г. Краснодар |
|
11 сентября 2015 г. |
Дело N А18-508/2015 |
Резолютивная часть решения объявлена 10 сентября 2015 г.
Полный текст решения изготовлен 11 сентября 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе
председательствующего судьи Анциферова В.А.,
судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Епифановым М.В., в отсутствие в судебном заседании представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ГсадБмпэР" (ИНН 0602079449, ОГРН 1020601371361), органа, на который возложено исполнение судебного акта, - министерства финансов Республики Ингушетия (ИНН 0602000061, ОГРН 1020600986735) и заинтересованных лиц: правительства Республики Ингушетия, министерства по физической культуре, спорту и туризму Республики Ингушетия (ИНН 0608009430, ОГРН 1080608001539), Управления Федерального казначейства по Республике Ингушетия (ИНН 0606001813, ОГРН 1020600984876), извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев заявление общества с ограниченной ответственностью "ГсадБмпэР" о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 21.03.2012 по делу N А18-1485/2011,
установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "ГсадБмпэР" (далее - общество, взыскатель) обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с заявлением о присуждении 544 797 рублей компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 21.03.2012 по делу N А18-1485/2011 за период с 08.07.2014 по 30.06.2015. Заявление мотивировано длительным неисполнением вступившего в законную силу судебного акта, которым с министерства финансов Республики Ингушетия (далее - министерство финансов) в порядке субсидиарной ответственности за счет средств казны в пользу общества взыскано 6 752 407 рублей 98 копеек задолженности министерства по физической культуре, спорту и туризму Республики Ингушетия (далее - министерство спорта).
Определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.08.2015 к участию в рассмотрении заявления в качестве органа, на который возложены обязанности по исполнению судебного акта, привлечено министерство финансов, в качестве заинтересованных лиц - правительство Республики Ингушетии (далее - правительство), министерство спорта и Управление Федерального казначейства по Республике Ингушетия (далее - казначейство).
Министерство финансов в отзыве на заявление настаивает на неправомерности расчета суммы компенсации исходя из размера задолженности и ставки рефинансирования Банка России (8,25 %), увеличенной на 3 процента, необходимости такого расчета исходя из требований взыскателя, продолжительности нарушения, значимости его последствий для заявителя, с учетом принципов разумности, справедливости и прецедентной практики Европейского Суда по правам человека. Неисполнение судебных актов, по мнению министерства финансов, вызвано не зависящими от него причинами.
Участники процесса, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания по правилам статей 121 и 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс) не обеспечили явку своих процессуальных представителей в судебное заседание, что не препятствует рассмотрению заявления по существу в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 222.8 Арбитражного процессуального кодекса).
Рассмотрев заявление общества, возражения министерства финансов, изучив материалы дела N А18-1485/2011, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа установил следующее.
Решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 19.05.2008 по делу N А18-116/2008 с министерства спорта в пользу общества взыскано 6 752 407 рублей 98 копеек задолженности. Определением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 05.05.2009 решение от 19.05.2008 по делу N А18-116/2008 отменено, утверждено мировое соглашение, по условиям которого министерство спорта признало задолженность перед обществом в размере 6 752 407 рублей 98 копеек и обязалось ее погасить до 29.05.2009.
Неисполнение министерством спорта условий мирового соглашения послужило основанием обращения общества в арбитражный суд с иском о привлечении Республики Ингушетия к субсидиарной ответственности. Решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 21.03.2012 по делу N А18-1485/2011, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2012 и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.10.2012, за счет средств казны Республики Ингушетия в лице министерства финансов в пользу общества взыскано 6 752 407 рублей 98 копеек задолженности по мировому соглашению, утвержденному определением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 05.05.2009 по делу N А18-116/2008. Суд исходил из того, что требования выданного на принудительное исполнение условий мирового соглашения исполнительного листа с момента его предъявления в казначейство (16.06.2009; уведомление о поступлении исполнительного документа от 17.06.2009 N 2096/14-2113) не исполнены, такое исполнение за счет основного должника (министерства спорта) невозможно, в порядке субсидиарной ответственности взыскание должно быть произведено за счет казны Республики Ингушетия. Обществу выдан исполнительный лист от 20.07.2012 N 000114568, принятый казначейством к исполнению 14.08.2012, что подтверждено уведомлением казначейства о поступлении исполнительного документа.
