г. Краснодар |
|
15 сентября 2015 г. |
Дело N А32-14964/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2015 г.
Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рогальского С.В., судей Айбатулина К.К. и Кухаря В.Ф., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" (ОГРН 1032304155102, ИНН 2308091759) - Ельчаниновой Н.В. и Новикова А.В. (доверенности от 10.07.2015), от ответчика - открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт" (ОГРН 1097746448315, ИНН 7704731218) - Басовой А.В. и Лаптиновой Д.В. (доверенности от 12.01.2015), в отсутствие третьего лица - Региональной энергетической комиссии - департамент цен и тарифов Краснодарского края, извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Оборонэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.11.2014 (судья Куликов О.Б.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2015 (судьи Еремина О.А., Величко М.Г., Ковалева Н.В.) по делу N А32-14964/2014, установил следующее.
ОАО "НЭСК Краснодарского края" (далее - компания) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ОАО "Оборонэнергосбыт" (далее - общество) о взыскании 10 241 488 рублей 25 копеек долга за электроэнергию, поставленную по договору энергоснабжения с 01.11.2013 по 01.03.2014, 40 214 рублей 15 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 19.10.2010 по 01.02.2014 и процентов за пользование чужими денежными средствами с 02.02.2014 по день фактической уплаты долга.
До принятия судом решения компания неоднократно уточняла исковые требования и в окончательном виде с учетом уплаты ответчиком долга заявила о взыскании 183 335 рублей 83 копеек процентов, предусмотренных статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (т. 3, л. д. 153).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечена Региональная энергетическая комиссия - департамент цен и тарифов Краснодарского края.
Решением от 16.03.2015 с общества в пользу компании взыскано 183 335 рублей 83 копейки процентов. Период начисления процентов с учетом заявления ответчика о применении исковой давности определен с 30.04.2011 по 01.06.2014. Заявленные ответчиком разногласия по размеру основного долга суд не рассматривал, в связи с уменьшением истцом исковых требований.
Определением от 20.02.2015 апелляционный суд назначил рассмотрение дела по правилам, установленным для арбитражного суда первой инстанции, придя к выводу, что без исследования вопроса об обоснованности иска в части основного долга невозможно принять правильное решение о взыскании процентов.
Постановлением апелляционного суда от 04.06.2015 решение отменено. Принято ходатайство компании об уменьшении суммы процентов до 183 287 рублей 92 копеек, данная сумма, а также 74 408 рублей 52 копейки расходов по оплате госпошлины взысканы с общества в пользу компании. В остальной части в иске отказано. Суд пришел к выводу, что долг рассчитан истцом правильно, общество правомерно отнесено к потребителям (покупателям) электроэнергии, рассчитывающимся за нее по третьей ценовой категории, так как максимальная мощность его энергопринимающих устройств определена в договоре и составляет не менее 670 кВт.
Общество в кассационной жалобе просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель считает, что акт от 15.06.2009 разграничения балансовой принадлежности электросетей, составленный его правопредшественником и компанией, не может использоваться для определения ценовой категории, так как в акте указана разрешенная, а не максимальная мощность энергопринимающих устройств. Ответчик утверждает, что к потребителям, приобретающим у него электроэнергию для собственных нужд, относится только войсковая часть 49371, максимальная мощность энергопринимающих устройств которой составляет 15 кВт. Кроме того, общество потребителем, владеющим энергопринимающими устройствами, не является, поскольку приобретает электроэнергию у компании в качестве покупателя. Мощность устройств сетевой организации, в сети которой компания передает энергию, купленную обществом, не может учитываться для определения ценовой категории, так как это противоречит пункту 97 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения N 442). Стороны являются двумя гарантирующими поставщиками, в отношениях и расчетах между которыми ценовые категории не применяются. Необоснованный расчет задолженности, оплаченной обществом за спорный период в неоспариваемой части, не порождает обязательств по уплате процентов.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, компания (гарантирующий поставщик) и Ейская квартирно-эксплуатационная часть района (потребитель) 01.01.2010 заключили договор энергоснабжения N 164, согласно которому гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электроэнергии (мощности) в точке (точках) поставки на границе балансовой принадлежности, в пределах мощности, разрешенной техническими условиями на присоединение и (или) актом разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон, оказывать через привлеченные сетевые организации услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электроэнергией потребителя. Потребитель обязался оплачивать приобретаемую электроэнергию (мощность) и оказанные услуги.
