г. Краснодар |
|
11 сентября 2015 г. |
Дело N А63-9398/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Кухаря В.Ф., судей Рогальского С.В. и Рыжкова Ю.В., при участии от ответчика - государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставрополькоммунэлектро" (ОГРН 1022601972909, ИНН 2632047085) - Минина В.А. (доверенность от 30.12.2014), от третьего лица - открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт" - Щеглова Н.С. (доверенность от 12.01.2015), в отсутствие истца - открытого акционерного общества "Оборонэнерго" (ОГРН 1097746264230, ИНН 7704726225) третьего лица - Региональной тарифной комиссии Ставропольского края, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Оборонэнерго" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.11.2014 (судья Гинтовт Е.Н.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2015 (судьи Сомов Е.Г., Жуков Е.В., Годило Н.Н.) по делу N А63-9398/2014, установил следующее.
ОАО "Оборонэнерго" (далее - общество) в лице филиала "Северо-Кавказский" обратилось в арбитражный суд с иском к ГУП Ставропольского края "Ставрополькоммунэлектро" (далее - предприятие) о взыскании 2 025 014 рублей 88 копеек стоимости услуг по передаче электрической энергии за период с 01.01.2012 по 31.12.2012, а также 185 625 рублей 36 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 06.08.2013 по 15.09.2014 (уточненные требования).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, к участию в деле привлечены ОАО "Оборонэнергосбыт" и Региональная тарифная комиссия Ставропольского края (далее - РТК).
Решением от 24.11.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 29.04.2015, в иске отказано. Суды исходили из того, что в спорный период общество передавало электроэнергию потребителям по своим сетям в три точки поставки, гарантирующим поставщиком в отношении которых являлось ОАО "Оборонэнергосбыт"; последнее обязано было урегулировать с обществом правоотношения по передаче электроэнергии либо оплатить фактически оказанные услуги по единому котловому тарифу. Предприятие же является смежной сетевой организацией по отношению к истцу, который должен оплачивать ответчику оказанные услуги по передаче энергии по индивидуальному тарифу.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты. Заявитель жалобы утверждает, что на основании договора от 01.01.2010 ОАО "Оборонэнергосбыт" приобретало электроэнергию у предприятия как гарантирующего поставщика с целью поставки своим потребителям; эти потребители присоединены к сетям общества; предприятие как гарантирующий поставщик обязано было урегулировать отношения с истцом как сетевой организацией. Предприятие эту обязанность не исполнило, в связи с чем должно оплатить фактически оказанные истцом услуги по передаче энергии. Предприятие обязано оплачивать фактически оказанные обществом услуги по единому котловому тарифу, в который включена необходимая валовая выручка (НВВ) всех сетевых организаций. По условиям договора от 01.01.2010 отношения по передаче электроэнергии должен был урегулировать ответчик, а не ОАО "Оборонэнергосбыт", которое передало эту обязанность предприятию. Факт энергоснабжения потребителей в спорный период по сетям истца подтверждается материалами дела. Вывод о том, что ответчик в отношении указанных точек поставок не может быть гарантирующим поставщиком, а является только смежной сетевой организацией по отношению к истцу, не соответствует договору от 01.01.2010.
В отзыве на кассационную жалобу ответчик просит оставить судебные акты без изменения, полагая, что они соответствуют закону.
В судебном заседании представитель ОАО "Оборонэнергосбыт" поддержал доводы жалобы, представитель ответчика просил жалобу отклонить.
Изучив материалы дела и выслушав представителей указанных лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2010 N 78-р ОАО "Оборонэнергосбыт" является единственным поставщиком электрической энергии для нужд Минобороны России, в том числе в целях обеспечения снабжения электрической энергией подведомственных Минобороны России организаций, энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности (ином законном основании) организациям, подведомственным Минобороны России и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15.09.2008 N 1359 "Об открытом акционерном обществе "Оборонсервис"".
