г. Краснодар |
|
16 сентября 2015 г. |
Дело N А53-1536/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Посаженникова М.В. и Прокофьевой Т.В., в отсутствие в судебном заседании заявителя - индивидуального предпринимателя Нестеренко Нанули Ервантовны (ИНН 614000572590, ОГРНИП 313618806600030) и заинтересованного лица - Министерства транспорта Ростовской области (ИНН 6163053715, ОГРН 1026103159026), извещенных о месте и времени судебного разбирательства (уведомления N 32205 9, 32204 2, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Нестеренко Нанули Ервантовны на решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.04.2015 (судья Бондарчук Е.В.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2015 (судьи Филимонова С.С., Соловьёва М.В., Сурмалян Г.А.) по делу N А53-1536/2015, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Нестеренко Н.Е. (далее - предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Министерству транспорта Ростовской области (далее - министерство) о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Ростовской области от 03.09.2014 N 15.4.1/491 на транспортное средство "ГАЗ 3221", государственный регистрационный номер Р 613 КХ 161 RUS; обязании выдать разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Ростовской области на указанное транспортное средство.
Решением суда от 16.04.2015, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 29.05.2015, предпринимателю отказано в удовлетворении заявленных требований.
Судебные акты мотивированы несоответствием спорного транспортного средства категории "М1" и отсутствием доказательств наличия в нем 8 пассажирских мест. Транспортное средство, посредством которого предприниматель намеревался осуществлять коммерческую перевозку пассажиров, не оборудовано системой спутниковой навигации.
В кассационной жалобе предприниматель просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что одобрение типа транспортного средства для получения разрешения на осуществление деятельности такси не требуется. Согласно копии свидетельства о регистрации спорного транспортного средства, оно имеет 8 пассажирских мест и относится к категории "В". Перечень документов, необходимых для получения разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа, в соответствии с положениями статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ) является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Предоставление данных, свидетельствующих об оснащенности автомобиля, предполагаемого для использования в качестве такси, системой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS не требуется.
В отзыве на кассационную жалобу министерство просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что 08.08.2014 предприниматель подал в министерство заявление на получение разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Ростовской области на автомобиль "ГАЗ 3221", государственный регистрационный номер Р 613 КХ 161 RUS с приложением заверенных копий документа, удостоверяющего его личность, свидетельства о регистрации транспортного средства, договора аренды транспортного средства без экипажа от 08.08.2014 (л. д. 25 - 29).
Рассмотрев представленные документы, министерство письмом от 03.09.2014 N 15.4.1/491 отказало предпринимателю в выдаче разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Ростовской области на указанное транспортное средство, сославшись на непредставление достоверных сведений о принадлежности транспортного средства, предполагаемого к использованию для перевозки пассажиров и багажа легковыми такси, к категории "М1".
Не согласившись с отказом министерства в выдаче разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Ростовской области, предприниматель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований, судебные инстанции обоснованно исходили из следующего.
Выдача разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси на территории Ростовской области регулируется статьей 9 Закона N 69-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом" (далее - Правила перевозок), Положением о порядке подачи заявления на получение разрешения и выдачи разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Ростовской области, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 19.04.2012 N 306.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 69-ФЗ деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно Положению о министерстве, утвержденному постановлением Правительства Ростовской области от 18.11.2011 N 133, оно является органом исполнительной власти Ростовской области, пунктом 2.1.20 которого и пунктом и 1.2 Положения о порядке подачи заявления на получение разрешения и выдачи разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 19.04.2012 N 306 (далее - постановление N 306), предусмотрено, что министерство осуществляет функции уполномоченного органа исполнительной власти Ростовской области по выдаче разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Ростовской области.
Частью 1.1 статьи 9 Закона N 69-ФЗ установлено, что заявление подписывается руководителем постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, или иным имеющим право действовать от имени этого юридического лица лицом, или индивидуальным предпринимателем, или представителем юридического лица либо индивидуального предпринимателя. При этом заявитель своей подписью подтверждает соответствие транспортного средства, которое предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, требованиям, установленным Законом N 69-ФЗ и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации, а также достоверность представленных сведений.
Частью 1.2 статьи 9 Закона N 69-ФЗ установлена обязанность представления вместе с заявлением в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе следующих документов - копий: документа, удостоверяющего личность заявителя (представителя заявителя); свидетельств о регистрации транспортных средств, которые предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, заверенных заявителем; договоров лизинга или аренды транспортного средства, которое предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (в случае, если транспортное средство предоставлено по договорам лизинга или аренды), заверенной заявителем, либо копии нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством, которое предполагается использовать индивидуальным предпринимателем для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (в случае, если транспортное средство предоставлено на основании выданной физическим лицом нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством).