По соглашению от 01.07.2010 N 31/164 между компанией, КЭЧ района и обществом произведена замена стороны в договоре энергоснабжения N 164, все права и обязанности КЭЧ района переданы обществу.
В период с 01.11.2013 по 01.03.2014 гарантирующий поставщик поставил потребителю 2100414 кВт/ч электроэнергии стоимостью 10 241 488 рублей 25 копеек. Акты об отпуске указанного количества энергии без возражений подписаны обществом как потребителем. В актах отмечены 6 точек передачи электроэнергии, учитываемой приборами учета. В отношении двух точек указаны мощность от 670 до 10 тыс. кВт и третья ценовая категория. В отношении остальных точек передачи - первая ценовая категория и мощность менее 670 кВт (т. 1, л. д. 26 - 29).
Неоплата обществом энергии привела к судебному спору.
Возражая против заявленных требований, общество в отзывах указывало, что до 01.07.2013 расчеты с компанией производились по первой ценовой категории. После 01.07.2013 истец стал применять значительно более дорогую 3-ю ценовую категорию, что, по мнению ответчика, неправомерно, так как, во-первых, истец не доказал наличие у ответчика на границе сетей двух сетевых организаций (одна из которых - ОАО "Оборонэнерго") энергопринимающих устройств с мощностью не менее 670 кВт; во-вторых, общество - не потребитель, а покупатель продаваемой компанией энергии, поэтому нормы Основных положений N 442, определяющие ценовые категории для разных групп потребителей, к нему неприменимы.
Оценив представленные доказательства, в частности, акты об отпуске электрической энергии, и доводы сторон апелляционный суд обоснованно удовлетворил заявленные требования.
В соответствии с пунктом 86 Основных положений предельные уровни нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) за соответствующий расчетный период рассчитываются гарантирующим поставщиком по шести ценовым категориям. В частности, первая ценовая категория установлена для объемов покупки электрической энергии (мощности), учет которых осуществляется в целом за расчетный период; вторая ценовая категория - для объемов покупки электрической энергии (мощности), учет которых осуществляется по зонам суток расчетного периода; третья ценовая категория - для объемов покупки электрической энергии (мощности), в отношении которых осуществляется почасовой учет, но не осуществляется почасовое планирование, а стоимость услуг по передаче электрической энергии определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии в одноставочном выражении. Предельные уровни нерегулируемых цен дифференцируются для 1-й и 3-й ценовых категорий по группам (подгруппам) потребителей. В случае если потребитель (покупатель) не уведомил гарантирующего поставщика о согласованной с сетевой организацией величине максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя в точках поставки, в отношении которых заключен соответствующий договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), при применении предельных уровней нерегулируемых цен отнесение данного потребителя (покупателя) к подгруппам группы "прочие потребители" осуществляется в соответствии с величиной мощности, оплачиваемой потребителем (покупателем) на розничном рынке.
Гарантирующие поставщики рассчитывают значения предельных уровней нерегулируемых цен с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 96 настоящего документа, по формулам расчета согласно Правилам определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1179 (пункт 87 Основных положений).
Согласно пункту 88 Основных положений предельный уровень нерегулируемых цен для первой ценовой категории гарантирующий поставщик рассчитывает в соответствии со следующей структурой нерегулируемой цены: средневзвешенная нерегулируемая цена на электрическую энергию (мощность); одноставочный тариф на услуги по передаче электрической энергии с учетом стоимости нормативных технологических потерь электрической энергии в электрических сетях; сбытовая надбавка гарантирующего поставщика; плата за иные услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям. Указанные составляющие предельного уровня нерегулируемых цен определяются в рублях за мегаватт-час. Предельный уровень нерегулируемых цен для первой ценовой категории определяется в одноставочном выражении как сумма указанных составляющих.
В этом же пункте предусмотрен порядок расчета гарантирующим поставщиком величины мощности, оплачиваемой потребителями (покупателями), осуществляющими расчеты по третьей - шестой ценовым категориям, а также указано, что до 01.07.2013 при определении предельного уровня нерегулируемых цен для первой ценовой категории гарантирующий поставщик применяет минимальную из двух указанных в этом пункте цен.
