перспективных направлений развития сельскохозяйственной отрасли Инсарского муниципального района заключается в том, чтобы существенно увеличить объемы производства продукции животноводства за счет:
- строительства семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;
- ежегодной поддержки начинающих фермеров - (в виде гранта на приобретение материальных ресурсов (не более 90% затрат) и единовременной помощи для бытового обустройства);
- строительства животноводческого комплекса на 4800 голов свиноматок в с. Засечная Слобода (ООО "Мордовский племенной центр), стоимость проекта - 852,8 млн. руб., год ввода в эксплуатацию - 2018.
- строительства молочного комплекса на 1200 голов коров в с. Казеевка, (ООО "МолАгро") стоимость проекта - 1063 млн. руб., год ввода в эксплуатацию - 2019 г.
- строительства животноводческого комплекса на 4800 голов свиноматок в с. Ямщина (ООО "Симбирский бекон"), стоимость проекта - 2,4 млрд. руб., год ввода в эксплуатацию - 2025.
Реализация названных направлений позволит существенно увеличить объемы производства продукции животноводства, будет способствовать развитию сельских территорий, повышению уровня жизни на селе, росту конкурентоспособности производимой сельскохозяйственной продукции. В отрасли животноводства к 2025 году будут достигнуты определенные положительные результаты. Дополнительно будет производиться мяса (скот и птица на убой в живом весе) в год - 18500 тонн, молока - 33800 тонн.
Одним из ведущих принципов кадровой политики в сельском хозяйстве должно быть систематическое рациональное обновление кадров с сохранением стабильности и преемственности их основного состава при использовании способностей и достоинств всех поколений работников. В связи с этим планируется большая работа по стимулированию, обучению и закреплению молодых специалистов в сельскохозяйственном производстве. Объем финансирования предусмотрен на 2019 - 2021 годы с республиканского бюджета в размере 7554 тыс. руб. На период до 2025 годы финансирование данного направления будет продолжено.
Одной из основных задач, стоящих перед районом - это приобретение сельскохозяйственными товаропроизводителями высокотехнологических машин и оборудования.
Обеспечение роста объемов производства основных видов продукции растениеводства во многом зависит от обеспечения качественными семенами основных сельскохозяйственных культур. По этому часть затрат на приобретение элитных семян сельскохозяйственными товаропроизводителями Инсарского муниципального района субсидируются. Планируется ежегодное приобретение элитных семян.
Развитие малого и среднего предпринимательства в Инсарском районе предполагается осуществлять и путем увеличения числа субъектов малого и среднего предпринимательства.
Для промышленного комплекса района основным направлением на долгосрочную перспективу является создание новых и модернизация существующих промышленных производств.
Развитие потребительского рынка на долгосрочную перспективу прогнозируется за счет расширения торговой сети, дистанционной торговли и т.д.
Выполнение технической инвентаризации и паспортизации объектов муниципального имущества, проведение работ по постановке муниципальной собственности на государственный кадастровый учет, осуществление дальнейшей регистрации прав собственности на объекты муниципальной собственности являются важными условиями для пополнения бюджета Инсарского муниципального района.
4.3. Основные направления повышения эффективности управления муниципальными финансами
Приоритеты политики в сфере управления муниципальными финансами Инсарского муниципального района определены ежегодными посланиями Главы Республики Мордовия Государственному собранию Республики Мордовия, основными направлениями бюджетной и налоговой политики Инсарского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период.
Основным стратегическим приоритетом политики в сфере управления муниципальными финансами Инсарского муниципального района является эффективное использование бюджетных ресурсов для обеспечения динамичного развития экономики, повышения уровня жизни населения и формирования благоприятных условий жизнедеятельности в Инсарском муниципальном районе.
Основными направлениями повышения эффективности управления муниципальными финансами являются:
- повышение бюджетного потенциала, устойчивости и сбалансированности системы муниципальных финансов в Инсарском муниципальном районе;
- оптимизация долговой нагрузки на бюджет Инсарского муниципального района;
- обеспечение эффективного функционирования сектора экономики Инсарского муниципального района;
- обеспечение контроля за соблюдением бюджетного законодательства.
