Постановление Правительства Псковской области от 4 мая 2023 г. N 196
"Об осуществлении Правительством Псковской области внутреннего финансового аудита"
На основании пункта 5 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, приказа Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. N 195н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита", приказа Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. N 196н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", приказа Министерства финансов Российской Федерации от 18 декабря 2019 г. N 237н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита", приказа Министерства финансов Российской Федерации от 22 мая 2020 г. N 91н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита", приказа Министерства финансов Российской Федерации от 05 августа 2020 г. N 160н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", приказа Министерства финансов Российской Федерации от 01 сентября 2021 г. N 120н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности и о внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации по вопросам осуществления внутреннего финансового аудита" Правительство Псковской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение об осуществлении Правительством Псковской области внутреннего финансового аудита.
2. Признать утратившим силу постановление Администрации Псковской области от 22 апреля 2022 г. N 147 "Об осуществлении Администрацией Псковской области внутреннего финансового аудита".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Руководителя Аппарата Правительства Псковской области.
4. Настоящее постановление вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Губернатор Псковской области |
М. Ведерников |
Утверждено
постановлением Правительства
Псковской области
от 04.05.2023 N 196
Положение
об осуществлении Правительством Псковской области внутреннего финансового аудита
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет порядок организации и осуществления Правительством Псковской области внутреннего финансового аудита по оценке исполнения Правительством Псковской области бюджетных полномочий главного администратора бюджетных средств и государственными казенными учреждениями Псковской области, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Правительство Псковской области, бюджетных полномочий администратора бюджетных средств (далее соответственно - аудит, подведомственные учреждения).
2. Аудит осуществляется в целях:
1) оценки надежности внутреннего процесса Правительства Псковской области и подведомственных учреждений, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий (далее - внутренний финансовый контроль), и подготовки предложений об организации внутреннего финансового контроля;
2) подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации, а также актом, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
3) повышения качества финансового менеджмента.
3. В настоящем Положении используются следующие понятия:
объекты аудита - бюджетные процедуры и (или) составляющие эти процедуры операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры;
субъекты бюджетных процедур - руководители, заместители руководителя и иные государственные гражданские служащие Псковской области или работники структурных подразделений Аппарата Правительства Псковской области, руководители, заместители руководителя и работники подведомственных учреждений, которые организуют (обеспечивают выполнение), выполняют бюджетные процедуры;
бюджетные процедуры - процедуры субъектов бюджетных процедур, результат выполнения которых влияет на значения показателей качества финансового менеджмента, определяемых в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 6 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в том числе процедуры по составлению сведений, необходимых для составления проекта бюджета, а также по исполнению бюджета, ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности;
операция (действие) по выполнению бюджетной процедуры - одна из совокупности операций (действий) по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетной процедуры, и (или) по организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры, в том числе контрольное действие, последовательное выполнение которых в соответствии с требованиями правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и актов главного администратора бюджетных средств позволяет достичь результат выполнения бюджетной процедуры;
финансовый менеджмент - деятельность должностных лиц, работников главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, направленная на достижение заданных (непосредственных и (или) конечных) результатов деятельности главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, включая оказание государственных услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий исполнительных органов Псковской области.
II. Организация аудита
4. Аудит проводится уполномоченным должностным лицом, наделенным приказом по Аппарату Правительства Псковской области полномочиями по осуществлению аудита (далее - уполномоченное лицо), на основе принципа функциональной независимости.
5. Аудиторские мероприятия в зависимости от их характера, объема, сложности и специфики проводятся аудиторской группой, в состав которой включаются государственные гражданские служащие Псковской области, иные работники Аппарата Правительства Псковской области, обладающие необходимыми профессиональными знаниями и навыками, и уполномоченное лицо (далее - лица, входящие в состав аудиторской группы).
Руководителем аудиторской группы назначается уполномоченное лицо. Руководитель аудиторской группы несет ответственность за подготовку и результаты проведения аудиторского мероприятия.
Состав аудиторской группы утверждается приказом по Аппарату Правительства Псковской области не позднее пяти рабочих дней до дня начала аудиторского мероприятия.