Разрешение выдается при наличии у юридического лица или индивидуального предпринимателя на праве собственности или на условиях лизинга (аренды) транспортных средств, предназначенных для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, и при условии соответствия требованиям, установленным Законом N 69-ФЗ и принимаемым в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 9 Закона N 69-ФЗ).
Следовательно, для получения разрешения на осуществление услуг такси необходимо, чтобы автомобили, которые предприниматель собирается использовать для предоставления указанных услуг, предназначались для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
В силу Закона N 69-ФЗ и постановления N 306 перечень сведений и документов, необходимых для выдачи разрешения, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Закон N 259-ФЗ) регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации (статья 1 Закона N 259-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 259-ФЗ Правительство Российской Федерации утверждает правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также правила перевозок грузов автомобильным транспортом.
Правилами перевозок определены следующие понятия: "легковое такси" - транспортное средство категории "M1", используемое для перевозок пассажиров и багажа в соответствии с публичным договором фрахтования; "транспортное средство категории "M1"" - транспортное средство, которое используется для перевозки пассажиров и имеет помимо места водителя не более 8 мест для сидения.
Таким образом, легковым такси является транспортное средство, имеющее помимо места водителя не более 8 мест для сидения, используемое для перевозок пассажиров и багажа в соответствии с публичным договором фрахтования.
Под одобрением типа транспортного средства понимается документ, удостоверяющий соответствие выпускаемых в обращение транспортных средств, отнесенных к одному типу, требованиям технического регламента.
Судебные инстанции установили и материалами дела подтверждается, что из одобрения типа транспортного средства N Е-RU.MT02.B.00262.P2 (л. д. 38 - 39), выданного органом по сертификации механических транспортных средств и прицепов, их составных частей и предметов оборудования "САТР-Фонд" Межотраслевого фонда "Сертификация автотранспорта САТР", следует, что автомобили "Газель 3221" относятся к категории "М2".
Классификация транспортных средств по категориям осуществляется в рамках Женевского соглашения 1958 года (ратифицировано 17.02.1987), где под категорией "М1" понимается транспортное средство, к которому предъявляются соответствующие требования безопасности.
Требования к безопасности транспортных средств перед выпуском их в обращение предприятием-изготовителем, установленные национальным законодательством России, определены приложением N 2 к техническому регламенту "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720, действовавшим в спорный период. Аналогичные требования также предусмотрены в действующих с 01.01.2015 технических регламентах Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (TP ТС 018/2011), утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877). Указанный технический регламент устанавливает требования к узлам и агрегатам, а также технические характеристики транспортных средств в зависимости от категории транспортных средств. При этом требования безопасности для транспортных средств категорий "М1" и "М2" различны. В связи с этим для изменения категории транспортного средства со стороны предприятия-изготовителя требуется обеспечение соответствия всем требованиям, установленным для транспортных средств категории "М1".
Из письма заместителя руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.05.2014 N Аз-101-32/4445 (л. д. 36 - 37) следует, что до настоящего момента со стороны ОАО "ГАЗ" пассажирские транспортные средства "ГАЗ 3221" и их модификации, в том числе относящиеся в рамках Конвенции о безопасности дорожного движения к категории "В", в силу конструктивных особенностей не выпускались в обращение на территории Российской Федерации как транспортные средства категории "М1".
Судебные инстанции указали, что предприниматель не представил в материалы дела доказательства того, что транспортное средство "ГАЗ 3221", государственный регистрационный номер Р 613 КХ 161 RUS имеет 8 пассажирских мест. Отсутствуют и доказательства того, что транспортное средство приведено по конструкции узлов и агрегатов, а также техническим характеристикам автомобилей категории "М1" в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 720.
Суд апелляционной инстанции, ссылаясь на Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (вместе с "ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств"), Федеральный закон от 14.02.2009 N 22-ФЗ "О навигационной деятельности", постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS", приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2012 N 285, сделал обоснованный вывод о том, что обязательные требования по установлению аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS распространяются на транспортные средства категории "М1", используемые для коммерческих перевозок пассажиров. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что транспортное средство, которым предприниматель намеревался осуществлять коммерческую перевозку пассажиров легковым такси, оборудовано системой спутниковой навигации в соответствии с требованиями, установленными для данного вида транспортных средств.
Выводы суда основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.04.2015 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2015 по делу N А53-1536/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.