В предстоящем периоде необходимо сосредоточиться на:
- повышении прозрачности процедур составления, изменения и исполнения бюджета Инсарского муниципального района;
- обеспечении гибкости бюджетных процедур в случае изменения экономических условий или тактических приоритетов;
- продолжении работы по инвентаризации всех имеющихся расходных обязательств Инсарского муниципального района Республики Мордовия и их анализу с целью определения соответствия приоритетам развития, чувствительности к изменениям макроэкономических условий;
- сокращении неэффективных расходов и отказе от принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных реальными доходными источниками и не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами к полномочиям муниципальных районов;
- выявлении резервов и перераспределении расходов бюджета Инсарского муниципального района с учетом изменения структуры бюджетных расходов в пользу приоритетных направлений, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., и проектов, создающих условия для социально-экономического развития;
- распределении ресурсов с учетом результативности, достигнутой в отчетных периодах.
Одним из ключевых инструментов повышения эффективности бюджетных расходов является совершенствование программно-целевых методов планирования путем планирования мероприятий муниципальных программ с учетом приоритетов социально-экономического развития района и реальных финансовых возможностей бюджета Инсарского муниципального района, расширение практики внедрения принципов проектного управления, дальнейшего совершенствования оценки эффективности реализации муниципальных программ, повышения ответственности исполнителей муниципальных программ за достижение наилучших результатов в рамках ограниченных финансовых ресурсов.
Развитие системы стратегического планирования в Инсарском муниципальном районе Республике Мордовия потребует приведения объемов финансового обеспечения муниципальных программ на весь период их действия в соответствие с реальными возможностями бюджета Инсарского муниципального района.
Существенный резерв повышения эффективности бюджетных расходов лежит в области подготовки бюджетных решений. В борьбе за эффективное использование бюджетных средств требуется смещение акцента на оценку обоснованности решений. Необходимо активно использовать оценку эффективности бюджетных расходов уже на этапе их планирования.
В 2019 году и в периоде до 2025 годов обеспечение привлечения средств федерального, республиканского бюджета для финансирования расходных обязательств и выполнение условий софинансирования по средствам федерального, республиканского бюджета должны быть детально просчитаны, а запрашиваемые бюджетные ресурсы - иметь реальную потребность, оценимый эффект от использования средств и при этом не создавать дополнительной нагрузки на бюджет Инсарского муниципального района.
В рамках повышения эффективности оказания муниципальных услуг необходимо продолжить работу по созданию стимулов для более рационального и экономного использования бюджетных средств, включающую в себя:
- оптимизацию бюджетной сети за счет ликвидации или изменения типа муниципальных учреждений, оказывающих услуги исключительно в интересах органов местного самоуправления, в основном, на платной основе. Прежде всего, это относится к таким значимым для общества сферам, как образование, культура;
- установление моратория на увеличение численности работников бюджетной сферы;
- оптимизацию расходов на содержание муниципальных учреждений путем повышения эффективности использования муниципального имущества, находящегося в пользовании муниципальных учреждений (в том числе передача части площадей в аренду, консервация свободных площадей), экономии на муниципальных закупках товаров, работ и услуг, в том числе за счет предотвращения завышения начальных цен закупок, отказа от закупок товаров и услуг повышенной комфортности, расширения практики проведения совместных торгов;
- повышение муниципальными учреждениями эффективности и качества оказываемых (выполняемых) ими муниципальных услуг (работ), а также эффективности их деятельности за счет всех источников доходов муниципального учреждения, в том числе за счет доходов, полученных ими от приносящей доход деятельности, направляемых на достижение целей деятельности муниципальных учреждений, определенных уставами, (своевременная оплата муниципальных контрактов и гражданско-правовых договоров, своевременная выплата заработной платы, повышение уровня оплаты труда работников учреждений в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., своевременная оплата коммунальных услуг, отсутствие кредиторской задолженности);
- вывод непрофильных функций муниципальных учреждений Инсарского муниципального района Республики Мордовия на аутсорсинг;
- повышение производительности персонала муниципальных учреждений на основе перераспределения функциональных обязанностей и нагрузки;
- дальнейшее внедрение системы "эффективного контракта", являющегося действенным инструментом повышения качества муниципальных услуг и четко определяющего условия оплаты труда каждого работника муниципального учреждения в зависимости от результатов выполняемой им работы и качества оказываемых услуг.