6. Лица, которые в период, подлежащий аудиторской проверке, организовывали (обеспечивали выполнение) внутренние бюджетные процедуры, в состав аудиторской группы не включаются и к проведению аудиторских мероприятий не допускаются.
7. Лица, входящие в аудиторскую группу, пользуются правами и обязанностями, определенными в федеральном стандарте внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита, утвержденном приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 2019 г. N 195н (далее - федеральный стандарт N 195н).
8. Срок проведения аудиторского мероприятия не может превышать тридцати рабочих дней.
9. Аудиторские мероприятия подразделяются:
1) на камеральные, которые проводятся по месту нахождения Правительства Псковской области на основании представленных по его запросу информации и материалов;
2) на выездные, которые проводятся по месту нахождения субъектов бюджетных процедур;
3) на комбинированные, которые проводятся как по месту нахождения Правительства Псковской области, так и по месту нахождения субъектов бюджетных процедур.
10. Подведомственные учреждения вправе передать полномочия по осуществлению аудита Правительству Псковской области.
11. Решение о передаче полномочий по осуществлению аудита принимается в случаях, определенных пунктом 10 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской от 18 декабря 2019 г. N 237н (далее - федеральный стандарт N 237н), и оформляется служебным письмом о согласовании передачи полномочий по осуществлению аудита, которое подписывается руководителем подведомственного учреждения, передающего указанные полномочия, и визируется Руководителем Аппарата Правительства Псковской области.
Служебное письмо о согласовании передачи полномочий по осуществлению аудита должно содержать положения, касающиеся принятия и исполнения переданных от подведомственного учреждения полномочий по осуществлению аудита, предусмотренные пунктом 19 федерального стандарта N 237н.
III. Планирование аудита
12. Плановые аудиторские мероприятия проводятся на основании плана проведения аудиторских мероприятий, составленного по форме, приведенной в приложении N 1 к Методическим рекомендациям по формированию отдельных документов, используемых при осуществлении внутреннего финансового аудита, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01 июня 2021 г. N 246 (далее соответственно - План, Методические рекомендации).
13. В ходе планирования аудиторских мероприятий уполномоченным лицом проводится предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах осуществления внутреннего финансового контроля, за период, подлежащий проведению аудиторского мероприятия, и проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий органами государственного финансового контроля в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита.
14. Проект Плана на следующий календарный год формируется, подписывается уполномоченным лицом и утверждается Руководителем Аппарата Правительства Псковской области не позднее 30 декабря текущего финансового года.
15. Изменения в утвержденный План вносятся в случаях, указанных в пункте 11 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Планирование и проведение внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05 августа 2020 г. N 160н (далее - федеральный стандарт N 160н), на основании докладной записки уполномоченного лица, содержащей мотивированное предложение о внесении изменений в План, и направленной Руководителю Аппарата Правительства Псковской области.
Изменения в План утверждаются Руководителем Аппарата Правительства Псковской области.
16. Внеплановые аудиторские мероприятия проводятся на основании решения Руководителя Аппарата Правительства Псковской области, оформленного в форме поручения на докладной записке уполномоченного лица, содержащей мотивированное предложение о необходимости проведения внепланового аудиторского мероприятия, тему и сроки проведения внепланового аудиторского мероприятия.
В случае передачи полномочий по осуществлению аудита решение о проведении внепланового аудиторского мероприятия, указанное в абзаце первом настоящего пункта, принимается с учетом подпункта "а" пункта 13 и абзаца второго подпункта "б" пункта 19 федерального стандарта N 237н.
IV. Проведение аудиторского мероприятия и оформление его результатов
17. Аудиторское мероприятие проводится на основании программы аудиторского мероприятия (далее - Программа), сформированной уполномоченным лицом с учетом пункта 7 федерального стандарта N 195н и пункта 14 федерального стандарта N 160н.
18. Программа составляется по форме, приведенной в приложении N 2 к Методическим рекомендациям, подписывается уполномоченным лицом и утверждается Руководителем Аппарата Правительства Псковской области не позднее чем за пять рабочих дней до дня начала проведения аудиторского мероприятия.
