г. Краснодар |
|
22 сентября 2015 г. |
Дело N А63-9097/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Калашниковой М.Г., судей Гиданкиной А.В. и Илюшникова С.М., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Ваше здоровье" (ИНН 7724619285, ОГРН 5077746789500), заинтересованных лиц: Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (ИНН 2634003887, ОГРН 1022601989508), государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края "Ставропольский краевой клинический онкологический диспансер" (ИНН 2633001661, ОГРН 1022601943968), Министерства экономического развития Ставропольского края, закрытого акционерного общества "Р-Фарм", закрытого акционерного общества "СИА Интернешнл-Ставрополь", закрытого акционерного общества "КОМПАНИЯ ФАРМСТОР", общества с ограниченной ответственностью "НОВАФАРМ", общества с ограниченной ответственностью ООО "ДИАМИР", общества с ограниченной ответственностью "ФАРМАЦЕНТР-СТ", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте суда в сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ваше Здоровье" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.03.2015 (судья Алиева А.К.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2015 (судьи Цигельников И.А., Афанасьева Л.В., Параскевова С.А.) по делу N А63-9097/2014, установил следующее.
ООО "Ваше Здоровье" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - управление) от 03.06.2014 и повторном размещении заказа на поставку лекарственных препаратов для обеспечения государственных нужд Ставропольского края.
Решением от 24.03.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.07.2015, производство по делу в части требования о повторном размещении заказа на поставку лекарственных препаратов для обеспечения государственных нужд Ставропольского края прекращено в связи с отказом от заявления; в остальной части в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. По мнению подателя жалобы, суды не прияли во внимание, что ГБУЗ Ставропольского края "Ставропольский краевой клинический онкологический диспансер" (далее - учреждение), указав в аукционной документации характеристики лекарственного средства, соответствующие препарату Бонефос, создало преимущественные условия участникам, у которого такое лекарственное средство имеется в наличии.
В отзывах управление просит оставить судебные акты без изменения, ООО "ФармаЦентр-СТ" указало, что оставляет вопрос об удовлетворении жалобы на усмотрение суда.
Изучив материалы дела, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, по результатам рассмотрения жалобы общества управление приняло решение от 03.06.2014, которым признало жалобу необоснованной; учреждение - нарушившим часть 8 статьи 45 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), как установившего дополнительное требование к участникам аукциона по предоставлению надлежаще заверенной копии лицензии банка, предоставившего банковскую гарантию.
Общество, не согласившись с решением управления, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии; описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии; документация о закупке должна содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт; документация о закупке должна содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт; документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями; поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки. В силу части 2 статьи 33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно аукционной документации, учреждению требовался препарат клодроновая кислота концентрат для приготовления раствора внутривенного введения 60 мг/мл, 5 мл - ампула N 5. Суды, оценив предоставленные в материалы дела доказательства, установили, что указание заказчиком о необходимости поставки названного препарата в ампулах обусловлено спецификой назначения и способа применения лекарственного средства, препарат с характеристиками, указанными в аукционной документации, более подходит для лечения пациентов пожилого возраста, при его использовании отсутствует необходимость изменять дозу препарата у пожилых пациентов.
Таким образом, учреждение в аукционной документации установило требования к лекарственному препарату с учетом своих потребностей и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности. Задачей законодательства о закупках является, прежде всего, выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и потребностям заказчика в товаре, необходимом для осуществления его деятельности. Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика и отвечают его потребностям. Положения Закона также не обязывают заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара. Учреждение, установив необходимые ему требования к товару, действовало в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
Определение в аукционной документации требований к лекарственному препарату, необходимому учреждению с учетом специфики его использования при лечении, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе. Как видно из материалов дела, заявки на участие в аукционе подали пять участников. Суды также установили, что лекарственное средство, поставка которого являлась предметом аукциона, свободно обращается на фармацевтическом рынке, поставка препарата может осуществляться лицами, имеющими действующую лицензию на осуществление фармацевтической деятельности или производство лекарственных средств. В связи с этим любой хозяйствующий субъект при условии получения им необходимой лицензии имеет возможность осуществлять поставку лекарственного препарата, требующегося заказчику.
Заявитель не представил доказательств, свидетельствующих о том, что обращение препарата с требуемыми значениями на соответствующем рынке невозможно или затруднено, а установление необходимых заказчику требований фактически ограничивает число потенциальных участников закупки либо создает одним участникам закупки преимущество перед другими.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что управление правомерно признало жалобу общества необоснованной.
Доводы о наличии оснований для признания недействительным решения управления в части выводов о нарушении учреждением части 8 статьи 45 Закона N 44-ФЗ обществом не заявлены, доказательства нарушения прав и законных интересов заявителя решением управления в указанной части отсутствуют.
Основания для изменения или отмены решения и постановления по доводам, изложенным в кассационной жалобе, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 24.03.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2015 по делу N А63-9097/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Калашникова |
Судьи |
А.В. Гиданкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно аукционной документации, учреждению требовался препарат клодроновая кислота концентрат для приготовления раствора внутривенного введения 60 мг/мл, 5 мл - ампула N 5. Суды, оценив предоставленные в материалы дела доказательства, установили, что указание заказчиком о необходимости поставки названного препарата в ампулах обусловлено спецификой назначения и способа применения лекарственного средства, препарат с характеристиками, указанными в аукционной документации, более подходит для лечения пациентов пожилого возраста, при его использовании отсутствует необходимость изменять дозу препарата у пожилых пациентов.
Таким образом, учреждение в аукционной документации установило требования к лекарственному препарату с учетом своих потребностей и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности. Задачей законодательства о закупках является, прежде всего, выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и потребностям заказчика в товаре, необходимом для осуществления его деятельности. Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об электронном аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика и отвечают его потребностям. Положения Закона также не обязывают заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара. Учреждение, установив необходимые ему требования к товару, действовало в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
...
Доводы о наличии оснований для признания недействительным решения управления в части выводов о нарушении учреждением части 8 статьи 45 Закона N 44-ФЗ обществом не заявлены, доказательства нарушения прав и законных интересов заявителя решением управления в указанной части отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 сентября 2015 г. N Ф08-6527/15 по делу N А63-9097/2014