Также необходимо продолжить мониторинг деятельности муниципальных учреждений с целью проверки эффективности использования ими финансовых ресурсов, выполнения установленных муниципальным заданий и эффективности использования муниципального имущества Инсарского муниципального района Республики Мордовия.
Расходы бюджета Инсарского муниципального района на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) должны планироваться исходя из необходимых гарантированных объемов услуг (работ) с соблюдением установленных стандартов и показателей их качества, а не методом индексации расходов отчетных периодов с учетом различных индексов-дефляторов или показателей бюджетной сети.
Публичности процесса управления муниципальными финансами должно способствовать дальнейшее совершенствование механизмов предоставления информации о бюджетном процессе и бюджетном устройстве для граждан с учетом современных требований к визуализации информации.
Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих приоритетных задач:
- совершенствование бюджетных прогнозов, развитие системы бюджетного планирования;
- наращивание доходного потенциала, оптимизация расходов;
- повышение эффективности и качества предоставления муниципальных услуг;
- формирование, ведение и развитие общедоступных информационных ресурсов.
Реализация мероприятий позволит:
- обеспечить сбалансированность и устойчивость бюджета Инсарского муниципального района, его формирование на основе программно-целевого подхода, эффективную систему управления муниципальными финансами в качестве одного из ключевых механизмов динамичного социально-экономического развития и повышения качества жизни населения Инсарского муниципального района в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- повысить бюджетный потенциал Инсарского района как за счет роста собственной доходной базы бюджета Инсарского муниципального района, так и за счет эффективного осуществления бюджетных расходов с нацеленностью их на достижение конечного социально-экономического результата;
- определить финансовые условия на долгосрочную перспективу для решения задач социально-экономического развития Инсарского муниципального района;
- не допускать образования просроченной кредиторской задолженности;
- создать условия для повышения эффективности управления муниципальными финансами для выполнения муниципальных функций и обеспечения потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, повышения их доступности и качества.
4.4 Основные направления повышения эффективности муниципального управления
С учетом современных потребностей и динамики развития муниципальной службы необходимо улучшать материально-техническое оснащение муниципальных учреждений района и продолжить непрерывное профессиональное обучение муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности на постоянной основе.
Реорганизация сельских поселений района позволит повысить эффективность управления территориями, поднимет уровень доверия населения к местным органам власти, ускорит социально-экономическое развитие.
4.5 Пространственное развитие Инсарского муниципального района
Основные тенденции пространственного развития
Среди основных тенденций пространственного развития можно выделить следующие:
1. Сохраняющиеся ограничения социально-экономического развития сельских территорий. Значительная часть сельских территорий характеризуется узкоспециализированной структурой экономики и недостаточно развитым рынком труда, низким уровнем инвестиций в инфраструктуру, недостаточной транспортной связанностью с крупными городскими агломерациями или административными центрами.
2. Отток населения. Так, за последние пять лет снижение численности населения составило 8,4%.
3. Сохраняется низкий уровень транспортной доступности многих сельских населенных пунктов, в том числе по причине высокой доли региональных и местных автомобильных дорог, находящихся в ненормативном транспортно-эксплуатационном состоянии.
Цель и приоритетные задачи пространственного развития
1. Целью пространственного развития территории является устойчивое и эффективное развитие территорий, обеспечивающее развитие человеческого капитала, повышение темпов экономического роста.
2. Для достижения цели пространственного развития необходимо решение следующих приоритетных задач:
- социально-экономическое развитие сельских территорий, обеспечивающее повышение устойчивости пространственной системы;
- снятие инфраструктурных ограничений экономического роста, обеспечение роста транспортной связанности населенных пунктов;
- совершенствование территориальной организации оказания услуг отраслей социальной сферы.
Основные направления по реализации приоритетных задач пространственного развития:
- формирование в обрабатывающей промышленности, агропромышленном комплексе, сфере услуг конкурентоспособных несырьевых секторов;
- поддержка проектов, направленных на повышение производительности труда;
- социально-экономического развитие сельских территорий;
- совершенствование системы профессионального образования за счет развития целевой формы обучения.