19. В случае если уполномоченное лицо при проведении аудиторского мероприятия или по результатам проведения оценки бюджетных процедур пришло к выводу о необходимости внесения изменений в Программу в связи с переоценкой значимости (уровня) бюджетных рисков, в том числе на основании полученной информации об организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетной процедуры, уполномоченное лицо вправе подготовить и представить на согласование Руководителю Аппарата Правительства Псковской области предложения по изменению Программы. Предложения по изменению Программы составляются в произвольной форме.
Изменения в Программу утверждаются Руководителем Аппарата Правительства Псковской области в срок не позднее пяти рабочих дней со дня представления предложений по изменению Программы.
20. При проведении аудиторского мероприятия должны быть получены достаточные надлежащие доказательства.
К доказательствам относятся достаточные фактические данные и достоверная информация, основанные на рабочей документации и подтверждающие наличие выявленных нарушений и недостатков в осуществлении внутренних бюджетных процедур объектами аудита, а также являющиеся основанием для выводов и предложений по результатам аудиторского мероприятия.
21. При проведении аудиторского мероприятия уполномоченным лицом формируется рабочая документация, которая содержит следующие документы и иные материалы, подготавливаемые в связи с проведением аудиторского мероприятия:
1) документы, отражающие подготовку проведения аудиторского мероприятия, включая Программу;
2) сведения о характере, сроках, об объеме аудиторского мероприятия и о результатах его выполнения;
3) сведения о выполнении внутреннего финансового контроля в отношении операций, связанных с темой аудиторского мероприятия;
4) перечень договоров, соглашений, протоколов, первичной учетной документации, документов бюджетного учета и бюджетной отчетности, подлежавших изучению в ходе проведения аудиторского мероприятия;
5) письменные заявления и объяснения, полученные от должностных лиц по объектам аудита;
6) копии обращений, направленных органам государственного финансового контроля, экспертам и (или) третьим лицам в ходе проведения аудиторского мероприятия, и полученные от них сведения;
7) копии финансово-хозяйственных документов по объектам аудита, подтверждающих выявленные нарушения.
22. В случае возникновения обстоятельств, требующих приостановления аудиторского мероприятия (при наличии обстоятельств, при которых невозможно дальнейшее проведение аудиторского мероприятия), или продления аудиторского мероприятия руководитель аудиторской группы направляет Руководителю Аппарата Правительства Псковской области служебную записку с изложением обстоятельств и срока предлагаемого приостановления аудиторского мероприятия или его продления.
23. Срок приостановления аудиторского мероприятия или его продления определяется в каждом конкретном случае на основании служебной записки исходя из целей, которые должны быть достигнуты в период приостановления аудиторского мероприятия или его продления, но не может превышать шестидесяти календарных дней.
24. Решение о приостановлении аудиторского мероприятия и (или) о продлении срока проведения аудиторского мероприятия принимается Руководителем Аппарата Правительства Псковской области путем наложения соответствующей резолюции на служебной записке, указанной в пункте 23 настоящего Положения, при этом изменения в План не вносятся.
25. На время приостановления проведения аудиторского мероприятия течение его срока прерывается.
26. После устранения причин приостановления проведения аудиторского мероприятия аудиторская группа возобновляет проведение аудиторского мероприятия в сроки, согласованные с Руководителем Аппарата Правительства Псковской области.
27. Информация, а также предложения и рекомендации по окончании проведения аудиторского мероприятия отражаются в заключении, а также по решению уполномоченного лица могут быть отражены в ходе проведения аудиторского мероприятия (промежуточные и предварительные результаты аудиторского мероприятия) в форме аналитических записок, составленных по форме согласно приложению N 3 к Методическим рекомендациям, которые направляются субъектам бюджетных процедур за подписью руководителя аудиторской группы.
28. Руководитель аудиторской группы составляет заключение по форме согласно приложению N 4 к Методическим рекомендациям, подписывает и представляет его Руководителю Аппарата Правительства Псковской области.
29. Руководитель Аппарата Правительства Псковской области рассматривает заключение и принимает в форме резолюции соответствующие решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента, с указанием сроков их выполнения.
