г. Краснодар |
|
15 сентября 2015 г. |
Дело N А53-28595/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 сентября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Бабаевой О.В., судей Айбатулина К.К. и Кухаря В.Ф., при участии в судебном заседании от истца - товарищества собственников жилья "Орбита Юг" (ИНН 6102024065, ОГРН 1066100043591) - Коротыч О.В. (доверенность от 11.05.2015 и Ковалева А.М. (доверенность от 11.05.2015), от ответчика - акционерного общества "Водоканал Ростова-на-Дону" (ИНН 6167081833, ОГРН 1056167043470) - Куликова Г.А. (доверенность от 07.08.2015), в отсутствие третьих лиц: администрации Аксайского района Ростовской области и администрации Щепкинского сельского поселения, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, при ведении протокола помощником судьи Белым В.В., рассмотрев путем использования систем видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ростовской области кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Орбита Юг" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.03.2015 (судья Губенко М.И.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015 (судьи Баранова Ю.И., Ванин В.В., Пономарева И.В.) по делу N А53-28595/2014, установил следующее.
ТСЖ "Орбита Юг" (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к АО "Водоканал Ростова-на-Дону" (далее - общество) об урегулировании разногласий при заключении договора о подключении к централизованной системе водоотведения.
Определением от 20.01.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Аксайского района Ростовской области и администрация Щепкинского сельского поселения.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 19.03.2015, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015, в удовлетворении исковых требований отказано.
Судебные акты мотивированы следующим. Правовые основания для понуждения общества к заключению договора о подключении к централизованным системам водоснабжения и водоотведения отсутствуют, поскольку в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие наличие у товарищества отвечающего установленным техническим требованиям принимающего устройства, присоединенного к сетям водоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также доказательства, подтверждающие законность владения земельном участком, на котором располагается подключаемый объект, наличие и перечень объектов капитального строительства. Суды пришли к выводу о том, что фактически товарищество обратилось в арбитражный суд не с требованием о передаче на рассмотрение суда разногласий, возникших между сторонами при заключении договора, а с требованием о понуждении общества заключить договор на условиях, предложенных товариществом. Такие разногласия сторон не могут быть разрешены судом путем установления в резолютивной части решения содержания спорных условий договора. Более того, материалы дела не содержат неопровержимые доказательства, подтверждающие тот факт, что именно общество определено в качестве гарантирующей организации, а также доказательства того, что объекты товарищества подключены к водопроводным и (или) канализационным сетям общества.
В кассационной жалобе товарищество просит отменить судебные акты и удовлетворить заявленные требования в полном объеме путем утверждения договора N 825-К о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения в редакции истца. По мнению заявителя, отказывая в удовлетворении исковых требований, суды сослались на нормы права, не подлежащие применению и регулирующие иные правоотношения. Суды пришли к ошибочному выводу об отсутствие возможности заключения спорного договора. Ссылка судов на то, что договор N 825-К направлен обществом в адрес товарищества ошибочно, не обоснована, поскольку представленные в материалы дела документы свидетельствуют об обратном. Суды не рассмотрели вопрос по существу.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, указывая, что у истца отсутствуют полномочия действовать в интересах и от имени собственников домовладений, расположенных на территории поселка Верхнетемерницкий. Товарищество не планирует подключение к системе водоотведения объектов капитального строительства. Заключение договора необходимо товариществу для строительства уличных сетей канализации на территории поселка Верхнетемерницкий.
В судебном заседании представители товарищества поддержали доводы кассационной жалобы, представитель общества возражал против отмены обжалуемых судебных актов, просил оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Судами установлено, что общество выдало товариществу технические условия на канализование объекта (жилая застройка) от 16.12.2012 и от 17.05.2013.
03 марта 2014 года товарищество обратилось к обществу с заявлением о заключении договора о подключении к системе канализации комплекса индивидуальных жилых домов, расположенных в границах территории истца.
С письмом от 14.08.2014 N 1468/14К ответчик направил в адрес истца договор N 825-К о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения.
Не согласившись с редакций представленного обществом договора, товарищество с письмом от 17.09.2014 N 35 направило в адрес ответчика протокол разногласий.
С письмом от 22.10.2014 общество направило товариществу ответ от 17.10.2014 N 2085/14, в котором отклонило протокол разногласий в полном объеме, сославшись на то, что проект договора соответствует форме типового договора о подключении.
Ссылаясь на то, что при заключении договора стороны не урегулировали разногласия относительно содержания пунктов 2, 3, 5, 8, 9, 10, 13, 14, 16, 21 и 30 договора, а также приложений N 1, 2, 3 и 4 к нему, товарищество обратилось в арбитражный суд с иском.