В связи с неисполнением министерством спорта условий мирового соглашения, утвержденного определением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 05.05.2009 по делу N А18-116/2008, решениями Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.03.2013 по делу N А18-804/2012 и от 02.12.2013 по делу N А18-558/2013 в пользу общества взыскано 90 тыс. рублей компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта за период с 17.09.2009 по 23.11.2012 и 30 тыс. рублей - за период с 24.11.2012 по 23.09.2013.
Решением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.08.2014 по делу N А18-399/2014 частично удовлетворено заявление общества о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 21.03.2012 по делу N А18-1485/2011 за период с 29.09.2013 по 07.07.2014. С Республики Ингушетия в лице министерства финансов за счет средств республиканского бюджета в пользу общества взысканы 120 тыс. рублей компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный сроки и проценты годовых от суммы компенсации по увеличенной на 3 процента ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации с момента принятия решения до полной уплаты суммы компенсации.
Ссылаясь на продолжающееся (непрекращающееся) нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, общество обратилось в арбитражный суд.
Право на судебную защиту, включающее право на исполнение судебного акта, гарантировано статьей 46 Конституции Российской Федерации. В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.02.2010 N 4-П со ссылкой на статьи 1 (часть 1), 2, 15 (часть 2), 17 (часть 2), 18, 45 (часть 1), 46 (части 1 и 2), 52, 53, 55 и 118 Конституции Российской Федерации отмечено, что гарантированная Конституцией Российской Федерации и являющаяся обязанностью государства защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе судебная защита, право на которую относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, не может быть признана действенной, если вынесенный в целях восстановления нарушенных прав судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется.
Принцип обязательности исполнения судебных актов (статья 7 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", часть 1 статьи 16 Кодекса) предполагает безусловное их исполнение органами государственной власти (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.12.2010 N 8893/10 и от 18.10.2011 N 5558/11). Обязательность исполнения судебных решений является неотъемлемым элементом права на судебную защиту, а их неисполнение или неправомерная задержка исполнения рассматриваются как нарушение права на справедливое правосудие в разумный срок, предполагающее необходимость выплаты справедливой компенсации лицу, которому причинен вред нарушением этого права (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.07.2009 по делу N А12-9353/08-С9, от 27.07.2010 по делу N А40-69366/09-37-135 и от 14.02.2012 по делу N А19-1175/98).
В постановлении от 24.07.2003 по делу "Рябых против России" Европейский Суд по правам человека указал, что исполнение решения, вынесенного любым судом, должно рассматриваться как неотъемлемая часть справедливого правосудия. В противном случае, если в национальной правовой системе допускается, что окончательное, обязательное судебное решение может оставаться неисполненным, "право на суд" становится иллюзорным. Исполнение судебного акта является публичной обязанностью государства, не зависящей от совершения взыскателем действий по принудительному исполнению судебного решения (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2012 по делу N А19-1175/98).
По смыслу норм Бюджетного кодекса Российской Федерации срок исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию и судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам бюджетных учреждений, не должен превышать трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, в течение которых при отсутствии у должника на момент предъявления взыскателем исполнительного листа бюджетных средств по целевой статье расходов, по которой производится исполнение, должны быть проведены все организационно-технические мероприятия по перераспределению учитываемых на казначейских лицевых счетах бюджетных средств для предоставления должнику достаточных для исполнения судебного акта лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования. Изложенная правовая позиция приведена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.10.2010 N 10247/2010.
В силу статьи 1 Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации) заинтересованное лицо при нарушении его права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, может обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном этим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации. Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Частью 3 статьи 222.1, частями 2, 3, 4 статьи 222.8 Кодекса и частью 8 статьи 3 Закона о компенсации установлено, что заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение шести месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта. При рассмотрении вопроса о присуждении компенсации арбитражный суд устанавливает факт нарушения права заявителя на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, достаточности и эффективности осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложены обязанности по исполнению судебного акта, общей продолжительности неисполнения судебного акта. Действия органов, организаций или должностных лиц, на которые возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если такие действия способствуют своевременному исполнению судебного акта. Установление факта нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок является основанием для присуждения компенсации. Соответствующие разъяснения приведены в пунктах 33, 40 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2010 N 30/64 "О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - постановление Пленумов N 30/64).