30. Уполномоченное лицо направляет подписанный экземпляр заключения субъекту бюджетных процедур не позднее дня, следующего за днем подписания заключения.
Субъект бюджетных процедур обязан ознакомиться с заключением в течение пяти рабочих дней со дня его получения.
При наличии возражений и предложений по заключению субъект бюджетных процедур вправе направить их в письменной форме уполномоченному лицу в срок, установленный в абзаце втором настоящего пункта.
Данные возражения и предложения приобщаются к материалам аудиторского мероприятия.
31. Возражения и предложения субъекта бюджетных процедур, поступившие по результатам проведенного аудиторского мероприятия, рассматриваются уполномоченным лицом и при необходимости учитываются в целях ведения реестра бюджетных рисков.
32. Информация о решениях, принятых Руководителем Аппарата Правительства Псковской области по повышению качества финансового менеджмента, обобщается уполномоченным лицом в целях ведения реестра бюджетных рисков и проведения мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков.
V. Мониторинг реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков
33. Уполномоченное лицо не реже одного раза в год проводит мониторинг мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, по организации и осуществлению внутреннего финансового контроля и устранению выявленных нарушений и (или) недостатков, а также по совершенствованию организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры.
34. По итогам проведенного мониторинга мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, по организации и осуществлению внутреннего финансового контроля и устранению выявленных нарушений и (или) недостатков, а также по совершенствованию организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры уполномоченным лицом составляется перечень (план) мероприятий по совершенствованию организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры по форме согласно приложению N 5 к Методическим рекомендациям.
VI. Оценка бюджетных рисков, формирования и ведения (актуализации) реестра бюджетных рисков, в том числе участия субъекта бюджетных процедур в формировании и ведении реестра бюджетных рисков
35. Оценка бюджетных рисков, формирование и ведение (актуализация) реестра бюджетных рисков в Правительстве Псковской области осуществляется в соответствии с федеральным стандартом N 160н.
36. Субъект бюджетных процедур оценивает возможные события, негативно влияющие на результат выполнения бюджетной процедуры, в том числе на операцию (действие) по выполнению бюджетной процедуры, а также на качество финансового менеджмента (бюджетные риски), анализирует способы минимизации бюджетных рисков, выявленные нарушения и (или) недостатки и по необходимости, но не реже одного раза в год в срок до 01 декабря текущего финансового года вносит уполномоченному лицу предложения для формирования (уточнения) реестров бюджетных рисков.
37. Уполномоченное лицо рассматривает предложения субъектов бюджетных процедур по формированию (актуализации) реестров бюджетных рисков и формирует реестр бюджетных рисков по форме согласно приложению N 7 к Методическим рекомендациям в срок не позднее 25 декабря текущего финансового года.
VII. Составление и представление отчетности о результатах деятельности уполномоченного лица по осуществлению аудита
38. Уполномоченное лицо составляет годовой отчет о результатах деятельности уполномоченного лица в срок не позднее 01 февраля года, следующего за отчетным годом, по форме согласно приложению N 6 к Методическим рекомендациям.
В годовой отчетности отражается информация, основанная на данных, отраженных в заключениях и реестре бюджетных рисков, в том числе информация о достоверности сформированной бюджетной отчетности, о принятых (необходимых к принятию) мерах по повышению качества финансового менеджмента и минимизации (устранению) бюджетных рисков, о надежности внутреннего финансового контроля.
39. Годовая отчетность о результатах деятельности уполномоченного лица представляется в первом квартале текущего финансового года за отчетный год, в котором проводились (завершились) аудиторские мероприятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Псковской области от 4 мая 2023 г. N 196 "Об осуществлении Правительством Псковской области внутреннего финансового аудита"
Вступает в силу с 16 мая 2023 г.
Опубликование:
сетевое издание "Нормативные правовые акты Псковской области" (pravo.pskov.ru) 5 мая 2023 г.
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 10 мая 2023 г. N 6000202305100002
газета "Псковская правда" от 19 мая 2023 г. N 19
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Псковской области от 2 апреля 2024 г. N 100
Изменения вступают в силу с 14 апреля 2024 г. и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 г.