Предприятие (гарантирующий поставщик) и ОАО "Оборонэнергосбыт" (покупатель) заключили договор энергоснабжения от 01.01.2010 N 100/10. Данный договор заключен в целях снабжения электроэнергией потребителей Министерства обороны Российской Федерации, в том числе войсковых частей 13204 (г. Изобильный), 22558 (г. Михайловск), 06557 (г. Светлоград), которые указаны в перечне средств измерений для целей коммерческого учета по точкам поставки электроэнергии (приложение N 4 к договору; т. 4, л. д. 154). По условиям договора гарантирующий поставщик обязан обеспечить передачу электроэнергии. В силу пункта 9.1 договор действует по 31.12.2010 и считается ежегодно продленным на следующий год на тех же условиях, если ни одна из сторон не заявила о его прекращении.
В течение спорного периода (в 2012 году) и предприятие, и ОАО "Оборонэнергосбыт" являлись гарантирующими поставщиками на территории Ставропольского края. Последнее включено в перечень гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ставропольского края постановлением РТК от 18.08.2011 N 49/11 (т. 7, л. д. 120). При этом в постановлении Региональной энергетической комиссии Ставропольского края (далее - РЭК) от 16.10.2006 N 23 (в редакции названного постановления РТК) указано, что границами зоны деятельности ОАО "Оборонэнергосбыт" являются границы балансовой принадлежности электрических сетей, принадлежащих организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации (т. 3, л. д. 147).
Суд установил, что на территории Ставропольского края в 2012 году действовала схема взаиморасчетов за услуги по передаче электрической энергии по принципу "котел снизу", при которой гарантирующий поставщик (энергосбытовые организации) указанного региона перечисляет денежные средства за услуги по передаче электрической энергии в нижестоящую сетевую организацию - держателю котла по единым (котловым) тарифам. Нижестоящая сетевая организация перечисляет денежные средства за услуги по передаче электрической энергии по точкам приема в свою сеть вышестоящей сетевой организации по индивидуальному тарифу на передачу электрической энергии.
По точкам поставки войсковая часть 13204, войсковая часть 22558, войсковая часть 06557 нижестоящей сетевой организацией и "держателем котла" являлось общество, к сетям которого непосредственно присоединены данные потребители.
Постановлениями РТК от 22.12.2011 N 76/2 и от 31.05.2012 N 34/11 на 2012 год на территории Ставропольского края установлены и введены в действие единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям Ставропольского края.
Правоотношения по передаче электроэнергии названным конечным потребителем (воинским частям) по сетям общества в 2012 году не были урегулированы.
Общество обратилось к предприятию как к гарантирующему поставщику с требованием об оплате фактически оказанных услуг по передаче электроэнергии указанным воинским частям по единым (котловым) тарифам.
В письме от 05.08.2013 предприятие отказалось от оплаты требуемого долга, ссылаясь на то, что является для общества только смежной сетевой организацией, а не потребителем услуг общества по передаче электроэнергии (т. 3, л. д. 93).
Суд установил, что предприятие, в свою очередь, в 2012 году совмещало функции гарантирующего поставщика и сетевой организации и являлось по отношению к обществу вышестоящей сетевой организацией, имеющей право на оплату оказанных услуг по передаче энергии по индивидуальному тарифу. Общество (заказчик) и предприятие (исполнитель) заключили договор от 25.01.2012 N 10/12 оказания услуг по передаче электрической энергии до границы балансовой принадлежности электросетей исполнителя и заказчика.
Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электроэнергии для расчетов между обществом и предприятием в 2012 году установлены постановлениями РТК от 22.12.2011 N 76/3 и от 31.05.2012 N 34/12 (т. 3, л. д. 82).
Суды, исходя из постановления РЭК от 16.10.2006 N 23 (в редакции постановления РТК от 18.08.2011 N 49/11), пришли к выводу, что гарантирующим поставщиком в отношении спорных точек поставки в 2012 году являлось ОАО "Оборонэнергосбыт", которое и обязано было урегулировать отношения с обществом по передаче электроэнергии, а в связи с невыполнением этой обязанности должно оплатить обществу фактически оказанные услуги. Предприятие в отношении этих точек поставок не может быть гарантирующим поставщиком, а является только смежной сетевой организацией по отношению к обществу.
В пункте 12 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), предусмотрено, что в рамках договора сетевая организация обязуется осуществить комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, а потребитель услуг - оплатить их.
На основании пункта 4 Правил N 861 потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии. Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии.