Согласно положениям статьи 2 Закона о компенсации и разъяснениям, содержащимся в пунктах 47, 49 постановления Пленумов N 30/64, присуждаемая компенсация представляет собой денежное возмещение вреда, причиненного вследствие нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, выплачиваемое независимо от вины органа или должностного лица, причинивших этот вред. Лицо, обратившееся в суд с заявлением о присуждении компенсации, не должно доказывать наличие этого вреда, поскольку в случае установления факта нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок причинение указанного вреда презюмируется. В каждом конкретном случае суду надлежит обеспечивать индивидуальный подход к определению размера компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. В частности, размер указанной компенсации должен определяться судом с учетом требований лица, обратившегося в суд с заявлением, обстоятельств дела или производства по исполнению судебного акта, по которым допущено нарушение, продолжительности нарушения, наступивших вследствие этого нарушения последствий, их значимости для лица, обратившегося в суд с заявлением о присуждении компенсации. При определении размера присуждаемой компенсации суду следует также учитывать практику Европейского Суда по правам человека, размер сумм компенсаций вреда, присуждаемых этим Судом за аналогичные нарушения.
Заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 21.03.2012 по делу N А18-1485/2011 подано обществом с соблюдением срока, установленного Законом о компенсации. Наличие вступивших в законную силу судебных актов о взыскании в пользу общества компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта по делу N А18-116/2008 не препятствует рассмотрению настоящего заявления. Доказательства исполнения требований исполнительного документа (перечисления денежных средств взыскателю), а также совершения действий, направленных на своевременное исполнение судебного акта (решения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 21.03.2012 по делу N А18-1485/2011), органом, на который возложено исполнение (заинтересованными лицами), в нарушение требований статьи 65 Кодекса, суду не представлены. В спорный период отсрочка исполнения решения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 21.03.2012 по делу N А18-1485/2011 не предоставлялась.
Проверив доводы заявителя, исследовав представленные участниками процесса (в материалы дела) доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Кодекса, суд считает установленным факт нарушения права общества на исполнение в разумный срок судебных актов по делу N А18-1485/2011. Такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от заявителя. Доказательства наличия чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы), повлекших неисполнение судебных актов в разумный срок органом, на который возложено их исполнение (заинтересованными лицами), не представлены. С учетом изложенного, имеются достаточные основания для присуждения в пользу общества компенсации за нарушение права заявителя на исполнение в разумный срок судебного акта за период с 08.07.2014 по 30.06.2015.
Принимая во внимание длительность срока неисполнения судебного акта по делу N А18-1485/2011, последствия неисполнения судебного акта для заявителя, игнорирование органом, на который возложено исполнение вступившего в законную силу судебного акта, решений Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15.03.2013 по делу N А18-804/2012, от 02.12.2013 по делу N А18-558/2013, решения Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.08.2014 по делу N А18-399/2014, а также практику Европейского Суда по правам человека, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает справедливым размер компенсации в сумме 50 тыс. рублей.
Практика Европейского Суда по правам человека, который исходит из общего принципа, что существует сильная, но опровержимая презумпция того, что чрезмерно длительное разбирательство причиняет моральный вред, особенно в случае чрезмерной задержки исполнения государством решения, вынесенного против него, с учетом неизбежного разочарования, вызванного неуважением со стороны государства его обязанности исполнять долг и тем фактом, что заявитель уже перенес судебное разбирательство, которое для него было успешным.
Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 12.03.2013 N 8711/12 сформирована единообразная судебная практика по вопросу обеспечения эффективного исполнения судебных актов. В ситуации длительного неисполнения судебного акта Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришел к выводу о том, что одно лишь взыскание компенсации не может быть признано эффективной мерой принуждения публичного образования к исполнению судебного акта по смыслу, придаваемому данному институту Законом о компенсации (статья 2); взыскиваемая компенсация не будет адекватной, если будет выплачиваться без учета длительной задержки исполнения судебного акта. В целях стимулирования ответчика к исполнению судебного акта может применяться компенсационный механизм в виде взыскания процентов годовых от суммы долга с момента принятия акта суда по сумме долга до полной уплаты такого долга. Принимая во внимание практику Европейского суда по правам человека по применению мер стимулирования ответчика к исполнению судебного акта (пункт 36 постановлении от 08.11.2007 "Дело "ООО ПКГ "Сиб-ЮКАСС" против Российской Федерации"), согласно которой процентная ставка при просрочке платежей должна определяться исходя из предельной кредитной ставки Европейского центрального банка плюс три процента, а также распространенный в юриспруденции механизм взыскания штрафа за неисполнение судебного решения в пользу потерпевшей стороны, учитывая необходимость обеспечения эффективного исполнения судебных актов в Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации помимо суммы компенсации взыскал с публичного образования в пользу заявителя проценты годовых от суммы компенсации по учетной ставке (ставке рефинансирования) Центрального банка Российской Федерации (8,25 процента годовых), увеличенной на 3 процента (то есть 11,25 процента годовых), с момента принятия судебного акта и до полной уплаты суммы компенсации.
