г. Краснодар |
|
10 сентября 2015 г. |
Дело N А18-717/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 сентября 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Кухаря В.Ф. и Рыжкова Ю.В., при участии в судебном заседании от ответчика - Министерства финансов Республики Ингушетия (ИНН 0602000061, ОГРН 1020600986735) - Алмазова А.М. (доверенность от 20.05.2015), в отсутствие истца - общества с ограниченной ответственностью "Панацея" (ИНН 0608025746, ОГРН 1130608004053) и третьих лиц: Министерства здравоохранения Республики Ингушетия (ИНН 0602006930, ОГРН 1020600984986) и Правительства Республики Ингушетия (ИНН 0602000696, ОГРН 1020600985932), извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы Министерства финансов Республики Ингушетия и Правительства Республики Ингушетия на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 04.03.2015 (судья Мержоев М.М.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015 (судьи Бейтуганов З.А., Годило Н.Н., Сомов Е.Г.) по делу N А18-717/2014, установил следующее.
ООО "Панацея" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с иском к Министерству финансов Республики Ингушетия (далее - минфин) о взыскании 2 345 188 рублей процентов за пользование с 24.05.2013 по 05.11.2014 чужими денежными средствами, начисленных в связи с неисполнением решения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 24.05.2013 по делу N А18-883/2012.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство здравоохранения Республики Ингушетия (далее - министерство) и Правительство Республики Ингушетия (далее - правительство).
Решением от 04.03.2015 с минфина в пользу общества взыскано 1 172 594 рубля процентов за пользование чужими денежными средствами. В остальной части в иске отказано. Суд посчитал, что проценты подлежат начислению с момента вынесения решения по делу N А18-883/2012 (24.05.2013) по день подачи рассматриваемого иска (05.11.2014) с учетом банковской ставки рефинансирования 8,25%.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 01.06.2015 (с учетом определения об исправлении опечатки от 05.06.2015) решение от 04.03.2015 изменено. С минфина в пользу общества взыскано 962 643 рубля 95 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами. В удовлетворении остальной части иска отказано. Судебный акт мотивирован следующим. Суд первой инстанции при принятии решения не учел пункт 23 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.1998 N 13/14 "О практике применения Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами" (далее - постановление N 13/14), согласно которому кредитор вправе начислить проценты на основании пункта 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) на сумму, определенную в решении при просрочке ее уплаты должником, с момента, когда решение суда вступило в законную силу, если иной момент не указан в законе. Поскольку решение от 24.05.2013 по делу N А18-883/2012 вступило в законную силу 21.08.2013, то с этого дня подлежат начислению проценты.
В кассационных жалобах минфин и правительство просят отменить судебные акты и отказать в удовлетворении иска. По мнению заявителей, суды не учли, что продолжительность просрочки исполнения решения от 24.05.2013 должна исчисляться с 03.01.2014 по 05.11.2014, так как исполнительный лист в рамках дела N А18-883/2012 подан обществом в минфин 02.10.2014, а для исполнения должником исполнительного документа статьей 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен трехмесячный срок. Сумма процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленная на взысканную решением от 24.05.2013 задолженность, составляет 685 688 рублей 45 копеек.
Законность судебного акта проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя минфина, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Судами установлено, что решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 09.06.2009 по делу N А18-374/2009 с министерства в пользу общества взыскано 5 742 845 рублей 98 копеек.
Решением от 30.03.2010 по делу N А18-1299/2009 Арбитражный суд Республики Ингушетия удовлетворил требования общества о взыскании с министерства 4 003 392 рублей основного долга.
В связи с неисполнением указанных судебных актов общество обратилось в Арбитражный суд Республики Ингушетия с иском к минфину о привлечении ответчика к субсидиарной ответственности и взыскании за счет средств казны Республики Ингушетия 9 746 237 рублей 98 копеек задолженности министерства.
Решением от 24.05.2013 по делу N А18-883/2012, оставленным без изменения постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций от 21.08.2013 и 06.12.2013 соответственно, требования удовлетворены.
Ссылаясь на то, что решение от 24.05.2013 минфином не исполнено, общество обратилось в арбитражный суд с иском.
Суды, руководствуясь статьей 395 Кодекса и приняв во внимание правовые позиции Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в пункте 23 постановления N 13/14, разъяснения, содержащиеся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.09.2012 N 5338/12 (опубликовано 15.11.2012), пришли к выводу об обоснованности заявленных требований.
Однако суды не учли следующего.