Согласно пункту 6 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, далее - Правила N 530, действовали в течение спорного периода до 11.06.2012) гарантирующий поставщик в соответствии с условиями договора энергоснабжения обязуется осуществлять продажу электрической энергии, самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а покупатель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги. Договоры энергоснабжения заключаются на одинаковых условиях с лицами, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям энергоснабжающей организации (гарантирующего поставщика), и с лицами, энергопринимающие устройства которых присоединены к электрическим сетям сетевых организаций и иных владельцев объектов электросетевого хозяйства. Услуги по передаче электрической энергии по договору энергоснабжения оказываются в соответствии с правилами, установленными законодательством Российской Федерации в отношении договора оказания (об оказании) услуг по передаче электрической энергии.
Аналогичные положения установлены в пункте 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 и действуют с 12.06.2012; далее - Основные положения N 442), согласно которому по договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель (покупатель) обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
В силу пункта 5 Правил N 530 гарантирующие поставщики осуществляют поставку электрической энергии покупателям электрической энергии на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии. Аналогичное положение содержится в пункте 32 Основных положений N 442.
Пунктом 55 Правил N 530 предусмотрено, что границами зоны деятельности гарантирующего поставщика, определяемого в соответствии с подпунктом "д" пункта 36 настоящего документа (снабжающего электрической энергией находящиеся в ведении Министерства обороны Российской Федерации организации) и не являющегося участником оптового рынка, являются границы балансовой принадлежности электрических сетей соответствующей энергоснабжающей организации (сетевой организации, хозяйствующего субъекта), к сетям которой присоединены потребители, подлежащие обслуживанию указанным гарантирующим поставщиком. Территории, соответствующие зонам деятельности указанных в настоящем пункте гарантирующих поставщиков, исключаются из зон деятельности гарантирующих поставщиков, определенных в соответствии с подпунктом "а" пункта 36 Правил N 530.
В пункте 9 Основных положений N 442 указано, что организация, имеющая статус гарантирующего поставщика, осуществляет деятельность в качестве гарантирующего поставщика до присвоения статуса гарантирующего поставщика в соответствующей зоне деятельности другой организации в порядке, определенном в разделе XI названного документа.
Гарантирующий поставщик вправе продолжать осуществлять продажу электрической энергии (мощности) на территории, соответствующей той части зоны его деятельности, которая была исключена из зоны его деятельности в качестве гарантирующего поставщика и включена в зону деятельности другого гарантирующего поставщика, в качестве энергосбытовой (энергоснабжающей) организации, указанной в пункте 59 названного документа. При этом прием на обслуживание потребителей, энергопринимающие устройства которых расположены на территории, соответствующей той части зоны деятельности гарантирующего поставщика, которая была исключена из зоны его деятельности и включена в зону деятельности другого гарантирующего поставщика, и которые не имеют договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии (мощности), заключенных в письменной форме с организацией, осуществлявшей ранее на этой территории функции гарантирующего поставщика, с иной энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, осуществляется в порядке, установленном разделом II названного документа, гарантирующим поставщиком, в зону деятельности которого включена эта территория (пункт 228 Основных положений N 442).
Частью 3 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлен запрет на осуществление деятельности одного гарантирующего поставщика в границах зоны деятельности других гарантирующих поставщиков.
Постановлением РЭК от 16.10.2006 N 23 (в редакции постановления РТК от 18.08.2011 N 49/11) определены зоны деятельности ОАО "Оборонэнергосбыт" и предприятия как гарантирующих поставщиков электроэнергии.
Соответственно, арбитражными судами сделан правильный вывод о том, что ОАО "Оборонэнергосбыт", в спорном периоде являющееся гарантирующим поставщиком в отношении спорных точек поставки и осуществляющее поставку электроэнергии конечным потребителям, подведомственным Минобороны России, должно было урегулировать вопросы по передаче электроэнергии до точек поставки электроэнергии конечным потребителям, а у ответчика такая обязанность отсутствовала. Учитывая изложенное отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности оплатить стоимость фактически оказанных обществом услуг по передаче электроэнергии воинским частям.
При таких обстоятельствах кассационный суд не находит оснований для отмены судебных актов, а доводы заявителя противоречат приведенным нормам права.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.11.2014 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2015 по делу N А63-9398/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ф. Кухарь |
Судьи |
С.В. Рогальский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.