С учетом неоднократности обращения общества в суд с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта по делу N А18-1485/2011, заявленного обществом периода (длительности неисполнения), окружной суд не находит возможности взыскания с публичного образования (Республики Ингушетия в лице министерства финансов в пользу общества вышеназванных процентов от суммы компенсации.
Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит взысканию с Республики Ингушетия за счет средств республиканского бюджета (часть 3 статьи 4 Закона о компенсации). Согласно Закону Республики Ингушетия от 05.12.2011 N 48-РЗ "О республиканском бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов" (приложение N 6 "Ведомственная структура расходов республиканского бюджета") вопросы обеспечения исполнения судебных актов отнесены к ведению министерства финансов.
Определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.08.2015 обществу предоставлена отсрочка по оплате государственной пошлины. Поскольку требования заявителя удовлетворены, а министерство финансов от уплаты государственной пошлины освобождено (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации), она взысканию не подлежит. Приведенный правовой подход к применению процессуальных норм, регулирующих вопросы взыскания (распределения между сторонами) судебных расходов, содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2012 N 15282/11.
Руководствуясь статьями 222.8, 222.9, 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса, статьями 1 и 4 Закона о компенсации", Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
РЕШИЛ:
заявление общества с ограниченной ответственностью "ГсадБмпэР" (ИНН 0602079449, ОГРН 1020601371361) о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 21.03.2012 по делу N А18-1485/2011 удовлетворить частично.
Взыскать с Республики Ингушетия в лице Министерства финансов Республики Ингушетия (ИНН 0602000061, ОГРН 1020600986735) за счет средств бюджета Республики Ингушетия в пользу общества с ограниченной ответственностью "ГсадБмпэР" (ИНН 0602079449, ОГРН 1020601371361) 50 тыс. рублей компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В удовлетворении остальной части заявления отказать.
Взыскание произвести на расчетный счет общества с ограниченной ответственностью "ГсадБмпэР" (ИНН 0602079449, ОГРН 1020601371361) N 40702810542000001051 в Ингушском региональном филиале ОАО "Россельхозбанк", корреспондентский счет N 30101810300000000873, БИК 042618783.
Выдать исполнительный лист.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 12.03.2013 N 8711/12 сформирована единообразная судебная практика по вопросу обеспечения эффективного исполнения судебных актов. В ситуации длительного неисполнения судебного акта Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришел к выводу о том, что одно лишь взыскание компенсации не может быть признано эффективной мерой принуждения публичного образования к исполнению судебного акта по смыслу, придаваемому данному институту Законом о компенсации (статья 2); взыскиваемая компенсация не будет адекватной, если будет выплачиваться без учета длительной задержки исполнения судебного акта. В целях стимулирования ответчика к исполнению судебного акта может применяться компенсационный механизм в виде взыскания процентов годовых от суммы долга с момента принятия акта суда по сумме долга до полной уплаты такого долга. Принимая во внимание практику Европейского суда по правам человека по применению мер стимулирования ответчика к исполнению судебного акта (пункт 36 постановлении от 08.11.2007 "Дело "ООО ПКГ "Сиб-ЮКАСС" против Российской Федерации"), согласно которой процентная ставка при просрочке платежей должна определяться исходя из предельной кредитной ставки Европейского центрального банка плюс три процента, а также распространенный в юриспруденции механизм взыскания штрафа за неисполнение судебного решения в пользу потерпевшей стороны, учитывая необходимость обеспечения эффективного исполнения судебных актов в Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации помимо суммы компенсации взыскал с публичного образования в пользу заявителя проценты годовых от суммы компенсации по учетной ставке (ставке рефинансирования) Центрального банка Российской Федерации (8,25 процента годовых), увеличенной на 3 процента (то есть 11,25 процента годовых), с момента принятия судебного акта и до полной уплаты суммы компенсации.
...
Определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 03.08.2015 обществу предоставлена отсрочка по оплате государственной пошлины. Поскольку требования заявителя удовлетворены, а министерство финансов от уплаты государственной пошлины освобождено (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации), она взысканию не подлежит. Приведенный правовой подход к применению процессуальных норм, регулирующих вопросы взыскания (распределения между сторонами) судебных расходов, содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2012 N 15282/11."
Решение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 11 сентября 2015 г. N Ф08-6176/15 по делу N А18-508/2015
Хронология рассмотрения дела:
11.09.2015 Решение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6176/15