г. Краснодар |
|
25 сентября 2015 г. |
Дело N А63-1346/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2015 г.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Денека И.М., судей Андреевой Е.В. и Илюшникова С.М., при участии в судебном заседании от заявителя - администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края (ИНН 2610005405, ОГРН 1032600100598) - Ермолова А.А. (доверенность от 27.02.2015), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (ИНН 2634003887, ОГРН 1022601989508), третьих лиц - некоммерческого партнерства "Ассоциация перевозчиков Ставропольского края", министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, индивидуального предпринимателя Жданова Н.А., индивидуального предпринимателя Колковой Елены Михайловны, администрации города Невинномысска, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационные жалобы администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края и индивидуального предпринимателя Колковой Елены Михайловны на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.02.2015 (судья Борозинец А.М.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2015 (судьи Белов Д.А., Параскевова С.А., Цигельников И.А.) по делу N А63-1346/2014, установил следующее.
Администрация Кочубеевского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) о признании незаконными и отмене решения от 29.11.2013 по делу N 83 и предписания от 29.11.2013 N 46 о признании администрации нарушившей часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Определениями суда от 04.03.2014, от 04.02.2014, 06.10.2014 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены НП "Ассоциация перевозчиков СК", министерство дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, индивидуальные предприниматели Жданова Н.А., Колкова Е.М., администрация города Невинномысска.
Решением суда от 13.02.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.05.2015, в удовлетворении заявления отказано на том основании, что управление доказало нарушение администрацией часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В кассационной жалобе индивидуальный предприниматель Колкова Е.М. просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что выявленное нарушение действующего законодательства не может ограничить право перевозчика на осуществление организации перевозок по маршруту внутри муниципального района. Наличие иной дороги между населенными пунктами не является основанием для отнесения спорного маршрута к межмуниципальному.
В кассационной жалобе администрация просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает, что спорные маршруты являются внутрирайонными, а не межмуниципальными. Организация транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в границах муниципальных образований Ставропольского края осуществляется органом местного самоуправления. Кроме того, администрация указывает, что в отношении временных маршрутов заключение договоров на осуществление пассажирских перевозок проводится без проведения конкурса. Являются ошибочными выводы судов о наличии иных прямых сообщений между населенными пунктами ст. Барсуковская - с. Ивановское.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. Антимонопольный орган указывает, что спорные маршруты являются межмуниципальными. Без проведения конкурса администрация не имела права заключать договоры с предпринимателем на осуществление спорных пассажирских перевозок. Действия администрации привели или могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, и нарушают запрет принимать органами местного самоуправления акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Министерство дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края в отзыве просило оставить судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы жалобы, просил суд кассационной инстанции отменить оспариваемые акты и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Изучив материалы дела и доводы, изложенные в кассационных жалобах, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в управление поступила жалоба НП "Ассоциация перевозчиков Ставропольского края" на действия администрации в части заключения договоров на осуществление пассажирских перевозок без проведения конкурса.
В рамках проведения антимонопольного расследования выявлено, что администрация заключила договоры на осуществление пассажирских перевозок N 133 по маршруту N 140 "ст. Барсуковская - с. Ивановское" и N 136 по маршруту N 105 "с. Кочубеевское - с. Ивановское" от 08.08.2013 временно, срок действия которых ограничивается проведением конкурса и подведением его итогов.
По результатам рассмотрения жалобы НП "Ассоциация перевозчиков Ставропольского края", антимонопольный орган вынес решение от 13.12.2013 по делу N 83, согласно которому администрация признана нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а также выдано предписание от 29.11.2013 N 46.
Администрация, не согласившись с указанным решением и предписанием, обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Решения (действия) антимонопольных органов могут быть признаны судом незаконными (недействительными) при наличии одновременно двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и охраняемых законом интересов заявителя (статьи 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 20 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 28.08.95 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация транспортного обслуживания находится в ведении муниципальных образований и отнесена к вопросам местного значения. Согласно статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Закон Ставропольского края от 08.02.2010 N 5-КЗ "Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в Ставропольском крае" (далее - Закон N 5-КЗ) регулирует отношения в области организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении на территории Ставропольского края и направлен на обеспечение удовлетворения потребностей населения в транспортных услугах, отвечающих требованиям безопасности дорожного движения, повышение культуры и качества транспортных услуг, обеспечение добросовестной конкуренции между перевозчиками.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона N 5-КЗ предоставление перевозчику права выполнять регулярные перевозки пассажиров и багажа по маршрутам межмуниципального сообщения осуществляется по результатам открытого конкурса, проводимого уполномоченным органом. Порядок проведения данных конкурсов утвержден постановлением Правительства Ставропольского края от 04.08.2010 N 256-п "О мерах по реализации Закона Ставропольского края "Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом в Ставропольском крае".