Возражая против заявленных требований, общество указало, что возможность заключения договора вообще отсутствует, а проект договора N 825-К о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, направлен в адрес товарищества ошибочно, поскольку на момент его направления ответчик не убедился в возможности подключения товарищества к своей системе канализации. Кроме того, обращаясь к обществу с заявлением о подключении к системе канализации, товарищество не представило доказательств, подтверждающих право пользования земельным участком, на котором располагается подключаемый объект, общество планирует подключение объекта на территории другого муниципального образования (в Аксайском районе), инвестиционной программой подключение данного объекта к системе канализации не предусмотрено; редакция договора, предложенная истцом, не соответствует типовому договору Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644).
Суды поддержали позицию общества и пришли к выводу, что фактически товарищество обратилось в арбитражный суд не с требованием о передаче на рассмотрение суда разногласий, возникших между сторонами при заключении договора, а с требованием о понуждении общества заключить договор на условиях, предложенных товариществом.
Между тем суды не учли следующие обстоятельства спора.
В пункте 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение (технологическое присоединение), а также порядок подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Порядок заключения, в том числе существенные условия, изменение и исполнение договора о подключении строящегося, реконструируемого или построенного, но не подключенного здания, строения, сооружения или иного объекта капитального строительства к входящим в систему коммунальной инфраструктуры сетям инженерно-технического обеспечения, на момент возникновения между сторонами разногласий были определены в Правилах заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360 (далее - Правила N 360).
Согласно пункту 2 Правил N 360 по договору о подключении организация коммунального комплекса, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения соответствующего вида, обязуется выполнить действия по подготовке системы коммунальной инфраструктуры к подключению объекта капитального строительства и подключить этот объект к эксплуатируемым ею сетям инженерно-технического обеспечения, а лицо, осуществляющее строительство и (или) реконструкцию объекта капитального строительства, обязуется выполнить действия по подготовке этого объекта к подключению и оплатить услуги по подключению. В случае если для подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение технических условий на подключение объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия), исполнителем по договору о подключении является организация коммунального комплекса, выдавшая такие технические условия (пункт 3 Правил N 360).
В статьей 18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" определено, что подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном названным Федеральным законом.
Договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения является публичным для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
Порядок заключения такого договора определен в разделе IV Правил N 644.
Для заключения договора о подключении и получения условий подключения заявитель направляет в организацию водопроводно-канализационного хозяйства, определенную органом местного самоуправления, заявление о подключении, содержащее полное и сокращенное наименования заявителя (для физических лиц - фамилия, имя, отчество), его местонахождение и почтовый адрес, наименование подключаемого объекта и кадастровый номер земельного участка, на котором располагается подключаемый объект, данные об общей подключаемой нагрузке с приложением документов, указанных в пункте 90 Правил N 644.
В соответствии с пунктом 94 Правил N 644 в случае принятия документов заявителя к рассмотрению и наличия технической возможности подключения (технологического присоединения), а также при условии наличия в инвестиционных программах организаций водопроводно-канализационного хозяйства мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 30 календарных дней направляет заявителю подписанный договор о подключении с приложением условий подключения (технологического присоединения) и расчета платы за подключение (технологическое присоединение).
Проект договора о подключении должен быть подписан заявителем в течение 30 календарных дней после его получения от организации водопроводно-канализационного хозяйства. Для заключения договора о подключении по истечении этого срока, но в течение срока действия технических условий, заявитель вправе повторно обратиться с заявлением о подключении (технологическом присоединении) в организацию водопроводно-канализационного хозяйства, при этом повторного представления документов, предусмотренных пунктом 90 названных Правил, той же организации водопроводно-канализационного хозяйства, если фактические обстоятельства на день подачи нового заявления по сравнению с указанными в представленных ранее документах не изменились и являются актуальными на день повторного представления, не требуется. Организация водопроводно-канализационного хозяйства представляет заявителю подписанный проект договора о подключении в течение 20 дней со дня получения повторного обращения (пункт 99 Правил N 644).
Согласно пункту 105 Правил N 644 проект договора о подключении должен быть подписан заявителем в течение 30 дней после его получения от организации водопроводно-канализационного хозяйства. В случае если заявитель не представил подписанный договор о подключении в указанный срок либо предложение об изменении представленного проекта договора о подключении в части, не противоречащей положениям Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении", названных Правил и условиям типового договора, утверждаемого Правительством Российской Федерации (в отношении условий договора, определяемых организацией водопроводно-канализационного хозяйства и заявителем), организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе: отказаться от подписания договора о подключении; увеличить срок осуществления подключения (технологического присоединения), предусмотренный договором о подключении; направить в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления - в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) предложения по исключению из инвестиционной программы мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), или изменению сроков реализации таких мероприятий.
