г. Краснодар |
|
22 сентября 2015 г. |
Дело N А61-54/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2015 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 сентября 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Дорогиной Т.Н., судей Посаженникова М.В. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому Федеральному округу (ИНН 2626800494, ОГРН 1112651028676) - Лопатина А.А. (доверенность от 12.01.2015), от заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "ЭдельвейсОпт" (ИНН 1513033155, ОГРН 1121513001202) - Керецман И.Е. (доверенность от 01.06.2015), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭдельвейсОпт" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 02.04.2015 (судья Акимцева С.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015 (судьи Цигельников И.А., Афанасьева Л.В.. Параскевова С.А.) по делу N А61-54/2015, установил следующее.
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому Федеральному округу (далее - управление, административный орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с заявлением о привлечении ООО "ЭдельвейсОпт" (далее - общество) к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 02.04.2015, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015, заявленные федеральной службой требования удовлетворены. Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса в виде штрафа в размере 200 тыс. рублей. Продукция, арестованная согласно протоколу ареста товаров и иных вещей от 15.01.2015 N 11-15/17-2, изъята и передана на переработку или уничтожение. Судебные акты мотивированы наличием в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, соблюдением административным органом порядка привлечения к ответственности, отсутствием оснований для признания совершенного обществом правонарушения в качестве малозначительного, а также наличием оснований для изъятия алкогольной продукции, находящейся в незаконном обороте с направлением на переработку или уничтожение.
В кассационной жалобе общество просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить, прекратить производство по делу. По мнению общества, судами неверно применены нормы материального права, а выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку производство, оборот парфюмерно-косметической продукции, содержащей этиловый спирт и прошедший государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти, закупка этилового спирта в целях использования в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве спиртосодержащей продукции не подлежат лицензированию.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить судебные акт без изменения как законные и обоснованные.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 15.09.2015 до 17 часов 45 минут 21.09.2015
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании обращения гражданина Ланина А.А. управлением 07.11.2014 проведена проверка деятельности общества по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Черноморская, 2. В ходе провекри установлено, что в спиртохранилище общества размещена прозрачная жидкость с характерным запахом этилового спирта объемом 2500 дал. На момент осмотра у общества отсутствовала лицензия на производство, хранение и оптовую реализацию этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта ректификованного, в том числе денатурированного, а также на производство и хранение алкогольной продукции.
В рамках дела об административном правонарушении 11.11.2014 управлением проведен повторный осмотр помещений и территории общества, На момент осмотра в емкости спиртохранилища имелся остаток спиртосодержащей жидкости в количестве 2500 дал. В ходе осмотра отобраны пробы и образцы прозрачной жидкости с характерным запахом этилового спирта и составлен протокол взятия проб и образцов от 11.11.2014 N 07-14/888-4, а также протокол ареста товаров и иных веществ от 11.11.2014 N 07-14/888-5 и определение о назначении экспертизы отобранных проб жидкости от 12.11.2014 N 07-14/888-7.
Согласно заключению эксперта Базового межрайонного отдела на Кавказских Минеральных водах ГУ МВД России по Ставропольскому краю от 16.11.2014 N 1962 представленные на экспертизу пробы образцов жидкости являются спиртосодержащей жидкостью крепостью 96,6%, соответствуют по качеству и крепости спирта требованиям ГОСТ Р 51652-20000 "Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья. Технические условия".
Поскольку у общества отсутствует лицензия на производство, хранение и оптовую реализацию алкогольной продукции, по результатам проверки административным органом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 19.12.2014 и на основании части 3 статьи 23.1 Кодекса и части 2 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела переданы в арбитражный суд для привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса.
В силу части 3 статьи 14.17 Кодекса производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.
Согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие Закона N 171-ФЗ.
Пунктом 1 статьи 18 Закона N 171-ФЗ установлено, что лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи; розничной продажи спиртосодержащей продукции; закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях; перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 % объема готовой продукции, осуществляемых в объеме, не превышающем 200 декалитров в год, организациями, закупившими указанную продукцию в целях использования ее в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве неспиртосодержащей продукции либо в технических целях или иных целях, не связанных с производством и (или) оборотом (за исключением закупки) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на транспортных средствах, находящихся в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении таких организаций.
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Закона N 171-ФЗ лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности: производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта; хранение этилового спирта.
Согласно пункту 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ запрещено производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующих лицензий.
Подпунктом 1 части 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ установлено, что в целях пресечения незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции изъятию из незаконного оборота на основании решений уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации органов и должностных лиц подлежат: этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в случае, если их производство и (или) оборот осуществляются без соответствующих лицензий.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на момент проверки у общества хранилось 2500 дал спирта, что подтверждено соответствующими протоколами. Лицензия на хранение спирта у общества отсутствует. Суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для привлечения общества с административной ответственности по части 3 статьи 14.17 Кодекса.
Как указывает общество, хранящийся спирт предназначался для выпуска парфюмерно-косметической продукции, на которую общество имело сертификаты и свидетельства о государственной регистрации, выданные Управлением Роспотребнадзора по Смоленской области. Общество указало на то, что его действия по хранению спирта этилового не образуют состава правонарушения на основании пункта 3 статьи 1 Закона N 171-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 25.06.2007 N 401 "Об утверждении перечней парфюмерно-косметической продукции, на деятельность по обороту которой не распространяется действие Федерального Закона N 171-ФЗ".
Данный довод обоснованно не принят судами во внимание, поскольку в материалах дела отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие факт производства или непосредственной подготовки общества к производству парфюмерно-косметической продукции. Представленные копии свидетельства о государственной регистрации парфюмерной продукции не подтверждают намерения общества на использование арестованной спиртосодержащей жидкости для изготовления парфюмерной продукции. На момент проверки общество не осуществляло деятельности по изготовлению парфюмерно-косметической продукции. При этом из пояснений директора общества установлено, что спиртосодержащая продукция хранилась с 2012 года.
Суд установили, что общество не представило доказательства того, что приняло все зависящие от него меры по соблюдению действующего законодательства по обороту этилового спирта, вину общества в совершении вменяемого правонарушения. Суды не установили оснований для применения статьи 2.9 Кодекса.
С учетом изложенного, требования общества не подлежат удовлетворению.
Спорная спиртосодержащая продукция, находящаяся в незаконном обороте правомерно изъята с направлением на уничтожение или переработку.
Доводы кассационной жалобы общества не основаны на нормах права, направлены на переоценку исследованных судом доказательств и в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нормы права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно, процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 02.04.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015 по делу N А61-54/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Дорогина |
Судьи |
Л.А. Черных |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.