Согласно правилам организации регулярных перевозок пассажиров и багажа, осуществляемых на маршрутах межмуниципального сообщения в Ставропольском крае, утвержденных постановлением Правительства Ставропольского края от 13.07.2010 N 212-п, предоставление перевозчику права выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам межмуниципального сообщения осуществляются органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным в сфере транспорта, на основании договора на право выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа на маршруте межмуниципального сообщения, заключенного между перевозчиком и уполномоченным органом.
В соответствии с Законом Ставропольского края от 04.10.2004 N 88-кз "О наделении муниципальных образований Ставропольского края статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района" город Невинномысск Ставропольского края наделен статусом городского округа, а Кочубеевский район Ставропольского края является муниципальным образованием, наделенным статусом муниципального района у которого органы местного самоуправления находятся в районном центре - селе Кочубеевское.
Маршрут межмуниципального сообщения - это маршрут регулярных перевозок пассажиров и багажа, пролегающий в границах Ставропольского края между муниципальными районами, городскими округами или между городским округом и муниципальным районом (статья 2 Закона N 5-КЗ).
Судебные инстанции обоснованно указали, что маршруты Кочубеевского района Ставропольского края N 140 "ст. Барсуковская - ст. Ивановское" и N 105 "с. Кочубеевское - с. Ивановское" с остановочными пунктами в городе Невинномысске являются межмуниципальными. Указанное обстоятельство подтверждается актами проверки Министерства транспорта Ставропольского края (т. 2, л. д. 32 - 40) и письмом прокуратуры от 25.09.2013 N 260-ж-2013 (т. д. 2, л. д. 74).
В опровержение доводов администрации о необходимости спорных маршрутов Министерство транспорта Ставропольского края представило список маршрутов, который свидетельствует о наличии по указанным направлениям утвержденных межмуниципальных маршрутов. По данным маршрутам заключены договоры на основании проведенных конкурсов (т. д. 2, л. д. 52, 53).
Суды пришли к правомерному выводу о том, что заключение администрацией с индивидуальным предпринимателем Колковой Е.М. договоров на осуществление перевозок пассажиров по маршруту межмуниципального сообщения без проведения конкурса противоречит положениям части 1 статьи 15 Закона о конкуренции и повлекло недопущение, ограничение или устранение конкуренции на рынке соответствующих услуг.
Доводы подателя кассационной жалобы о том, что спорные маршруты не являются межмуниципальными, были предметом исследования судов при рассмотрении дела по существу и им дана надлежащая правая оценка.
Ссылки в кассационной жалобе на отсутствие необходимости проводить конкурс для заключения временных договоров на осуществление пассажирских перевозок межмуниципального сообщения подлежат отклонению, поскольку противоречат положениям статьи 7 Закона N 5-КЗ (предоставление перевозчику права выполнения регулярных перевозок пассажиров и багажа по маршрутам межмуниципального сообщения без проведения конкурса). Спорные договоры заключены администрацией с предпринимателем в 2013 году (т. д. 2, л. д. 139, 140), однако до настоящего времени заявитель не провел конкурс на заключение договоров по рассматриваемым маршрутам.
Доводы кассационной жалобы изучены судом кассационной инстанции и отклоняются как несостоятельные, не основанные на надлежащем толковании действующего законодательства и опровергаемые материалами дела, а также установленными судами обеих инстанций обстоятельствами. Данные доводы кассационной жалобы фактически дублируют доводы апелляционной жалобы и по существу направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами, что недопустимо в силу установленных законом пределов рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 13.02.2015 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2015 по делу N А63-1346/2014 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.М. Денека |
Судьи |
Е.В. Андреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.