Из материалов дела видно и ответчик не оспаривает, что общество по заявлению истца направило товариществу проект договора N 825-К о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения (т. 1, л. д. 18 - 29). В качестве приложений к проекту договора общество также направило технические условия на подключение объекта к сетям водоотведения (приложение N 1), перечень мероприятий по подключению объекта к централизованной системе водоотведения (приложение N 2), размер платы за технологическое присоединение (приложение N 4).
Кроме того, до направления проекта договора N 825-К общество трижды выдало товариществу технические условия на канализование объекта (жилая застройка) от 25.11.2009, от 16.12.2012 и от 17.05.2013 (т. 1, л. д. 109 - 111).
Согласно пункту 2 Правил N 360 в случае, если для подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение технических условий на подключение объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия), исполнителем по договору о подключении является организация коммунального комплекса, выдавшая такие технические условия (пункт 3 Правил N 360).
Данные действия ответчика, совершенные им неоднократно и на протяжении большого промежутка времени, опровергают его утверждение об ошибочном направлении проекта договора N 825-К и одновременно свидетельствуют о том, что у общества имеется техническая возможность подключения (технологического присоединения) товарищества к своим сетям водоотведения.
При наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе водоотведения и при наличии свободной мощности, организация, осуществляющая водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (пункт 4 статьи 18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
Ответчик не доказал отсутствие в своих инвестиционных программах мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения) объектов истца. Довод о том, что такие мероприятия планируется совершить на территории другого муниципального образования, сам по себе не может служить причиной для отказа в заключении публичного договора.
Не имеют правового значения ссылки судов на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих наличие у товарищества отвечающего установленным техническим требованиям принимающего устройства, присоединенного к сетям водоотводящей организации, и другого необходимого оборудования, а также доказательств, подтверждающих законность владения земельном участком, на котором располагается подключаемый объект, наличие и перечень объектов капитального строительства.
Указанные судами документы не являются обязательными для предоставления при заключении договора о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения. Отсутствие указанных документов не препятствовало обществу подготовить проект договора N 825-К, разработать технические условия на подключение объекта к сетям водоотведения (приложение N 1), определить перечень мероприятий по подключению объекта к централизованной системе водоотведения (приложение N 2) и рассчитать размер платы за технологическое присоединение (приложение N 4).
Таким образом, не соответствует материалам дела выводы судов об отсутствие у общества технической возможности заключить договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения и о том, что фактически товарищество обратилось в арбитражный суд с требованием о понуждении общества заключить договор на условиях, предложенных товариществом.
При отклонении протокола разногласий истца (письмо от 17.10.2014 N 2085/14) ответчик ссылался на несоответствие форме типового договора, а не на отсутствие технической возможности заключить договор.
В силу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
Изложенное свидетельствует о том, что материалы дела соответствуют предмету фактически заявленного иска и товарищество обратилось в суд с заявлением об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора о подключении к централизованной системе водоотведения. Положения Гражданского кодекса Российской Федерации (статьи 445 и 446) не предусматривают для стороны, направившей оферту (проект договора) и получившей после этого протокол разногласий, право на отказ от оферты как ошибочно направленной.
Суды с нарушением норм процессуального права переквалифицировали предмет заявленного иска, что послужило причиной для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно положениям статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
В силу статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Согласно статье 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по спору, возникшему при заключении договора, в резолютивной части решения указывается вывод арбитражного суда по каждому спорному условию договора.
Следовательно, разрешение судом спора при возникновении разногласий по конкретным условиям договора сводится по существу к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке.
В результате принятия оспариваемых судебных актов не достигнута цель обращения товарищества в суд, не выполнено требование гражданского законодательства о разрешении переданного на рассмотрение суда преддоговорного спора. С учетом протокола разногласий истца суды не рассмотрели по существу и не разрешили имевшиеся между сторонами разногласия по поводу заключения договора о подключении к централизованной системе водоотведения.
При таких обстоятельствах судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение. При новом рассмотрении суду следует разрешить спор по существу и определить спорные условия договора о подключении к централизованной системе водоотведения, указав их содержание в резолютивной части итогового судебного акта.
Основанием для отмены судебных актов в указанной части явилась неверная квалификация заявленных требований.
Поскольку суд кассационной инстанции в силу предоставленных ему Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации полномочий лишен возможности самостоятельно исследовать данный вопрос, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду необходимо устранить допущенные нарушения, исследовать и дать надлежащую правовую оценку в совокупности представленным в дело доказательствам, правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законный и обоснованный судебный акт.
Согласно абзацу 2 части 3 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается судом, вновь рассматривающим дело (по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). В этой связи следует учесть, что при подаче кассационной жалобы истцом в доход федерального бюджета уплачена государственная пошлина в размере 3 тыс. рублей.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.03.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.05.2015 по делу N А53-28595/2014 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Бабаева |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.