Структура нерегулируемой цены (входящие в нее составляющие) для третьей ценовой категории определена в пункте 91 Основных положений. В нее также входит сбытовая надбавка гарантирующего поставщика, а кроме того, нерегулируемая цена на электрическую энергию на оптовом рынке, определяемая по результатам конкурентных отборов на сутки вперед, ставка за электрическую энергию, ставка за мощность, приобретаемую потребителем (покупателем). Этими составляющими обусловлено удорожание третьей ценовой категории в сравнении с первой.
К одной из особенностей определения и применения гарантирующим поставщиком предельных уровней нерегулируемых цен пунктом 96 отнесено то, что до 01.01.2015 гарантирующие поставщики определяют без учета своей сбытовой надбавки предельные уровни нерегулируемых цен для соответствующих ценовых категорий в отношении покупателей - энергосбытовых организаций, которые определены актом Правительства Российской Федерации в целях снабжения электрической энергией находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации организаций и осуществляют энергоснабжение указанных организаций и иных потребителей (юридических и физических лиц), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации (ОАО "Оборонсервис"), в отношении точек поставки, расположенных на территории, в отношении которой указанные энергосбытовые организации функционируют в качестве гарантирующих поставщиков и осуществляют покупку электрической энергии (мощности) по соответствующим точкам поставки у гарантирующих поставщиков - участников оптового рынка. При этом такие предельные уровни применяются к объемам электрической энергии (мощности), поставляемой находящимся в ведении Министерства обороны организациям и иным потребителям (юридическим и физическим лицам), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим ОАО "Оборонсервис".
Из приведенных положений следует, что покупатели электрической энергии, в том числе общество, находящееся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, несмотря на статус гарантирующего поставщика в отношении организаций-потребителей, также находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, приравниваются к потребителям в отношениях с другими гарантирующими поставщиками, у которых они покупают электроэнергию. Соответственно, ценовые категории, по которым они производят расчеты, определяются по тем же принципам, что для потребителей. В частности, мощность для таких покупателей определяется по суммарной мощности энергопотребляющих установок их потребителей. Дополнительное подтверждение данному выводу, опровергающее возражения ответчика, содержится в пункте 97 Основных положений N 442.
Пунктом 97 Основных положений предусмотрено, что гарантирующий поставщик определяет ценовую категорию для осуществления потребителем (покупателем в отношении потребителей) расчетов за электрическую энергию (мощность) по совокупности точек поставки в рамках границ балансовой принадлежности энергопринимающего устройства потребителя (совокупности энергопринимающих устройств потребителя, имеющих между собой электрические связи через принадлежащие потребителю объекты электросетевого хозяйства) в соответствии с порядком, изложенным в настоящем пункте. Потребители, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых в границах балансовой принадлежности менее 670 кВт (покупатели в отношении таких потребителей), осуществляют выбор ценовой категории самостоятельно посредством уведомления гарантирующего поставщика в течение 1 месяца с даты принятия решения об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствующем субъекте Российской Федерации. В отношении потребителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых в границах балансовой принадлежности составляет не менее 670 кВт, до 01.07.2013 ценовая категория определяется в порядке, установленном в настоящем пункте в отношении потребителей с максимальной мощностью менее 670 кВт, а с 01.07.2013 - без возможности выбора и применения в отношении потребителей с максимальной мощностью не менее 670 кВт первой и второй ценовых категорий в соответствии со следующими требованиями. Потребители с максимальной мощностью не менее 670 кВт осуществляют выбор ценовой категории самостоятельно и имеют право выбрать либо третью ценовую категорию, либо четвертую - шестую ценовые категории. При этом в случае отсутствия уведомления о выборе иной, кроме первой и второй ценовых категорий, для расчетов, начиная с 01.07.2013, в отношении потребителей с максимальной мощностью не менее 670 кВт применяется третья ценовая категория.
С учетом приведенных норм компания обоснованно произвела расчет задолженности общества за период после 01.07.2013, отнеся его к потребителям с максимальной мощностью не менее 670 кВт, не имеющим права выбора первой и второй ценовой категорий.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения апелляционного постановления отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2015 по делу N А32-14964/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Рогальский |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.