- улучшение качества городской среды через обеспечение жилого фонда коммунальной инфраструктурой, решение проблем ветхого и аварийного жилья, приведение в нормативное состояние региональных и местных дорог, развитие общественного транспорта, в том числе обновление парка общественного транспорта, снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха.
- повышение уровня благоустройства сельских населенных пунктов с обязательным учетом мнения местного населения.
- повышение качества питьевой воды для населения, в том числе для жителей населенных пунктов, не оборудованных современными системами централизованного водоснабжения.
- сохранение и использование объектов природного и культурного наследия, формирующих туристско-рекреационный потенциал территорий, повышение транспортной доступности данных объектов. Сохранение, возрождение и развитие центров народных художественных промыслов.
- расширение поддержки инициатив местного населения в сфере предпринимательства.
- содействие повышению качества и расширению возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан за счет развития российского цифрового образовательного пространства, популяризации дистанционных программ обучения и переквалификации населения.
- обеспечение возможности реализации модели "управляемого сжатия" в населенных пунктах, не имеющих социально-экономических перспектив развития, путем оптимизации жилищно-коммунального хозяйства, объектов социальной инфраструктуры, обеспечения мобильности населения.
- содействие развитию на сельских территориях фермерства, повышение доступности для малых и средних товаропроизводителей рынков сбыта сельскохозяйственной продукции.
- поддержка мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия сельскохозяйственных земель, лесовосстановление, восстановление водных биоресурсов.
- обеспечение оптимальной доступности для населения услуг отраслей социальной сферы, не требующих узких компетенций и специализированного высокотехнологичного оборудования и помещений (в том числе для жителей населенных пунктов, расположенных на малонаселенных территориях).
Сохранению и развитию человеческого капитала будут способствовать повышение доступности услуг отраслей социальной сферы, в том числе за счет развития современных способов оказания услуг, улучшения транспортной доступности и положительных изменений в территориальной организации услуг.
Раздел 5. Ожидаемые результаты реализации Стратегии
В ходе реализации Стратегии в 2025 году ожидаются следующие результаты:
Развитие экономического потенциала:
- увеличение объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности "Обрабатывающие производства", "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха", "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" до 5203923 тыс. руб.
- увеличение объема производства продукции сельского хозяйства - продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий до 4729,6 млн. руб.
Повышение инвестиционной привлекательности:
- увеличение объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования до 750000 тыс. руб.;
- увеличение количества рабочих мест, созданных за счет реализации инвестиционных проектов не менее 18 человек.
Развитие малого и среднего предпринимательства:
- увеличение количества действующих субъектов малого и среднего предпринимательства, включая микропредприятия до 190 единиц;
- рост оборота малых и средних предприятий до 310000 тыс. руб. в сопоставимых ценах.
Развитие системы торгового и бытового обслуживания населения:
- увеличение объема оборота розничной торговли во всех каналах реализации до 1094817 тыс. рублей.
Демография, оценка уровня жизни:
- повышение коэффициента рождаемости - число родившихся на 1000 человек населения до 5,6;
- сдерживание коэффициента смертности - число умерших на 1000 человек населения до 20,3;
Развитие современного рынка труда, повышение доходов населения:
- рост среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников крупных и средних предприятий до 44323 рублей;
- снижение уровня официальной безработицы до 0,8%;
Муниципальные финансы:
- объем собственных доходов бюджета, за исключением доходов, полученных в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений из бюджетов других уровней и внебюджетных фондов до 80572,7 тыс. руб.;
- доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета в общем объеме собственных доходов бюджета муниципального образования до 59,3%.
Инфраструктурный потенциал:
- улучшить техническое состояние объектов и систем жилищно-коммунального комплекса, повысить качество обслуживания населения и создать более комфортные условия проживания;
Социальная сфера:
- создать комфортные условия для занятий физической культурой и спортом;
- укрепить материальную базу и техническую оснащенность объектов культуры;
- качественное обслуживание граждан через отделения социальной помощи;
- повысить уровень личной безопасности проживания населения.
Управление:
- повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Ожидаемые результаты реализации Стратегии по направлениям приведены в Приложении 2.
<< Назад |
Приложение 2 >> Приложение 2 |
|
Содержание Решение Совета депутатов Инсарского муниципального района Республики Мордовия от 2 февраля 2023 г. N 3 "О внесении изменений... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.