Согласно пункту 1 статьи 395 Кодекса за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что бюджетная система Российской Федерации - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В силу статьи 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты, в том числе бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.
Порядок и срок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации императивно регулируется главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормами которой не предусмотрено добровольное исполнение судебных актов до подачи заявления взыскателем в соответствии со статьей 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу положений пунктов 2 и 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных названным Кодексом. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
При установлении на основании взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 71 (пункты "в", "о"), 72 (пункт "б" части 1), 76 (часть 1) и 124 Конституции Российской Федерации механизма исполнения судебных решений как гарантии реализации права на судебную защиту федеральный законодатель предусмотрел специальный порядок обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, выделив, таким образом, в качестве особых субъектов, в отношении которых может осуществляться исполнение судебных решений, публичные образования (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.11.2012 N 2008-О).
В соответствии с пунктом 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с данным Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам казенных учреждений субъекта Российской Федерации, установлен статьей 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 названного Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения субъекта Российской Федерации, по месту открытия должнику как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета субъекта Российской Федерации (далее - лицевые счета должника).
В случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с органа государственной власти, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета субъекта Российской Федерации, в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств бюджета субъекта Российской Федерации исполнительный документ о взыскании средств с органа государственной власти, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета субъекта Российской Федерации, направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевого счета как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации для исполнения в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 9 статьи 242.4 данного Кодекса).
Орган государственной власти, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) средств бюджета субъекта Российской Федерации, в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.
Таким образом, взыскатель, получив исполнительный лист на основании вступившего в законную силу судебного акта по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, должен предъявить его в соответствующий финансовый орган, осуществляющий исполнение, в порядке и сроки, регламентированные Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В пункте 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2012 N 804-О указано, что статья 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающая особенности исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе закрепляющая сроки для исполнения судебных актов, направлена на защиту интересов взыскателя. Положения данной статьи не препятствуют исполнению судебных решений, они предполагают совершение взыскателем активных действий, направленных на получение взыскиваемых денежных средств, а именно направление в финансовый орган соответствующих документов: исполнительного листа (судебного приказа), копии судебного акта, заявления с указанием реквизитов банковского счета, на который должны быть перечислены денежные средства.
Следовательно, проценты за пользование чужими денежными средствами в период исполнения судебного акта, предусмотренный названными нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, не подлежат начислению.
В случае, если по истечении срока, необходимого для осуществления исполнения такого судебного акта по правилам главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, акт не исполнен, проценты за пользование чужими денежными средствами начисляются в порядке, предусмотренном статьей 395 Кодекса.
Неправильное применение судами норм материального и процессуального права является основанием для отмены решения суда и постановления суда апелляционной инстанции (часть 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В связи с необходимостью исследования доказательств исполнения должником судебного акта в установленном законом порядке и в предусмотренный указанными нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации срок, оценка которых является прерогативой суда первой инстанции, и установления обстоятельств, касающихся предъявления взыскателем исполнительного листа в соответствующий финансовый орган, с учетом полномочий суда кассационной инстанции дело подлежит направлению в суд первой инстанции (статья 286, пункт 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). При новом рассмотрении арбитражному суду необходимо применить нормы права, подлежащие применению, дать надлежащую оценку представленным доказательствам, доводам лиц, участвующих в деле, исследовать обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения спора, принять законный, обоснованный и мотивированный судебный акт.
В соответствии с частью 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается арбитражным судом, вновь рассматривающим дело.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 04.03.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2015 по делу N А18-717/2014 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Ингушетия.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
В.Ф. Кухарь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 11.05.2012 N 804-О указано, что статья 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающая особенности исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе закрепляющая сроки для исполнения судебных актов, направлена на защиту интересов взыскателя. Положения данной статьи не препятствуют исполнению судебных решений, они предполагают совершение взыскателем активных действий, направленных на получение взыскиваемых денежных средств, а именно направление в финансовый орган соответствующих документов: исполнительного листа (судебного приказа), копии судебного акта, заявления с указанием реквизитов банковского счета, на который должны быть перечислены денежные средства.
Следовательно, проценты за пользование чужими денежными средствами в период исполнения судебного акта, предусмотренный названными нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации, не подлежат начислению.
В случае, если по истечении срока, необходимого для осуществления исполнения такого судебного акта по правилам главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, акт не исполнен, проценты за пользование чужими денежными средствами начисляются в порядке, предусмотренном статьей 395 Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 сентября 2015 г. N Ф08-6443/15 по делу N А18-717/2014